На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения о разработке областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы" Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения.
4. Государственному комитету Псковской области по труду и занятости населения разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 июля 2010 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Демьяненко Ю.А.
И.п. Губернатора области |
Ю.А. Демьяненко |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы"
(утв. распоряжением Администрация Псковской области от 7 июля 2010 г. N 184-р)
Мероприятия областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы" (далее Программа) направлены на создание условий для переселения в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Программа разрабатывается в целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа).
Реализация предполагаемых мероприятий Программы позволит частично компенсировать естественную убыль населения, повысить конкурентоспособность рабочей силы, обеспечить Псковскую область высококвалифицированными кадрами, что будет способствовать экономическому и демографическому развитию Псковской области.
Структура Программы формируется в соответствии с Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. N 1172-р.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы целям
и задачам социально-экономического развития области
Демографическая ситуация в области характеризуется тенденцией снижения численности населения, связанной в том числе, с миграцией трудоспособного населения в крупные города, прежде всего, в Санкт-Петербург и Москву.
Отрицательной стороной миграции, помимо собственно количественной убыли населения, является и качественный состав мигрантов, особенно скрытых, с точки зрения работоспособности - выезжает в другие регионы и осуществляет свою деятельность там преимущественно экономически активная часть населения.
Трудовая миграция, вызываемая региональными различиями в характере и оплате труда, и далее будет вымывать из области наиболее мобильные трудовые ресурсы.
В конкуренции за рабочую силу у Псковской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом: меньший уровень оплаты труда, меньшие возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.
Обращает на себя внимание еще один аспект, способный с течением времени привести к нежелательным для области последствиям: наибольшую убыль от миграции несут сельскохозяйственные районы области. В то время как миграция из городов области частично восполняется внутриобластной миграцией населения из районов, потери самих районов ничем не компенсируются.
Демографическая ситуация в области остается неблагополучной. Превышение смертности над рождаемостью, сложившееся в последние годы, приводит к уменьшению численности населения области на 7 - 8 тыс. человек ежегодно.
Численность постоянного населения области на 01 января 2009 г. составляла 692,3 тыс. человек и за 2008 год уменьшилась на 8,5 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения.
На начало 2009 года численность сельского населения составила 32,4 процента от общей численности населения области. За период 2007-2009 годов население сельской местности уменьшилось на 6,5 тыс. человек.
В области отмечается нехватка квалифицированных кадров (механизаторы, зоотехники, агрономы и т.д.). Средняя обеспеченность специалистами сельского хозяйства с высшим образованием - 60 процентов, массовых профессий (механизаторы широкого профиля) - 70 процентов.
Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего, квалифицированных трудовых ресурсов, в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащими экономическими мегаполисами (Москва и Санкт-Петербург) является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Псковской области.
Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
Таким образом, приобретает особую актуальность вопрос о привлечении в экономику области иностранной рабочей силы, прежде всего, из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена сложной демографической ситуацией в регионе, которая в целом характеризуется отрицательной динамикой численности постоянного населения, в том числе, находящегося в трудоспособном возрасте.
Программно-целевой метод избран для организации процесса переселения в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с тем, что:
обеспечение процесса переселения в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, носит комплексный характер;
в исполнении мероприятий Программы будут участвовать органы исполнительной власти Псковской области, органы местного самоуправления Псковской области и иные организации;
реализация мероприятий Программы предполагается на территории двенадцати муниципальных образований Псковской области;
отдельные мероприятия Программы требуют планирования бюджетных расходов в течение всего срока реализации.
3. Характеристика и прогноз развития сложившийся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Решение проблем, связанных с сокращением численности, старением, миграционной убылью населения, без использования программно-целевого метода:
увеличит рост дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос в сельскохозяйственных организациях области;
приведет к увеличению количества привлекаемой иностранной рабочей силы, тем самым осложнит миграционную ситуацию на территории Псковской области;
существенно осложнит процедуру планирования финансовых ресурсов на реализацию и проведение мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Проблема улучшения демографической ситуации в области имеет следующие наиболее реальные варианты решения.
4.1. Реализация Программы в запланированных объемах финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия Программы в 2010-2012 годах, что будет отражено в показателях результатов и целевых индикаторах.
Решение проблемы по этому варианту может иметь риски, связанные со следующими факторами:
отказ работодателя от найма переселенца после его приезда;
нежелание переселенца трудоустраиваться на предварительно подобранные места, низкий уровень зарплаты по сравнению с предварительным заявлением работодателя;
несоответствие (неполное соответствие) квалификации переселенца требованиям вакантного рабочего места.
