Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт
"Качество предоставления государственных услуг в области здравоохранения"
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 30 июня 2009 г.
N 229)
1. Область применения
Стандарт "Качество предоставления государственных услуг в области здравоохранения" (далее - стандарт) распространяется на государственные услуги в области здравоохранения, предоставляемые гражданам учреждениями здравоохранения, и устанавливает основные положения, определяющие качество услуг, оплачиваемых (финансируемых) из средств областного бюджета.
2. Основные факторы, влияющие на качество предоставления государственных
услуг в области здравоохранения
Основными факторами, влияющими на качество предоставления государственных услуг (далее - услуги) в области здравоохранения, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
техническое оснащение учреждения (медицинское и технологическое оборудование, мебель);
содержание информации об учреждении, порядке и правилах предоставления гражданам услуг по оказанию медицинской помощи;
наличие ведомственной и вневедомственной систем контроля качества оказания медицинской помощи;
соответствие оказания медицинской помощи клинико-экономическим стандартам.
При оценке качества оказания медицинской помощи используются следующие критерии:
своевременность оказания медицинской помощи;
объем оказания медицинской помощи;
соответствие оказываемой медицинской помощи клинико-экономическим стандартам.
3. Качество услуги по оказанию специализированной медицинской помощи
гражданам в стационарных условиях
Объем услуг по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам в стационарных условиях, по лечению и диагностике заболевших граждан в условиях дневного стационара оценивается исходя из числа выбывших больных и числа койко-дней, проведенных больными в стационарах.
Медицинская помощь должна оказываться в отделениях в соответствии с профилем заболевания.
Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии с медицинскими стандартами.
Оказание медицинской помощи в условиях стационара должно обеспечивать достижение ремиссии заболевания или проведение планового лечения с подбором терапии, необходимой для продолжения лечения больного с хроническим заболеванием в амбулаторных условиях.
При оказании услуг гражданам в стационарных условиях используются возможности лечебно-диагностической базы учреждения с обеспечением необходимых диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий, ухода со стороны среднего медицинского персонала.
Наблюдение за пациентами должно осуществляться лечащим врачом с осмотрами заведующим отделением при поступлении и в дальнейшем с частотой в зависимости от тяжести состояния больного. При необходимости должна быть организована консультация специалистов, отсутствующих в отделении. В сложных, диагностически неясных случаях заведующий отделением должен обеспечить организацию проведения консилиума.
4. Качество услуги по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической
медицинской помощи гражданам
Услуги по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи гражданам оказываются в целях профилактики, диагностики и лечения заболеваний, облегчения состояния больных, нуждающихся в специализированной амбулаторно-поликлинической помощи и не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии с медицинскими стандартами.
При реализации услуг необходимо соблюдение преемственности в обследовании и лечении больных между поликлиникой, стационаром и учреждением скорой медицинской помощи, что способствует своевременности и непрерывности лечебного процесса.
Прием пациентов осуществляется по направлению врачей учреждений здравоохранения.
Для получения бесплатной амбулаторно-поликлинической помощи получатели услуги должны предъявить документ, удостоверяющий личность, и полис обязательного медицинского страхования.
В рамках предоставления услуги по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической помощи выполняются следующие действия:
проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;
проведение диагностических мероприятий, диспансеризация;
оказание квалифицированной амбулаторно-поликлинической помощи врачами-специалистами в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи по различным заболеваниям, профилем заболевания и фазой его течения;
при наличии медицинских показаний направление пациентов для консультации специалистов в другие учреждения здравоохранения;
при наличии медицинских показаний направление пациентов на санаторно-курортное лечение;
экспертиза временной нетрудоспособности;
при наличии признаков стойкой утраты трудоспособности направление пациентов в учреждения медико-социальной экспертизы.
Объем поликлинических услуг оценивается по числу посещений больными врачей.
5. Качество стоматологических услуг, предоставляемых учреждениями, оказывающими специализированную медицинскую помощь
Объем стоматологических услуг оценивается по числу условных трудовых единиц, выполненных врачом за год.
Стоматологические услуги направлены на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями челюстно-лицевой области.
Режим работы учреждений здравоохранения, оказывающих стоматологические услуги, должен обеспечивать их доступность и санитарно-эпидемическую безопасность.
С целью выявления объемов необходимой стоматологической помощи на прикрепленной территории в плановом порядке должны проводиться профилактические осмотры учащихся общеобразовательных школ, подростков.
