На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию о разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.
4. Государственному комитету Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию в срок до 21 июня 2010 г. разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.
И.п. Губернатора области |
М.К. Жаворонков |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы
"Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области
на 2010-2014 годы"
(утв. распоряжением Администрации Псковской области от 18 июня
2010 г. N 168-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной долгосрочной
целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области
на 2010-2014 годы" целям и задачам социально-экономического развития области
Туристскую отрасль Псковской области по праву считают одной из наиболее перспективных, и в то же время, недооцененных сфер экономики области.
Туризм является одним из трех наиболее приоритетных секторов экономики в силу:
а) высокого потенциала роста;
б) высокого уровня мультипликативного эффекта (влияния на другие секторы экономики - транспорт, сельское хозяйство, связь, общественное питание и т.д.);
в) высокого уровня влияния на развитие территорий (занятость населения, развитие малого бизнеса и т.д.);
г) возможности включения в экономический оборот слабо используемых ресурсов (бальнеологических, рекреационных и прочих).
Основными ресурсами для развития туризма на территории области являются:
а) объекты историко-культурного наследия, а также культовые объекты;
б) ресурсы городской среды;
в) рекреационные ресурсы (озера, ландшафты);
г) экологические ресурсы, в том числе сеть особо охраняемых природных территорий.
В настоящее время наиболее активно используемым является первый тип ресурсов, что определило специализацию области на туристском рынке.
В структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18 %, по 9 % приходится на деловой и паломнический туризм, 1 % - на спортивный туризм.
По отношению к крупнейшим потребительским рынкам внутреннего туризма - Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам центра России Псковская область представлена в сегментах "туризма выходного дня" (средняя длительность пребывания 1,5 - 2 дня) преимущественно с познавательными целями.
Наличие традиционных брендов: Пушкинские Горы, Псково-Печерский монастырь, Изборск, Псков.
Основной проблемой туристического комплекса области является его низкая эффективность. В структуре экономики области туристический комплекс оценивается всего в 1,2 % валового регионального продукта, что связано с:
а) устаревшим и неформатированным туристским продуктом;
б) неразвитостью секторов, обеспечивающих капитализацию туристской деятельности (творческие индустрии);
в) слабым развитием туристской инфраструктуры (гостиничной, общественного питания и т.д.), в особенности, за пределами областного центра);
г) низким уровнем городской среды и объектов рекреационного отдыха.
На выполнение поставленных целей и задач будут направлены мероприятия областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" (далее - программа), в результате осуществления которых планируется повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Обозначенные выше проблемы требуют:
а) межведомственного подхода в реализации;
б) активизации действий со стороны органов местного самоуправления;
в) разработки системных и последовательных действий органов исполнительной власти области, осуществляющих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области развития туризма, инвестиционной политики, в области развития малого и среднего предпринимательства, в области транспорта, культуры и образования.
Долгосрочные ориентиры определяют программно-целевую политику области в среднесрочной перспективе: определение среднесрочных задач развития туризма, разработка и реализация пусковых проектов, постановка среднесрочных показателей реализации политики поддержки туризма.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Реализация мероприятий программы потребует консолидации в работе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, инвесторов.
Сохранение текущей ситуации для Псковской области обостряет риски "захвата" традиционных рыночных ниш региона более форматизированными, технологичными, активными с точки зрения маркетинга и выгодно расположенными туристскими центрами, даже имеющими меньший культурный и исторический ресурс.
При этом текущий мировой финансовый и экономический кризис вряд ли позволит области в ближайшее время сократить отставание по качеству предоставляемых услуг, уровню развития инфраструктуры путем масштабных инвестиционных вложений. По большинству оценок, туристский сектор уже испытал существенное снижение инвестиционной активности, а финансовые потоки в отрасль возобновятся не ранее 2011 года.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Использование программного метода дает возможность создания уникального и современного продукта на основе наследия параллельно с работой по диверсификации предложения, созданию новых центров туристских аттракций и обеспечению инфраструктурного развития всей территории Псковской области.
Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, возникающие под воздействием социально-экономических проблем, выраженные в недостаточности финансирования мероприятий программы.
5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости -
этапы решения проблемы программно-целевым методом
Предлагаемые сроки реализации программы: 2010-2014 годы.
6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценить ход реализации программы по годам
Целью программы является повышение привлекательности Псковской области как уникального центра культурно-познавательного туризма на северо-западе России, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел.
Основными задачами Программы являются:
а) запуск процесса развития территории в районах, обладающих высокой плотностью объектов культурно-познавательного наследия, для повышения их инвестиционной и туристической привлекательности;
б) формирование в исторических городах Псковской области привлекательной, разнообразной и открытой для общения среды, обеспечивающей контакт жителя и туриста;
в) создание мотивов и условий для роста "возвратного" туризма посредством развития дополнительных сервисов и товаров (сувениров, продукции местных брендов и пр.);
г) увеличение разнообразия туристского продукта, развитие комбинированных видов туризма, демократизация туристских услуг (социальный туризм, детский туризм и пр.);
д) развитие инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
По итогам реализации программы ожидается достижение следующих целевых индикаторов:
Наименование индикатора |
Значение |
|
исходная ситуация (2009 г.) |
по итогам программы (2015 г.) |
|
Количество посещений |
280 тыс. (официально) |
550 тыс. (официально) |
Средняя продолжительность пребывания туриста |
1 - 2 дня |
3 дня |
Номерной фонд |
5 тыс. номеров |
7 тыс. номеров |
Средняя заполняемость гостиниц |
35% |
65% |
Траты одного туриста |
2 тыс. рублей |
18 тыс. рублей |
Экономический эффект |
Около 1,3 млрд. рублей |
Около 10 млрд. рублей |
8. Предложения по исполнителям программы
Исполнители программы:
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию;
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
органы местного самоуправления;
инвесторы.
9. Предложения о разработчике программы и исполнителе-координаторе программы
Разработчик и исполнитель-координатор программы - Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.
10. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников будет осуществляться на условиях софинансирования с условием пропорционального сокращения объема финансирования за счет средств областного бюджета при уменьшении объема финансирования за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий программы, предусматривающих софинансирование из средств областного бюджета и местных бюджетов, осуществляется при условии принятия соответствующих муниципальных долгосрочных целевых программ.
При формировании мероприятий программы, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников, предполагается получить подтверждение потенциальных инвесторов о намерении инвестировать собственные и привлеченные средства на реализацию мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 18 июня 2010 г. N 168-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Псковской области от 2 декабря 2010 г. N 325-р