10 апреля 1998 г.
Рассмотрев предложения и замечания к принятому в первом чтении проекту Регламента Псковского областного Собрания депутатов, областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить Регламент Псковского областного Собрания депутатов с учетом принятых Собранием предложений и замечаний.
2. Регламент Псковского областного Собрания депутатов, утвержденный решениями областного Собрания депутатов от 05.05.94 г. и 3.06.94 г., считать утратившими силу.
Председатель областного Собрания депутатов |
Ю.А.Шматов |
Регламент
Псковского областного Собрания депутатов
(утв. постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 29 мая 1997 г. N 372)
10 апреля 1998 г.
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Псковское областное Собрание депутатов.
1. Псковское областное Собрание депутатов - (далее - Собрание) является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.
2. Собрание осуществляет нормотворческие (законодательные) и контрольные функции в порядке и пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством области и настоящим Регламентом.
3. Собрание принимает следующие виды актов:
- по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Псковской области принимаются в соответствии с федеральными законами законы области и иные нормативные правовые акты;
- по вопросам ведения Псковской области, подлежащим нормативному регулированию, принимаются нормативные правовые (законодательные) акты области - законы области;
- по вопросам, отнесенным к ведению Собрания, принимаются нормативные акты в виде постановлений;
- по вопросам организации деятельности органов Собрания, по поручениям протокольного характера принимаются решения;
- по иным вопросам принимаются акты резолютивного характера (резолюции, обращения, заявления).
4. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации правовые (законодательные) акты области вступают в силу после их опубликования в порядке и сроки, установленные законом области. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Иные акты вступают в силу после их подписания, если иное не установлено самим актом.
Статья 2. Правовая основа деятельности Собрания.
Порядок организации и деятельности Собрания определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами Псковской области, а также настоящим Регламентом.
Статья 3. Принципы деятельности Собрания.
Деятельность Собрания основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности, учета общественного мнения, политического многообразия и многопартийности.
Статья 4. Структура и формы работы Собрания.
1. В структуру Собрания входят председатель, его заместитель (заместители), постоянные комитеты, комиссия по вопросам депутатской этики.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Собранием, депутаты Собрания могут объединяться в депутатские группы и иные объединения депутатов.
2. Формами работы Собрания являются сессии, заседания комитетов, депутатские слушания.
Статья 5. Председатель Собрания и заместитель (заместители).
1. Для ведения сессии, осуществления организационных полномочий и функций юридического лица Собрание избирает председателя Собрания и его заместителя (заместителей).
2. Председатель Собрания избирается на весь срок полномочий Собрания данного созыва и не может быть переизбран за исключением следующих случаев:
- личное заявление об отставке;
- длительная тяжелая болезнь;
- смерть;
- выезд за пределы области на постоянное место жительства;
- вступление в силу приговора суда об ответственности за противоправные деяния;
- в результате тайного голосования по инициативе группы депутатов не менее 1/3 от числа избранных депутатов в порядке, определенном ст.10 настоящего Регламента.
Статья 6. Комитеты Собрания.
1. Собрание избирает из числа своих депутатов постоянные комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Собрания, дачи заключений по законопроектам, а также для содействия осуществляемой Собранием контрольной деятельности.
2. Для рассмотрения и подготовки вопросов, не отнесенных к компетенции постоянных комитетов Собрания, а также в случаях необходимости выработки согласованных или компромисных решений, Собрание вправе создавать временные комиссии, рабочие группы и согласительные комиссии.
3. Структура, порядок формирования, полномочия и порядок организации работы постоянных комитетов определяются настоящим Регламентом и положениями о постоянных комитетах.
Статья 7. Депутатские группы Собрания.
1. Депутатские группы - добровольные объединения депутатов численностью не менее 5 человек.
2. Депутаты объединяются в депутатские группы по профессиональным, территориальным признакам, по признаку принадлежности к избирательным объединениям или партиям и иным признакам.
Статья 8. Обеспечение деятельности Собрания.
1. Для обеспечения деятельности Собрания создаются структурные подразделения аппарата Собрания, действующие на основе положений, утверждаемых Собранием.
2. Для работы в комитетах и рабочих группах по предложению председателей комитета председатель Собрания или его заместитель (заместители) могут принять решение о привлечении депутатов, работающих на непостоянной основе, к работе на возмездной основе (с освобождением от выполнения служебных обязанностей по месту основной работы), а также привлекать на договорной основе специалистов, независимых экспертов для подготовки вопросов, относящихся к компетенции Собрания.
3. Для депутатов, работающих на постоянной основе, время работы в избирательных округах считается как время в командировке.
Глава II
Организация работы Собрания
Статья 9. Избрание председателя Собрания, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комитетов и их заместителей.
1. Председатель Собрания избирается на сессии Собрания тайным голосованием из числа депутатов Собрания, давших согласие баллотироваться на эту должность.
2. Кандидатуры на должность председателя Собрания могут предлагаться депутатами, в том числе путем самовыдвижения.
Каждому кандидату должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и агитации за свою кандидатуру. В процессе обсуждения кандидатур любой из кандидатов вправе заявить самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
3. Избранным считается кандидат, получивший в результате тайного голосования большинство голосов от установленного для Собрания числа депутатов.
В случае, если на должность председателя Собрания было выдвинуто более двух кандидатов и ни один не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность председателя Собрания считается кандидат, за которого по итогам второго тура проголосовало более половины от установленного для Собрания числа депутатов.
4. Если председатель Собрания не избран, процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур. При повторном выдвижении могут быть предложены прежние либо новые кандидатуры.
5. По результатам выборов Собрание принимает постановление об избрании председателя Собрания.
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 10 апреля 1998 г. N 2 в пункт 6 статьи 9 настоящего Регламента внесены изменения
6. Кандидатуры для избрания на должность заместителя (заместителей) председателя Собрания, председателей комитетов и их заместителей предлагаются председателем Собрания, депутатами, в том числе путем самовыдвижения.
Обсуждение кандидатур, оформление их списка и бюллетеня для тайного голосования, голосование, определение и оформление его результатов, проведение повторных выборов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 1-5 настоящей статьи или пунктом 1 статьи 28, либо по решению Собрания - путем открытого голосования.
Статья 10. Срок полномочий и порядок прекращения полномочий председателя Собрания, его заместителя (заместителей) председателей постоянных комитетов и их заместителей.
1. Председатель Собрания, его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов и их заместители избираются на срок полномочий Собрания.
Полномочия председателя Собрания, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комитетов и их заместителей заканчиваются в день открытия первой сессии Собрания нового созыва.
2. Председатель Собрания и его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов и их заместители подотчетны Собранию и могут быть им отозваны путем тайного голосования.
Предложения об освобождении от должности председателя Собрания могут быть внесены группой не менее 1/3 от числа избранных депутатов, а предложения об освобождении от должности заместителя (заместителей) председателя Собрания, председателей комитетов и их заместителей могут быть внесены и председателем Собрания. Предложения об освобождении от должности должны быть мотивированными. Председатель Собрания, заместитель (заместители) председателя Собрания, председатели постоянных комитетов и их заместители при обсуждении вопроса об освобождении от должности имеют право на выступление.