Оценка качества оказанных стоматологических услуг оценивается по числу полных санаций полости рта у всех лиц, обращающихся в поликлинику по вопросам оказания стоматологической помощи, граждан при первичной постановке на воинский учет и граждан, призванных на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Оказание экстренной помощи больным при острых заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области, диспансерное наблюдение за определенными контингентами больных стоматологического профиля, оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи должно осуществляться со своевременной госпитализацией лиц, нуждающихся в стационарном лечении, экспертизой временной нетрудоспособности пациентов, выдачей листков временной нетрудоспособности, направлением на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.
6. Качество услуг по оказанию специализированной
(санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи
Объем услуг по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи оценивается по числу пациентов, получивших помощь в отделениях специализированной скорой (санитарно-авиационной) медицинской помощи.
Медицинским показанием к вызову специалистов-консультантов бригад специализированной медицинской помощи ведущих лечебно-профилактических учреждений должно являться угрожающее жизни больного состояние здоровья при отсутствии в муниципальных учреждениях здравоохранения высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля или необходимых условий для оказания медицинской помощи на уровне современных достижений медицинской науки и практики. Неэффективность терапии и прогрессирующее ухудшение состояния больного, трудность диагностики также являются основанием для вызова специалистов санитарной авиации.
Медицинская помощь при оказании специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи должна быть своевременной, обеспечивающей эффективность лечебно-диагностических мероприятий и осуществляться в соответствии с медицинскими стандартами.
Гражданин, получивший помощь консультанта, может быть переведен в специализированное лечебное учреждение области или оставлен в учреждении здравоохранения, вызвавшем специалиста, для продолжения лечения под его контролем.
7. Качество услуги по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется в областных государственных учреждениях здравоохранения, участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств областного бюджета на основании ежегодного приказа Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации "Об обеспечении предоставления высокотехнологичных дорогостоящих видов медицинской помощи" в ГУЗ "Псковская областная больница" и ГУ "Детская областная больница" и оценивается по числу пролеченных больных в соответствии с нормативами финансовых затрат.
Госпитализация в стационар должна быть обоснованной. Основанием для госпитализации является решение комиссии по отбору больных на обследование и лечение по дорогостоящим (высокотехнологичным) видам медицинской помощи в соответствии с выделенными объемами в разрезе муниципальных образований.
Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии со стандартами оказания высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденными соответствующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
По окончании лечения пациенту выдается выписка с подробными данными о проведенном лечении и рекомендациями о дальнейшем лечении и ведении пациента в учреждении здравоохранения по месту жительства.
Главный врач учреждения здравоохранения, участвующий в выполнении государственного задания, обеспечивает:
безвозмездное оказание высокотехнологичной медицинской помощи больным, направленным и поступившим в медицинское учреждение в рамках планируемых и резервных объемов государственного задания;
целевое и эффективное использование средств областного бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания;
представление отчетности по реализации государственного задания, утвержденной в установленном порядке.
8. Качество услуги по содержанию детей в домах ребенка
Качество услуг по содержанию детей в домах ребенка оценивается по среднегодовому количеству детей, находящихся в домах ребенка.
В домах ребенка осуществляется оказание медицинской, педагогической и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В дома ребенка принимаются также дети родителей, не имеющих возможности в течение определенного периода времени их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с отбыванием наказания, нахождением под стражей в период следствия и др.).
В домах ребенка находятся дети от рождения до 4-х лет.
Дома ребенка обеспечивают:
уход, диагностику, лечение (реабилитацию) детей, а также их воспитание, социальную адаптацию;
организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности;
комплексную оценку состояния здоровья детей;
наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;
соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима дня, организацию рационального питания и физического воспитания, оптимизацию двигательного режима;
освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей;
повышение квалификации всех категорий специалистов дома ребенка.
9. Качество услуг детских санаториев
Качество услуг детских санаториев оценивается по числу выбывших больных, оценке эффективности санаторно-курортного лечения.
Санаторно-курортная помощь как этап комплексного лечения больных, страдающих хроническими заболеваниями, является неотъемлемой составляющей мероприятий, направленных на профилактику детской инвалидности, способствует достижению стабилизации течения заболеваний, предупреждению осложнений и декомпенсации функций организма.
Детские санатории являются государственными учреждениями здравоохранения, в которых получают лечение дети в возрасте от 4-х до 17 лет с заболеваниями органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, почек и мочевыводящих путей.
