На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" на 2010 год в Законе области от 28 декабря 2009 г. N 930-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.
Губернатор области |
А.А. Турчак |
Областная долгосрочная целевая программа
"Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области
на 2010-2014 годы"
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 5 июля 2010 г. N 260)
1. Паспорт
областной долгосрочной целевой программы "Развитие
культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 года"
Наименование программы |
"Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Распоряжение Администрации области от 18 июня 2010 г. N 168-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" |
Заказчик программы |
Администрация Псковской области |
Разработчик программы |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию |
Исполнитель - координатор программы |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию |
Исполнители программы |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, Государственное управление образования Псковской области, Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи, Государственный комитет Псковской области по культуре, местные администрации муниципальных районов и городских округов, инвесторы |
Цели и задачи программы |
Цели программы: 1. Повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел. 2. Диверсификация туристского продукта области за счет развития других видов туризма, которые будут выступать в качестве поддерживающих для основных видов туризма. 3. Повышение эффективности туристской деятельности на территории региона. Задачи программы 1. Ревитализация основных зон культурно-познавательного туризма: благоустройство исторических городов - создание системы общественных пространств. 2. Развитие кластера креативных индустрий. 3. Развитие туристской инфраструктуры: гостиничной инфраструктуры, инфраструктуры сельского туризма, инфраструктуры оздоровительного и рекреационного туризма, инфраструктуры семейного туризма с учетом создания особой экономической зоны. 4. Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма, в том числе внутреннего |
Основные целевые индикаторы программы |
1. Количество туристов. 2. Траты одного туриста. 3. Номерной фонд. 4. Экономический эффект |
Сроки реализации программы |
2010-2014 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования по программе за 2010-2014 годы составляет 8688,8 млн. руб., из них: областной бюджет - 2676,2 млн. руб.; бюджеты муниципальных образований - 301,1 млн. руб.; внебюджетные источники- 5711,5 млн. руб., в том числе: в 2010 году - 204,3 млн. руб.; в 2011 году - 1752,1 млн. руб.; в 2012 году - 2468,2 млн. руб.; в 2013 году - 2475,8 млн. руб.; в 2014 году - 1788,4 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации мероприятий программы к 2014 году ожидается увеличение ежегодного регистрируемого туристского потока до 500-550 тыс. человек (на 10-12% в год), средней продолжительности пребывания туристов в области - до 3 суток, номерного фонда средств размещения - на 3000 мест, включая реконструкцию. Экономический эффект реализации программы - повышение вклада туристской отрасли в валовый региональный продукт Псковской области, увеличение совокупных ежегодных расходов туристов на пребывание в регионе до 10 млрд. руб. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2.1. Основные вызовы развитию культурно-познавательного туризма в Псковской области
2.1.1. Высокий уровень конкуренции на рынках специализации, обострившийся в условиях мирового финансового и экономического кризиса.
Псковская область имеет четко выраженную специализацию на культурно-познавательном туризме. В настоящее время в структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18%, по 9% приходится на деловой и паломнический туризм, 1% - на спортивный туризм. Традиционным конкурентом в сегменте культурного туризма для области выступает Новгородская область, положение которой по отношении к "ядру рынка" (Санкт-Петербургу) более выгодное.
По отношению к потокам въездного туризма Псковская область находится на периферии так называемого "Большого туристического кольца", куда входят Москва, Санкт-Петербург, "Золотое кольцо", и практически не получает потока иностранных туристов.
По отношению к крупнейшим потребительским рынкам внутреннего туризма - Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам центра России Псковская область представлена в сегментах "туризма выходного дня", преимущественно с познавательными целями.
На рынках туризма выходного дня основными конкурентами Псковской области выступает большинство областей Золотого кольца, часть регионов северо-запада России (Новгородская область, Республика Карелия, Вологодская область, Калининградская область), ряд регионов Поволжья (для Московского рынка), сопредельные государства: Прибалтика, Финляндия и более отдаленные страны. Удешевление авиаперелетов, внедрение информационных технологий существенно расширяет географию конкуренции Псковской области в сегменте "выходного дня".
Основные конкуренты Псковской области в последние годы реализуют активную инвестиционную и маркетинговую политику в туризме, что позволило им:
а) запустить процесс инфраструктурного обновления;
б) существенно обновить и диверсифицировать предложение;
в) сформировать собственный "бренд".
