Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Администрации области
от 22 августа 2003 г. N 321
Положение
об организации и порядке проведения эвакуационных
мероприятий на территории области при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
(утв. постановлением Администрации области от 22 августа 2003 г. N 321)
29 апреля 2008 г.
Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок организации, планирования и проведения эвакуационных мероприятий на территории Псковской области при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
I. Общие положения
1. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременно му размещению в заблаговременно подготовленных безопасных районах. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
2. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС природного или техногенного характера на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
3. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зон населения возможны следующие варианты эвакуации: локальная и местная.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах (микрорайонах) города (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают города или сельские районы. При этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.
4. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывоза из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
5. В зависимости от вида ЧС право принятия решения на проведение и обеспечение эвакуационных мероприятий принадлежит Главе Администрации области. Главы районов, мэры городов Пскова и Великие Луки, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС, имеют право принимать решение о проведении эвакуационных мероприятий и организуют их проведение с последующим докладом о принятом решении Губернатору области.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренный вывоз (вывод) при ЧС, носящих локальный характер, может осуществляться по указанию начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта с последующим докладом о принятом решении руководителю объекта.
6. Общее руководство эвакуацией населения осуществляется председателем Комиссии Администрации области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, председателями комиссий по чрезвычайным ситуациям городов Псков и Великие Луки, районов, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационными органами соответствующего уровня.
7. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно - территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям. Эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В отдельных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
8. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.
II. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи
1. Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакуационных мероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов, их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения.
2. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, управления по делам ГО и ЧС городов и отделы ГОЧС районов области.
К эвакуационным органам относятся:
эвакуационные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (СЭП);
приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
оперативные группы (по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
3. На территории области создаются следующие эвакуационные комиссии:
областная эвакуационная комиссия;
городские эвакуационные комиссии (в городах Пскове и Великие Луки);
районные эвакуационные комиссии (во всех районах области);
объектовые эвакуационные комиссии (на всех предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от форм собственности).
Председателем эвакуационной комиссии административно-территориального образования и объекта назначается один из заместителей руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
4. В планах эвакуационных комиссий, принимающих эвакуируемое население, планируется организация непосредственного приема, размещения, обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения и размещения в безопасных районах.
В состав эвакуационных комиссий включаются представители органов местного самоуправления муниципальных образований, принимающих эвакуируемое население, а также организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы, независимо от организационно-правовой формы.
5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эвакуируемого населения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.
6. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, формируемые из личного состава СЭП.
7. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.
8. В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемого населения назначаются:
при перевозке населения железнодорожным и водным транспортом:
начальники эшелонов;
при перевозке автомобильным транспортом:
старшие автомобильных колонн.
9. Для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями глав районов (мэров городов) из числа ответственных работников дорожных организаций.
10. Основные задачи и организационная структура эвакуационных органов всех уровней разрабатываются Главным управлением МЧС России по Псковской области и доводятся до городов и районов в установленном порядке.
III. Планирование эвакуации населения
1. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется эвакуационной комиссией при участии Главного управления МЧС России по Псковской области, управлений по делам ГО и ЧС городов и отделов по делам ГО и ЧС районов.
Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
В безопасных районах эвакуационные комиссии при участии отделов по делам ГО и ЧС районов разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, которые также оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Планированию эвакуации предшествует изучение эвакуационными органами, управлениями (отделами) по делам ГО и ЧС руководящих и нормативных документов, директивных указаний, сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка районов размещения эвакуируемого населения.
2. Планирование мероприятий по проведению эвакуации населения из зон ЧС осуществляется в соответствии с руководствами по эвакуации населения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, методическими пособиями Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления МЧС России по Псковской области.
3. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного командования по вопросам:
выделения транспортных средств воинских частей, предназначенных для обеспечения перевозок эвакуируемого населения и уточнения маршрутов эвакуации;
выделения сил и средств для совместного с органами МЧС России и МВД России регулирования движения на маршрутах эвакуации, в местах сбора и размещения эвакуируемого населения;
выделения сил и средств войсковых частей для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения;
выделения сил и средств войсковых частей для обеспечения санитарнопро-тивоэпидемиологических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
организации вывоза (вывода) военнослужащих и членов их семей из зоны ЧС, их размещения и первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах;
организации разведки силами воинских частей;
использования военных городков и другого имущества для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
IV. Проведение эвакуации населения
1. Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
2. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза (вывода) людей из зоны ЧС. К подготовительным мероприятиям относятся:
приведение в готовность эвакуационных органов и уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки-высадки;
проверка готовности систем оповещения и связи;
приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
оповещение руководителем эвакуационных органов, организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
развертывание и приведение в готовность эвакуационных органов;
сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт, прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
V. Обеспечение эвакуации населения
1. С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведке, метеорологическому.
См. постановление Администрации Псковской области от 7 мая 1998 г. N 115
См. постановление Администрации Псковской области от 27 августа 1997 г. N 204
2. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий - это комплекс мероприятий, охватывающий подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок.
Проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования транспортных коммуникаций.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта организаций.
Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами ГИБДД по местам регистрации автотранспортных средств.
Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев.
С владельцами автомобильного транспорта заключается соглашение-обязательство на их участие в эвакуационных мероприятиях и материальное обеспечение этого участия, а также возмещение расходов, связанных с проведением эвакуационных перевозок.
3. Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение учреждениями здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения распространения массовых инфекционных болезней.
Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально - производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители здравоохранения данной территории.
За своевременность развертывания медицинских пунктов на СЭП, ПЭП, пунктах посадки (высадки), их оснащение (дооснащение) медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения ответственность несут руководители конкретных лечебнопрофилактических учреждений (медсанчастей) в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.
4. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:
осуществление нарядами управления внутренних дел пропускного режима, предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятиях;
проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакуационных перевозок;
оказание содействия должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий и мобилизацию транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон ЧС;
охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакуационных объектах, маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и дезинформационных слухов;
охрана объектов в установленном порядке на этот период; регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;
сопровождение автомобильных колонн с эвакуируемым населением;
обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска в зоны ЧС;
ведение борьбы с преступностью в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и местах размещения;
организация регистрации в органах МВД эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС).
5. Инженерное обеспечение осуществляется с целью создания необходимых условий для эвакуации населения из зон ЧС путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эвакуируемого населения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий включает следующие мероприятия:
а) на эвакуационных объектах:
оборудование убежищ и укрытий для эвакуируемого населения;
оборудование аварийного освещения;
оборудование и содержание пунктов водоснабжения и мест разбора воды в мелкую тару;
оборудование санузлов;
б) на маршрутах:
оборудование объездов разрушенных или непроходимых участков дорог, оборудование и содержание переправ через водные преграды;
очистка дорог от снега при эвакуации зимой;
содержание труднопроходимых участков проселочных дорог при эвакуации в распутицу;
в) в районах размещения:
оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;
оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
оборудование пунктов водоснабжения.
6. Разведка ведется разведывательными формированиями, учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля, постами радиационной и химической разведки. Наземная разведка используется для получения более полных и достоверных данных о границах зон ЧС, уровне радиации, заражения воздуха, характера разрушений, состояния защитных сооружений, дорожной сети и других транспортных сооружений.
7. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечении эвакуационных органов необходимым имуществом.
8. Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении эвакуационных органов стационарными или переносными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.
Обеспечение связи возлагается на функциональные звенья связи и оповещения Псковской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацией (далее РСЧС).
Особое значение имеет информация и инструктирование населения в ходе проведения эвакуационных мероприятий. Для этих целей используется электронные средства массовой информации, уличные и установленные на транспортных средствах громкоговорители.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.