3. Председатель Собрания, его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов и их заместители считаются освобожденными от должности, если за это проголосовало большинство от установленного для Собрания числа депутатов. Если за отзыв проголосовало менее указанного числа депутатов, повторное инициирование вопроса об отзыве допускается не ранее, чем через 1 год.
4. Председатель Собрания, его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов и их заместители могут сложить свои полномочия досрочно путем подачи письменного заявления об отставке. Заявление об отставке оглашается на очередной сессии Собрания не позднее 1 месяца с момента его подачи. На основании заявления Собрание принимает постановление об отставке председателя Собрания, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комитетов и их заместителей.
Статья 11. Обязанности председателя Собрания.
1. Председатель Собрания:
- созывает сессии Собрания;
- ведет заседания, ведает внутренним распорядком в соответствии с правилами, установленными настоящим Регламентом;
- осуществляет руководство подготовкой сессии и вопросов, вносимых не ее рассмотрение, составляет проект повестки дня сессии;
- подписывает постановления и иные акты Собрания, протоколы сессий, другие документы Собрания;
- представляет Собрание во взаимоотношениях с другими органами и организациями;
- подписывает исковые заявления (запросы), направляемые Собранием в судебные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- открывает и закрывает расчетный и текущие счета Собрания в банках и является распорядителем кредитов по этим счетам;
- распоряжается имуществом, числящимся на балансе Собрания;
- на основании решений Собрания оформляет прием на работу и увольнение с работы депутатов, работающих на постоянной профессиональной (штатной) основе; вносит предложения о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии с Законом области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов";
- утверждает штатное расписание структурных подразделений аппарата Собрания в соответствии со структурой и сметой расходов, утверждаемых Собранием;
- нанимает на работу и увольняет с работы работников структурных подразделений аппарата Собрания, помощников депутатов Собрания;
- налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата Собрания.
2. По вопросам своего ведения председатель Собрания издает распоряжения.
Статья 12. Обязанности заместителя (заместителей) председателя Собрания
1. Заместитель (заместители) председателя Собрания замещает председателя в его отсутствие или в случае невозможности выполнения им своих обязанностей.
2. Заместитель (заместители) председателя Собрания в соответствии с распределением обязанностей между ними и председателем Собрания выполняют отдельные полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности Собрания.
3. Заместитель (заместители) председателя Собрания может быть избран председателем одного из постоянных комитетов.
Статья 13. Структура и состав постоянных и временных комитетов.
1. На первой сессии Собрания из числа депутатов образуются постоянные комитеты Собрания и комиссия по вопросам депутатской этики.
2. Постоянные комитеты являются постоянно действующими рабочими коллегиальными органами Собрания, подотчетными и подконтрольными ему в своей деятельности.
3. Постоянные комитеты состоят из председателя, заместителя (заместителей) и членов комитета.
Численный состав каждого постоянного комитета (от 4 до 7 человек), количество депутатов, работающих в них на постоянной профессиональной основе, определяются постановлением Собрания, принимаемым на сессии большинством голосов депутатов от числа избранных депутатов Собрания.
Председатели постоянных комитетов занимают свою должность на постоянной профессиональной основе. Заместители председателей постоянных комитетов по решению Собрания могут занимать свою должность на постоянной профессиональной основе или на общественных началах.
4. В рамках постоянных комитетов могут образовываться подкомитеты по основным направлениям деятельности комитета.
Подкомитеты состоят из членов комитетов и возглавляются председателями, избираемыми на заседаниях соответствующих комитетов.
Подкомитеты могут образовываться на срок полномочий постоянных комитетов либо на иной установленный комитетом срок.
5. Собрание вправе создать из числа депутатов временные комитеты, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или по выполнении порученного задания комитет прекращает свою работу.
Статья 14. Полномочия постоянных комитетов Собрания.
1. Комитеты Собрания вправе:
- вносить на рассмотрение Собрания вопросы, относящиеся к их ведению;
- вносить предложения по повестке дня сессии;
- представлять доклады и содоклады на сессиях по вопросам, подготовленным несколькими комитетами;
- представлять совместные доклады и содоклады либо отдельно представлять свои замечания и предложения;
- вносить собственные проекты законов, постановлений, решений Собрания;
- давать заключения по проектам, переданным на рассмотрение комитетов;
- заслушивать на своих заседаниях сообщения представителей Администрации области по вопросам, относящимся к ведению Собрания;
- получать от Администрации области, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц необходимые документы и материалы по вопросам, рассмотрение которых входит в компетенцию Собрания. Указанные материалы предоставляются комитету в течение 10 дней, а при обстоятельствах, требующих дополнительного изучения вопроса, не позднее, чем в месячный срок;
- обсуждать кандидатуры должностных лиц, назначение которых производится с согласия Собрания, и представлять Собранию свои заключения по результатам обсуждения;
- вносить предложения о заслушивании на сессии Собрания отчетов или информаций любого органа, либо должностного лица о выполнении ими решений Собрания или решений комитета;
- обращаться с запросами на сессиях Собрания к руководителям Администрации области, ее органов управления, а также руководителям организаций, расположенных на территории области независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, по вопросам, отнесенным к ведению Собрания;
- изучать на местах по поручению Собрания или своей инициативе вопросы, относящиеся к ведению комитета;
- обобщать предложения государственных и общественных органов, организаций и граждан, сообщать свои выводы Собранию.
2. Полномочия постоянных комитетов определяются в положениях о постоянных комитетах Собрания, утверждаемых на сессии.
Статья 15. Порядок формирования постоянных и временных комитетов и комиссий по вопросам депутатской этики.
1. Постоянные комитеты формируются путем избрания их председателя и членов на сессии Собрания на основе членства и работы каждого депутата в каком-либо постоянном комитете.
Совмещение членства одновременно в нескольких постоянных комитетах не допускается, за исключением членства в комиссии по вопросам депутатской этики.
Председатель Собрания не может быть избран в состав постоянного комитета либо комиссию по вопросам депутатской этики.
2. Процедура формирования персонального состава постоянных комитетов начинается после избрания председателей этих комитетов. Депутаты выражают свое желание работать в соответствующем постоянном комитете на освобожденной или неосвобожденной основе путем подачи заявления председателю Собрания или председателю комитета.
Собрание утверждает численный и персональный состав комитетов открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Собрания.
3. Собрание вправе на сессии вносить изменения в персональный и количественный состав постоянных комитетов, по заявлению депутата Собрания производить перемещение депутата из одного комитета в другой при соблюдении условий п.3 ст.13 настоящего Регламента.
4. Численный и персональный состав временных комитетов утверждается на сессии открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов.
Статья 16. Порядок работы постоянных комитетов.
1. Основной формой работы постоянных комитетов являются заседания.
Заседания постоянных комитетов проводятся по мере необходимости.
Постоянный комитет правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов комитета.
2. Заседание созывает председатель постоянного комитета. О созыве заседания комитета председатель уведомляет членов комитета, а также субъектов законодательной инициативы, законопроекты которых подлежат рассмотрению, не позднее, чем за три дня до его начала.
