Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Псковской городской Думы
Муниципальная целевая программа "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова на 2005-2008 годы
Паспорт
целевой муниципальной программы "Здоровье и дети" системы
образования города Пскова на 2005-2008 годы.
Наименование программы
"Здоровье и дети"
Основание для разработки программы:
Указ Президента Российской Федерации от 14.09.95 N 942 "О
Национальном плане действий в интересах детей"
Указ Президента Российской Федерации от 15.01.98 N 29 "О
президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы,
Указ Президента РФ от 14.09.95 N 942 "Об утверждении Основных
направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального
плана действий в интересах детей)"
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.97 N1565
"О Плане действий по улучшению положения детей в Российской
Федерации на 1998-2000 годы"
Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития
образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ
Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального
закона от 13.01.96 N 12-ФЗ)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 N 393),
Приказ Минобразования Российской Федерации от 30.09.2003 N 3708 "О
реализации решения коллегии Минобразования России от 10.09.2003 N 12
"О состоянии работы органов управления образованием и
общеобразовательных учреждений по соблюдению
санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных
учреждениях".
Муниципальный заказчик программы:
Администрация города Пскова
Основные разработчики программы:
Управление образования Администрации города Пскова
Цель программы:
Создание и развитие в городе Пскове единой образовательной здоровье
сберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья
(соматического, физического, психического и душевно-нравственного).
Задачи программы:
- Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и
укрепления здоровья детей и подростков в ходе образовательного процесса.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья детей образовательных
учреждений, гарантии их законных прав на безопасные условия
образовательно-воспитательного процесса.
Сроки реализации программы:
2005-2008 гг.
Исполнители:
Управление образования Администрации города Пскова,
Образовательные учреждения города Пскова
Ожидаемые результаты реализации программы:
- улучшение состояние здоровья детей и подростков (снижение
соматических, хронических и инфекционных заболеваний);
- улучшение качества медицинского обслуживания детей в
образовательных учреждениях, совершенствование
медико-профилактических мероприятий;
- привлечение к оздоровительной и профилактической работе различных
групп специалистов, родителей, общественных организаций;
- оптимизация условий обучения (внедрение оптимального режима
учебного труда и активного отдыха), коррекция учебной нагрузки в
соответствии с состоянием здоровья ребенка, повышение качества
образования;
- формирование у детей и подростков устойчивых навыков здорового
образа жизни.
Система организации контроля за исполнением программы:
Экспертный и финансовый контроль выполнения программы осуществляется
Администрацией города Пскова.
Источники финансирования:
бюджет города Пскова, внебюджетные средства и другие источники
финансирования.
Миссия программы:
Через создание здоровьесберегающей среды - к потребности в здоровом образе жизни.
Основные термины и понятия
Гигиенические навыки - умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.
Гигиеническое воспитание и обучение - система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.
Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека".
Примечание: Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.
Здоровье психическое - динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Мотивация к формированию потребности в здоровье - побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Скрининг - непрерывное наблюдение за психофизическим развитием учащихся при помощи экспресс-диагностических методов.
Диагностика - углубленный анализ групп риска при помощи специальных психодиагностических методов.
Коррекция - применение психологических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушений психического здоровья, а также нежелательных отклонений.
1. Введение
Муниципальная целевая программа "Здоровье и дети" (2005-2008 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000. N 51-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 N 393, муниципальной Программой развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы, утвержденной Постановлением Псковской городской Думы от 28.01.2002 N 566. Программа имеет муниципальный статус.
Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования города и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях города.
Комплекс мероприятий Программы направлен на эффективное использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе каждого образовательного учреждения и в муниципальной системе образования города в целом в целях укрепления и сохранения здоровья воспитанников и учащихся и формирования у них здорового образа жизни.
Программа ориентирована на воспитанников и обучающихся, их родителей, педагогических работников образовательных учреждений, специалистов управления образования Администрации города Пскова.
Реализация цели Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет муниципального бюджета, необходимого для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования города, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий Программы.
2. Актуальность и содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является одной из первоочередных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Особенно актуальна эта проблема в России, где состояние здоровья детского населения характеризуется высокими показателями заболеваемости, снижением рождаемости, высокой детской смертностью.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из определения, выделяют несколько компонентов здоровья:
соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма человека);
физическое здоровье (уровень роста и развития органов и систем организма);
психическое здоровье (состояние психической сферы, душевного комфорта);
нравственное здоровье (комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которой составляет система нравственных ценностей).