В соответствии со стандартами санаторно-курортного лечения в комплекс оздоровительных мероприятий входят организация рационального режима, диетотерапия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, занятия лечебной физкультурой, а также применение коррекционных педагогических технологий.
10. Качество услуг центров по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями
Объем услуг по оказанию медицинской помощи гражданам государственным учреждением здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Псковской области" (далее - СПИД-центр) оценивается по числу врачебных посещений пациентов за год.
Услуги СПИД-центра должны обеспечивать:
организацию и проведение широких профилактических и противоэпидемических мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний на территории Псковской области;
раннюю диагностику ВИЧ-инфекции, СПИД-ассоциируемых заболеваний, вирусных парентеральных гепатитов и других инфекционных заболеваний;
диспансеризацию больных ВИЧ/СПИД, лиц с неопределенным диагнозом и лиц, отнесенных к группе риска;
оказание квалифицированной медицинской помощи пациентам по профилю заболеваний в соответствии с перечнем должностей и специалистов, утвержденным в штатном расписании.
Выполнение лечебно-диагностических мероприятий должно осуществляться в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), обеспечивать их доступность.
При оказании услуг целесообразно широкое применение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных ВИЧ-инфекцией, направленных на снижение их эпидемиологической опасности и повышение качества жизни.
11. Качество услуги по проведению судебно-медицинской экспертизы
Судебно-медицинская экспертиза и исследования должны проводиться в профильных структурных подразделениях в соответствии с утвержденными стандартами.
Качество услуг по проведению судебно-медицинской экспертизы и исследований оценивается отсутствием фактов признания их результатов ошибочными, нарушения санитарных, иных норм и требований к деятельности учреждения со стороны соответствующих служб.
Качество услуг по проведению судебно-медицинской экспертизы и исследований определяется:
полнотой исследовательской части;
соответствием исследовательской части выводам (заключению);
указанием на использование методик исследования;
соответствием описания повреждений установленному алгоритму;
использованием основных, дополнительных и лабораторных методов исследования при производстве экспертиз и исследований;
грамотным оформлением документации;
соблюдением методических рекомендаций;
сопровождением заключения эксперта (акта исследования) схематичным, иллюстративным материалом;
составлением выводов в пределах компетенции эксперта;
соблюдением технологического процесса изолирования ядовитых веществ;
обеспечением сохранности вещественных доказательств и документов, сопутствующих экспертизе (исследованию);
соблюдением правил уничтожения вещественных доказательств;
соблюдением установленных сроков производства экспертизы и исследований.
12. Качество услуги по заготовке донорской крови
Объем услуг по заготовке донорской крови оценивается количеством заготовленной донорской крови и ее компонентов.
Качество услуги оценивается отсутствием обоснованных претензий к заготовленным компонентам крови, к технологии ее забора, переработки, хранению и обеспечению безопасности, отсутствием фактов нарушения санитарных и иных норм и требований к деятельности учреждений службы крови со стороны контролирующих органов.
Заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на данные виды деятельности.
Заготовка донорской крови и ее компонентов осуществляется как в стационарных, так и в выездных условиях.
Плановые объемы заготовки донорской крови должны утверждаться Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации ежегодно исходя из количества коечного фонда и потребностей учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах донорской крови, а также наличия мобилизационного задания.
Компоненты и препараты крови должны выдаваться только учреждениям здравоохранения федеральной, областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждениям здравоохранения других ведомств, расположенных на территории Псковской области, а также научным и образовательным учреждениям при наличии разрешительных документов. Выдача компонентов и препаратов донорской крови должна быть организована круглосуточно.
Вся готовая продукция ставится на предметно-количественный учет как в учреждении службы крови, так и в учреждении здравоохранения после ее получения. Использование компонентов и препаратов донорской крови фиксируется в историях болезни пациентов, выписках из истории болезни пациентов, приходно-расходных журналах.
13. Качество услуги по проведению профилактических мероприятий
Оценка качества услуг по медицинской профилактике производится в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация и проведение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний, медицинским проблемам формирования здоровья и планирования семьи, гигиеническому обучению и воспитанию граждан области с учетом санитарно-эпидемиологических, демографических, экологических и других особенностей, а также оказание помощи другим ведомствам осуществляется врачами и специалистами учреждений здравоохранения, имеющими высшее медицинское и специальное образование.
Социологическая группа учреждения здравоохранения проводит анализ удовлетворенности граждан качеством и доступностью медицинских услуг.
Оценку эффективности мероприятий проводит Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации и руководитель учреждения здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.