областного Собрания депутатов |
Г.Н.Бубнов |
Паспорт областной целевой программы "Одаренные дети"
на 1997-2000 годы
Наименование программы Одаренные дети
Наименование, дата и номер Указ Президента Российской
решения о разработке прог- Федерации от 18 августа
раммы 1994 г. N 1696 "О президент-
ской программе "Дети России"
Постановление Администрации
области N 93 от 18.10.94 "Об
областной программе "Дети
Псковщины"
Постановление Правительства
Российской Федерации от
27.07.96 "О федеральных це-
левых программах по улучше-
нию положения детей в Рос-
сийской Федерации"
Государственный заказчик Главное управление образова-
ния Псковской области
Основной разработчик Главное управление образова-
программы ния Псковской области
Цели и задачи программы, Развитие интеллектуальных
важнейшие целевые по- ресурсов Псковской области
казатели создание условий для разви-
тия и реализации потенциаль-
ных возможностей одаренных
детей
проведение опытно-экспери-
ментальной и научно-исследо-
вательской работы, направ-
ленной на создание системы
выявления и развития одарен-
ных детей
Сроки реализации 1997-2000 годы
программы
Исполнители основных Главное управление образова-
мероприятий программы ния области, комитет по
культуре и туризму области,
комитет по физкультуре и
спорту области
Объемы и источники Всего затрат: - 36183,0 млн.
финансирования программы руб.
в т.ч.:
федеральный
бюджет 5000,0 млн.
руб.
областной
бюджет 29183,0 млн.
руб.
внебюджетные
средства 2000,0 млн.
руб.
Ожидаемые конечные Создание системы работы с
результаты реализации одаренными детьми, которая
программы позволит творческой личности
найти себя и самореализо-
ваться в жизни
Контроль за исполнением Комитет по социальной поли-
программы тике Администрации области,
комитет экономики Админист-
рации области
Обоснование к программе
Проблема одаренных детей заключается прежде всего в том, что на протяжении длительного времени существовало табу на сам феномен детской одаренности. таким образом сформировалось отношение общества к одаренным детям. Теперь этот запрет снят. Общество, государство прилагают усилия, чтобы хоть в какой-то мере наверстать то, что упущено (по сути безвозвратно). А упущены не только тысячи человеческих судеб, которые могли стать, но не стали выдающимися. Упущено время, которое необходимо для разработки методов обучения и воспитания одаренных детей, для подготовки соответствующих педагогических и научно-исследовательских кадров, для разработки системы выявления и диагностики одаренных детей Псковской области.
Учитывая эти проблемы, Администрация области и Главное управление образования области уделяют большое внимание одаренным, талантливым детям, за которыми будущее региона: экономическая состоятельность, интеллектуальный потенциал, творческий взлет.
На территории Псковской области функционирует 543 школы, в них обучается 103446 учащихся, работают 9910 учителей. Среди такого числа учащихся и учителей много людей творческих, способных, одаренных. На одаренных и способных детей возлагаются большие надежды. В области открыты:
9 лицеев: технический, гуманитарный, экономико-
математический, химико-технологический,
естественно-математический, гуманитар-
но-экономический, социально-экономичес-
кий, милицейско-правовой, лицей
им. А.С.Пушкина;
9 гимназий и учреждений образования с новыми формами органи-
зации учебно-воспитательного процесса:
агрошкола-интернат (п.Красногородск),
комплекс образования и развития (г. Ве-
ликие Луки), педагогический комплекс
(г.Псков), педагогический комплекс
(п.Гавры), агрошкола (д.Макушино Опоче-
цкого района), школа с углубленным изу-
чением предметов русской культуры N 5
города Пскова, Псковский областной центр
развития одаренных школьников (система
обучения - очно-заочная, отделения: рус-
ский язык, литература, английский язык,
информатика, математика, физика, химия,
биология)
При техническом лицее г.Пскова работают для учащихся среднего звена разных школ города: компьютерная школа, школа развития, естественно-математическая школа. Эколого-биологический центр Пскова работает по направлениям экология и биология. При Псковском педагогическом комплексе имеются: отделение искусств (музыкальное, танцевальное), гимназическое отделение, билингвистическое отделение ("школа будущего"). При гуманитарном лицее открыты отделения: физиологическое, иностранных языков (английский, немецкий, французский), естественное, физико-математическое, историческое, начальных классов. В городе Острове открыт спортивно-оздоровительный центр "Юность" (школа олимпийского резерва по лыжному спорту). В г.Пскове имеется Псковский региональный центр экономического образования. В п.Переслегино Великолукского района Дом детского творчества занимается развитием творческих способностей сельских школьников. Детский сад N 7 г.Пскова работает над развитием творческого воображения и обучения элементам теории решения изобретательских задач. Детский сад N 9 г.Пскова работает по методике М.Монтессори. Детский садик "Светлячок" г.Печоры работает по программам, основанным на изучении традиционной русской культуры.