Задача сохранения и укрепления здоровья школьников и воспитанников дошкольных образовательных учреждений на современном этапе - важнейшая социальная и медицинская проблема. Основными причинами нарушения соматического, психического и физического здоровья детей принято считать резкое ухудшение материального положения семей, несбалансированность питания, ухудшение медицинского обслуживания детского населения, снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований дети, особенно школьного возраста (а их в 41 субъекте Российской Федерации около пятой части населения), оказались одной из самых уязвимых групп населения. Мониторинг физического развития школьников, проведенный сотрудниками НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, свидетельствует о негативных изменениях в физическом статусе детей (отклонения в физическом развитии детей чаще всего проявляются в виде дефицита массы тела). Замедление физического развития современных школьников не могло не отразиться на уровне их физической работоспособности. Нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников.
Все это в полной мере относится к ситуации Псковской области, в которой четко проявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей раннего дошкольного и школьного возраста:
- состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз за период обучения в школе, в 2 раза возрастает число хронических больных (к моменту окончания школы каждый четвертый ученик имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий - близорукость и нарушение осанки, у 30% старшеклассников диагностируется вегето-сосудистая дистония);
- беспокоит высокий уровень венерических заболеваний среди подростков, сложной остается обстановка с заболеваемостью туберкулезом, другими инфекционными заболеваниями среди детей, увеличивается количество подростков, состоящих на учете у врачей-наркологов за употребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию;
- острой проблемой сегодняшнего дня является состояние здоровья детей групп социального риска, воспитывающихся в неполных и неблагополучных семьях, не имеющих родителей и находящихся на попечении государства (большинство детей данной категории, достигших 7 лет, не имеют достаточной функциональной подготовленности к обучению в школе, у них выявляется стабильно высокая задержка нервно-психического развития, такие дети не могут нормально адаптироваться к дальнейшей жизни, что ведет к различным формам их асоциального поведения).
Существование проблемы здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе диспансеризации детей в городе Пскове в 2003 году. Всего осмотрено в ходе диспансеризации 42411 детей и подростков до 18 лет.
Выявлено детей с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии 30536, что составляет 72% от всего количества осмотренных детей. Из них детей-инвалидов 811 человек (497 - инвалиды с рождения, 314 - приобретенная инвалидность). Таким образом, по данным диспансеризации произошло снижение доли здоровых детей до 28 % с одновременным увеличением детей с хронической патологией и инвалидов.
По группам здоровья итоги диспансеризации выглядят следующим образом:
1 группа - 28 % (практически здоровые дети),
2 группа - 52 % (дети, имеющие незначительные отклонения в здоровье),
3 группа - 20% (хронически больные дети или дети, перенесшие операции).
У детей дошкольного возраста структура заболеваемости выглядит следующим образом:
На 1 месте - болезни нервной системы - 15%,
На 2 месте - болезни органов пищеварения - 11%,
На 3 месте - болезни костно-мышечной системы - 10,9 %.
Ведущее место в патологии детей от 7 до 18 лет занимают болезни костно-мышечной системы - 20,4 % и заболевания глаза и его придаточного аппарата - 16%, затем болезни органов пищеварения - 13,4%, болезни нервной системы - 8,6%, психические расстройства и расстройства поведения - 7,5%, болезни органов дыхания - 5,6%.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Основными причинами "школьных болезней" (заболевания костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения, нервной системы) являются увеличение объема учебной нагрузки при интенсификации учебного процесса (перегруженность основными и дополнительными занятиями), отсутствие валеологической службы, длительная статическая нагрузка при снижении общей двигательной активности, потеря интереса к самостоятельным физическим упражнениям, слабый учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей в учебном процессе, плохая освещенность школьных мест, несоответствие школьной мебели санитарно-гигиеническим требованиям, отсутствие полноценного горячего питания в школах, несформированность здорового образа жизни во многих семьях, слабая и устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений города.