Сохранение текущей ситуации для Псковской области обостряет риски "захвата" традиционных рыночных ниш области более форматизированными, технологичными, активными с точки зрения маркетинга и выгодно расположенными туристскими центрами, даже имеющими меньший культурный и исторический ресурс.
При этом текущий мировой финансовый и экономический кризис вряд ли позволит области в ближайшее время сократить отставание по качеству предоставляемых услуг, уровню развития инфраструктуры путем масштабных инвестиционных вложений. По большинству оценок, туристский сектор уже испытал существенное снижение инвестиционной активности, а финансовые потоки в отрасль возобновятся не ранее 2011 года.
2.1.2. Последствия мирового финансового и экономического кризиса заставляют переоценить значение туризма в экономике Псковской области.
Турпоток в Псковскую область составил 283 тыс. человек, что соответствует шестому месту среди регионов северо-запада России. В сфере туризма, отдыха и развлечения Псковской области занято 9607 человек - более 5 % занятых в экономике. При этом в структуре экономики Псковской области туристический комплекс на сегодняшний день оценивается всего в 1,2% валового регионального продукта (далее - ВРП). Несмотря на то, что этот показатель не учитывает мультипликативный эффект от туризма, недостаточно объективно оценивает значение отрасли для экономики области, пока реальный эффект от туристского потока достаточно мал. Так, если сопоставить данные опросов по затратам туристов со средней длительностью пребывания в 1,5 - 2 дня, экономика Псковской области получила от туризма в 2008 году не более 1,71 млрд. рублей, что очевидно меньше потенциала территории.
Туризм оказался одним из наиболее устойчивых секторов экономики области. В Псковской области в кризисном 2008 году произошло увеличение потока, которое составило 1 - 3%. При этом следует отметить, что в целом в России внутренний туризм менее пострадал от экономического кризиса, чем въездное и выездное направления. Псковская область в краткосрочной перспективе может использовать кризисные явления в экономике (падение курса рубля и соответствующее удорожание зарубежных поездок, снижение потребительской активности в "дорогих" сегментах отдыха и пр.) для развития туризма, замещающего выездной туризм, при условии формировании адекватного предложения по соотношению цена - качество. Однако, следует учитывать как усиление конкуренции на рынках внутреннего туризма, так и необходимость работать с долгосрочными факторами конкурентоспособности области.
В условиях "сжатия" рынка труда, осложнения ситуации в секторах традиционной индустрии, именно развитие туризма, способно не допустить роста безработицы. В начале 2009 года уровень безработицы в области составил 9,8%, что практически соответствует среднероссийскому показателю. Однако, если кризисные явления в экономике будут усугубляться, это может привести к росту безработицы и усилению социальной напряженности. Туризм в условиях прогноза среднесрочного снижения темпов роста ряда секторов специализации Псковской области (строительство и строительные материалы, электротехника, машиностроение) может стать "буфером" при реструктуризации экономики и рынка труда - вместить выбывающие кадры, обеспечить рост малого и среднего бизнеса.
Туристские отрасли и смежные секторы являются привлекательными сегментами для работы малого бизнеса, развития предпринимательства, поскольку требуют относительно малых инвестиционных вложений, обладают большей гибкостью, возможностью кооперации. Для городов Псковской области малые, "рассеянные" инвестиции могут служить источником развития, обновления городской среды в условиях снижения объемов крупных инвестиционных потоков: отмена крупных, "амбициозных" инвестиционных проектов, спад на рынке недвижимости и строительства и др.
2.1.3. При развитии туризма Псковской области требуется учитывать актуальные средне- и долгосрочные тенденции развития основных рынков специализации, а также изменение потребительских предпочтений.
Анализ тенденций долгосрочного развития рынков специализации свидетельствует о необходимости формирования "уникального" продукта, включающего весь спектр услуг: от размещения и питания до сувенирной продукции, местных продуктов питания, товаров потребления. Только в этом случае удастся воспользоваться относительно благоприятной конъюнктурной ситуацией.
Таблица 1. Тенденции развития существующих и потенциальных рынков специализации Псковской области
Рынок |
Средние темпы роста |
Тенденции на рынке |
Возможности (ограничения) для Псковской области |
Краткосрочные поездки с познавательными целями |
10 - 15 % |
Рост интереса к недорогим турам выходного дня. Возвратность за счет постоянного обновления (быстрый рост новых объектов показа). Расширение традиционных сезонов. Увеличение трат туристов на сопутствующие товары и услуги |
(+) Привлекательность за счет относительно низкой стоимости услуг. (-) Однообразие туров не создает потока возвратных туристов. (-) Низкое качество оказания туристских услуг по сравнению с конкурентами. Ограниченные возможности времяпровождения |
Городской культурный туризм |
5 - 10% |
Рост интереса россиян к внутреннему туризму. Удешевление самой поездки (дискаунтеры, хостелы). Расширение спектра продуктов и услуг и трат на них. Активный маркетинг малых и средних городов Европы и России |
(+) Возможность наращивания потока туристов в Псков и малые города. (-) Города Псковской области сами по себе не привлекательны для туриста. (-) Конкуренция с активными европейскими и российскими городами по разнообразию и качеству предложения, а также по отношению "цена/качество" |
Деловой и конгресс-туризм |
25 - 30% |
Активное развитие выставочной и конгресс-сферы в России |
(+) Возможность выхода на рынок за счет более низкой стоимости услуг. (-) Удаленность от основных рынков, бедный собственный деловой календарь |
Рекреационный туризм, в том числе сельский |
15 - 20% |
Рост интереса к природе, сельскому образу жизни со стороны горожан. Высокое значение местной специфики, уникальности, "подлинности". Всесезонность. Потребление товаров и услуг местного производства |
(+) Возможность включиться в растущий внутренний рынок. (-) Наличие активных конкурентов с более высоким уровнем развития инфраструктуры и рынка сельского туризма |
Оздоровитель-ный и лечебный туризм |
20 - 25% |
Активное развитие сектора в России |
(+) Наличие ресурсов. (-) Отсутствие инфраструктуры |
Долгосрочные изменения "портрета" потребителей, которые необходимо учитывать при развитии туристской инфраструктуры:
1) индивидуализация - самостоятельность планирования и проведения отдыха: 70% россиян путешествуют без помощи турагентств, 66% используют Интернет-ресурсы при планировании поездки;
2) сокращение длительности и дальности поездки: рост спроса на "насыщенный" туризм выходного дня;
3) рост ценности экологичного и здорового отдыха;
4) ценность личного участия в реальной, но при этом аутентичной жизни, контакта с местными жителями - стремление к особенностям и традициям местной, в том числе родной культуры;
5) повышение мобильности и интереса к путешествиям категорий граждан, обладающих низкими доходами: спрос на недорогие поездки.
Указанные тенденции позволяют Псковской области по-прежнему ориентироваться на россиян из близлежащих регионов, Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимо принять во внимание, что нарастить поток туристов в область возможно, только если обеспечить качественные услуги по размещению и питанию туристов, информационные услуги и сервисы для индивидуальных туристов, разнообразие времяпровождения в городах и центрах рекреации области.
2.1.4. Для большинства городов Псковской области - как для областного центра, сформированных туристских направлений: - Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, так и для малых городов и деревень области, пока не привлекающих туристов, уникальное историко-культурное наследие является одним из основных ресурсов развития туризма.
Однако, пока это наследие не капитализировано и не стало значимой частью экономики и рынка труда. Между тем, мировая практика показывает, что культурно-историческое наследие, местные традиции и ремесла рассматриваются не только как важный ресурс для привлечения туристов, но и как значимая часть развития и диверсификации региональной экономики, форма развития малого бизнеса, регулирования ситуации на рынке труда, часть промышленной политики, один из важнейших элементов внешнеторговой политики - товары местного производства выступают одними из наиболее важных экспортных продуктов, инструмент национальной культурной политики. Предварительный аудит традиционных ремесел, их связи с городской средой и экономикой, основными рынками сбыта позволил зафиксировать следующее:
1) ремесленная продукция местного производства обладает слабой рыночной позицией: как географической (область практически не производит и не экспортирует в промышленно значимых масштабах уникального местного продукта, хотя обладает высоким потенциалом), так и отраслевой. Товары ремесленников обращаются на рынках сувенирной продукции и ни по дизайну, ни по качеству пока не соответствуют требованиям, предъявляемым к вещам на рынках потребительских товаров;
2) устаревшие технологии проектирования, производства и дистрибуции товаров делают ремесло неэффективным экономически, ресурсно затратным, экологически грязным видом экономической деятельности;
3) кадровый дефицит, отсутствие институционализированных школ, образовательных программ не позволяют превратить ремесла в современный вид творческой деятельности, а сохраняет их лишь как один из видов традиционного ручного труда. Ремесло сегодня непривлекательно для талантливой и активной молодежи, поскольку не предоставляет возможности самореализации и динамичного карьерного роста;
4) слабые связи ремесел и других сфер культуры (музеев, театров), а также городской среды;
5) отсутствие в области мер поддержки ремесла не как элемента культуры, а как актива экономического развития.
