На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Поддержка коренной малочисленной народности сето, проживающей в Печорском районе, на 2010-2014 годы".
2. Принять предложение Управления внутренней политики Администрации области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Поддержка коренной малочисленной народности сето, проживающей в Печорском районе, на 2010-2014 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Поддержка коренной малочисленной народности сето, проживающей в Печорском районе, на 2010-2014 годы" Управление внутренней политики Администрации области.
4. Управлению внутренней политики Администрации области совместно с рабочей группой, сформированной на основании приказа по Аппарату Администрации области от 19 марта 2010 г. N 106, разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Поддержка коренной малочисленной народности сето, проживающей в Печорском районе, на 2010-2014 годы" и представить его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 июня 2010 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области - Руководителя Аппарата Администрации области Жаворонкова М.К.
Губернатор области |
А.А. Турчак |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы
"Поддержка коренной малочисленной народности сето, проживающей
в Печорском районе, на 2010-2014 годы"
(утв. распоряжением Администрации Псковской области от 8 июня 2010 г. N 151-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной долгосрочной целевой
программы "Поддержка коренной малочисленной народности сето, проживающей в Печорском районе,
на 2010-2014 годы" целям и задачам социально-экономического развития области
В XXI веке, в эпоху глобализации, когда возникает угроза исчезновения малочисленных народностей, проблемы сохранения, развития и возрождения культуры коренных малочисленных народов приобретают все большую актуальность.
Согласно Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой ЮНЕСКО 17 октября 2003 г., "нематериальное культурное наследие" означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.
Защита своей культурной самобытности - естественная потребность и право каждого народа России, условие социального мира и единства страны, ее стабильности и международного престижа.
Реализация областной долгосрочной целевой программы "Поддержка коренной малочисленной народности сето, проживающей в Печорском районе, на 2010-2014 годы" (далее - Программа) должна обеспечить комплексный подход к сохранению уникальной культуры народности сето, народных промыслов, традиций, языка, привлечению внимания общественности к малочисленной народности, проживающей в Псковской области.
Сето - этническая группа финно-угорской народности со своей исторической судьбой. Располагаются они как на территории Печорского района Псковской области, так и на приграничных территориях Пыльваского, Выруского уездов Южной Эстонии. Некогда эти территории были объединены в единый ареал расселения сето, а Печоры были и остаются его негласной столицей, поскольку в XVI веке сето приняли православное вероисповедание.
Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года предусматривает комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных факторов, обуславливающих отставание региона по уровню экономического развития, в том числе низкого уровня использования объективных преимуществ региона, туристического потенциала.
Приоритетными направлениями развития Псковской области являются достижение высокого уровня и качества жизни населения и стабилизация демографической ситуации путем стимулирования увеличения уровня рождаемости, реализации семейной политики, развития форм семейного отдыха; реализация активной миграционной политики; повышение доходов населения, доступности социальных услуг для населения и повышение их качества; развитие культуры, в том числе повышение доступности и качества услуг культуры для жителей села; развитие рынка труда и повышение экономической активности населения.
Значительным потенциалом роста обладает туристический комплекс. Целью развития туризма Псковской области является повышение конкурентоспособности существующего туристического продукта области на российском и зарубежных рынках. Задачи развития сектора включают закрепление существующей специализации туристического сектора и постепенную ее диверсификацию, увеличение туристического потока, развитие инфраструктуры туризма и гостеприимства.
В одну из важнейших зон развития туризма Псковской области входят территории Псковского и Печорского районов.
Сето интересны тем, что сохранили старинный пласт своей культуры, выраженный в одежде, ювелирных украшениях, фольклоре, народном ремесле и в своих уникальных традициях. Яркая, своеобразная культура сето была оценена комиссией ЮНЕСКО. Решением комиссии от 30 сентября 2009 г. пение сето было включено в Список всемирного наследия.
Численность сето достигла своего максимума (21 тысяча человек) к началу XX века. После чего в силу ряда экономических и политических причин наметилась тенденция к сокращению численности народности.
В 1945 году в Псковской части Сетумаа численность сето составляла менее 6 тысяч человек. Административная граница между РСФСР и Эстонской ССР создала для разных групп сето различные условия для культурного развития. Также ускорились процессы ассимиляции сето с двух сторон: со стороны эстонцев в северной и западной частях, со стороны русских - в восточной и южной частях Сетумаа. Разделение района расселения сето на две части было вызвано желанием проведения границы между РСФСР и ЭССР по этническому признаку. Но четкой этнической границы между эстонцами (вместе с сето) и русскими не существовало. Поэтому за основу проведения границы было взято преобладание русского населения. Если до 1917 года во всей области Сетумаа русское население преобладало, то за 1920-1930-е годы соотношение в северной и частично западной частях Сетумаа изменилось в пользу эстонско-сетуского населения.