Кроме того, на сегодняшний день в массовых образовательных учреждениях города не существует научно обоснованной системы методов, позволяющих оценить индивидуальные возможности школьников и воспитанников, как познавательные, личностные, так и физические, не разработана комплексная "технология" совместной деятельности педагога, психолога, валеолога и медицинского работника. Сложившаяся система медицинского обслуживания детей не обеспечивает эффективного решения задач по улучшению уровня их здоровья и снижению заболеваемости. Медицинские и педагогические работники слабо владеют знаниями по первичной профилактике и раннему выявлению отклонений в состоянии здоровья детей в период школьного обучения, слабо выявляются дети с пограничным состоянием здоровья, с ними не проводится профилактическая работа, не отработана система наблюдения за динамикой физического и психического развития и состояния здоровья детей в период нахождения их в образовательном учреждении.
Санитарно-гигиеническое состояние многих образовательных учреждений остается на низком уровне. 80% образовательных учреждений требуют выборочного капитального ремонта, 40 % - капитального. В 93 % школ технологическое оборудование пищеблоков нуждается в ремонте или замене. Из-за отсутствия финансирования во многих школах не проводится замена вышедшего из строя санитарно-технического оборудования. Отрицательно влияют на здоровье детей: перегруженность образовательных учреждений, несоответствие санитарным правилам и нормам освещенности помещений, воздушно-теплового режима, отсутствие ростомерной мебели. Много недостатков и в организации учебного процесса: увеличение продолжительности учебного дня, нерациональное распределение учебной нагрузки в течение недели и дня, 20 % всех школьников вынуждено обучаться во вторую смену, все это приводит к напряжению адаптационных систем организма детей, снижению функциональных резервов, ускорению сроков наступления утомления и, как следствие, приводит к отклонениям в состоянии здоровья детей.
"Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников", - так записано в ст. 51 Закона РФ "Об образовании". Таким образом, охрана здоровья детей и подростков выступает, с одной стороны, как обязанность любого образовательного учреждения, а с другой стороны, право на охрану здоровья - это самостоятельное право ребенка. Право учащихся на охрану здоровья включает ряд аспектов: возможность получения медицинской помощи непосредственно в школе, представительство интересов ребенка в медицинском учреждении (при нарушении его прав), соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, проведение в школе профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, проведение в школе профилактических медицинских осмотров, помощь детям в устройстве в оздоровительные учреждения, формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни.
Тенденции развития общества в целом и системы образования в частности требуют безотлагательного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой программы сохранения и укрепления здоровья детей обусловлена:
- коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования;
- внедрением новых здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
- необходимостью координации программ по сохранению и укреплению здоровья муниципальных образовательных учреждений;
- координацией совместных действий управления образования Администрации города Пскова и образовательных учреждений с медицинскими организациями и учреждениями здравоохранения, с различного рода центрами психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам.
Программа выступает инструментом
- координации инициатив, с одной стороны, всех образовательных учреждений города и управления образования, с другой стороны, всех участников образовательного процесса в образовательном учреждении, в сфере
- охраны, укрепления, формирования здоровья детей; интеграции имеющихся ресурсов;
- обеспечения управленческих решений и единой согласованной позиции в этой сфере.
Реализация мероприятий Программы позволит:
1. Улучшить состояние здоровья детей.
2. Улучшить качество медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях, совершенствовать медико-профилактические мероприятия.
3. Широко привлечь к оздоровительной и профилактической работе различные группы специалистов, родителей, общественные организации.
4. Оптимизировать условия обучения (внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха), скорректировать учебную нагрузку в соответствии с состоянием здоровья ребенка, повысить качество образования.
5. Сформировать у детей и подростков устойчивые навыки здорового образа жизни.
Эффективность программы связана с формированием конкретных механизмов реализации образовательной политики управления образования Администрации города Пскова в сфере охраны, укрепления здоровья детей и учащихся и формирования у них здорового образа жизни.
3. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является:
Создание и развитие в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья (соматического, физического, психического и душевно-нравственного).
Задачи программы:
3.1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей и подростков в ходе образовательного процесса.
- изменение мировоззрения населения в сторону приоритетности проблемы личной ответственности за сохранение своего здоровья и сохранения здоровья будущего поколения;
- выработка комплексного подхода к образованию родителей, учеников и воспитанников, учителей по вопросам, связанным с сохранением и укреплением здоровья;
- совершенствование системы воспитания, направленной на устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья;
- активизация в образовательных учреждениях санитарно-просветительской работы по вопросам гигиенического воспитания;
- определение роли и места семьи в пропаганде здорового образа жизни;
- совершенствование работы по подготовке и переподготовке педагогических
- кадров, способных компетентно решать вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях города.