Заседание проводит председатель комитета или его заместитель.
В заседаниях комитетов могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты Собрания, не входящие в его состав.
На заседаниях вправе присутствовать представители Администрации области, областной прокуратуры, областного суда, областного арбитражного суда, а также средств массовой информации, аккредитованных при Собрании либо получивших разрешение комитета. На заседания могут быть приглашены также представители иных заинтересованных организаций, эксперты, специалисты.
Комитет по решению более половины присутствующих членов комитета вправе проводить закрытое заседание. На закрытом заседании вправе присутствовать депутаты Собрания, Глава Администрации области или его представитель, прокурор области или его представитель.
На заседаниях постоянных комитетов ведутся протоколы заседаний, которые подписываются председателем соответствующего комитета.
3. Постоянные комитеты принимают на своих заседаниях решения, заключения, рекомендации и иные акты. Решения комитета принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов - членов комитета открытым голосованием и подписываются председателем (заместителем председателя) комитета.
4. Постоянные комитеты могут проводить совместные заседания с другими комитетами Собрания.
Совместные заседания постоянных комитетов правомочны, если на них присутствуют более половины членов каждого комитета.
Совместные заседания постоянных комитетов ведут председатели соответствующих комитетов.
Протоколы, решения, заключения и рекомендации совместных заседаний подписываются председателями комитетов.
По вопросам, подготавливаемым постоянными комитетами совместно, комитеты могут выступать с совместными докладами, содокладами и сообщениями на сессии Собрания.
5. Комитет вправе в соответствии с направлением своей деятельности проводить депутатские слушания, на которые приглашаются депутаты Собрания, должностные лица, эксперты, представители организаций, общественных объединений и политических партий.
Решение о проведении слушаний принимается большинством от общего числа членов соответствующего комитета.
Слушания открыты для представителей прессы и общественности.
Информация о теме слушаний, времени, месте их проведения сообщается через средства массовой информации не позднее, чем за 7 дней до их начала.
6. Для обеспечения всестороннего и компетентного выполнения задач, решения отдельных вопросов постоянные комитеты имеют право образовывать научно-консультационные советы, постоянные и временные рабочие группы из числа должностных лиц государственных и негосударственных организаций, ученых и специалистов, назначать независимую экспертизу законопроектов.
7. Организационно-техническое и информационное обслуживание комитетов осуществляет аппарат Собрания.
Статья 17. Обязанности председателя и заместителя председателя постоянного комитета.
1. Председатель постоянного комитета поддерживает постоянную связь комитета с председателем Собрания и депутатами.
2. В своей деятельности председатель постоянного комитета подотчетен и подконтролен Собранию и соответствующему постоянному комитету.
Председатель постоянного комитета несет персональную ответственность за организацию работы и деятельность постоянного комитета перед Собранием.
3. Председатель организует работу комитета: созывает заседания, обеспечивает подготовку вопросов, выносимых на заседания; председательствует на них, направляет членам комитета необходимые для работы документы и материалы, приглашает для участия в заседаниях и дачи разъяснений представителей государственных, общественных органов и организаций, ученых, специалистов.
4. Поступающие в комитет для предварительного рассмотрения и дачи заключений документы и проекты нормативно-правовых актов области подлежат регистрации в управлении делами.
5. Председатель постоянного комитета проверяет выполнение поручений комитета его членами.
6. Председатель постоянного комитета отчитывается о деятельности комитета и о своей деятельности не реже одного раза в год на сессии Собрания.
7. Председатель комитета представляет отчет о своей деятельности по требованию не менее 1/3 членов комитета на его заседании. По результатам рассмотрения отчета комитет может выразить председателю недоверие большинством голосов от общего числа членов комитета.
Такое решение комитета является основанием для постановки вопроса о переизбрании председателя комитета на сессии Собрания.
8. Председатель осуществляет оперативное руководство трудовой деятельностью членов комитета, специалистов, закрепленных за комитетом.
9. Заместитель председателя постоянного комитета выполняет по поручению председателя отдельные его функции и замещает председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей, отчитывается о своей работе и может быть переизбран в порядке, установленном для председателя комитета.
Статья 18. Обязанности и права члена постоянного комитета.
1. Член постоянного комитета обязан присутствовать на заседаниях комитета и принимать участие в его работе.
При невозможности присутствовать на плановых заседаниях член постоянного комитета заблаговременно извещает об этом председателя комитета.
2. Член постоянного комитета вправе вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов.
3. Член постоянного комитета вправе на заседаниях комитета участвовать в прениях, обращаться с предложениями и замечаниями, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки.
4. Член постоянного комитета, мнение и предложение которого не получили поддержки комитета, может выступать с изложением особого мнения при рассмотрении соответствующего вопроса на сессии Собрания.
Статья 19. Ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе постоянного комитета.
1. Депутат, избранный в состав комитета, несет ответственность за систематическое неучастие в его работе.
Систематическим неучастием в работе постоянного комитета признается неучастие без уважительных причин в заседаниях комитета, неисполнение решений комитета и поручений председателя комитета.
2. За систематическое неучастие в работе комитета к депутату могут быть применены следующие санкции:
- замечание,
- порицание,
- информирование избирателей в печати и других средствах массовой информации о неучастии депутата в работе комитета.
3. Указанные меры применяются к депутату путем принятия соответствующего постановления на сессии Собрания по представлению председателя комитета и на основании заключения комиссии по вопросам депутатской этики.
Статья 20. Комиссия по вопросам депутатской этики и ее полномочия.
1. Численный состав комиссии по вопросам депутатской этики - 3 человека. Депутаты работают в комиссии на общественных началах и входят в состав одного из постоянных комитетов.
2. Комиссия по вопросам депутатской этики:
- подготавливает и предварительно рассматривает предложения об изменении и дополнении Регламента Собрания;
- осуществляет контроль за соблюдением положений настоящего Регламента, законов области, определяющих статус депутата Собрания;
- обеспечивает контроль за соблюдением требований о недопустимости совмещения депутатской деятельности депутатов Собрания, работающих в нем на постоянной (штатной) основе, с занятием другой оплачиваемой деятельностью, иных ограничений, установленных законодательством;
- дает заключения по вопросам обоснованности применения к депутатам Собрания мер ответственности в предусмотренных настоящим Регламентом случаях;
- дает заключения по вопросу о лишении неприкосновенности депутата Собрания;
- вырабатывает правила депутатской этики, контролирует их соблюдение;
- осуществляет подготовку проектов постановлений Собрания по вопросам соблюдения Регламента, правил депутатской этики.
3. Председатель и члены комиссии избираются большинством голосов от числа избранных депутатов Собрания.
Решения комиссии принимаются большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Член комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе заседания комиссии и доводится до сведения Собрания председателем комиссии.
Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем комиссии.
Статья 21. Порядок образования и регистрации депутатских групп.
1. Депутатские группы, образованные в соответствии со ст.7 настоящего Регламента, подлежат регистрации.