Таким образом, необходима комплексная работа по формированию кластера креативных индустрий на основе историко-культурного наследия Псковской области. Наиболее актуальными задачами представляются:
технологическая модернизация секторов, использующих наследие (обновление дизайна, маркетинг товаров);
создание условий для талантливой молодежи по самореализации в видах деятельности, использующих наследие;
обеспечение связи творческих видов деятельности и ремесел с городской средой.
2.1.5. Объекты показа, городская среда и инфраструктура приема в Псковской области в настоящее время рассчитана на традиционный групповой поток и не отвечает современным предпочтениям потребителей:
а) туристская инфраструктура в Пскове и других городах области сформирована в расчете на однократный прием групп по стандартизированной программе. Посетителей ничего не задерживает в городе и не заставляет вернуться;
б) Псков туристы посещают только с целью экскурсии по памятникам, ночлега и питания. Сама городская среда, торговые пространства, зеленые зоны остаются без внимания (по данным социологических опросов, покупки совершают менее 20%);
в) в Пскове, как и в других городах области, помимо музеев туристов не притягивает ни один культурный центр, театры, кинотеатры, клубы работают только для местных жителей;
г) затраты туристов составляют менее 2 тыс. руб. за 3 дня без учета проживания;
д) объекты истории и культуры никак не связаны с реальной городской жизнью - находятся в отдалении от наиболее "насыщенных" горожанами пространств. Яркие примеры - Псков, Пушкинские Горы, Печоры.
Таким образом, туристский продукт в области не сможет получить существенное обновление без вклада в объекты городской среды и инфраструктуры, работы с культурными объектами как новыми центрами притяжения горожан и туристов, без создания привлекательной и комфортной среды в городе, стимулирующей возвратный туризм. Кроме того, для обеспечения максимального мультипликативного эффекта потребуется обеспечить возможность и разнообразие предложения "неэкскурсионного" времени для туристов: покупок, развлечений, питания, прогулок.
2.2. Основные сценарии развития туризма в Псковской области и выбор целевого сценария
Основными активными, предполагающими реализацию политики по развитию туризма сценариями развития туризма в Псковской области являются:
а) диверсификация продуктов и рынков присутствия;
б) формирование уникального туристского продукта и бренда на основе культурно-исторического наследия: усиление существующей специализации.
Таблица 2. Сценарии развития туризма в Псковской области
Сценарий |
Диверсификация рынков (усиление рекреации) |
Усиление уникальности в сегментах культурно-познавательного туризма |
Основной ресурс |
Водная линия (Чудское озеро, другие озера), лесные ресурсы, бальнеологические и лечебные ресурсы, климатические ресурсы |
Историко-культурное наследие (объекты, ремесла, продукты, компетенции), города и городская среда |
Средняя длительность пребывания, расходы туристов |
5 - 7 дней. Максимальные затраты на размещение, развлечения |
2 - 3 дня. Максимальные затраты на сопутствующие товары, развлечения, услуги |
Основные центры |
Чудское озеро, особо охраняемые природные территории, региональные рекреационные зоны, Пушкиногорский район, Великолукский район, Себежский район |
Псков (центр), исторические города и деревни, усадьбы, крепости |
Пространственное развитие инфраструктуры |
Формирование новых зон рекреации, кемпингов, автостоянок для индивидуального туризма |
Развитие инфраструктуры в центрах наследия, "туристские деревни", музеефикация и туристское обустройство объектов |
Основные риски |
Высокая конкуренция по цене и качеству со стороны других регионов. Высокие инвестиционные затраты |
Необходимость технологического и кадрового обновления отраслей, использующих наследие. Высокая стоимость средовых проектов |
Период формирования |
2011-2013 годы - строительство объектов, развитие инфраструктуры. 2013-2014 годы - агрессивный маркетинг |
2010-2011 годы - подготовка к реализации проектов, формирование уникальных товаров и услуг с местной спецификой, образовательные проекты. 2012-2014 годы запуск средовых проектов |
Целевой сценарий развития туризма в Псковской области предполагает совмещение данных сценариев: создание уникального и современного продукта на основе наследия параллельно с работой по диверсификации предложения, созданию новых центров туристских аттракций и обеспечению инфраструктурного развития всей территории Псковской области.
