Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 31 декабря 1997 г. N 04-07-03
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г.N АЧ-П13-38877 по предложению Главы Республики Коми Спиридонова Ю.А. об установлении порядка, обеспечивающего учреждениями Центрального банка Российской Федерации исполнение обязательств по уплате налогов, начисляемых в соответствии с действующим налоговым законодательством, сообщает следующее.
Банк России и его учреждения исходя из положений действующего налогового законодательства не могут быть освобождены от уплаты налогов, за исключением налога на имущество, поскольку только Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г.N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" предусмотрено освобождение Центрального банка и его учреждений от уплаты налога на имущество.
Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 26 апреля 1995 г.N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России) Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
Такой подход не соответствует концепции налогового законодательства. В частности, базой обложения налогом на добавленную стоимость являются операции, а не юридические лица, и освобождение от налогообложения Центрального банка России не вписывается в общие требования, предъявляемые к плательщикам этого налога.
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270, предусмотрено, что Центральный банк России и его учреждения являются плательщиками налога на прибыль от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения.
Исходя из этого, нормы банковского и налогового законодательства до настоящего времени не противоречили друг другу.
Вместе с тем, в связи с отменой Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1233 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 возникла ситуация, когда Банк России должен рассматриваться как плательщик налога на прибыль сразу по двум законодательствам.
В частности, с даты отмены Указа Президента Российской Федерации по Закону о налоге на прибыль Центральный банк Российской Федерации и его учреждения фактически становятся плательщиками налога на прибыль в федеральный (13%) и региональные бюджеты( 30%), и, кроме того, должен вносить в федеральный бюджет установленную Законом о Центральном банке России долю полученной им прибыли.
Учитывая изложенное Министерство финансов Российской Федерации готово рассмотреть предложения Центрального банка Российской Федерации по урегулированию сложившейся ситуации для выработки приемлемого решения по вопросу налогообложения Банка России и его учреждений.
2.По вопросу несоответствия требованиям налогового законодательства нормы, изложенной в части 3 статьи 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающей, что Банк России не регистрируется в налоговых органах сообщаем следующее.
Постановлением Верховного Совета России от 10 июля 1992 года N 3255-1 предусмотрено, что Федеральные налоги в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливаются только законодательными актами в форме законов по вопросам налогообложения. Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения не должны содержать положений ( норм), устанавливающих особый порядок налогообложения, включая освобождение от налогов.
Согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ( статьи 3 и 4) плательщиками налогов являются юридические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги и в обязательном порядке вставать на учет в органах налоговой службы Российской Федерации. Указанная обязанность должна применяться и в отношении Банка России и его учреждений.
В связи с этим, считаем целесообразным внести в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" соответствующие изменения, исключив норму, изложенную в части 3 статьи 2 указанного закона.
|
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 31 декабря 1997 г. N 04-07-03
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями