Постановление Псковского областного Собрания депутатов
от 20 ноября 2003 г. N 589
"Об утверждении областной целевой программы "Семейная и демографическая
политика Псковской области на 2003-2007 годы"
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с тем, что постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 12 декабря 2007 г. N 232 прекращена реализация программы, утвержденной настоящим постановлением
В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы".
2. Объем финансирования Программы на 2004-2007 годы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить соответствующие программы по семейной и демографической политике.
4. Комитету по труду и социальной политике областного Собрания депутатов подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки и принятия федеральной целевой программы "Семейная и демографическая политика в Российской Федерации".
Председатель областного Собрания депутатов |
Ю.А.Шматов |
Областная целевая программа
"Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы"
(утв. постановлением областного Собрания депутатов от 20 ноября 2003 г. N 589)
Паспорт
областной целевой программы "Семейная и демографическая
политика Псковской области на 2003-2007 годы"
Наименование Программы Областная целевая программа
"Семейная и демографическая
политика Псковской области
на 2003-2007 годы"
Основание для разработки Концепция демографической
Программы политики Российской
Федерации до 2015 года,
одобренная распоряжением
Правительства РФ от
24.09.2001 N 1270-р,
постановление областного
Собрания депутатов от
26.10.2001 N 581 "Об
информации о проведении
депутатских слушаний по теме
"Демографическая ситуация в
области", распоряжение
Администрации области от
24.01.2002 N 32-р "О
разработке областной целевой
программы "Семейная и
демографическая политика
Псковской области на 2002-
2007 гг."
Областной заказчик Управление социальной защиты
населения области
Основные разработчики Управление социальной защиты
Программы населения области, комитет
здравоохранения области,
Главное управление
образования области, комитет
по средствам массовой
информации Администрации
области, комитет по делам
молодежи области, комитет по
физической культуре и спорту
области, управление труда
области
Цель Программы Обеспечение условий для
стабилизации демографической
ситуации в области
Сроки реализации
Программы 2003-2007 годы
Исполнители мероприятий Управление социальной защиты
Программы населения области, комитет
здравоохранения области,
Главное управление
образования области, комитет
по средствам массовой
информации Администрации
области, комитет по делам
молодежи области, комитет по
физической культуре и спорту
области, управление труда
области
Объемы и источники 7870,0 тыс. рублей
финансирования за счет средств областного
Программы бюджета,
в том числе на 2004 год
- 2650,0 тыс. рублей, 2005
год - 1940,0 тыс. рублей,
2006 год - 1670,0 тыс.
рублей, 2007 год - 1610,0 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные Стабилизация демографической ситуации в
результаты реализации области за счет снижения уровня
Программы заболеваемости, инвалидизации и
смертности, увеличения средней
продолжительности жизни, рождаемости
населения
Система контроля за Контроль за исполнением Программы
реализацией программы осуществляется Администрацией области,
областным Собранием депутатов
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и в Псковской области характеризуется в первую очередь нарастанием депопуляции населения.
На 01.01.2003 население области составило 767 тыс. человек, т.е. сократилось за год на 11 тыс. человек, а по сравнению с 1991 годом сократилось на 8,2 процента. В 2002 году число умерших превысило число родившихся на 11701 чел. Общий коэффициент рождаемости - 8,4, суммарный коэффициент рождаемости -1,2, что в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Рождаемость характеризуется распространением малодетности, откладыванием рождения первого ребенка, каждый третий ребенок рождается вне брака. По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков незначительно увеличилось с 5046 до 5061.
Кроме снижения рождаемости, причиной депопуляции также является высокая смертность, которая в области характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста. Уровень смертности среди мужчин в 3,5 раза выше, чем уровень смертности среди женщин. В структуре причин смертности на первом месте находятся болезни системы кровообращения, на втором -травмы и отравления, на третьем - новообразования. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на ожидаемой продолжительности жизни населения, которая в настоящее время составляет в области 61,6 года (по стране - 65,4 лет).
Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению населения области.
Население детородного возраста характеризуется низким уровнем здоровья, сохраняется большое количество абортов, патологических состояний в период беременности и родов. Эти причины обуславливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности, мертворождаемости.
В последние годы наблюдается сокращение миграции в Псковскую область, что привело к тому, что миграционный прирост в 2000 году компенсировал естественную убыль населения только на 6 процентов, (по России - около 24 процентов), в 2001 году миграционный прирост в обмене с населением России сменился на миграционную убыль (-186).
Анализ демографической ситуации в области свидетельствует о том, что по многим показателям наша область характеризуется более худшим положением, чем в стране, а также наличием специфических проблем: сократилась до 33,2 процента доля сельского населения, при этом лица старшего возраста составляют 31,5 процента (в городских поселениях -20,7 процента). Такое изменение структуры населения области приводит к нарастанию демографической нагрузки на работоспособную часть населения с одновременным сокращением лиц, находящихся в трудоспособном возрасте. В то же время из-за высокого уровня заболеваемости как взрослого, так и детского населения продолжает нарастать инвалидизация населения, что требует увеличения затрат на медицинское обслуживание и социальное обеспечение населения, потребует большей эффективности работы учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, принятия дополнительных мер по социальному страхованию.
Для решения некоторых задач по улучшению медицинского и социального обслуживания населения, а значит - стабилизации демографической ситуации, в области приняты и действуют ряд областных целевых программ. В то же время назрела необходимость принятия новых, более действенных мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации в области, реализация которых даст необходимый положительный результат только при взаимодействии на межведомственном уровне.
Цели и задачи программы
Главной целью Программы является стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к его дальнейшему росту.
Предусмотрено решение следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов;
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи, как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной поддержки семьи;
обеспечение интеграции мигрантов и формирование терпимого отношения к ним.
Основные направления реализации программы
Предусматривается расширение нормативно-правовой базы путем разработки проектов законов Псковской области, определяющих поддержку специалистов, работающих в области социального обслуживания, улучшение охраны труда на предприятиях области.
Планируется методическое обеспечение реализации современных технологий работы с семьей, профилактики заболеваний среди детей и подростков, охраны труда; подготовка и переподготовка специалистов по охране труда, по социальной и оздоровительной работе в медицинских, образовательных, социальных учреждениях.
Предусматривается дальнейшее развитие сети учреждений, оказывающих различные виды социальной помощи, в том числе создание областного центра социально - психологической помощи и реабилитации, кризисного центра со стационаром для лиц, склонных к суициду.
Предполагается улучшить информированность населения по вопросам профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, развития физкультуры и спорта, повышения социальной значимости семьи и материнства, развития демографической ситуации. Для этих целей намечено проведение ежегодных конкурсов в средствах массовой информации области.
Определен ряд мер по укреплению здоровья населения, в том числе обеспечение детских дошкольных учреждений спортивным и физиотерапевтическим оборудованием, школ-интернатов комплексами очистки воды, проведение витамино- и фитотерапии в детских дошкольных учреждениях области, развитие выездного метода консультативной работы в здравоохранении, внедрение высоких медицинских технологий и комплексной системы подготовки супружеских пар к беременности.
Планируется улучшить работу по охране труда, для чего создается информационно-методический центр при управлении труда области, а также будет осуществляться информирование Администрации области об итогах проверки исполнения Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", статистический анализ охраны и условий труда женщин и подростков в организациях области, содействие в создании служб охраны труда в организациях всех форм собственности.
Ресурсное обеспечение программы
Исполнители, которым требуется финансирование |
тыс. рублей | |||||
2003- 2007 годы |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
|
Управление социальной защиты населения области |
1920,0 | - | 780,0 | 380,0 | 380,0 | 380,0 |
Комитет здравоохранения области |
410,0 | - | 120,0 | 110,0 | 120,0 | 60,0 |
Комитет по делам молодежи области |
800,0 | - | 200,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 |
Управление труда области | 560,0 | - | 280,0 | 280,0 | ||
Комитет по средствам массовой информации Администрации области |
120,0 | - | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
Главное управление образования области |
4060,0 | - | 1240,0 | 940,0 | 940,0 | 940,0 |
ИТОГО | 7870,0 | - | 2650,0 | 1940,0 | 1670,0 | 1610,0 |
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 7870,0 тыс. рублей, в том числе на методическое обеспечение 400,0 тыс. рублей, развитие сети учреждений, оказывающих различные виды социальной помощи,- 970,0 тыс. рублей, повышение информированности населения по вопросам демографической политики - 1080,0 тыс. рублей, осуществление мер по укреплению здоровья населения - 4860,0 тыс. рублей, проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда - 560,0 тыс. рублей.
Механизм реализации программы
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти области, организации и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, общественные организации.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация области, областное Собрание депутатов.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Органы исполнительной власти области, указанные в графе "Исполнители" раздела "Основные программные мероприятия" первыми, являются ответственными за выполнение мероприятий. Они могут создавать межведомственные группы, работу которых организуют и контролируют.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Главы Администрации области могут быть рассмотрены на заседаниях Администрации области с заслушиванием отчетов руководителей органов исполнительной власти - участников и исполнителей Программы.
Оценка эффективности реализации программы
Основным результатом Программы должно стать сокращение депопуляции населения области за счет снижения инвалидности и смертности от несчастных случаев лиц трудоспособного возраста, онкологической заболеваемости, заболеваемости детей и подростков, увеличения рождаемости, средней продолжительности жизни.
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Семейная и демографическая политика
Псковской области на 2003-2007 годы"
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятия | Исполнители |Срок исполнения и объем финансирования |
|п\п | | |в тыс. рублей |
| | | |_______________________________________________|
| | | | | в том числе по годам |
| | | | |_______________________________________|
| | | | всего | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
| | | | | | | | | |
|-----+-----------------------------------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
\-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
I. Организационно-правовое обеспечение
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1 |Разработка проекта закона |Главное управление | - - I кв. - - - |
| |Псковской области "О патронатном |образования | |
| |воспитании в Псковской области". |области, управление| |
| | |социальной защиты | |
| | |населения области | |
|-----+-----------------------------------+-------------------+-----------------------------------------------|
|1.2 |Разработка проекта закона |Управление труда | - - I кв. - - - |
| |Псковской области "Об охране труда |области | |
| |в Псковской области". | | |
|-----+-----------------------------------+-------------------+-----------------------------------------------|
|ИТОГО| | | - | - | - | - | - | - |
\-------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
II. Методическое обеспечение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2.1 | Организация выпуска научно- методических и информационных материалов по реализации современных технологий социальной работы с семьей, профилактики наркотизма и злоупотребления алкоголем, информационных буклетов для вступающих в брак. |
Управление социальной защиты населения области, комитет здравоохранения области |
120 - 30,0 30,0 30,0 30,0 обл. бюдж. |
|||||
2.2 | Проведение семинаров, совещаний по проблемам охраны труда женщин и подростков, межведомственных семинаров по вопросам развития демографической ситуации. |
Управление социальной защиты населения области, управление труда области, комитет здравоохранения области, комитет по средствам массовой информации Администрации области, Главное управление образования области |
40 - 10,0 10,0 10,0 10,0 обл. бюдж. |
|||||
2.3 | Организация информирования организаций всех видов деятельности и форм собственности о нормативной, правовой и справочной литературе по условиям и охране труда женщин и подростков. |
Управление труда области | - - - - - - пост. |
|||||
2.4 | Организация подготовки и переподготовки медицинского персонала по физиотерапии, ЛФК детских дошкольных учреждений области, специализированных курсов для социальных работников медицинских учреждений. |
Комитет здравоохранения области, Главное управление образования области, управление социальной защиты населения области |
80 - 20,0 20,0 20,0 20,0 обл. бюдж. |
|||||
2.5 | Организация интернет-сайта областного онкологического диспансера для обеспечения раннего выявления и профилактики онкологических заболеваний. |
Комитет здравоохранения области |
120 - 30,0 30,0 30,0 30,0 обл. бюдж. |
|||||
2.6 | Проведение областного конкурса профессионального мастерства на лучшего работника учреждений социального обслуживания семьи и детей. |
Управление социальной защиты населения области |
40 - 10,0 10,0 10,0 10,0 обл. бюдж. |
|||||
2.7 | Оказание методической помощи детским дошкольным учреждениям с приоритетным физкультурно- оздоровительным направлением. |
Главное управление образования области |
- - - - - - пост. |
|||||
ИТОГО | 400,0 | - | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
III. Развитие сети учреждений, оказывающих различные виды социальной помощи
3.1 | Содействие в открытии отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения муниципальных образований области. |
Управление социальной защиты населения области |
пост. - - - - - - |
3.2 | Содействие созданию реабилитационных отделений для лиц с ограниченными воз- можностями в центрах социального обслуживания населения. |
Управление социальной защиты населения области |
пост. - - - - - - |
3.3 | Организация и оснащение оборудованием областного центра социально-психологической помощи и реабилитации. |
Управление социальной защиты населения области, комитет здравоохра- нения области |
800 500,0 100,0 100,0 100,0 обл. бюдж. |
3.4 | Оказание содействия по созданию кардиологических кабинетов в лечебно- профилактических учреждениях области. |
Комитет здравоохранения области |
- - - - - - пост. |
3.5 | Организация кризисного центра на базе областного психоневрологического диспансера, в том числе телефон доверия кризисный стационар на 5 коек кабинет психосоциальной помощи. |
Комитет здравоохранения области |
170 60,0 50,0 60,0 - обл. бюдж. 60,0 60,0 50,0 50,0 60,0 60,0 |
3.6 | Содействие развитию волонтерского движения в сфере социального обслуживания различных категорий населения области. |
Управление социальной защиты населения области, общественные организации |
- - - - - - пост. |
ИТОГО | 970,0 |
IV. Повышение социального статуса семьи, информированности населения по
вопросам демографической политики
4.1 | Организация систематического информи- рования населения по вопросам демографической политики и реализации областных целевых программ социальной направленности. |
Комитет по средствам массовой информации Администрации области |
- пост. |
|||||
4.2 | Организация проведения конкурсов среди районных, городских и областных печатных изданий, авторских теле- и радиопрограмм и передач на лучшую пропаганду здорового образа жизни, укрепление семьи, социальной значимости материнства, ответственного родительства и развитие физкультуры и спорта. |
Комитет по средствам массовой информации Администрации области |
120 30,0 30,0 30,0 30,0 обл. бюдж. |
|||||
4.3 | Проведение мероприятий, посвященных Международному дню семьи. |
Управление социальной защиты населения области |
200 50,0 50,0 50,0 50,0 обл. бюдж. |
|||||
4.4 | Проведение мероприятий, посвященных Дню защиты детей. |
Управление социальной защиты населения области |
120 30,0 30,0 30,0 30,0 обл. бюдж. |
|||||