Реализация целевого сценария возможна только в долгосрочной перспективе. К 2020 году область может выйти на лидирующие позиции на северо-западе России по уровню развития индустрий культурно-познавательного туризма.
В то же время долгосрочные ориентиры определяют программно-целевую политику области в среднесрочной перспективе: определение среднесрочных задач развития туризма, разработка и реализация пусковых проектов, постановка среднесрочных показателей реализации политики поддержки туризма.
3. Цели и задачи программы
Целями программы развития культурно-познавательного туризма Псковской области являются:
1. повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел;
2. диверсификация туристского продукта области за счет развития других видов туризма, которые будут выступать в качестве поддерживающих для основных видов туризма;
3. повышение экономической эффективности туристской деятельности на территории области.
Задачами программы являются:
1. ревитализация основных зон культурно-познавательного туризма: благоустройство исторических городов - создание системы общественных пространств;
2. развитие кластера креативных индустрий;
3. развитие туристской инфраструктуры: гостиничной инфраструктуры, инфраструктуры сельского туризма, инфраструктуры оздоровительного и реакреационного туризма, инфраструктуры семейного туризма (с учетом создания особой экономической зоны);
4. иформационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма, в том числе внутреннего.
4. Сроки реализации программы
Срок реализации программы: 2010-2014 годы.
5. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование программы
Стоимость реализации мероприятий программы составляет 8688,8 млн. руб. Из них 2676,2 млн. руб. - за счет средств областного бюджета, 301,1 млн. руб. - за счет средств местных бюджетов, 5711,5 млн. руб. - внебюджетные источники.
Финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников будет осуществляться на условиях софинансирования.
Основные механизмы реализации программы:
финансирование мероприятий программы, предусматривающих софинансирование из средств областного бюджета и местных бюджетов, будет осуществляться при условии принятия муниципальными образованиями соответствующих муниципальных долгосрочных целевых программ;
средства областного бюджета для реализации проектов по развитию туристской инфраструктуры будут предоставляться на условиях софинансирования соответствующих мероприятий программы за счет средств местных бюджетов и средств внебюджетных источников. Формирование организационно-правовых механизмов с целью привлечения частных инвестиций будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства путем заключения Администрацией области соответствующих соглашений о намерениях с организациями в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников.
6. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи |
Исполнитель программы - бюджетополучатель, исполнители мероприятий программы |
Объем финансирования, млн. рублей |
Ожидаемый результат от реализованных мероприятий программы |
|||||
всего по программе |
в том числе: |
||||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||||
1 |
Задача 1. Ревитализация основных зон культурно-познавательного туризма: благоустройство исторических городов - создание системы общественных пространств |
|
5139,80 |
181,60 |
1171,70 |
1488,50 |
1379,00 |
919,00 |
|
|
Областной бюджет |
|
1719,30 |
31,60 |
418,60 |
526,50 |
478,20 |
264,40 |
|
|
Местные бюджеты |
|
187,50 |
0,00 |
38,10 |
57,00 |
57,80 |
34,60 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
3233,00 |
150,00 |
715,00 |
905,00 |
843,00 |
620,00 |
|
|
Мероприятие 1.1. Создание "паркового кольца" вокруг исторического центра города Пскова, включая набережные р. Великой и р. Псковы, ревитализация элементов городской среды, включая ряд территорий и объектов внутри паркового кольца |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по культуре, инвесторы, Администрация города Пскова |
1797,70 |
14,00 |
513,70 |
572,00 |
488,00 |
210,00 |
Создание пешеходной прогулочной зоны, объединяющей ключевые объекты культуры, а также торгово-развлекательные и спортивные функции |
|
Областной бюджет |
|
607,60 |
14,00 |
215,60 |
199,80 |
178,20 |
0,00 |
|
|
Местные бюджеты |
|
65,10 |
0,00 |
23,10 |
22,20 |
19,80 |