3.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей образовательных учреждений, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.
- выявление специфики комплекса факторов, определяющих здоровье детей города Пскова, в соответствии с этим определение оптимальных условий обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях города;
- осуществление деятельности образовательных учреждений города с учетом создания оптимальных условий, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья детей;
- разработка системы методов и средств контроля за состоянием уровня здоровья с последующим анализом полученных результатов;
- разработка скоординированного подхода к профилактике и укреплению здоровья школьников и воспитанников детских садов (разработать комплекс "технологий" совместной деятельности валеолога, педагога, психолога, медработника);
- модернизация учебно-воспитательного процесса за счет включения здоровьесберегающих технологий;
- повышение качества валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
- улучшение оснащения материально-технической базы учреждений и оформление образовательного пространства, необходимого для полноценного физического и психо-эмоционального развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
- снижение заболеваемости и инвалидности детей и подростков города Пскова, улучшение их соматического, физического, психического и душевно-нравственного здоровья (организация рационального питания, профилактика кариеса, алкоголизма, наркомании, табакокурения и СПИДа, рациональная организация двигательной активности учащихся, снижение распространенности хронических заболеваний у детей и подростков на основе расширения первичной профилактики и совершенствования медицинской помощи в образовательных учреждениях; снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями в образовательных учреждениях города на основе вакцинопрофилактики).
Сроки реализации Программы - 2005-2008 годы. В Программе предусмотрено поэтапное осуществление мероприятий.
I этап (первая половина 2005 года) включает реализацию организационных мероприятий: принятие Программы в установленном законодательством порядке; создание координационного совета по выполнению Программы; выбор и подготовка демонстрационных площадок; создание единой информационной сети.
II этап (август 2005- июнь2006 года) предусматривает реализацию программы на уровне демонстрационных площадок (для определения соответствия выбранной тактики поставленной стратегической цели, выявление препятствий и путей их преодоления для оперативного управления Программой).
III этап (2006-2008 годы) предполагает распространение накопленного опыта во всех образовательных учреждениях города.
4. Программные мероприятия
В Программе предусматривается реализация следующих мероприятий: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех участников образовательного процесса о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможности уменьшения этих влияний; гигиеническое образование и воспитание детей и подростков по формированию навыков ЗОЖ; развитие системы медицинской профилактики; совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы образовательных учреждений; анализ экономической эффективности реализации Программы.
Основными направлениями деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей являются:
- организация здоровьесберегающего образовательного процесса;
- медико-профилактическое направление;
- образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни.
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
В деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников и школьников значительная роль отводится созданию оптимальных для учебной деятельности условий обучения. Учитывая, что во многих образовательных учреждениях имеет место большое количество нарушений гигиенического порядка, касающихся как режима обучения, распределения учебной нагрузки, так и условий обучения, необходимо в первую очередь приведение всех компонентов учебного процесса в соответствие с действующими гигиеническими нормами.
К неотложным задачам следует отнести работу по капитальному ремонту и реконструкции старых образовательных учреждений, ремонту и замене вышедшего из строя санитарно-технического оборудования, обновлению оборудования школьных зданий, в т.ч. соответствующей мебелью, приведению имеющихся кабинетов и мастерских в соответствие с гигиеническими нормами, обеспечение воздушного, теплового и светового режима классных помещений.
Дошкольные образовательные учреждения, школу-интернат и детский дом необходимо в полном объеме обеспечить дезинфицирующими и моющими средствами, мебелью, мягким инвентарем, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены.
Следует усилить контроль и повысить ответственность педагогических коллективов за выбор форм организации учебного процесса, реализуемых учебных программ и учебных планов, недопустимость учебной перегрузки обучающихся. Работу методической службы учреждения и учителей-предметников необходимо направить на разработку новых приемов обучения, индивидуальных программ с учетом психического и соматического состояния ребенка, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, позволяющего успешно решать задачи здоровьеохраняющего обучения школьников.