4.5 | Оказание материальной помощи много- детным семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. |
Управление социальной защиты населения области |
400 100,0 100,0 100,0 100,0 обл. бюдж. |
|||||
4.6 | Проведение областного конкурса многодетных семей. |
Управление социальной защиты населения области, Главное управление Образования области,комитет здравоохранения области, Государственный комитет по культуре области, комитет по физической культуре и спорту области, комитет по средствам массовой информации Администрации области |
240 60,0 60,0 60,0 60,0 обл. бюдж. |
|||||
ИТОГО | 1080,0 | - | 270,0 | 270,0 | 270,0 | 270,0 |
V. Меры, направленные на укрепление здоровья населения
5.1 | Организация проведения областных смотров-конкурсов на лучшую внешкольную спортивно- оздровительную работу, оздоровительную работу в детских дошкольных учреждениях области. |
Главное управление образования области,комитет здравоохранения области, комитет по физической культуре и спорту |
160 - 40,0 40,0 40,0 40,0 обл. бюдж. |
|||||
5.2 | Организация проведения конкурса на лучший спортивный класс. |
Главное управление образования области, комитет по физической культуре и спорту области |
80 - 20,0 20,0 20,0 20,0 обл. бюдж. |
|||||
5.3 | Обеспечение физиопроцедурных кабинетов детских дошкольных учреждений медицинским оборудованием. |
Главное управление образования области, комитет здравоохранения области |
2000,0 - 500,0 500,0 500,0 500,0 обл. бюдж. |
|||||
5.4 | Обеспечение детских дошкольных учреждений спортивным инвентарем, оборудованием (в том числе миникомплексами). |
Главное управление образования области |
1200,0 - 300,0 300,0 300,0 300,0 обл. бюдж. |
|||||
5.5 | Обеспечение школ-интернатов автоматизированными комплексами очистки воды "Изумруд". |
Главное управление образования области |
300,0 - 300,0 обл. бюдж. |
|||||
5.6 | Обеспечение развития выездного метода работы для оказания консультативной помощи детям области. |
Комитет здравоохранения области |
- - - - - - пост. |
|||||
5.7 | Организация в 2004-2007 г.г. лагерей молодежного труда и отдыха. |
Комитет по делам молодежи области |
400,0 обл. - 100,0 100,0 100,0 100,0 бюдж. |
|||||
5.8 | Организация в 2004-2007 г.г. летней занятости молодежи. |
Комитет по делам молодежи области |
400,0 - 100,0 100,0 100,0 100,0 обл. бюдж. |
|||||
5.9 | Обеспечение внедрения высоких медицинских технологий при оказании специализированной медицинской помощи. |
Комитет здравоохранения области |
- - - - - - пост. |
|||||
5.10 | Разработка и внедрение комплексной системы подготовки супружеских пар к беременности. |
Комитет здравоохранения области |
- - - - - - I кв. |
|||||
5.11 | Обеспечение организации витамино- и фитотерапии в детских дошкольных учреждениях. |
Главное управление образования области, комитет здравоохранения области |
320,0 - 80,0 80,0 80,0 80,0 обл. бюдж. |
|||||
ИТОГО | 4860,0 | - | 1440,0 | 1140,0 | 1140,0 | 1140,0 |
VI. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда
Организация и оснащение оборудованием областного Центра охраны труда. |
Управление труда области | 560,0 - 280,0 280,0 - - обл. бюдж. |
||||||
Содействие созданию в организациях всех форм деятельности и форм собственности служб охраны труда, оказание методической помощи работодателям по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда женщин. |
Управление труда области | - - - - - - пост. |
||||||
Подготовка аналитических материалов по результатам комплексных проверок исполнения Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", проведения статистического анализа охраны и условий труда женщин и подростков в организациях области. |
Управление труда области, Государственная инспекция труда |
- - - - - - ежег. 1 апр. |
||||||
ИТОГО | 560,0 | - | 280,0 | 280,0 | - | - | ||
ВСЕГО по Программе |
7870,0 |
- |
2650,0 |
1940,0 |
1670,0 |
1610,0 |
||
Областной бюджет |
7870,0 |
- |
2650,0 |
1940,0 |
1670,0 |
1610,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 20 ноября 2003 г. N 589 "Об утверждении областной целевой программы "Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Псковская правда", N 230, от 10 декабря 2003 г.
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с тем, что постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 12 декабря 2007 г. N 232 прекращена реализация программы, утвержденной настоящим постановлением