0,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
1125,00 |
0,00 |
275,00 |
350,00 |
290,00 |
210,00 |
|
|
Мероприятие 1.2. Комплексная реконструкция Ольгинской набережной (от Мирожского монастыря), включая создание конгресс-центра и прочей инфраструктуры делового туризма, формирование зон отдыха и торгово-развлекательных зон, гостиничной инфраструктуры, включая прилегающую к Ольгинской набережной территорию |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по культуре, Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, инвесторы, Администрация города Пскова |
2097,00 |
155,00 |
364,00 |
542,00 |
541,00 |
495,00 |
Создание пешеходной прогулочной зоны, создание конгресс-центра |
|
Областной бюджет |
|
747,00 |
5,00 |
100,50 |
226,50 |
210,00 |
205,00 |
|
|
Местные бюджеты |
|
83,00 |
0,00 |
3,50 |
23,50 |
28,00 |
28,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
1267,00 |
150,00 |
260,00 |
292,00 |
303,00 |
262,00 |
|
|
Мероприятие 1.3. Создание видовой прогулочной и торговой зоны напротив Псковского Кремля на правом берегу р. Псковы, от "Золотой набережной" до Варламовской башни |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по культуре, Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, инвесторы, Администрация города Пскова |
446,00 |
2,50 |
35,00 |
153,50 |
168,00 |
87,00 |
Создание зоны городской активности и видовой площадки |
|
Областной бюджет |
|
117,00 |
2,50 |
17,90 |
30,00 |
34,20 |
32,40 |
|
|
Местные бюджеты |
|
13,00 |
0,00 |
2,10 |
3,50 |
3,80 |
3,60 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
316,00 |
0,00 |
15,00 |
120,00 |
130,00 |
51,00 |
|
|
Мероприятие 1.4. Поддержка и развитие туристской инфраструктуры и ревитализация среды малых городов и других поселений Псковской области. |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, инвесторы, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
799,10 |
10,10 |
259,00 |
221,00 |
182,00 |
127,00 |
Создание прогулочных и торговых зон в точках туристского роста |
|
Областной бюджет |
|
247,70 |
10,10 |
84,60 |
70,20 |
55,80 |
27,00 |
|
|
Местные бюджеты |
|
26,40 |
0,00 |
9,40 |
7,80 |
6,20 |
3,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
525,00 |
0,00 |
165,00 |
143,00 |
120,00 |
97,00 |
|
2 |
Задача 2. Развитие кластера креативных индустрий |
|
100,60 |
1,80 |
45,30 |
41,80 |
5,80 |
5,90 |
|
|
Областной бюджет |
|
81,00 |
1,80 |
36,20 |
33,50 |
4,70 |
4,80 |
|
|
Местные бюджеты |
|
17,60 |
0,00 |
8,60 |
7,80 |
0,60 |
0,60 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
2,00 |
0,00 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
|
|
Мероприятие 2.1. Обновление и продвижение продукции кластера креативных индустрий: организация ярмарок, выставок, создание системы продвижения продукции, поддержка местных производителей |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по культуре, Государственное управление образования Псковской области, инвесторы, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
24,80 |
1,80 |
5,40 |
5,90 |
5,80 |
5,90 |
Создание новой линейки сувенирной продукции. Разработка рекомендаций по продвижению товаров местных производителей |
|
Областной бюджет |
|
20,40 |
1,80 |
4,30 |
4,80 |
4,70 |
4,80 |
|
|
Местные бюджеты |
|
2,40 |
0,00 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
2,00 |
0,00 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
|
|
Мероприятие 2.2. Развитие специализированной инфраструктуры и недвижимости для творческих видов деятельности |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
75,80 |
0,00 |
39,90 |
35,90 |
0,00 |
0,00 |
Создание центра современного искусства, городского дизайна и креативных индустрий |
|
Областной бюджет |
|
60,60 |
0,00 |
31,90 |
28,70 |
0,00 |
0,00 |
|
|
Местные бюджеты |
|
15,20 |
0,00 |
8,00 |
7,20 |
0,00 |
0,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
3 |
Задача 3. Развитие туристской инфраструктуры: гостиничной инфраструктуры, инфраструктуры сельского туризма, инфраструктуры оздоровительного и реакреационного туризма, инфраструктуры семейного туризма с учетом создания особой экономической зоны |
|
3349,40 |
15,00 |
512,90 |
912,90 |
1066,10 |
842,50 |
|
|
Областной бюджет |
|
785,90 |
0,00 |
207,50 |
283,20 |
258,40 |
36,80 |
|
|
Местные бюджеты |
|
87,00 |
0,00 |
23,00 |
31,30 |
28,70 |
4,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
