На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)", разработанную Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле.
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле о разработке областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.
4. Государственному комитету Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 июля 2010 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.
И.п. Губернатора области |
М.К. Жаворонков |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного
инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)"
(утв. распоряжением Администрации Псковской области от 18 июня
2010 г. N 167-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной долгосрочной
целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области
(2010-2012 годы)" целям и задачам социально-экономического развития области
Одной из целей Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года на среднесрочную и краткосрочную перспективу является сохранение и развитие экономического потенциала области. Для этой цели необходимо решить задачу повышения инвестиционной активности на территории области, так как только значительный приток инвестиций при условии обеспечения высокого экономического эффекта от инвестируемых средств позволит обеспечить развитие экономики области и рост валового региональный продукта.
Для активизации инвестиционной политики Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года предусмотрена реализация мер по совершенствованию процедуры предоставления государственной поддержки со стороны Администрации области инвестиционным проектам, формированию инвестиционной инфраструктуры региона, а также проведению специальных мероприятий по привлечению инвесторов в область.
Для решения поставленных задач необходимо создать в Псковской области благоприятный инвестиционный климат, который предполагает наличие в области законодательных, инфраструктурных и информационных условий для привлечения инвесторов.
В областной долгосрочной целевой программе "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" (далее - Программа) предполагается предусмотреть мероприятия по созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Псковской области, в том числе по совершенствованию механизмов оказания государственной поддержки инвесторам, привлечению инвестиций в реализацию перспективных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики области, развитию инфраструктуры инвестиционных площадок на территории области.
Для формирования привлекательного инвестиционного имиджа Псковской области Программой предполагается создание и сопровождение информационных Интернет- и печатных ресурсов об инвестиционных возможностях области, организация и проведение рекламной кампании по продвижению имиджа Псковской области как инвестиционно привлекательного региона.
Мероприятия Программы позволят активизировать инвестиционную политику и привлечь инвесторов в Псковскую область.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Учитывая важность проблемы повышения инвестиционной активности в Псковской области возникает необходимость решения в рамках Программы. Работа по привлечению инвестиций должна носить системный характер и осуществляться программными методами.
Разработка и принятие Программы обуславливается необходимостью координации деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, организаций в решении вопросов реализации эффективных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы для разработки эффективных механизмов создания инфраструктуры инвестиционных площадок, проведения работ на конкретных объектах инфраструктуры инвестиционных площадок, обеспечить эффективное решение проблем в сфере привлечения инвестиций за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
При принятии решения о разработке Программы учитывалось то, что во многих регионах уже разработаны и действуют долгосрочные целевые программы по созданию привлекательного регионального инвестиционного климата, предусматривающие комплексное решение вопросов, связанных с продвижением инвестиционно привлекательного имиджа региона, выработкой эффективных механизмов государственной поддержки инвесторов.
Наличие в Псковской области Программы в условиях продолжающегося экономического кризиса и наличия постоянной конкуренции за средства частных инвесторов, которая ведется среди субъектов Российской Федерации, позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику области, в том числе, за счет использования разработанных в Программе механизмов государственной поддержки, прежде всего, в сфере создания развитой инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой
сфере без использования программно-целевого метода
В период с 2005 по 2008 год наблюдался рост инвестиций в экономику Псковской области на фоне благоприятной макроэкономической ситуации, сложившейся в России. В 2006 году в Псковской области направлено инвестиций в основной капитал 7,6 млрд. рублей, в 2007 году - 13,7 млрд. рублей, в 2008 году - 16,4 млрд. рублей.
Однако, в связи с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации в Псковской области в 2009 году произошло снижение инвестиционной активности: на развитие экономики и социальной сферы организациями Псковской области было использовано 12,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в сопоставимых ценах на 25,1%.
В начале 2010 года наметилась тенденция роста инвестиций в основной капитал: за январь-февраль 2010 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям составили 352,3 млн. рублей (в 2009 году - 310,5 млн. рублей). Однако в условиях отсутствия комплексного подхода в решении проблемы повышения инвестиционной активности в регионе темпы роста инвестиций невелики и составляют 10%.
Несмотря на то, что в Псковской области для поддержки инвестиционной деятельности применяются формы поддержки инвесторов, зарекомендовавшие себя как одни из самых эффективных (предоставление налоговых льгот, государственных гарантий, а также сопровождение стратегических инвестиционных проектов), Псковская область значительно отстает в привлечении инвестиций по сравнению с соседними областями - Новгородской и Ленинградской.
При этом общий объем инвестиций в основной капитал в Псковской области на протяжении нескольких лет не превышает 1,2 - 1,6% от общего объема инвестиций в основной капитал в Северо-Западном федеральном округе.
Данное отставание обусловлено многими факторами и сложилось исторически.
Особенно заметно отставание региона в привлечении инвестиций в направлении, связанном с развитием инфраструктуры инвестиционных площадок.
В настоящее время в области нет территорий развития с развитой инженерной инфраструктурой, которую можно было бы презентовать инвесторам для размещения новых крупных производств, не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов. Предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки в муниципальных образованиях инженерно не обустроены.
Не налажено взаимодействие государственных органов области, органов местного самоуправления области в работе по подготовке для инвесторов инвестиционных площадок. Финансовые средства из областного и местных бюджетов на мероприятия по подготовке площадок для реализации инвестиционных проектов практически не выделялись.
При этом наличие площадок с развитой инженерной инфраструктурой является для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств в конкретном регионе.
В последние годы практически не осуществлялись презентационные мероприятия с целью продвижения инвестиционно привлекательного имиджа Псковской области как в России, так и за рубежом. Средства на данные цели в областном бюджете не предусматривались.