Псковский политехнический институт Санкт-Петербургского государственного технического университета организовал вечернюю физико-математическую школу для учащихся школ города. Высшее профессиональное училище N 14 г.Пскова (художественно-промышленный лицей) готовит учащихся по профессии реставратор строительный по специальностям: художник росписи по дереву, художник по лепке, художник иконописи. Профессиональное училище N 8 г. Великие Луки готовит учащихся по специальности художник росписи по дереву. Обучение учащихся в вышеперечисленных учебных заведениях доступно всем, идет на русском языке.
В качестве поощрения одаренных школьников имеются дипломы города и области и именные стипендии знаменитых людей, связавших свою судьбу с Псковщиной: А.С.Пушкина, В.А.Каверина, историка М.И.Семевского, братьев Д. и Х. Лаптевых, М.П. Мусоргского, М.С.Вревского, С.В.Ковалевской и т.д.
В области проводятся конкурсы "Псковская весна", областные детские Пушкинские праздники, смотры-конкурсы художественного творчества школьников, интеллектуальные конкурсы юных техников, областные школьные олимпиады.
Таким образом, в области накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающей одобрения и дальнейшего совершенствования. Вместе с тем координация работы различных учреждение и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер. Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.
Центральная идея программы - поиск и воспитание юных талантов области. Всемерная поддержка талантливых детей приобрела сегодня статус приоритетной государственной задачи, призванной помочь возрождению и дальнейшему развитию классических традиций российского профессионального искусства, привлечь внимание общественности к сохранению культурного генофонда нации,"взращиванию" завтрашней художественной интеллигенции и научного потенциала.
В программу заложена идея о том, что одаренный ребенок, подросток должен стать предметом заботы, внимания, активной поддержки всего общества, а не средоточием узковедомственных интересов.
Цели и задачи:
Разработать систему работы с одаренными и талантливыми детьми в области;
Определить и создать оптимальные условия для развития творческих способностей одаренных детей;
Облегчить одаренному ребенку вхождение в сложный мир знаний, науки, творчества, искусства. Оказать помощь в формировании творческой личности в самоопределении и самореализации.
Основные направления реализации программы
I. Развитие образовательных учреждений, работающих с
одаренными детьми
Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.Строительство специализированных учебных заведений, в которых будет осуществляться обучение и воспитание детей с высокими интеллектуальными способностями, детей со способностями в области искусства и спорта.
II. Экспериментальная и научно-исследовательская работа
Предусматриваются мероприятия по изучению проблем развивающего образования, созданию системы диагностики и выявления способных и одаренных детей. Разработка методических рекомендаций, образовательных и учебных программ для индивидуализации обучения одаренных детей. Создание и оснащение экспериментальных площадок на базе учебных заведений области, занимающихся проблемами одаренных детей.
III. Подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми
Включаются мероприятия, направленные на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, квалифицированными кадрами, владеющими современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных детей.
IV. Организационно-массовые мероприятия по работе с одаренными детьми
Включаются мероприятия, направленные на выявление талантливых и одаренных детей в различных областях науки, искусства, спорта.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- разработать систему работы, направленную на развитие творческого, интеллектуального потенциала одаренных детей Псковской области;
- поднять престиж науки, искусства, спорта Псковской области;
- организовать подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми Псковской области.
Основные мероприятия целевой программы "Одаренные дети"
-------------------------------------------------------------------------
NN | Мероприятия | Исполнители | Сроки | Примечания
пп | | | | Стоимость
| | | | в млн.руб.
---+----------------------------------+-------------+-------+------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
-------------------------------------------------------------------------
I раздел. Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными
детьми
1. Строительство специализированной Главное уп- 1997- 10000,0
школы-интерната для одаренных де- равление 2000 1998 г. -
тей на 175 мест в г.Пскове (мно- образования годы 5000,0
гопрофильное учреждение полного области, 1999 г. -
типа для учащихся области 8-11 комитет по 5000,0
классов) строительс-
тву и ЖКХ
Администра-
ции области
2. Создание международной школы по Главное уп- 1997- 3500,0
модели "Еврошколы" равление 2000 в.ч.:
- капитальный ремонт гуманитарно- образования годы 2000,0
го лицея области внебюд.