2476,50 |
15,00 |
282,40 |
598,40 |
779,00 |
801,70 |
|
|
Мероприятие 3.1. Строительство гостиниц, мини-отелей, хостелов и гостевых домов |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, инвесторы, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
2450,00 |
15,00 |
422,00 |
600,90 |
744,70 |
667,40 |
Создание 5 гостинично-развлекательных, 15 мини-отелей, 30 гостевых домов |
|
Областной бюджет |
|
483,40 |
0,00 |
132,40 |
181,80 |
169,20 |
0,00 |
|
|
Местные бюджеты |
|
53,70 |
0,00 |
14,70 |
20,20 |
18,80 |
0,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
1912,90 |
15,00 |
274,90 |
398,90 |
556,70 |
667,40 |
|
|
Мероприятие 3.2. Обустройство тематического парка |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, инвесторы, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
731,40 |
0,00 |
55,00 |
270,60 |
277,00 |
128,80 |
Создание тематического парка для семейного отдыха, в том числе для детей с ограниченными возможностями |
|
Областной бюджет |
|
176,10 |
0,00 |
49,50 |
70,80 |
55,80 |
0,00 |
|
|
Местные бюджеты |
|
19,50 |
0,00 |
5,50 |
7,80 |
6,20 |
0,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
535,80 |
0,00 |
0,00 |
192,00 |
215,00 |
128,80 |
|
|
Мероприятие 3.3. Оснащение дорожной сети Псковской области инфраструктурой для индивидуального туризма: строительство сети оборудованных кемпингов и туристских стоянок |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, инвесторы, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
168,00 |
0,00 |
35,90 |
41,40 |
44,40 |
46,30 |
Оборудование 5 кемпингов для трейлеров, 9 палаточных кемпингов |
|
Областной бюджет |
|
126,40 |
0,00 |
25,60 |
30,60 |
33,40 |
36,80 |
|
|
Местные бюджеты |
|
13,80 |
0,00 |
2,80 |
3,30 |
3,70 |
4,00 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
27,80 |
0,00 |
7,50 |
7,50 |
7,30 |
5,50 |
|
4 |
Задача 4. Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма |
|
99,00 |
5,90 |
22,20 |
25,00 |
24,90 |
21,00 |
|
|
Областной бюджет |
|
90,00 |
5,90 |
19,70 |
22,40 |
22,50 |
19,50 |
|
|
Местные бюджеты |
|
9,00 |
0,00 |
2,50 |
2,60 |
2,40 |
1,50 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
Мероприятие 4.1. Развитие сети туристских информационных центров |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
20,4 |
3,40 |
4,10 |
4,20 |
4,30 |
4,40 |
Открытие 4 туристско-информационных центров в точках туристского роста |
|
Областной бюджет |
|
18,80 |
3,40 |
3,70 |
3,80 |
3,90 |
4,00 |
|
|
Местные бюджеты |
|
1,60 |
0,00 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
Мероприятие 4.2. Реализация событийных мероприятий, продвижение туристских ресурсов на выставках, ярмарках, форумах, в СМИ |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по культуре, инвесторы, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
78,60 |
2,50 |
18,10 |
20,80 |
20,60 |
16,60 |
Создание событийного календаря, создание туристически привлекательного имиджа Псковской области на внутреннем и международном рынках |
|
Областной бюджет |
|
71,20 |
2,50 |
16,00 |
18,60 |
18,60 |
15,50 |
|
|
Местные бюджеты |
|
7,40 |
0,00 |
2,10 |
2,20 |
2,00 |
1,10 |
|
|
Внебюджетные источники |
|
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
Итого по программе |
|
8688,8 |
204,3 |
1752,1 |
2468,2 |
2475,8 |
1788,7 |
|
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы
По итогам реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
Индикатор |
Значение |
|
исходная ситуация (2009 г.) |
по итогам выполнения программы (2014 г.) |
|
Количество посещений |
280 тыс. (официально) |
550 тыс. (официально) |
Средняя продолжительность пребывания туриста |
1 - 2 дня |
3 дня |
Номерной фонд |
5 тыс. номеров |
7 тыс. номеров |
Средняя заполняемость гостиниц |
35% |
65% |
Траты одного туриста |
2 тыс. рублей |
18 тыс. рублей |
Экономический эффект |
Около 1,3 млрд. рублей |
Около 10 млрд. рублей |
8. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности
программы
Важнейшим итогом осуществления программы станет выполнение программных мероприятий, направленных на поэтапное формирование в Псковской области современного туристского комплекса, обеспечивающего повышение вклада туризма в экономику области, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест и налоговых поступлений, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия Псковской области.