Для реализации цели и задач программы и достижения реального результата необходима валеологизация всего учебного процесса (каждый педагог должен валеологически правильно организовать учебно-воспитательный процесс: включать чередование видов деятельности на уроке с учетом закономерностей динамики умственной работоспособности детей, активный отдых на переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения, обеспечивать необходимый температурный режим, правильное освещение и санитарно-гигиеническое состояние в классе, наблюдать за состоянием здоровья, самочувствия учащихся, следить за правильной посадкой за партой и правильным рассаживанием учащихся в классе в соответствии с рекомендациями медика, не допускать перегрузок учебным материалом на уроке, домашними заданиями, обеспечивать соблюдение охраны труда и инструкций по технике безопасности на уроках).
Одним из аспектов школьной валеологии является гуманизация учебно-воспитательного процесса. Правильное отношение учителя к ученику, поощрение инициативы и успехов, обучение на фоне положительных эмоций позволит предотвратить психотравмирующие ситуации, а это будет способствовать сохранению здоровья детей.
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса предполагает создание психологического комфорта для учащихся и учителей, воспитанников и воспитателей, хорошего результата в образовании и сохранении здоровья можно добиться только в условиях психологического комфорта (это взаимоотношения учеников и учителей, воспитанников и воспитателей, детей друг с другом в атмосфере дружелюбия, самоорганизация личности в разнообразной творческой деятельности, возможность учиться и развиваться соответственно своим психологическим особенностям и интересам).
В образовательных учреждениях необходимо создать учебно-научные комплексы "Здоровье" в составе: педагога-валеолога, психолога, медицинского работника, учителя физического воспитания, классного руководителя (воспитателя). Это позволит полнее использовать научно-обоснованную диагностику, изучать физическое и психическое развитие детей и подростков в динамике, прогнозировать здоровье школьников, а также поможет в разработке индивидуальных программ обучения с учетом соматического здоровья, осуществление медико-профилактических мероприятий и оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение здоровья, социально-психологического статуса детей и подростков.
В целях совершенствования оздоровительной работы, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, школе-интернате и детском доме, необходимо увеличить количество помещений медико-профилактического направления для размещения офтальмотренажеров, снимающих зрительное утомление, тренажеров для ЛФК, стоматологического и физиотерапевтического оборудования.
Необходимо улучшить оснащение медицинских кабинетов современным оборудованием, позволяющим оценивать влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья ребенка, обнаруживать начальные стадии ухудшения здоровья детей и тем самым получать возможность для целенаправленного проведения профилактических мероприятий.
Медико-профилактическое направление
Основным направлением в медико-профилактической работе является выявление различных психосоматических отклонений и коррекции некоторых нарушений состояния здоровья детей.
Особое внимание в данном вопросе следует обратить на профилактическую работу с детьми второй группы здоровья, (как наиболее многочисленной), позволяющую достаточно эффективно воздействовать на организм, не допуская перехода пограничного состояния в болезнь.
Условия медицинских работников образовательных учреждений должны быть направлены на осуществление профилактических мероприятий, способствующих снятию напряжения адаптационных механизмов учащихся, повышению резервных возможностей организма путем создания адекватных условий обучения и воспитания.
В этой связи следует улучшить проведение комплекса профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижения заболеваемости детей. Принять меры по повышению качества проведения профилактических медицинских осмотров, наблюдению за состоянием здоровья детей в критические периоды его формирования - адаптации в связи с поступлением в образовательное учреждение, в связи с переходом из дошкольного учреждения в школу, в связи с переходом на предметное обучение в 5-ом классе и т.п. С целью раннего выявления отклонений в состоянии здоровья обучающихся при массовых медицинских обследованиях необходимо внедрять в практику диагностики и скрининг-тесты, подготовить кадры для этой работы.
Организация лечебных групп, совершенствование физического воспитания, улучшение питания, витаминизация, вакцинация, оздоровление детей в загородных и спортивных лагерях, санаториях также являются необходимым условием профилактики заболеваний.
Таким образом, медико-профилактическое направление предполагает создание для учащихся и воспитанников условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, организацию мониторинга состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности, проведение диагностики функционального состояния организма в течение недели, месяца, года и своевременного выявления признаков ухудшения здоровья с целью принятия профилактических мер по коррекции, применению медикаментозных методов оздоровления: закаливание, различные виды гимнастики, занятия физкультурой, профилактика и предупреждение детского травматизма и т.п.