В такой ситуации вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода может стать дальнейшее отставание от соседних регионов в сфере привлечения инвестиций и недостаточный рост инвестиционной активности инвесторов в послекризисный период, обусловленный отсутствием развитой инвестиционной инфраструктуры региона и недостаточной информированностью инвесторов об инвестиционных возможностях Псковской области.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблемы
Комплексное решение вопросов повышения инвестиционной активности в Псковской области, в том числе в сфере создания инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации крупных региональных проектов и создания территорий развития, реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, осуществления специальных информационно-аналитических мероприятий по привлечению инвесторов в регион, а также обеспечение финансирования данных мероприятий возможно только программными методами.
Реализация отдельных мероприятий, направленных на развитие инвестиционной деятельности без использования программно-целевого метода будет обеспечивать определенный уровень поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Псковской области, однако не позволит осуществить системный подход к реализации государственной поддержки в инвестиционной сфере. Эффект от реализации отдельных мероприятий будет намного ниже и не позволит достичь ожидаемого социально-экономического эффекта.
В соответствии с проведенной предварительной оценкой преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем, к основным рискам реализации Программы следует отнести:
недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы;
возможные ошибки планирования мероприятий Программы, связанные с начальным этапом реализации мероприятий, прежде всего, в сфере организации и финансирования развития инфраструктуры инвестиционных площадок;
возможные ошибки планирования мероприятий Программы, связанные с нестабильностью макроэкономической ситуации.
Основные риски реализации данного направления связаны с планированием. Погрешности могут привести к изменению сроков, стоимости работ, неполному достижению целевых индикаторов, поэтому в процессе реализации мероприятий возможны корректировки.
Риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы и возможными ошибками планирования мероприятий Программы, обусловленными нестабильностью макроэкономической ситуации, могут привести к значительному снижению эффективности решения проблем, в том числе, из-за несоздания в рамках Программы объектов инфраструктуры инвестиционных площадок, и срыву реализации крупных инвестиционных проектов, которые могли бы стать значимыми для области, что в конечном итоге приведет к снижению целевых индикаторов и недостижению конечных результатов Программы.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы следует предусмотреть:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных задач и изменения макроэкономической ситуации.
5. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым методом
Сроки реализации Программы: 2010- 2012 годы.
Выделение отдельных этапов реализации Программы не предусмотрено.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
В качестве целей для Программы предлагаются:
обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в Псковской области на основе создания комплексной и эффективной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности;
увеличение объемов и повышение эффективности использования инвестиций, привлекаемых в экономику Псковской области, путем создания развитой инфраструктуры инвестиционных площадок и предложения потенциальным инвесторам свободных инвестиционных и ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование системы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Псковской области;
создание уполномоченной организации в сфере создания инфраструктуры для территорий развития и реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов с целью комплексной поддержки инвесторов;
обустройство инфраструктуры инвестиционных площадок для размещения новых производств в рамках государственно-частного партнерства, в том числе для создания территорий развития;
формирование положительного инвестиционного имиджа Псковской области среди регионов Российской Федерации и за рубежом, в том числе проведением презентационных мероприятий и представления инвестиционных возможностей и крупных инвестиционных проектов региона в выставках, ярмарках и с использованием Интернет-ресурсов;
привлечение необходимых инвестиций для модернизации действующих производств, ввода в строй новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
повышение инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики области;
вовлечение в инвестиционные процессы региональных природно-сырьевых ресурсов при их рациональном и эффективном использовании в целях социально-экономического развития Псковской области;
разработка предпроектной документации перспективных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики области и механизмов их реализации.
В качестве индикативного показателя выполнения Программы предлагается показатель "Инвестиции в основной капитал в Псковской области, млрд. рублей".
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Выполнение Программы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для эффективного развития инвестиционной деятельности на основе комплексной системы государственной поддержки реализации инвестиционных проектов на территории области, увеличения объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Псковской области, с предложением потенциальным инвесторам свободных инвестиционных и ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями.
Реализация Программы будет способствовать:
созданию благоприятного инвестиционного климата на территории Псковской области;
совершенствованию механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Псковской области;
развитию территорий для комплексной реализации инвестиционных проектов;
созданию инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации крупных инвестиционных проектов и территорий развития;
привлечению инвестиций в реализацию перспективных инвестиционных проектов реального сектора экономики, в том числе, в рамках частно-государственного партнерства;
повышению рейтинга инвестиционной привлекательности Псковской области среди субъектов Российской Федерации;
созданию информационных ресурсов, обеспечивающих инвесторов актуальной информацией об инвестиционных возможностях Псковской области, в том числе, информационной базой свободных ресурсных и инвестиционных площадок Псковской области.
Социальный эффект Программы будет состоять в организации новых рабочих мест в ходе реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, а также в улучшении уровня жизни населения за счет повышения заработной платы в реальном секторе экономики.
Экономический эффект от реализации Программы будет состоять из поступлений в бюджет Псковской области через систему налогов от субъектов инвестиционной деятельности.
8. Предложения по исполнителям Программы
В качестве исполнителей Программы предлагаются:
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию;
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле;
Управление информационных технологий Администрации области,
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды;
Государственное финансовое управление Псковской области,
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Государственное управление по информационной политике и связям с общественностью Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
организации.
9. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы
Разработчиком и исполнителем-координатором Программы является Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.
10. Предложения по источникам финансирования Программы
Мероприятия Программы предполагается финансировать за счет средств областного бюджета.
Долевое финансирование Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований не предусматривается.
Средства на осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, подлежат корректировке при разработке закона области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 18 июня 2010 г. N 167-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)"
Текст распоряжения официально опубликован не был