В целях регистрации инициаторы создания группы подают заявления на имя председателя Собрания в любое время, но не позднее 20 дней до начала работы очередной сессии. В заявлении указываются следующие сведения:
состав группы, политическая или иная платформа, послужившая основанием объединения, лица, уполномоченные выступать от имени группы и представлять ее позицию на заседаниях комитетов, на сессии Собрания и на депутатских слушаниях.
2. Если цели создания группы и процедура их создания не противоречат федеральному законодательству и законодательству области, депутатская группа должна быть зарегистрирована на текущей или ближайшей сессии Собрания путем принятия соответствующего решения Собрания.
3. Информация о зарегистрированных группах, их составе доводится до сведения депутатов и публикуется в средствах массовой информации.
Статья 22. Формы работы депутатских групп.
1. Внутренняя деятельность групп организуется ими самостоятельно.
2. В целях преодоления разногласий, возникающих между депутатами, выработки согласованной позиции по вопросам ведения Собрания, формирования его органов может созываться совещание представителей депутатских групп.
Каждую группу на совещании представляет ее председатель либо иной уполномоченный представитель - член группы.
Глава III
Порядок созыва, организации
и проведения сессии Собрания
Статья 23. Сессия Собрания.
Основной организационной формой деятельности Собрания являются сессии. Сессия Собрания - общее заседание депутатов для обсуждения и решения вопросов, входящих в компетенцию Собрания.
Статья 24. Подготовка и созыв Собрания.
1. Вопросы подготовки и организации проведения очередных сессий Собрания предварительно рассматриваются председателем Собрания не позднее, чем за 10 дней до ее проведения.
При рассмотрении председателем Собрания вопросов повестки дня очередной сессии Собрания и формирования ее рабочих органов учитываются письменные предложения комитетов Собрания, их председателей, депутатских групп, депутатов Собрания, Главы Администрации области, других субъектов законодательной инициативы, поступившие председателю Собрания.
В распоряжении о созыве сессии Собрания указываются время и место проведения сессии, а также вопросы, внесенные на ее рассмотрение.
2. Собрание созывается на сессии председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Председатель Собрания доводит до сведения депутатов время и место проведения сессии, проект повестки дня, проекты постановлений, решений Собрания не позднее, чем за 3 дня до начала работы сессии.
Сессии могут созываться председателем Собрания также по инициативе Главы Администрации области для рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства, или по предложению не менее 1/3 от числа избранных депутатов Собрания путем подачи этой группой письменного заявления с указанием повестки дня, обоснованием необходимости созыва сессии и подписями депутатов.
В этих случаях сессия созывается председателем Собрания не позднее, чем в течение двух недель.
Сообщение о месте и времени проведения сессии публикуется в газете "Псковская правда" не позднее, чем за пять дней до начала сессии.
Первая сессия вновь избранного Собрания созывается распоряжением председателя Собрания депутатов предыдущего созыва не позднее 20 дней после официального опубликования избирательной комиссией итогов голосования при условии, что в состав Собрания избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания нового созыва.
Статья 25. Организация работы сессии Собрания.
1. Сессия Собрания правомочна, если в ней участвуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов Собрания. Перед открытием сессии проводится поименная регистрация депутатов и приглашенных. Регистрация присутствующих на сессии проводится аппаратом Собрания.
2. Сессия Собрания проводится открыто, гласно. Ход сессии фиксируется звукозаписью. Магнитные носители с записью хранятся в течение всего времени созыва Собрания.
3. По предложению не менее одной пятой от числа избранных депутатов Собрания, а также председателя областного Собрания, Главы Администрации области Собрание может рассмотреть вопрос о проведении закрытого заседания сессии. Решение о проведении закрытого заседания сессии Собрания принимается большинством от числа депутатов Собрания, присутствующих на сессии.
4. Глава Администрации области, прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда, полномочный представитель Президента Российской Федерации вправе присутствовать на заседаниях Собрания, в том числе закрытых. Представители общественности, средств массовой информации, другие лица могут присутствовать на закрытом заседании только по специальному решению Собрания.
Статья 26. Ведение сессии Собрания.
1. Заседание сессии ведет председатель Собрания.
Председатель Собрания (в случае его отсутствия - заместитель председателя) на сессии:
- открывает и закрывает сессии, руководит общим ходом заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
- предоставляет слово для выступления;
- организует голосование и подсчет голосов; оглашает формулировку вопроса, вынесенного на голосование, и объявляет результаты голосования;
- обеспечивает выполнение организационных решений Собрания;
- оглашает вопросы, справки, обращения, поступившие в адрес сессии Собрания;
- обеспечивает порядок в зале заседаний.
2. Председательствующий не вправе комментировать и оценивать выступления, давать характеристики выступающим.
3. Первую сессию вновь избранного Собрания открывает председатель Собрания предыдущего созыва (а в случае его отсутствия - заместитель председателя) и ведет ее до избрания председателя Собрания нового созыва.
4. На каждой сессии Собрания из числа депутатов избираются секретарь сессии и счетчик.
Секретарь и счетчик избираются открытым голосованием большинством голосов участвующих в заседании депутатов Собрания.
5. Секретарь сессии:
- ведет запись желающих выступить на заседаниях в прениях, принимая заявления о предоставлении слова и указывая время их поступления;
- регистрирует депутатские запросы, справки, сообщения, предложения и иные обращения депутатов, депутатских объединений;
- организует учет поступающих в адрес сессии Собрания обращений;
- представляет председательствующему сведения о записавшихся для выступления в прениях;
- оглашает на заседании поступившие депутатские запросы; информирует депутатов о поступивших в адрес Собрания обращениях.
6. Счетчик осуществляет подсчет голосов при проведении открытого голосования.
7. Для проведения поименного или тайного голосования избирается счетная комиссия большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов. Численный состав комиссии определяется Собранием. В состав счетной комиссии не может входить депутат, кандидатура которого включена в список для голосования.
Счетная комиссия избирает председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов. Член счетной комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе счетной комиссии и доводится до сведения Собрания председателем счетной комиссии. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем.
8. Для доработки текстов проектов законов, постановлений, решений Собрания на время проведения сессии Собрание может образовать редакционную комиссию. Редакционная комиссия избирается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на сессии депутатов в составе председателя и членов комиссии. Редакционная комиссия не вправе изменять смысловое содержанием дорабатываемого проекта.
Статья 27. Порядок выступлений на сессии Собрания.
1. Время для выступления на сессии Собрания устанавливается в каждом конкретном случае при обсуждении вопроса, но не более: с докладами - до 20 минут, содокладами - до 10 минут, для заключительного слова - до 5 минут.
Для выступлений в прениях предоставляется:
- по обсуждению проекта повестки дня сессии - до 3 минут;
- для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;
- при постатейном обсуждении проектов решений - до 3 минут;
- по кандидатурам - до 3 минут;
- для повторного выступления по одному вопросу - до 3 минут.
Для иных выступлений предоставляется:
- для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
- по порядку ведения заседания - до 3 минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок - до 3 минут.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и вслед за этим прерывает его выступление. С согласия большинства присутствующих на сессии депутатов председательствующий продлевает время для выступления, но не более, чем на 5 минут.
В конце работы по вопросам повестки дня отводится время (не более 30 мин.) для выступления депутатов с заявлениями, сообщениями. Прения при этом не открываются.
2. Выступления на сессии Собрания производятся перед установленными для этого микрофонами или с ораторской трибуны.
Выступающий после предоставления председательствующим ему слова представляется, назвав при этом: депутат Собрания - фамилию и номер избирательного округа; иное лицо - фамилию и должность.
3. Слово для выступлений предоставляется в соответствии с временем подачи заявки на выступление. При поступлении заявок на выступление от депутатских групп, подтвержденных выписками из протоколов их заседаний, слово предоставляется одному представителю от каждой группы. В заявке на выступление от депутатской группы указывается фамилия депутата, уполномоченного выступить от ее имени.
Депутат может выступить по одному вопросу не более двух раз.
4. Никто не вправе выступать на сессии Собрания без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места только с разрешения председательствующего.
5. Председатель Собрания, его заместитель (заместители), председатели комитетов Собрания, Глава Администрации области либо уполномоченное им лицо имеют право взять слово для разъяснения по вопросу, относящемуся к их ведению, по решению Собрания. При этом председательствующий предоставляет время для выступления до трех минут.
6. Выступления производятся в свободной форме, не связаны какими-либо формальными требованиями.
Выступающий на сессии Собрания не должен использовать в своей речи некорректные выражения, призывать к незаконным действиям. Председательствующий обязан предупредить о недопустимости таких высказываний и призывов. После повторного предупреждения выступающий лишается слова.
При отклонении выступающего от обсуждаемой темы председательствующий призывает его придерживаться рассматриваемого вопроса. После второго предупреждения председательствующий лишает выступающего слова.
7. При обсуждении любого вопроса депутат может внести предложение о досрочном прекращении прений.
Прения прекращаются по решению Собрания, принимаемому большинством участвующих в заседании депутатов Собрания, или по истечении установленного повесткой заседания времени для рассмотрения этого вопроса.
После прекращения прений докладчики и содокладчики вправе выступить с заключительным словом.
По просьбе депутатов, которые не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, тексты их выступлений приобщаются к протоколу заседания.
Статья 28. Порядок и организация голосования.
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 10 апреля 1998 г. N 2 в пункт 1 статьи 28 настоящего Регламента внесены изменения
1. Решения Собрания принимаются на сессиях открытым, поименным или тайным голосованием депутатов Собрания. Голосование может проводится в форме "пакетного голосования", когда вносится два и более кандидата, и голосование проводится за всех либо против всех кандидатов.
Каждый депутат Собрания голосует лично. Переуступка права голоса не допускается.
2. При голосовании по одному вопросу депутат Собрания имеет один голос и должен подавать его "за" или "против", или воздерживаться от голосования. Неучастие в голосовании без заявления особого мнения квалифицируется как воздержание от голосования.
3. Законы области, постановления Собрания, внесение в них изменений и дополнений принимаются большинством от числа избранных депутатов Собрания.
Принятие в прежней редакции отклоненного Главой Администрации области закона области производится большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов Собрания.
Решения Собрания об утверждении повестки дня работы сессии Собрания и по процедурным вопросам принимаются большинством голосов депутатов, принявших участие в работе сессии Собрания.
4. При выявлении ошибок или нарушений в порядке и процедуре голосования по требованию депутата Собрания либо счетчика Собрание большинством голосов присутствующих на сессии депутатов может принять решение о проведении повторного голосования.
Статья 29. Правила и процедуры открытого голосования.
1. Открытое голосование проводится по решению Собрания, принимаемому большинством голосов присутствующих на сессии депутатов Собрания. Голосование проводится путем поднятия рук, либо специальной карточки для голосования.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование; уточняет их формулировку так, чтобы можно было однозначно высказаться за или против их одобрения; напоминает, какое большинство голосов депутатов необходимо для принятия решения.
3. На открытое голосование может ставиться несколько предложений (рейтинговое голосование), при этом все они голосуются в порядке поступления, принятым считается предложение, за которое подано наибольшее число голосов.
4. Результаты открытого голосования фиксируются в протоколе сессии Собрания.
Статья 30. Правила и процедуры тайного голосования.
1. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.
Тайное голосование организует счетная комиссия сессии Собрания.
Бюллетени подготавливаются под контролем счетной комиссии.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и доводятся до сведения депутатов ее председателем на сессии Собрания.
2. Каждому депутату Собрания выдается счетной комиссией один бюллетень для тайного голосования в соответствии со списком депутатов Собрания по предъявлении им депутатского удостоверения. При получении бюллетеня депутат расписывается против своей фамилии в указанном списке.
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 10 апреля 1998 г. N 2 в пункт 3 статьи 30 настоящего Регламента внесены изменения
3. Заполнение бюллетеня проводится депутатом лично и только в кабине для тайного голосования путем вычеркивания фамилии кандидатов, против которых он голосует, а в бюллетене для голосования по проекту (варианту) решения - слов "за" либо " против" возле вариантов предлагаемых решений. При проведении "пакетного голосования" депутат вычеркивает слово "за" либо "против" возле фамилий депутатов, внесенных в бюллетень.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - также бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатур на одну должность, либо большее количество кандидатур, чем предусмотрено для избрания в состав органа, образуемого Собранием, а при голосовании по проекту (варианту) решения - бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутата. При "пакетном голосовании" недействительными признаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, в которых оставлены невычеркнутыми слова "за" и "против" либо вычеркнуты оба этих слова.
Фамилии или варианты проекта решений, вписанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
4. О результатах тайного голосования счетная комиссия сессии Собрания составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается ее председателем на сессии Собрания. Собрание после заслушивания счетной комиссии принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
5. Тайное голосование проводится обязательно при выборах и освобождении от должности председателя Собрания, а также по иным вопросам - на основании особого решения Собрания.
Тайное голосование может проводится по любому другому вопросу по решению Собрания.
Статья 31. Правила и процедуры поименного голосования.
1. Поименное голосование проводится по требованию не менее 1/3 числа депутатов, участвующих в работе сессии Собрания.
2. Поименное голосование проводится именными бланками депутатов Собрания.
На бланке депутатов Собрания указывается номер его избирательного округа, дата голосования, краткое наименование голосуемого вопроса и отражается волеизъявление депутата, скрепленное его личной подписью.
Бланки, не соответствующие указанным требованиям, считаются недействительными.
Заполненные депутатами бланки предаются счетной комиссии Собрания, которая определяет результаты голосования и фиксирует их в своем протоколе с указанием, каким образом проголосовал каждый депутат. Председатель счетной комиссии на сессии Собрания оглашает результаты поименного голосования.
3. Результаты поименного голосования публикуются в газете "Псковская правда".
Статья 32. Меры по поддержанию порядка и соблюдению Регламента.
1. Председательствующий на сессии обеспечивает поддержание порядка в зале заседаний и соблюдение настоящего Регламента.
Депутаты Собрания и присутствующие подчиняются распоряжениям председательствующего, направленным на поддержание порядка и соблюдение Регламента.