- строительство д/с для I ступени средства,
"Еврошколы" 1500,0 -
федер.
бюджет
1997 г. -
800,0
1998 г. -
800,0
1999 г. -
900,0
2000 г. -
1000,0
3. Строительство школы-интерната для Главное уп- 1997- 3500,0
спортивно-одаренных детей по лыж- равление 1998 фед.бюджет
ному спорту на базе санатория образования годы 1997 г. -
"Гороховое озеро" Островского области 1000,0
района 1998 г. -
2500,0
4. Создание школы-интерната для Главное уп- 1997- 600,0
спортивно-одаренных детей по про- равление 1998 1997 г.-
филю единоборства на базе Зарец- образования годы 100,0
кого культурно-спортивного комп- области 1998 г,-
лекса Пушкино-Горского района 500,0
5. Строительство гимназии в п.Пуш- Главное уп- 1997- 8000,0
кинские Горы на 320 мест равление 2000 1997 г. -
образования годы 2000,0
области 1998 г. -
2000,0
1999 г. -
3000,0
2000 г. -
1000,0
6. Создание учреждений развивающего Главное уп- до 1000,0
обучения для детей дошкольного равление 2000 1997 г. -
возраста по следующим направлени- образования года 250,0
ям: области, 1998 г. -
- центр математического развития управления 250,0
в г.Пскове, образования 1999 г. -
- центр по раннему обучению детей гг.Пскова, 250,0
иностранному языку в городе Пско- Великие Лу- 2000 г. -
ве, ки 250,0
- центр экологического воспитания
в г.Пскове, Великие Луки
- центр эстетического воспитания
в г.Великие Луки
7. Поддержка образовательных учреж- Главное уп- 1997- 2000,0
дений новых видов (лицеи, гимна- равление 2000 1997 г. -
зии, агрошколы, школы-комплексы образования годы 400,0
и т.д.) и учреждений образования, области 1998 г. -
работающих в режиме эксперимента 500,0
- создание нормативно-правовой 1999 г. -
базы 500,0
- приобретение 5 компьютерных 2000 г. -
классов 600,0
- укрепление учебной базы
- стимулирование оплаты труда
творчески работающих педагогов
8. Создание музея детского творчест- Комитет по 1997- 60,0
ва культуре и 2000 1997 г. -
туризму годы 15,0
1998 г. -
15,0
1999 г. -
15,0
2000 г. -
15,0
9. Укрепление учебно-материальной Главное уп- 1997- 376,0
базы: равление 2000 1997 г. -
а) обеспечение транспортом учреж- образования годы 110,0
дений образования: области 1998 г. -
- центр развития одаренных школь- 80,0
ников (автобус на 30 мест) 1999 г. -
- Великолукский районный дом 86,0
детского творчества (микроавто- 2000 г. -
бус) 100,0
агрошкола в п. Макушино Опочецко- в том
го района (трактор) числе:
- областной дом детского и юно- а)286,0
шеского туризма и экскурсий (ав-
тобус) 1997 г. -
б) Укрепление учебно-материальной Комитет по 80,0
базы центра эстетического воспи- культуре и 1998 г. -
тания детей г.Великие Луки с туризму, 50,0
целью создания ремесленных мас- админист- 1999 г. -
терских рация г. 56,0
Великие 2000 г. -
Луки 100,0
б)90,0
1997 г. -
30,0
1998 г. -
30,0
1999 г. -
30,0
Итого по I разделу: 29036,0
II раздел. Экспериментальная и научно-исследовательская работа
1. Создание профильных методик и Главное уп- 1997- 200,0
программ разных направлений по равление 2000 1997 г. -
работе с одаренными детьми образования годы 40,0
области 1998 г. -
40,0
1999 г. -
60,0
2000 г. -
60,0
2. Разработка системы поиска, отбора Главное уп- до 200,0
и профессиональной подготовки та- равление 2000 1997 г. -
лантливой молодежи области образования года 40,0
области 1998 г. -
40,0
1999 г. -
60,0
2000 г. -
60,0
3. Интеграция в мировую систему ра- Главное уп- до 10,0
боты с одаренной молодежью, учас- равление 2000 1997 г. -
тие в международном конгрессе образования года 2,0
студентов, аспирантов и молодых области 1998 г. -
ученых "Молодежь и наука - третье 2,0
тысячелетие" 1999 г. -
3,0
2000 г. -
3,0
4. Участие в российской научно-соци- Главное уп- до 30,0
альной программе для молодежи и равление 2000 1997 г. -
"Шаг в будущее" образования годы 7,0
области 1998 г. -
8,0
1999 г. -
7,0
2000 г. -
8,0
5. Разработка областной комплексной Комитет по 1997 10,0
краеведческой программы "Музей и культуре и год 1997 г. -
дети" туризму 2,0
области 1998 г. -
2,0
1999 г. -
3,0
2000 г. -
3,0
6. Реализация образовательного крае- Главное уп- 1997 15,0
ведческого маршрута "Истори- равление г.
ко-культурные места Псковской об- образования
ласти" области
7. Создание и тиражирование просве- Комитет по 1997- 9,0
тительских программ, авторских культуре и 2000 1997 г. -
методических разработок по работе туризму годы 2,0
с отдельными категориями одарен- области 1998 г. -
ных детей, современных методик 2,0
развития талантов и способностей 1999 г. -
детей 2,0
2000 г. -
3,0
8. Проведение научно-практических Главное уп- 1997- 100,0
конференций, встреч, дискуссий по равление 2000 1997 г. -
проблемам работы с одаренными образования годы 25,0
детьми области 1998 г. -
Комитет по 25,0
культуре и 1999 г. -
туризму 25,0
области 2000 г. -
25,0
9. Участие в международных, респуб- Главное уп- 1997- 100,0
ликанских и региональных конкур- равление 2000 1997 г. -
сах, фестивалях, конференциях, образования годы 25,0
посвященных талантливым и одарен- области 1998 г. -
ным детям Комитет по 25,0
культуре и 1999 г. -
туризму 25,0
области 2000 г. -
25,0
Итого по II разделу: 674,0
III раздел. Подготовка и переподготовка кадров, работающих с детьми
1. Проведение курсов повышения ква- Главное уп- 1997- 300,0
лификации управленческих и педа- равление 2000 1997 г. -
гогических работников учреждений образования годы 70,0
образования, работающих с одарен- области 1998 г. -
ными детьми 70,0
1999 г. -
80,0
2000 г. -
80,0
2. Проведение целевых курсов для Главное уп- 1997- 160,0
учителей предметников, работающих равление 2000 1997 г. -
с одаренными детьми по углублен- образования годы 40,0
ному изучению преподаваемых ими области 1998 г. -
дисциплин 40,0
1999 г. -
40,0
2000 г. -
40,0
3. Подготовка и повышение квалифика- Главное уп- 1997- 300,0
ции психологов для учреждений об- равление 2000 1997 г. -
разования, работающих с одаренны- образования годы 70,0
ми детьми области 1998 г. -
70,0
1999 г. -
80,0
2000 г. -
80,0
4. Организация работы постоянно Комитет 1997- 10,0
действующего научно-методического культуре и 2000 1997 г. -
очно-заочного семинара-практикума туризму годы 2,0
преподавателей детских музыкаль- области 1998 г. -
ных, художественных школ и школ 3,0
искусств, руководителей творчес- 1999 г. -
ких, детских коллективов 2,0
2000 г. -
3,0
5. Проведение смотра-конкурса научно Комитет 1997 3,0
- методических работ преподавате- культуре и год
лей детских музыкальных, худо- туризму
жественных школ и школ искусств, области
областных училищ - музыкального,
культуры, музыкального, культуры,
музеев и ПТУ со специальностями
по искусству "Развитие художест-
венных способностей и стимулиро-
вание творческой активности де-
тей"
Итого по III разделу: 773,0
IV раздел. Организационно-массовые мероприятия по работе с
одаренными детьми
1. Назначение именных стипендий и Главное уп- 1997- 300,0
премий для одаренных детей в об- равление 2000 1997 г. -
ласти науки, искусства, спорта и образования годы 50,0
технического творчества области 1998 г. -
50,0
1999 г. -
100,0
2000 г. -
100,0
2. Организация работы летних профес- Главное уп- 1997- 5000,0
сиональных лагерей по программам равление 2000 1997 г. -
работы с одаренными детьми разных образования годы 12500,0
направлений области 1998 г. -
Комитет по 12500,0
культуре и 1999 г. -
туризму 12500,0
области 2000 г. -
12500,0
3. Проведение научно-практических Главное уп- еже- 100,0
конференций, встреч, дискуссий по равление годно 1997 г. -
проблемам работы с одаренными- образования 25,0
детьми области 1998 г. -
Комитет по 25,0
культуре и 1999 г. -
туризму 25,0
области 2000 г. -
25,0
4. Участие в республиканских, между- Главное уп- еже- 100,0
народных и региональных конкур- равление годно 1997 г. -
сах, фестивалях и конференциях образования 25,0
области 1998 г. -
25,0
1999 г. -
25,0
2000 г. -
25,0
5. Организация областного конкурса Главное уп- 1997- 50,0
детского творчества по зонам равление 2000 1997 г. -
образования годы 10,0
области 1998 г. -
10,0
1999 г. -
15,0
2000 г. -
15,0
6. Проводить ежегодные сборы для вы- Главное уп- 1997- 70,0
сококвалифицированных спортсменов равление 2000 1997 г. -
по зонам образования годы 15,0
области 1998 г. -
Комитет по 15,0
культуре и 1999 г. -
спорту об- 20,0
ласти 2000 г. -
20,0
7. Проводить ежегодные конкурсы ис- Комитет по 1997- 10,0
полнителей-учащихся ДМШ, ДШИ об- культуре и 2000 1997 г. -
ласти по специальностям - фор- туризму годы 2,0
тепьяно, струнно-смычковые, на- области 1998 г. -
родные инструменты, ансамблевое 2,0
исполнительство по зонам 1999 г. -
3,0
2000 г. -
3,0
8. "Новые имена" - рождественские Комитет по 12,0
концерты и выставка работ учащих- культуре и 1997 г. -
ся художественных школ области по туризму 3,0
зонам области 1998 г. -
3,0
1999 г. -
3,0
2000 г. -
3,0
9. Становление системы традиционных Комитет по 1997- 12,0
фестивалей юных дарований Псков- культуре и 2000 1997 г. -
щины на родине М.П.Мусоргского в туризму годы 3,0
Куньинском районе и г.В.Луки; в области 1998 г. -
музее-усадьбе Н.А.Римского-Корса- 3,0
кова в Плюсском районе; в Новор- 1999 г. -
жевском районе на родине Б.Троя- 3,0
новского 2000 г. -
3,0
10. Областная выставка декоратив- Комитет по 1 раз 10,0
но-прикладного творчества детей, культуре и в 2 1998 г. -
подростков, юношества "Псковские туризму года 5,0
ремесла" области, ап- 2000 г. -
Главное уп- рель- 5,0
равление май
образования
области
11. Областной фестиваль детского ху- Комитет по 1 раз 10,0
дожественного творчества "Сель- культуре и в 2 1997 г. -
ские звездочки" туризму года 5,0
области, 1999 г. -
Главное уп- 5,0
равление
образования
области
12. "Дети и музы" - благотворительная Комитет по 1 раз 8,0
акция и смотр-конкурс творчества культуре и в 2 1998 г. -
воспитанников детских домов и туризму года 4,0
школ-интернатов области (ап- 2000 г. -
рель- 4,0
май)
13. "Гастрольная афиша" - программа Комитет еже- 8,0
концертов юных дарований и персо- культуре и годно 1997 г. -
нальных выставок юных художников туризму 1,0
области области 1998 г. -
2,0
1999 г. -
3,0
2000 г. -
2,0
14. Поддержка цикла телерадиопередач Главное уп- 1997- 10,0
по проблеме выявления и обучения равление 2000 1997 г. -
одаренных и талантливых детей образования годы 2,0
области 1998 г. -
2,0
1999 г. -
3,0
2000 г. -
3,0
Итого по IV разделу: 5700,0 млн.руб.
Объем и источники финансирования программы "Одаренные дети"
(млн.руб.)
Наименование источника финансирования |
Всего (млн.руб.) |
в том числе: | |||
1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000год |
Областной бюджет 29183,0 4609,0 10068,0 5693,0 8813,0
в том числе:
капитальные вложения 18600,0 2100,0 7500,0 3000,0 6000,0
прочие расходы 10583,0 2509,0 2568,0 2693,0 2813,0
Федеральный бюджет 5000,0 1300,0 2800,0 400,0 500,0
в т.ч. капитальные
вложения 5000,0 1300,0 2800,0 400,0 500,0
Внебюджетные средства 2000,0 500,0 500,0 500,0 500,0
Итого: 36183,0 6409,0 13368,0 6593,0 9813,0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Псковского областного Собрания депутатов от 26 сентября 1996 г. "О целевой программе "Одаренные дети" на 1997-2000 годы"
Текст решения опубликован в Информационном Вестнике ПОСД, N 17, 1996 г. ст.27