На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы" Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
4. Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 31 марта 2011 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.
И.п. Губернатора области |
М.К. Жаворонков |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного
комплекса Псковской области на 2011-2015 годы"
(утв. распоряжением Администрации Псковской области от 23 марта 2011 г.
N 62-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы целям и задачам социально-экономического развития области
Разработка и последующая реализация областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы" (далее - программа) позволит создать условия для развития рыбохозяйственного комплекса Псковской области.
Рыбное хозяйство представляет собой важную, самостоятельную отрасль агропромышленного комплекса, развитие которого рассматривается как приоритетное в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.
В ресурсном обеспечении рыболовства области главную роль играет Псковско-Чудское озеро. На территории Псковской области зарегистрировано 26 из 28 организаций, ведущих промысловый лов на данном водоеме. Из них 7 входят в ассоциацию "Псковрыбхоз", 11 - в ассоциацию Псковских рыбопромышленников", 8 - не входят в ассоциации.
Современная промысловая база рыбодобывающих предприятий включает рыбопромысловые суда с мощностью двигателя менее 55 кВт и маломерные суда, орудия лова - сети, заколы, неводы, механизированные мутники, снетковые ризцы.
По данным официальной промысловой статистики на 01 января 2011 г. вылов рыбы в Псковско-Чудском озере в территориальных водах России составил 2702,6 т (в том числе в Псковском озере - 653,1 т, в Чудском - 2031,9 т). По сравнению с предшествующим годом наметилось некоторое увеличение объема уловов, но все же вылов находится на низком уровне. Уловы Российской Федерации в Псковском, Чудском и Теплом озерах в 2009 г. были самыми низкими за последние 10 лет. В то же время в 2010 г. вылов Эстонии, где рыбное хозяйство получает существенную поддержку Евросоюза, составил только на Чудском и Теплом озерах 2461,1 т (более 80 % национальной квоты).
С 2008 года общее официальное освоение национальной квоты Российской Федерации по Псковско-Чудскому озеру снизилось и в течение 2-х лет составляло чуть больше 50 %, в 2010 году данная величина составила 62,6 %.
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Освоение национальной квоты вылова рыбы, процентов |
71,2 |
76,2 |
52,0 |
50,7 |
62,6 |
В общем объеме рыбы, перерабатываемой предприятиями области, велика доля привозного сырья (60 - 70 %). Некоторые организации работают полностью на привозном сырье, в то время как большая часть уловов водоемов области (в первую очередь - Псковско-Чудского озера) реализуется на территории других субъектов Российской Федерации: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Часть уловов перерабатывается местными предприятиями или поступает на рынки муниципальных образований области.
Переработчиками уловов Псковско-Чудского озера на территории области являются некоторые предприятия, имеющие также квоты вылова на данном водоеме: ЗАО "Гдовский рыбозавод", ЗАО "Ветвеник", крестьянское (фермерское) хозяйство "СВиД", ЗАО "Маяк". Крупными переработчиками уловов Псковско-Чудского озера являются ЗАО "Гдовский рыбозавод", ООО "ГРиКО". Большинство организаций ведет переработку в небольших масштабах (вяление, копчение).
Уловы на Псковско-Чудском озере в 2009-2010 гг.
в пределах границы Российской Федерации
Виды рыб |
2009 г. |
2010 г. |
||||||
общий допустимый улов, т |
национальная квота РФ, т |
улов, т |
освоение национальной квоты, процентов |
общий допустимый улов, т |
национальная квота РФ, т |
улов, т |
освоение национальной квоты, процентов |
|
Сиг |
14 |
7 |
0,357 |
5,1 |
14 |
7 |
2,084 |
29,8 |
Ряпушка |
2 |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
0 |
0 |
Снеток |
15 |
10 |
- |
- |
15 |
10 |
0,059 |
0,6 |
Судак |
1300 |
700 |
368,227 |
52,6 |
1150 |
600 |
430,263 |
78,2 |
Лещ |
1500 |
930 |
434,165 |
46,7 |
1500 |
1040 |
642,199 |
61,7 |
Щука |
250 |
165 |
62,064 |
37,6 |
250 |
180 |
166,303 |
64,6 |
Налим |
110 |
60 |
10,947 |
18,2 |
110 |
60 |
24,670 |
41,1 |
Окунь |
1550 |
700 |
565,137 |
80,7 |
2250 |
1050 |
810,450 |
77,2 |
Плотва |
1020 |
690 |
357,505 |
51,8 |
950 |
620 |
379,523 |
61,2 |
Ерш |
1000 |
700 |
213,597 |
30,5 |
1000 |
700 |
240,290 |
34,3 |
Прочие |
150 |
100 |
49,545 |
49,5 |
150 |
100 |
56,778 |
56,8 |
ИТОГО |
6911 |
4063 |
2061,544 |
50,7 |
7391 |
4318 |
2702,619 |
62,6 |
В Псковско-Чудском озере на промысле действуют предприятия малого и среднего бизнеса. Имеются все основные проблемы, характерные для предприятий этого типа в других отраслях экономики (трудность доступа к кредитным ресурсам, дороговизна материально-технических средств, отток квалифицированных кадров из рыбохозяйственной сферы).
Дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших, высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и орудий лова, также является проблемой, сдерживающей развитие рыболовства. Требует модернизации и оборудование рыбоперерабатывающих предприятий.
Отдельной проблемой является слабая оборудованность рыбоприемных пунктов, отсутствие возможности сортировать, упаковывать в тару, а также замораживать улов непосредственно на месте выгрузки, что приводит к большим потерям водных биоресурсов при транспортировке - выбраковка составляет от 25 до 30%. Для того, чтобы снизить эти потери и обеспечить водным биоресурсам сохранение товарного вида, необходимо строительство современных пунктов приема водных биоресурсов.
В таких условиях наблюдается отток кадров из отрасли, особенно молодежи. Общий уровень квалификации рыбаков снижается, отрасль вырабатывает оставшийся от предыдущих лет кадровый потенциал.
В течение последних лет в рыбохозяйственном комплексе Псковской области сформировался ряд проблем, решение которых затруднено без привлечения программно-целевого метода. К ним относятся:
низкое освоение национальной квоты Российской Федерации;
дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших, высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и орудий лова, а также оборудования рыбоперерабатывающих предприятий;
слабая оборудованность рыбоприемных пунктов, отсутствие возможности сортировать, упаковывать в тару, а также замораживать улов непосредственно на месте выгрузки, что приводит к большим потерям водных биоресурсов при транспортировке;
отсутствие центра с холодильными мощностями с возможностью для промысловых организаций аренды помещения для хранения уловов и их продажи.
Создание условий для дальнейшего развития рыболовства, расширение возможностей хранения и переработки уловов Псковско-Чудского озера и малых озер приведет к насыщению внутреннего рынка рыбной продукцией, увеличению доходной части областного и местных бюджетов, обеспечению притока инвестиций, что благоприятно скажется на экономическом развитии области.
Социальная значимость развития рыбохозяйственного комплекса состоит в обеспечении занятости населения как в рыбном хозяйстве, так и в смежных отраслях. Особенно это касается районов, прилегающих к Псковско-Чудскому озеру. Большая часть организаций, осуществляющих свою деятельность в рыбохозяйственной сфере в Псковской области, зарегистрировано на территории Гдовского, Псковского, Печорского районов и города Пскова. Рыболовство имеет большое значение в жизни населения прибрежной части и островов Псковско-Чудского озера. Таким образом, реализация программы позитивно повлияет и на социальное развитие области.
2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом
Реализация программно-целевых подходов к развитию рыбохозяйственного комплекса рекомендована Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2003 г. N 1265-р. Также в настоящее время действует федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо ""Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах"" имеется в виду ""Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах""
Кроме этого, целесообразность разработки и реализации программы обусловлена тем, что проблемы рыбохозяйственного комплекса области имеют комплексный характер, решение их затруднено без финансовой поддержки государства и требует планирования действий на долгосрочный период.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития рыбохозяйственного комплекса области позволит осуществить:
концентрацию усилий на приоритетных направлениях развития рыбного хозяйства;
системное формирование мероприятий, содействующих развитию рыбохозяйственного комплекса;
координацию деятельности органов исполнительной власти Псковской области, участвующих в решении проблем рыбохозяйственного комплекса Псковской области.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов развития рыболовства на Псковско-Чудском озере могут стать:
сохранение крайне низкого вылова и освоения национальной квоты вылова рыбы на уровне около 50 %;
дальнейшее ухудшение состояния материально-технической базы рыбодобывающих предприятий (на 01.12.2009 более 70 % малотоннажных судов, используемых на Псковско-Чудском озере, имели срок службы более 18 лет);
невозможность принятия мер для более рациональной организации рыболовства и рыбопереработки;
низкий уровень развития товаропроводящей сети отечественной рыбной продукции в Псковской области.
