Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 84. Обжалование решений и действий (бездействий), нарушающих избирательные права граждан
1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан на выборах главы муниципального образования, могут быть обжалованы в суд.
2. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии области и ее должностных лиц обжалуются в областной суд. Решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные, городские суды.
3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.
4. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан на выборах, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.
5. В случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом, другими законами области, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов или иное решение избирательной комиссии.
6. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан на выборах главы муниципального образования, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию.
7. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии области, нарушающие избирательные права граждан на выборах главы муниципального образования, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия области, территориальная избирательная комиссия вправе принять решение по существу жалобы на действия (бездействие) соответствующей избирательной комиссии.
9. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 7 настоящей статьи, не является обязательным условием для обращения в суд.
10. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.
11. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню выборов (голосования), а в день выборов (голосования) или в день, следующий за днем выборов (голосования), - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
12. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата. Признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия каких-либо органов на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата.
13. Суды и органы прокуратуры в период проведения избирательной кампании обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.