Современные дошкольное образовательное учреждение и школа, располагающие комплексом помещений медицинского, спортивного, культурно-бытового назначения, должны стать базой первичной профилактики заболеваний детей и подростков.
Образовательная деятельность в области формирования здорового образа
жизни
Роль нравственности, нравственных начал общественного бытия непрерывно возрастает. Здоровье современного человека оказывается в непосредственной зависимости от его духовного развития, соблюдения принципов морали и этических норм поведения. Воспитание и обучение являются ведущими факторами в процессе формирования не только знаний, но и нравственных качеств человека, а значит, и нравственного здоровья.
Формирование нравственного здоровья детей и подростков должно начинаться с усвоения детьми элементарных этических представлений и идти по пути формирования целостных взглядов, в которых сольются воедино моральные знания и собственное к ним отношение.
Для формирования и укрепления нравственного здоровья воспитанников и учащихся в образовательном учреждении необходимо создать единое валеологическое пространство, которое будет осуществлять воздействие на детей с помощью педагогического коллектива, психологической службы, медицинского персонала, валеолога, социального педагога. Целью создания валеологического пространства является не только создание санитарно-гигиенических условий для организации деятельности детей и подростков в образовательном учреждении, но и формирование у них здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ),
- оптимальный двигательный режим,
- закаливание,
- личная гигиена,
- положительные эмоции.
Поэтому приоритетными мероприятиями в работе образовательных учреждений по данному направлению должны стать:
- профилактика вредных привычек посредством урочной и внеурочной деятельности (предупреждение детской наркомании, алкоголизма, табакокурения, заболеваний СПИДом и гепатитом Б),
- внедрение в образовательный процесс предметной области "Здоровье".
- половое воспитание обучающихся,
- создание и внедрение программ гигиенического обучения и воспитания, направленных на понимание сущности ЗОЖ и потребности формирования и укрепления своего здоровья,
- организация школьной жизни с учетом норм здорового режима дня, учебы, отдыха и питания,
- использование видеофильмов, встреч с работниками центра планирования семьи, медработниками для пропаганды здорового образа жизни;
- обеспечение социальной защиты каждого ребенка,
- проведение месячников по профилактике нарушений осанки, зрения, стоматологических заболеваний, гриппа,
- вовлечение учащихся в систему занятий спортом, работу секций, кружков,
- обеспечение двигательной активности воспитанников и учащихся,
- организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков,
- формирование у учителей потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответствии с валеокультурой, создание здорового микроклимата в коллективе, гуманной системы отношений учитель-ученик, воспитатель-воспитанник;
- координация совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья обучающихся (проведение конференций, собраний родителей по проблемам укрепления здоровья детей, изучение социально-бытовых условий жизни учащихся и оказание необходимой помощи, просветительская работа с родителями со стороны психологов, логопедов, педагогов, медицинских работников, организация индивидуальной консультативной, диагностической и коррекционной работы с семьями, организация совместных праздников, походов, спортивных соревнований, дней отдыха).
5. Ресурсное обеспечение программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств городского бюджета, фондов и других источников, разрешенных законодательством.
Объем финансирования мероприятий программы из городского бюджета будет ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.
Ориентировочной общий объем финансирования Программы составляет 20917,88 тыс. руб. из средств городского бюджета.
Планируемое финансирование по годам реализации программы:
2004 год - городской бюджет - в пределах средств, предусмотренных в бюджете по отрасли "Образование"; подготовка к реализации программы.
2005 год - городской бюджет - 5364,76 тыс. руб.
2006 год - городской бюджет - 4735,26 тыс. руб.
2007 год - городской бюджет - 5365,06 тыс. руб.
2008 год - городской бюджет - 4831,56 тыс. руб.
Ориентировочной общий объем привлечения внебюджетных средств для реализации мероприятий Программы - 4 000,0 тыс. руб.
6. Механизм реализации программы
Муниципальный заказчик - Администрация города Пскова.
Координатор Программы - координационный совет управления образования Администрации города Пскова.
По основным направлениям реализации Программы создаются рабочие группы.
Перед членами каждой рабочей группы ставятся соответствующие задачи и сроки их исполнения. Они работают по принципу равного партнерства, в установленные сроки отчитываются перед координационным советом о выполнении мероприятий по реализации Программы, создают рабочие документы, формируют бюджетную заявку на ассигнования из городского бюджета и представляют ее на рассмотрение в координационный совет.