4.2. Принятие Программы с уменьшенными объемами финансирования.
Снижение финансирования Программы по отношению к планируемым объемам приведет к необходимости определения приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий по их реализации.
К рискам по первому варианту решения проблемы переселения соотечественников добавятся:
невозможность обеспечения жильем по заявкам участников Программы, сложности с наймом и оплатой временного жилья, неспособность семьи переселенца нести расходы по аренде или приобретению постоянного жилья;
обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп, рост межнациональной напряженности на территории вселения.
4.3. Решение проблемы демографической ситуации внепрограммными методами.
Данный вариант не приведет к созданию какой-либо действенной системы для создания условий переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
Наиболее оптимальным является первый вариант, который позволит создать в области систему, на базе которой в постоянном режиме будет осуществляться мониторинг анализа хода реализации программных мероприятий.
5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Программу предполагается реализовать с 2010 по 2012 год в три этапа:
I этап (2010 год) - создание системы управления Программой;
II этап (2010-2012 годы) - добровольное переселение участников Государственной программы и членов их семей в Псковскую область;
III этап (2012 год) - оценка результативности реализации Программы и при необходимости - разработка новой программы.
Перечень мероприятий Программы состоит из 5 направлений:
организация процесса переселения в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, подготовка правовых актов в пределах компетенции субъекта Российской Федерации для организации работы с участниками Государственной программы;
содействие занятости участников Программы и членов их семей;
содействие жилищному и социальному обустройству участников Программы и членов их семей;
информационное сопровождение Программы;
создание системы мониторинга процесса переселения в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Реализация предполагаемых мероприятий Программы позволит частично компенсировать естественную убыль населения, повысить конкурентоспособность рабочей силы, обеспечить Псковскую область высококвалифицированными кадрами, что будет способствовать экономическому и демографическому развитию Псковской области.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и
показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Цели Программы:
оказание содействия добровольному переселению участников Государственной программы в соответствии с условиями участия по проекту переселения Псковской области;
компенсация естественной убыли населения Псковской области;
сохранение численности сельского населения.
Задачи Программы:
повышение миграционной привлекательности Псковской области;
создание организационного механизма по работе с соотечественниками, выбравшими проект переселения Псковской области.
Для ежегодной оценки хода реализации Программы разработаны следующие целевые индикаторы:
Показатели |
Единицы измерения |
Целевые индикаторы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Увеличение численности сельского населения за счет переселения соотечественников |
Человек |
364 |
264 |
352 |
Доля трудоустроенных участников Программы от общего числа участников Программы |
Процентов |
100 |
100 |
100 |
Доля участников Программы и членов их семей, прошедших медицинское освидетельствование, от общего числа участников Программы и членов их семей |
Процентов |
100 |
100 |
100 |
Доля участников Программы, охваченных медицинскими осмотрами при поступлении на работу, от общего числа трудоустроенных участников Программы |
Процентов |
100 |
100 |
100 |
Доля участников Программы, которым созданы условия для временного размещения, от общего числа участников Программы, нуждающихся в жилье |
Процентов |
100 |
100 |
100 |
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
В результате реализации Программы ожидается:
создание условий для переселения в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
компенсация естественной убыли населения на 1 тыс. человек за счет переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительство в Псковскую область;
повышение уровня обеспеченности квалифицированными кадрами сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Псковской области.
8. Предложения по исполнителям Программы
Исполнители Программы:
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный Комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный Комитет Псковской области по культуре;
Государственный Комитет Псковской области по молодежной политике и спорту;
Государственный Комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области;
Государственное управление по информационной политики и связям с общественностью Псковской области;
Управление внутренних дел по Псковской области;
Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Псковской области;
органы местного самоуправления Псковской области.
9. Предложения о разработчике и исполнителе-координаторе Программы
Определить разработчиком и исполнителем-координатором Программы Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения.
10. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Общий объем финансовых средств для реализации проекта переселения "Село Псковщины"
Наименование проекта переселения |
Источники финансирования (тыс. рублей) |
Итого (тыс. рублей) |
В том числе по годам |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|||
"Село Псковщины" |
Областной бюджет |
31502 |
11893 |
8352 |
11257 |
Местный бюджет |
6999 |
2643 |
1856 |
2500 |
|
Всего |
38501 |
14536 |
10208 |
13757 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
областной бюджет |
31502 |
11893 |
8352 |
11257 |
|
местный бюджет |
6999 |
2643 |
1856 |
2500 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 7 июля 2010 г. N 184-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был