1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Информатизация системы образования Псковской области в 2002-2005 годах".
2. Объемы финансирования областной целевой программы "Информатизация системы образования Псковской области в 2002-2005 годах" определять ежегодно при формировании областного бюджета.
Председатель областного Собрания депутатов |
Ю.А.Шматов |
Областная целевая программа
"Информатизация системы образования
Псковской области в 2002-2005 годах"
(утв. постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26 сентября 2002 г. N 129)
Паспорт
областной целевой программы "Информатизация
системы образования Псковской области в 2002-2005 годах"
Наименование Программы Областная целевая программа "Информатизация
системы образования Псковской области в 2002-
2005 годах" (далее - Программа)
Наименование, номер и Распоряжение Администрации Псковской области "О
дата принятия решения разработке областной целевой программы
о разработке Программы "Информатизация системы образования Псковской
области в 2002-2005 годах" от 20.06.2002 N 338-р
Областной заказчик Главное управление образования области
Программы
Основные разработчики Главное управление образования области,
Программы Псковский государственный педагогический
институт, Псковский областной институт повышения
квалификации работников образования (далее -
ПОИПКРО)
Цели и задачи Создание и развитие в Псковской области единой
Программы образовательной информационной среды,
обеспечивающей: единство образовательного
пространства на всей территории области;
повышение качества образования во всех районах и
городах области; сохранение, развитие и
эффективное использование научно-педагогического
потенциала области; создание условий для
поэтапного перехода к новому уровню образования
на основе информационных технологий
Сроки реализации 2002-2005 годы
Программы
Исполнители основных Определяются по результатам конкурсов на
мероприятий Программы выполнение отдельных мероприятий, объявляемых
областным заказчиком
Объемы и источники 18200 тыс. рублей на 2002-2005 годы за счет
финансирования средств областного бюджета, в том числе 5740
Программы тыс. рублей на 2003 год, 5980 тыс. рублей на
2004 год, 6480 тыс. рублей на 2005 год. На 2002
год объемов финансирования не предусматривается
Ожидаемые конечные - обеспечение доступа учащихся и педагогов
результаты реализации образовательных учреждений к федеральным и
Программы региональным образовательным ресурсам (не менее
50% образовательных учреждений);
- обеспечение оснащенности вычислительной
техникой до 80 учащихся на один компьютер;
- подготовка и переподготовка 80% педагогических
кадров региона в области информационных
технологий;
- организация системы информационной,
методической и технической поддержки единой
образовательной среды
Система контроля Контроль за реализацией Программы осуществляют
за исполнением Администрация области, областное Собрание
Программы депутатов
Характеристика проблемы
Основные проблемы, характерные для системы образования области, в настоящее время общеизвестны. Это и технологическая отсталость, и слабая материально-техническая база, и недостаток подготовленных кадров. Состояние информатизации системы в целом можно оценить как неудовлетворительное. В 24 районах и двух городах области обширную сеть образовательных учреждений образуют 462 школы, в которых обучается 94 тыс. учащихся силами 25 тыс. преподавателей.
В 2001 году во все сельские школы области было поставлено 340- современных компьютеров. По состоянию на июнь 2002 года в школах области находится 1521 компьютер, но только 1152 из них исправны и регулярно используются в учебном процессе. Таким образом, в среднем на одну школу приходится менее трех работающих компьютеров и один неисправный. При этом в области до сих пор не существует отлаженной системы технического обслуживания школьной компьютерной техники. Для включения образовательных учреждений области в единое образовательное информационное пространство России необходимо обеспечить к 2005 году соотношение минимум 1 компьютер на 80 учащихся и довести число современных компьютеров в школах области от 450 в 2002 г. до 1200 в 2005 г.
Однако решение проблемы информатизации сети учреждений образования не может быть сведено только к поставке технических средств. Резкое увеличение числа компьютеров в школах без тщательно продуманного плана их использования не обеспечит положительных качественных изменений в системе образования. Роль компьютера как автоматизированного средства для обработки, хранения и передачи образовательной информации может в полной мере быть использована только при включении компьютеров в сети передачи данных, в том числе и глобальную сеть Интернет.
Еще одну серьезную проблему для образования представляет собой недостаточность информационного наполнения компьютеров и сетей. Школы необходимо оснащать полнофункциональными программными средствами для ведения учебного процесса на новом уровне. Речь идет не только о программах, представляющих содержание той или иной образовательной области, школьного предмета. Важно предоставить средства для контроля знаний, тестирования, специализированные программы для организации работы школьной администрации и других служб.
Наконец, необходимым условием успешного проведения информатизации системы образования области является переход учителей-предметников, а не только учителей информатики, к проектной деятельности по созданию на компьютере своих образовательных материалов с целью предоставления их для обмена в системе образования. В этом случае резко повышается информационная обеспеченность образовательного процесса, насыщенность каждого занятия. При условии тщательной организации данный обмен должен привести к качественным положительным изменениям в развитии образования области и вывести его на новый уровень.
Таким образом, состояние сферы образования области и современные тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в регионе сегмента единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает коренное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Перечисленные проблемы не могут быть решены в приемлемые сроки с использованием существующих в области рыночных механизмов, поскольку предлагаемые мероприятия носят характер долгосрочных инвестиций в будущее общества и начнут приносить отдачу далеко не сразу. Именно по данной причине при выполнении Программы высока роль государства и его региональных институтов в лице Администрации Псковской области, областного Собрания депутатов.