2. Председательствующий делает предупреждения нарушителям порядка в зале заседания и положений настоящего Регламента.
3. Присутствующий на сессии Собрания может быть удален по решению Собрания из зала заседания после повторно сделанного ему председательствующим на сессии предупреждения о нарушении им Регламента либо несоблюдения порядка в зале до окончания рассмотрения данного вопроса.
Удаленный обязан немедленно покинуть зал заседания.
4. Депутат Собрания, в отношении которого председательствующим было сделано предупреждение о нарушении им Регламента или несоблюдения порядка в зале заседания, вправе подать протест в комиссию по вопросам депутатской этики. Решение комиссии по протесту рассматривается Собранием вне очереди.
Собрание выносит решение по данному вопросу без обсуждения.
5. В случаях, когда председательствующий не может предусмотренными Регламентом способами обеспечит соблюдение порядка в зале заседания, объявляется перерыв, и сессия переносится на другое время. Во время перерыва сложившаяся ситуация рассматривается комиссией по вопросам депутатской этики.
Статья 33. Требования к протоколу сессии Собрания.
1. К протоколу сессии Собрания прилагаются: постановления Собрания, письменные запросы депутатов Собрания, письменные предложения депутатов Собрания, официально распространенные на сессии документы, список депутатов Собрания, присутствующих и отсутствующих на сессии с указанием причин, список приглашенных лиц, не являющихся депутатами Собрания, тексты выступлений депутатов, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений.
2. Протокол сессии Собрания подписывается председательствующим на заседании и секретарем сессии.
Глава IV
Законодательная процедура
Статья 34. Право законодательной инициативы.
1. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов области, проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующие законы области, а также в форме внесения проектов постановлений и решений по вопросам, относящимся к ведению Собрания.
2. Право внесения проектов законов и постановлений в Собрание принадлежит депутатам Собрания, постоянным комитетам, зарегистрированным депутатским фракциям и группам, Главе Администрации области, представительным органам местного самоуправления, главам муниципальных образований (далее - субъекты законодательной инициативы).
Законопроекты могут быть внесены также областным судом и арбитражным судом области по вопросам их ведения.
Проекты актов, исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в Собрание через органы или лиц, которые обладают правом законодательной инициативы.
Статья 35. Условия внесения проекта закона.
1. Для включения в повестку дня очередной сессии Собрания проектов законов должны быть представлены в Собрание не позднее, чем за 30 дней до сессии, проекты постановлений - не позднее, чем за 20 дней до сессии. Документы, поступившие позднее указанных сроков, рассматриваются в процессе подготовки следующей сессии.
2. При внесении проекта закона в порядке законодательной инициативы в Собрание должны быть представлены вместе с текстом законопроекта следующие документы:
а) обоснование необходимости его принятия, его целей и основных положений, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
б) заключение правовой экспертизы;
в) перечень законов и иных нормативно-правовых актов, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона;
г) предложения о разработке нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
д) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта закона, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).
3. Правовая экспертиза законопроекта проводится государственно-правовым комитетом Администрации области, юридическим отделом областного Собрания депутатов или отдельными экспертами, которым это право предоставлено специальным решением Собрания.
4. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета области, могут быть внесены в Собрание только при наличии заключения Главы Администрации области.
5. Если форма представленного проекта закона не отвечает основным требованиям настоящего Регламента и законодательных актов области о порядке подготовки проектов законов или не представлены необходимые документы, указанные в данной статье настоящего Регламента, решение об отклонении законодательной инициативы принимается комитетом Собрания, рассматривающим поступившие документы.
Статья 36. Регистрация проектов законов и постановлений.
Проекты законов и постановлений, представленные в Собрание, подлежат обязательной регистрации в управление делами.
Статья 37. Отделение ответственного (головного) комитета по законопроекту.
1. Законопроект, поступивший в Собрание от субъектов законодательной инициативы, направляется председателем Собрания в соответствующий комитет, который назначается ответственным за законопроект.
2. В случае направления законопроекта в несколько комитетов председатель Собрания определяет из их числа головной комитет по законопроекту.
Статья 38. Создание подготовительных и рабочих групп.
1. Порядок рассмотрения проекта закона или постановления, подготовки по нему заключения определяется самостоятельно соответствующими комитетами на основе настоящего Регламента и положения о постоянных комитетах Собрания.
2. Для работы над проектами законов или постановлений комитеты могут создавать подготовительные и рабочие группы.
В случае, если проект закона или постановления рассматривается в нескольких комитетах, ими могут образовываться совместные подготовительные группы.
В состав подготовительных и рабочих групп могут включаться депутаты, не входящие в состав комитета. В работе подготовительных групп могут принимать участие представители субъекта законодательной инициативы с правом совещательного голоса.
Подготовительные группы могут привлекать в состав рабочих и редакционных групп представителей государственных и общественных органов, научных учреждений, специалистов и ученых.
Статья 39. Экспертиза законопроектов.
1. По решению комитета, ответственного за подготовку законопроекта, проект может быть направлен на заключение Администрации области, государственным и общественным органам. Комитетом устанавливается срок, до которого необходимо дать заключение.
2. Законопроект в необходимых случаях подлежит научной экспертизе независимых специалистов. Аппарат Собрания по поручению комитета обеспечивает проведение экспертизы законопроекта.
3. Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения законопроекта, рассматриваются на заседаниях соответствующих комитетов.
4. Комитетами, участвовавшими в работе над законопроектом, принимаются меры по урегулированию возникших разногласий по поводу содержания законопроекта или целесообразности доработки.
Вопросы, по которым не достигнуто согласие, вносятся на рассмотрение Собрания.
Статья 40. Обсуждение законопроектов в комитетах.
1. Обсуждение проекта закона или постановления в комитетах происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации.
2. В течение всего процесса рассмотрения законопроекта комитет принимает и в обязательном порядке рассматривает замечания и предложения всех депутатов Собрания, организаций и граждан, включая альтернативные проекты. По результатам рассмотрения готовится письменная сводка.
Статья 41. Направление законопроекта для внесения на рассмотрение Собрания.
Проект закона или постановления, подготовленный к рассмотрению Собранием, и материалы к нему направляются головным комитетом председателю Собрания для внесения его на рассмотрение Собрания. Комитет представляет также список приглашенных на рассмотрение законопроекта.
Статья 42. Решение о направлении законопроекта.
1. Председатель Собрания с учетом заключения правового комитета (юридического отдела) Собрания вносит законопроект в проект повестки дня сессии. Одновременно проект закона, подготовленный комитетом к рассмотрению в первом чтении, вместе с необходимыми материалами направляется в комитеты Собрания, Главе Администрации области и депутатам.
2. Председатель Собрания может принять решение:
- о включении проекта закона в проект повестки дня очередной сессии;
- о продолжении работы над проектом;
- о внесении в Собрание предложения создать специальную группу для продолжения работы над проектом.
Статья 43. Чтение законопроектов.
1. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Собрание, как правило осуществляется в двух чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
2. Текст проекта закона, подготовленного к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему, представленные инициатором законопроекта и комитетом, ответственным за его подготовку, направляется через аппарат Собрания депутатам Собрания не позднее, чем за 10 дней до начала рассмотрения данного законопроекта.