В последнем десятилетии XX века численность сето в Печорском районе сократилась настолько, что можно уже говорить не только о депопуляции, но и о грядущем исчезновении сето как этнокультурной единицы. Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала лишь 170 сето, из которых 139 человек проживает в сельской местности и 31 человек - в городе Печоры. Объективные данные о численности народности сето на сегодняшний день отсутствуют.
В России до недавнего времени уникальная культура сето поддерживалась только энтузиастами посредством совместных празднований основных сетуских этнокультурных праздников Кирмаш (Успение Богородицы), Рождество, Пасха, Кунингрийгипяйв (День королевства), а также Дня пожилого человека и 8 Марта, которые проводятся на ограниченных площадях эстонской школы N 2 в городе Печоры. Празднование происходит с использованием элементов материальной (национальные костюмы, украшения) и нематериальной (традиционные песни, традиционные ритуалы) культуры, что помогает сето поддерживать собственную идентичность.
Однако, на сегодняшний день есть определенные условия, используя которые возможно реализовать Программу.
В Печорском районе с 1993 года действует районная общественная организация "Этнокультурное общество сету" ("ЭКОС"), члены которой занимаются сохранением и популяризацией сетуской культуры. При ней созданы хор и детский хор, которые участвуют в праздниках, фестивалях и т. д.
В Печорском районе существует уникальный музей-усадьба народности сето в дер. Сигово, который является филиалом государственного учреждения культуры "Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск". На сегодняшний день это единственный государственный музей сето на территории Российской Федерации. В настоящее время ресурсы музея-усадьбы используются незначительно. Имеющиеся площади позволяют создать на базе музея площадку для сохранения и популяризации сетуской культуры, сохранения традиционных ремесел, быта, образа жизни и массовых этнокультурных праздников, что требует значительных финансовых вложений. Разработка Программы позволит региональному и местному бюджету планировать необходимые расходы в этом направлении.
Современная локализация проживания сето позволяет говорить о необходимости развития двух-трех этнокультурных центров сето в Печорском районе и в самих Печорах, где помимо эстонской школы находится сетуская Варваринская церковь (православная служба ведется в том числе на сетуском диалекте).
Таким образом, разработка Программы в целях создания условий для поддержки малочисленной коренной народности сето, сохранения ее этнической и культурной уникальности, обеспечивающих развитие традиций и обрядов этой народности, соответствует общему вектору Стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу и позволяет комплексно решать задачи:
повышения уровня и качества жизни населения;
улучшения демографической ситуации;
развития культуры региона;
развития туристического и транспортно-логистического комплекса.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Создание условий для поддержки малочисленной коренной народности сето, сохранения ее этнической и культурной уникальности, обеспечивающих развитие традиций и обрядов этой народности, потребует одновременного развития различных сфер, а потому участия различных заинтересованных структур и привлечения ассигнований из различных источников финансирования.
Таким образом, программно-целевой метод по поддержке малочисленной народности сето является наиболее эффективным в связи с тем, что:
1. поддержка малочисленной народности сето требует комплексного подхода;
2. в исполнении мероприятий Программы будут участвовать органы государственной власти Псковской области, органы местного самоуправления Печорского района Псковской области, государственные предприятия и учреждения, общественные организации;
3. мероприятия Программы потребуют планирования бюджетных расходов в течении всего срока реализации.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Реализация мероприятий Программы потребует консолидации в работе органов государственной власти Псковской области, органов местного самоуправления Печорского района Псковской области, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов поддержки народности сето могут стать:
отсутствие целенаправленного и комплексного подхода к решению вышеобозначенных задач по созданию условий для поддержки малочисленной коренной народности сето, сохранения ее этнической и культурной уникальности, обеспечивающих развитие традиций и обрядов этой народности;
продолжение тенденции снижения численности данной народности на территории области как вследствие естественной убыли, так и миграционных процессов;
неиспользование этнической и культурной уникальности данной народности в развитии туристического комплекса области.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Использование программного метода дает возможность последовательно осуществлять меры:
по сохранению и увеличению численности народности сето как путем повышения рождаемости, так и путем повышения привлекательности возвращения мигрировавших представителей указанной народности;
по созданию и развитию туристической инфраструктуры Печорского района на основе уникальности культуры сето, повышению разнообразия предоставляемого на территории области туристического продукта;
по повышению уровня занятости представителей народности сето, в том числе в развитии традиционных видов производства, ремесла, культуры;
по реализации культурно-просветительской и познавательной деятельности с целью ознакомления населения с культурой и бытом народности сето.