Отбор участников программных проектов и мероприятий производит Управление образования Администрации города Пскова.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Организационно-методическое, текущее управление реализацией Программы, организационно-техническое сопровождение договоров и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются Управлением образования Администрации города.
Координационный совет Управления образования Администрации города Пскова обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы и эффективности использования средств и представляет по итогам года статистическую, справочную и аналитическую информацию в Администрацию города.
Контроль за выполнением Программы осуществляет Псковская городская Дума и Администрации города. Ход выполнения программы и программных мероприятий рассматривается на аппаратных совещаниях Управления образования, на заседаниях координационного совета, комитета по социальным вопросам, здравоохранения, при необходимости и на сессиях Псковской городской Думы.
8. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на улучшение показателей здоровья детей и подростков. Ожидается, что в результате мероприятий по формированию здорового образа жизни
- повысится уровень знания детей и подростков и различных специалистов образовательного учреждения по вопросам ЗОЖ;
- сформируется отрицательное отношение и неприятие обучающимися потребления наркотиков, рискованных стереотипов поведения людей, способствующих возникновению алкогольной зависимости, заражению инфекциями, передаваемыми половым путем, ВИЧ-инфекцией;
- снизится распространенность негативных поведенческих факторов риска, влияющих на здоровье школьников и воспитанников;
- улучшится психическое здоровье детей и подростков (уменьшится количество детей и подростков с девиантным поведением, невротическими расстройствами, суицидами); повысится физическая активность, способствующая сохранению и укреплению здоровья;
- вследствие снижения факторов риска развития хронических и инфекционных заболеваний снизится общая заболеваемость подрастающего поколения, что приведет к улучшению состояния здоровья.
- учитывая профилактическую направленность Программы, экономическая эффективность ее также обеспечивается:
- сокращением расходов на лечение и медицинское обеспечение из-за переноса тяжести на первичную профилактику и борьбе с факторами риска развития хронических и инфекционных заболеваний;
- увеличением продолжительности активной трудоспособности школьников, что в конечном итоге приведет к улучшению качества знаний в образовательных учреждениях.
9. Ожидаемые конечные результаты
В результате выполнения Программы будут созданы основы единой здоровьесберегающей среды города, которая позволит осуществить:
- Стабилизацию показателей физического и психического здоровья школьников в процессе улучшения образовательной среды (показатели общей заболеваемости, индекса здоровья и др.);
- Стабилизацию социально-психологических критериев надежности адаптационных механизмов (по показателю успешности учебной деятельности и вариантам поведения учащихся);
- Повышение уровня знаний о здоровом образе жизни и формирование ответственности за свое здоровье у учащихся (по результатам анкетирования);
- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения (по результатам анкетирования);
- Повышение педагогической компетентности учителей в области валеологических знаний (по результатам анкетирования).
- Повышение ответственности родителей за состояние здоровья их детей. Иными словами, произойдет улучшение состояния здоровья детей и подростков, качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (системный характер приобретут диспансеризация детей, витаминизация и йодирование питания, вакцинация против гриппа и гепатита Б), усовершенствуются медико-профилактические мероприятия, произойдет привлечение к оздоровительной и профилактической работе различных групп специалистов, родителей, общественных организаций, оптимизируются условия обучения (в ОУ будет организован оптимальный режим учебного труда и активного отдыха: внедрены здоровьесберегающие личностно-ориентированные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся, что снизит психические дидактические стрессы в процессе обучения детей, соблюдены во всех образовательных учреждениях требования базисного учебного плана, что предупреждает перегрузку учащихся; улучшатся учебные расписания, режимы деятельности школьников, что обеспечивает необходимую смену видов учебной деятельности, учёт дней недели и дневных часов, требующих меньшую учебную нагрузку), скорректируется учебная нагрузка в соответствии с состоянием здоровья ребенка, повысится качество образования, сформируются у детей и подростков устойчивые навыки здорового образа жизни, совершенствование реабилитации детей на базе оздоровительных центров, в период каникул - на базах отдыха или в пришкольных лагерях.
Настоящая Программа должна стать важным этапом в модернизации муниципальной системы образования города. С учетом достигнутых в ходе ее реализации результатов будут подготовлены новые предложения по организации дальнейшей работы по развитию муниципальной системы образования на основе новых технологий до 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.