4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два: без использования и с использованием программно-целевого метода.
Первый вариант не приведет к организации системы мероприятий, увязанных по целям и результатам. Риски связаны с возможным отсутствием координации действий органов власти, решающих проблемы рыбохозяйственного комплекса, что приведет к невозможности принятия эффективных мер по созданию условий для развития рыболовства и рыбопереработки в Псковской области. Без принятия областной долгосрочной целевой программы высока вероятность того, что сохранится низкий уровень освоения национальной квоты Российской Федерации на Псковско-Чудском водоеме, будет происходить дальнейшее снижение уровня оснащенности рыбодобывающих предприятий.
Первый вариант не позволит обеспечить комплексного решения имеющихся проблем.
В случае использования программно-целевого метода для обеспечения развития рыбохозяйственного комплекса становится возможным объединение и координация действий всех заинтересованных сторон, а также анализ эффективности расходования бюджетных средств, направленных на решение поставленных задач, и, в случае необходимости, корректировка объема финансовых ресурсов или состава планируемых мероприятий.
Основные риски в этом случае связаны с возможной недостаточной активностью хозяйствующих субъектов, подавляющее большинство из которых не имеют возможности направить средства на развитие предприятий.
Несмотря на это, второй вариант является более предпочтительным, так как предполагает возможность более эффективного использования имеющихся ресурсов.
5. Ориентировочные сроки решения
проблемы программно-целевым методом
Программа будет реализована в один этап. Срок реализации программы: 2011-2015 годы.
6. Предложения по целям и задачам программы,
целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценивать ход реализации программы по годам
Цель программы:
создание условий для развития рыбохозяйственного комплекса Псковской области.
Задачи программы:
создание условий для хранения и сбыта уловов с водоемов Псковской области;
организация на территории области рационального приема, сбыта и переработки уловов с водоемов Псковской области, в том числе обеспечение условий для создания специализированных магазинов для торговли продукцией из водных биоресурсов;
содействие обновлению материально-технической базы предприятий рыбохозяйственного комплекса.
Целевые индикаторы программы,
отражающие степень достижения поставленных целей и задач программы
N |
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
Количество созданных центров с холодильными мощностями с возможностью для промысловых организаций аренды помещения для хранения уловов |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Количество созданных или переоборудованных рыбоприемных пунктов, оснащенных холодильным оборудованием и помещениями для сортировки и упаковки водных биоресурсов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Количество созданных или переоборудованных рыбоперерабатывающих цехов |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Количество новых судов, приобретенных рыбопромысловыми предприятиями |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Количество орудий лова - заколов, приобретенных рыбопромысловыми организациями, работающими на Псковско-Чудском озере |
20 |
20 |
0 |
0 |
0 |
Индикаторы и их значения будут окончательно определены при формировании программных мероприятий.
7. Предварительная оценка
ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
В результате проведения программных мероприятий ожидается достижение следующих результатов:
развитие предприятий малого и среднего бизнеса в рыбохозяйственной сфере;
увеличение освоения национальной квоты вылова рыбы в Псковском, Чудском и Теплом озерах;
сохранение и создание новых рабочих мест в области, приток молодых кадров в отрасль;
более рациональное использование рыбных запасов;
насыщение местного рынка дешевыми продуктами питания.
8. Предложения по исполнителям программы
Исполнители программы:
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды;
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле;
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям;
администрации муниципальных образований (предварительно - город Псков и город Великие Луки). В процессе разработки программных мероприятий к участию в программе могут быть привлечены и другие муниципальные образования с учетом их потребности и транспортно-логистических возможностей;
предприятия рыбохозяйственного комплекса Псковской области.
9. Предложения о разработчике программы
и исполнителе-координаторе программы
Разработчиком и исполнителем-координатором программы предлагается определить Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
10. Предложения по объемам и источникам
финансирования программы
Основными источниками финансирования мероприятий программы планируются внебюджетные источники - заемные средства, финансовый лизинг и собственные средства предприятий рыбохозяйственного комплекса Псковской области.
Средства областного бюджета будут направлены на субсидирование части процентной ставки кредитов, взятых предприятиями на покупку и переоснащение рыбопромысловых судов, орудий лова и по другим направлениям программы.
Необходимые объемы финансирования программы будут окончательно определены при обобщении предложений исполнителей программы при формировании программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 23 марта 2011 г. N 62-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был