3. Представитель Главы Администрации, а также иных заинтересованных государственных и общественных органов, учреждений, организаций, на заключение которым направляется данный законопроект, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях комитета при рассмотрении законопроекта и решении вопроса о внесении его на первое чтение.
Статья 44. Первое чтение.
1. При рассмотрении Собранием законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, дается общая оценка концепции законопроекта и решается вопрос о необходимости его принятия. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада комитета Собрания, ответственного за разработку законопроекта, или головного комитета.
2. Если разработка законопроекта была поручена нескольким комитетам Собрания, которые представили различные заключения, то заслушиваются доклады тех комитетов, которые не согласны с решением головного комитета.
3. При рассмотрении законопроекта в первом чтении Собрание заслушивает предложения и замечания комитетов, депутатских групп, представителя Главы Администрации области, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
4. При рассмотрении законопроектов, связанных с расходами, прокрываемыми за счет областного бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Администрации области. Если в установленный срок заключение Администрации области не поступило, Собрание вправе рассмотреть вопрос без заключения.
5. При внесении двух или более законопроектов (альтернативных) по одному и тому же вопросу Собрание одновременно обсуждает их и определяет, какой из них принять за основу дальнейшей работы.
Проект закона считается принятым за основу, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Собрания.
Статья 45. Результаты первого чтения.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Собрание может принять одно из следующих решений:
- принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;
- отклонить законопроект с предложением изменить его концепцию, основные положения и представить для рассмотрения в первом чтении;
- отклонить законопроект в целом.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Собрание может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Собрание может принять решение об областном всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Собрания.
При отсутствии возражений фракций, депутатских групп, отдельных депутатов, а также представителя Администрации области закон может быть принят Собранием одновременно в двух чтениях.
Статья 46. Внесение поправок.
Поправки к проекту закона, принятому в первом чтении, вносятся в письменном виде автору законопроекта или в комитет, ответственный за законопроект, в зависимости от того, кому Собранием поручена доработка проекта. Поправки вносятся в виде теста изменений и (или) дополнений в статьи законопроекта, либо предложений об исключении отдельных пунктов, частей или статей законопроекта. Поправки не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу и законам области.
Статья 47. Процедура работы с поправками к законопроектам.
Комитет Собрания, ответственный (головной) за данный законопроект, изучает поправки, проводит их обобщение, принимает по ним решение. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их возможного противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу и законам области.
Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения в комитете.
Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на сессии Собрания в ходе второго чтения.
Вместе с текстом проекта закона, подготовленного ко второму чтению, комитетом представляется таблица поправок, одобренных комитетом и рекомендованных к отклонению с указанием причин.
По решению комитета и в соответствии с текстом законопроекта, подготовленного комитетом ко второму чтению, авторы проекта составляют перечень нормативных актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона области.
Статья 48. Второе чтение.
При втором чтении проекта закона в Собрании с докладом выступает председатель комитета, ответственного за его разработку, или его заместитель, или по их поручению член комитета.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступает представитель субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект. Председательствующий выявляет, имеются ли возражения у депутатов по поводу поправок, одобренных комитетом при доработке законопроекта. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, в течение трех минут, обоснования. Председатель комитета отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении данной поправки.
После того, как исчерпаны все возражения по поправкам из числа одобренных комитетом и включенных в проект, председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении решения комитета поводу отклоненных поправок к законопроекту.
При утверждении Собранием решения комитета об отклонении поправок на голосование ставится вопрос о принятии проекта закона во втором чтении.
В случае, если против принятия законопроекта проголосовало более половины от числа избранных депутатов Собрания, на голосование ставится вопрос о том, продолжать ли его обсуждение или отклонить законопроект. В случае, если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Собрание переходит к рассмотрению поправок в порядке, установленном частью второй настоящей статьи. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.
Статья 49. Принятие законопроекта во втором чтении.
В результате голосования Собрание принимает закон в целом после обсуждения его во втором чтении либо отклоняет его, либо направляет на подготовку к третьему чтению. Решение принимается Собранием большинством голосов от числа избранных депутатов Собрания.
Статья 50. Третье чтение.
В отдельных случаях в результате голосования Собрание может принять решение о необходимости третьего чтения законопроекта.
Процедура подготовки к третьему чтению законопроекта осуществляется в соответствии со ст.46-48 настоящего Регламента.
Статья 51. Редакционно-юридическая экспертиза принятого законопроекта.
Принятый в первом чтении законопроект направляется в ответственный (головной) комитет для проверки с участием эксперта-лингвиста на предмет лингвистических дефектов, отсутствия внутренних противоречий, правильности взаимосвязи статей ввиду изменения текста законопроекта в ходе его постатейного принятия.
После устранения указанных противоречий и редакционной правки законопроект представляется комитетом на сессию для рассмотрения во втором чтении.
Тексты принятых Собранием в целом законопроектов и постановлений окончательно выверяется ответственным (главным) комитетом, авторами законопроектов и постановлений, юридическим отделом и передаются в управление делами.
Статья 52. Передача и подписание Главой Администрации принятых законов.
Принятый Собранием закон передается в течение 3 дней на подписание и обнародование Главе Администрации.
Глава Администрации области обязан в течение 10 дней с момента поступления закона либо подписать и опубликовать его, либо мотивированно отклонить.
Подписанный Главой Администрации области Закон регистрируется в Администрации области, ему присваивается порядковый номер.
Статья 53. Порядок отклонения законов Главой Администрации области.
Если Глава Администрации области в течение 10 дней с момента поступления закона отклоняет его, Собрание рассматривает данный закон повторно.
Отклоняя закон, Глава Администрации области либо предлагает свою редакцию закона в целом, либо отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов, либо мотивированно сообщает в своем послании о нецелесообразности или незаконности принятия данного закона.
Если закон, принятый Собранием, не отклонен и не подписан Главой Администрации в установленный срок, то он считается принятым, и Собрание обнародует его за подписью председателя Собрания.
Статья 54. Порядок работы над отклоненным Главой Администрации области законом.
1. Законы, возвращенные Главой Администрации области для повторного рассмотрения, направляются председателем Собрания в комитет по законодательству и местному самоуправлению для оценки обоснованности возврата закона, а затем на заключение в ответственный (головной) комитет Собрания.
2. По итогам рассмотрения ответственный (головной) комитет может рекомендовать Собранию:
- одобрить закон в ранее принятой редакции;
- одобрить закон в редакции, предложенной Главой Администрации области;
- согласиться с отдельными изменениями, предложенными Главой Администрации области;
- согласиться с предложением Главы Администрации области о нецелесообразности принятия данного закона;
- создать согласительную комиссию из представителей Собрания и Администрации области.
Статья 55. Повторное обсуждение отклоненного Главой Администрации области закона.
Повторное обсуждение закона начинается с выступления Главы Администрации области либо уполномоченного им лица, затем заслушивается заключение ответственного (головного) комитета.