Главный социальный эффект программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения и туристов в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, местным искусствам и ремеслам.
Выполнение программных мероприятий по совершенствованию инфраструктуры туризма, укреплению его материальной базы, обустройству территорий и объектов туристского показа с последующим вовлечением их в разнообразные туристские маршруты определит темпы экономического развития отрасли ввиду освоения резервов вовлечения в организованное туристское обслуживание значительного числа самодеятельных туристов, доля которых по оценкам достигает 60% в общем въездном потоке.
Существенный рост доходов от туризма и связанных с ним видов хозяйственной деятельности, базирующийся на увеличении количества и повышении уровня оказываемых туристских услуг, качественном прорыве в рекламно-информационном обеспечении отрасли, внедрении инновационных проектных технологий, в том числе с участием иностранного капитала, позволяет прогнозировать к окончанию реализации программы выход совокупного валового дохода от туризма в Псковской области на уровень 10 млрд. рублей.
Обладая мощным мультипликативным эффектом, выступая в качестве "точки экономического роста", стимулирующей развитие всего хозяйственного комплекса, туризм будет способствовать снижению рисков в развитии экономики и социальной сферы области от действия неблагоприятных факторов и кризисных явлений в экономике.
Планируемое увеличение потока туристов в Псковскую область, объема платных туристских услуг и совокупного валового дохода от туризма характеризуется следующими индикаторами:
Наименование индикатора |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Количество туристов (тыс. человек) |
280 |
328 |
370 |
460 |
550 |
Траты одного туриста (тыс. рублей) |
2 |
5 |
10 |
15 |
18 |
Номерной фонд (тыс. единиц) |
5,5 |
5,7 |
6 |
6,5 |
7 |
Экономический эффект (млрд. рублей) |
1,5 |
2,5 |
5,4 |
8 |
10 |
Методика оценки эффективности программы будет определяться в соответствии с постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ".
9. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации
Управление программой и контроль за ходом ее реализации осуществляют на основании постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Управление межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области.
2. Государственное финансовое управление Псковской области.
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию как исполнитель - координатор программы:
а) ведет отчетность по реализации программы;
б) направляет в Управление межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области и в Государственное финансовое управление Псковской области по запросам необходимую информацию о реализации программы;
в) ежегодно подготавливает обоснованные предложения по уточнению перечня программных мероприятий, целевых индикаторов и показателей, затрат по программным мероприятиям, составу исполнителей;
г) ежегодно до 1 марта подготавливает и направляет в Управление межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области и в Государственное финансовое управление Псковской области доклад о ходе реализации программы и использовании финансовых средств;
д) организует размещение в средствах массовой информации основных сведений о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Псковской области от 5 июля 2010 г. N 260 "Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Псковская Правда" от 22 июля 2010 г. N 167-168
Постановлением Администрации Псковской области от 18 апреля 2014 г. N 150 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Псковской области от 20 июня 2013 г. N 267
Постановление Администрации Псковской области от 14 марта 2013 г. N 117
Постановление Администрации Псковской области от 15 мая 2012 г. N 238
Постановление Администрации Псковской области от 14 марта 2012 г. N 119
Постановление Администрации Псковской области от 20 декабря 2011 г. N 518
Постановление Администрации Псковской области от 25 августа 2011 г. N 321
Постановление Администрации Псковской области от 2 июня 2011 г. N 203
Постановление Администрации Псковской области от 2 декабря 2010 г. N 472