Вместе с тем, выполнению поставленных задач могут помешать риски, возникающие под воздействием социально-экономических проблем, выраженные в слабой развитости хозяйственной инфраструктуры в местах компактного проживания сетуского населения, сокращение демографического потенциала сето в Псковской области, вплоть до прекращения репродуктивного воспроизводства народности.
5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Предлагаемые сроки реализации Программы: 2010-2014 годы.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценить ход реализации Программы по годам
Целями Программы являются:
1. Создание условий для сохранения и дальнейшего развития мест поселения народности сето на территории Печорского района Псковской области.
2. Сохранение уникальных этнокультурных традиций и обрядов, традиционного уклада жизни народности.
3. Привлечение внимания общественности к народности сето как носителю уникальной культуры и быта.
Задачи Программы:
1. Выявление достоверной демографической ситуации среди народности сето, проживающей в Печорском районе Псковской области, путем осуществления учета представителей данной народности.
2. Решение социально-экономических проблем, связанных с созданием рабочих мест, развитием социальной инфраструктуры, развитием дорожно-транспортного сообщения.
3. Развитие и сохранение местной территории посредством привлечения постоянных инвестиций через организацию туристической деятельности на базе деревень сето.
4. Привлечение молодежи для организации преемственности в деле сохранения и развития народных сетуских традиций, обрядов и промыслов.
5. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на базе туристических объектов как основы социальной и материальной стабильности.
Целевые индикаторы и показатели Программы:
учет демографических показателей (рост уровня рождаемости);
учет миграционных показателей (возвращение сето в места традиционного проживания);
учет производственных показателей (рост уровня занятости сето);
учет экономических показателей (уровень развития инфраструктуры в местах проживания сето и увеличение туристического потока).
Мероприятия Программы спланированы по следующим направлениям:
1. Туризм (создание и развитие новых туристических маршрутов по направлениям "Станция Изборск - Печоры", включающих посещение дер. Митковицы, музея-усадьбы народности сето в дер. Сигово).
2. Развитие малого и среднего предпринимательства (стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на базе туристических объектов как основы социальной и материальной стабильности).
3. Сельское хозяйство (возрождение традиционного крестьянского уклада жизни сето).
4. Дорожно-транспортная сеть (ремонт дорог, строительство дорог с пешеходными тротуарами, организация мест подъезда к сетуским деревням и туристическим объектам).
5. Культура (организация этнокультурных, фольклорных фестивалей, традиционных праздников, создание фольклорных коллективов сето, поддержка существующих).
6. Образование (привлечение детей к изучению языка и культуры народности сето на базе лингвистической гимназии N 2; организация в детских дошкольных учреждениях групп для изучения языка сето; организация детских международных лагерей для изучения языка, традиций и культуры сето).
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
В результате реализации Программы предполагается:
1. Стимулирование развития территории местными жителями.
2. Создание и действие новых привлекательных туристических объектов и маршрутов.
3. Создание сетуского этнокультурного общества, способного продолжать и развивать культурные, народные традиции и промыслы.
4. Создание на базе образовательных учреждений центров по поддержке идентичности и сохранения культуры сето в целях сохранения преемственности в передаче культурных и иных традиций сето.
5. Создание интерактивных площадок для обучения и общения детей.
8. Предложения по исполнителям Программы
Исполнители Программы:
Администрация области;
органы местного самоуправления Печорского района;
Государственное финансовое управление Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по дорожному хозяйству;
Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговли;
Государственный комитет Псковской области по молодежной политике и спорту;
Государственное управление по информационной политике и связям с общественностью Псковской области;
Печорская районная общественная организация "Этнокультурное общество сету" ("ЭКОС");
государственное учреждение культуры "Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск".
9. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы
Разработчиком и исполнителем-координатором Программы назначить Управление внутренней политики Администрации области.
10. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять из средств областного бюджета и бюджета муниципального образования "Печорский район". Необходимые объемы финансирования будут определены при обобщении предложений исполнителей Программы при формировании программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 8 июня 2010 г. N 151-р "Об утверждении концепции областной долгосрочной целевой программы "Поддержка коренного малочисленного народа сету (сето), проживающего в Печорском районе, на 2011-2014 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Псковской области от 30 декабря 2010 г. N 357-р
Распоряжение Администрации Псковской области от 10 августа 2010 г. N 209-р