По окончании обсуждения заключительное слово предоставляется представителю Главы Администрации области.
Статья 56. Процедура голосования при повторном обсуждении отклоненного закона.
1. По окончании повторного обсуждения отклоненного закона на голосование ставятся предложения, указанные в части второй ст.54 настоящего Регламента.
2. Областной закон может быть принят Собранием в прежней редакции в случае его одобрения большинством не менее 2/3 от числа избранных депутатов Собрания, в этом случае Глава Администрации области обязан подписать и обнародовать его в течение пяти дней. Если Глава Администрации не подписывает закон в указанный срок, то закон считается принятым и публикуется за подписью председателя Собрания.
3. Собрание может принять постановление об одобрении закона в редакции, предложенной Главой Администрации области, согласии с отдельными изменениями либо о нецелесообразности принятия данного закона. Такое постановление принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Собрания.
Статья 57. Подготовка законопроектов в порядке законодательной инициативы и согласование федеральных законопроектов.
1. Разработка, принятие и направление законопроекта в порядке законодательной инициативы в Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляется Собранием в порядке, установленном статьями 34-36 настоящего Регламента.
2. Федеральные законопроекты, принятые в первом чтении и направленные в Собрание на согласование, рассматриваются комитетами Собрания и при необходимости вносятся на сессию Собрания.
Проекты федеральных законов, направленные для рассмотрения комитетами Федерального Собрания и законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации рассматриваются комитетами Собрания самостоятельно.
Комитеты могут принять одно из следующих решений:
- принять к сведению;
- направить замечания и предложения в адрес автора за подписью председателя Собрания;
- внести замечания и предложения на сессию Собрания для принятия коллегиального решения.
Статья 58. Ратификация (утверждение) договоров и соглашений.
Договоры и соглашения, подлежащие ратификации, вносятся Главой Администрации в Собрание вместе с проектом постановления, пояснительной запиской, другими необходимыми материалами.
Председатель Собрания в течение трех дней после поступления документов на ратификацию направляет договор и проект постановления с сопроводительными материалами соответствующему комитету на заключение.
Исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора или соглашения, может быть назначен в качестве головного один из комитетов.
Комитет вправе запрашивать у соответствующих органов дополнительную информацию, касающуюся представленного на ратификацию (утверждение) договора или соглашения, привлекать к оценке этой информации и самого текста договора независимых экспертов.
Не позднее 20 дней с момента поступления договора, соглашения в Собрание назначается обсуждение вопроса о его ратификации (утверждении).
Договор, соглашение и проект постановления о его ратификации (утверждении) рассматриваются в одном чтении. Обсуждение и голосование по отдельным его статьям не производятся.
Договоры, соглашения считаются ратифицированными (утвержденными), если за них проголосовало большинство от числа избранных депутатов Собрания.
Статья 59. Опубликование актов Собрания.
Законы области и постановления Собрания подлежат официальному опубликованию. Контроль за официальным опубликованием нормативных правовых актов Собрания осуществляет управление делами Собрания.
Глава V
Осуществлением Собранием
контрольных полномочий
Статья 60. Предмет и формы контрольной деятельности Собрания.
1. Собрание непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль:
- за исполнением правовых актов нормативного и иного характера, принятых Собранием в пределах его компетенции;
- за исполнением областного бюджета, использованием внебюджетных и валютного фондов;
- за распоряжением имуществом, относящимся к собственности области;
- за деятельностью образуемых или избирательных Собранием органов или должностных лиц.
2. Контрольная деятельность Собрания осуществляется в формах:
- заслушивания отчетов;
- направления депутатских запросов;
- истребования информации;
Статья 61. Депутатский запрос.
1. Депутат или группа депутатов имеют право внести на рассмотрение Собрания обращение непосредственно к представительному органу, Главе Администрации области, главе местного самоуправления, представительному органу местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории области государственных и общественных органов, учреждений и организаций. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на сессии Собрания.
2. Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами или должностными лицами Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и области, постановлений и других актов, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и Псковской области, то Собрание может признать его депутатским запросом.
3. Государственные органы или должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны в срок до 15 дней дать письменный ответ, который оглашается на сессии Собрания. Депутат вправе дать оценку ответу государственного органа или должностного лица на запрос. По результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом Собранием принимается постановление.
4. Запрос, ответ на него, а также постановление Собрания, принятое по результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом, по решению Собрания подлежат опубликованию.
Статья 62. Получение и рассмотрение информации.
1. Собрание обеспечивает депутата необходимыми документами, а также информационными и справочными материалами.
2. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица при обращении депутата обязаны обеспечить его консультациями специалистов и информацией по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.
Статья 63. Заслушивание доклада о социально-экономическом положении в области и отчета об исполнении бюджета области.
1. Собрание не реже одного раза в год заслушивает отчет Главы Администрации области либо по его поручению его заместителя о социально-экономическом положении в области и об исполнении бюджета.
Текст отчета не позднее, чем за месяц до его рассмотрения на сессии Собрания рассылается депутатам.
2. Отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения на сессии Собрания передается на обсуждение в комитет по бюджету, финансам и налоговой политике. О результатах рассмотрения отчета об исполнении бюджета с содокладом на сессии Собрания выступает председатель комитета.
3. Доклад о социально-экономическом положении в области до его рассмотрения на сессии Собрания передается в комитет по экономике, собственности и природопользованию. О результатах рассмотрения с содокладом на сессии Собрания выступает председатель комитета.
4. По итогам обсуждения отчета Администрации области об исполнении бюджета или доклада о социально-экономическом положении в области Собрание принимает постановление.
Статья 64. Порядок назначения, подготовки и проведения отчетов Администрации области об исполнении областных законов.
1. Собрание по предложению не менее 1/3 от числа избранных депутатов имеет право заслушать на сессии отчет Главы Администрации области (руководителей органов управления Администрации) об исполнении принятых Собранием законодательных актов. В постановлении Собрания о назначении отчета должны указываться: дата отчета; перечень вопросов, на которые необходимо дать ответ в отчете, и документов, которые необходимо представить; список приглашаемых лиц.
2. Постановление Собрания о назначении отчета представляется Главе Администрации, руководителю органа управления Администрации не менее, чем за 20 дней до его проведения.
3. По результатам отчета, в случае установления грубого или систематического нарушения законов области, Собрание вправе рекомендовать Главе Администрации области рассмотреть вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Постановление по этому вопросу принимается большинством не менее 2/3 от числа избранных депутатов Собрания.
Глава Администрации в двухнедельный срок рассматривает постановление и информирует Собрание о принятых мерах либо направляет Собранию мотивированное несогласие с постановлением.
Статья 65. Порядок контроля за распоряжением (отчуждением) областной собственностью.
Собрание контролирует соблюдение Администрацией области установленного порядка распоряжения имуществом, находящимся в областной собственности.
При этом Собрание использует все перечисленные в ст.60 настоящего Регламента формы контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 29 мая 1997 г. N 372 "О Регламенте Псковского областного Собрания депутатов"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 9 сентября 1999 г. N 329 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 апреля 1998 г. N 8
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 10 апреля 1998 г. N 2