Необходимость разработки и принятия программы информатизации образования обусловлена принятием Закона Псковской области от 25.02.2002 N 175-ОЗ "Об образовании в Псковской области", принятием федеральной программы развития образования и национальной доктрины образования, федеральных целевых программ "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы" и "Электронная Россия", развитием работ по информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных городах и районах области.
Цель и задачи программы
Областная целевая программа "Информатизация системы образования Псковской области в 2002-2005 годах" направлена на создание и развитие в Псковской области единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: единство образовательного пространства на всей территории области; повышение качества образования во всех районах области; сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала области; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание регионального сегмента единой образовательной информационной среды, обеспечивающего доступ образовательных учреждений области к федеральным информационным ресурсам, а также эффективный обмен образовательными ресурсами между учреждениями;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области информационных технологий;
- оснащение образовательных учреждений средствами информатизации;
- организация системы технического обслуживания.
Основные направления реализации программы
Предусматривается создание, приобретение, распространение и внедрение в учебный процесс современных инструментальных педагогических средств, электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями. Разработка электронных учебных материалов организуется по уровням образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Предполагается создание новых или внедрение существующих инструментальных средств для разработки учебных программных комплексов, тестов, виртуальных лабораторных практикумов, подготовка электронных библиотек и медиатек.
Для рекомендаций к использованию разработанных материалов должен быть создан экспертный совет.
Планируется осуществить поэтапное, ступенчатое повышение квалификации работников образования по новым информационным технологиям. Для этого будут разработаны соответствующие научно-методическое сопровождение и программы курсов.
Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации и специализированной мебелью планируется осуществлять в несколько этапов, постепенно охватывая муниципальные и государственные образовательные учреждения, в соответствии с необходимостью их включения в единую информационную образовательную среду.
Предусматривается организация сервиса для технического обслуживания поставляемого в систему образования высокотехнологичного оборудования путем создания специализированной материально-технической базы, а также подготовки кадров, способных осуществлять техническое обслуживание элементов региональной образовательной информационной среды.
Ресурсное обеспечение программы
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составит 18,2 млн. рублей, в том числе на развитие информационных технологий сферы образования - 8,9 млн. рублей, на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических, административных и инженерно- технических кадров - 4 млн. рублей, на оснащение образовательных учреждений средствами информатизации - 3,3 млн. рублей, на организацию системы технического обслуживания - 2 млн. рублей (приложение 1.)
Объемы финансирования мероприятий Программы из областного бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год.
Механизм реализации программы
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти области, ПОИПКРО, вузы, государственные и муниципальные учреждения основного, среднего и дополнительного образования области, центры информатизации.
Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет Главное управление образования области. Контроль за сроками реализации мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляют Администрация области, областное Собрание депутатов.
Оценка эффективности реализации программы
Основным результатом Программы должно стать создание условий для поэтапного перехода на новый уровень образования на основе информационных технологий: разработка и применение в образовательных учреждениях электронных, в том числе сетевых, учебных материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования в области информационных технологий, оснащение компьютерной техникой и мебелью учреждений образования, создание службы технического обеспечения информационной образовательной среды.
Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Информатизация системы образования
Псковской области в 2002-2005 годах"
Наименование мероприятий | Сроки исполнения |
Исполнители | Стоимость (млн. рублей) | ||||
2002-2005 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Развитие информационных технологий сферы образования | |||||||
Разработка, тиражирование, экспериментальная апробация электронных учебных материалов, создание и сопровождение порталов отработка моделей комплексной информатизации (Приложение 1) |
2003-2005 | Главное управление образования области, ПОИПКРО, государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения области |
8,9 | - | 4,14 | 2,38 | 2,38 |
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров |
|||||||
Разработка и тиражирование методического обеспечения для повышения квалификации,подготовки координаторов программ переподготовки, организация системы профессиональной подготовки педагогических кадров, проведение семинаров для преподавателей (Приложение 2) |
2003-2005 | Главное управление образования области, ПОИПКРО |
4,0 | - | 0,5 | |
1,5 | 2,0 |
3. Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации | |||||||
Организация конкурса на лучший проект оснащения образовательных учреждений средствами информатизации, обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации и мебелью (Приложение 3) |
2003-2005 | Главное управление образования области, ПОИПКРО |
3,3 | - | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
4. Организация системы технического обслуживания | |||||||
Создание материально-технической базы и подготовка кадров для системы технического обслуживания (компьютеры на подмену для 400 школ, всего 100 штук по 20 тыс. рублей) |
2004-2005 | Главное управление образования области, ПОИПКРО |
2,0 | - | - | 1,0 | 1,0 |
Всего по Программе (областной бюджет) |
18,2 | - | 5,74 | 5,98 | 6,48 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26 сентября 2002 г. N 129 "Об областной целевой программе "Информатизация системы образования Псковской области в 2002-2005 годах"
Текст постановления опубликован в "Сборнике законодательства Псковской области" выпуск N 49, 2002 г.