Решение Псковского областного суда
от 28 апреля 2008 г. N 3-24/2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 91-Г08-4 настоящее решение оставлено без изменения
31 марта 2005 года Псковским областным Собранием депутатов принят и 5 апреля 2005 года подписан главой Администрации Псковской области Закон Псковской области N 427-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области". Закон опубликован 15 апреля 2005 года в издании "Псковская правда" N 77-78. Впоследствии в него вносились изменения и дополнения Законами Псковской области от 10 июля 2006 года N 567-оз, от 31 октября 2006 года N 594-оз, от 29 декабря 2006 года N 619-оз, от 6 июня 2007 года N 672-оз.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона Псковской области N 427-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" в целях настоящего Закона предоставление бесплатной площади с отоплением и освещением осуществляется в виде:
освобождения от платы за жилое помещение и платы за отопление;
освобождение от платы за освещение;
скидок на оплату жилого помещения, отопления, освещения;
ежемесячной денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления.
В статье 2 указанного Закона определены категории граждан, которым настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 1 этой статьи к данной категории граждан относятся педагогические работники государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Псковской области, и муниципальных образовательных учреждений (далее педагогические работники). В целях настоящего Закона под педагогическими работниками понимаются граждане, занимающие должности, определенные в приложении 1 к настоящему Закону.
В приложении 1 к настоящему закону указано, что к педагогическим работникам относятся лица, занимающие, в том числе, и должность учителя.
В силу пункта 1 статьи 4 указанного закона, гражданам, относящимся к категории, определенной пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
освобождение от платы за жилое помещение (плата за наем для нанимателей жилых помещений, плата за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей и собственников жилых помещений) и платы за отопление, за исключением случаев использования твердого топлива при наличии печного отопления (на семью в целом);
освобождение от платы за освещение, а при отсутствии отдельных приборов учета электроэнергии на освещение - скидка в оплате стоимости электроснабжения, исчисляемая по нормативам потребления электроэнергии на освещение, устанавливаемым Администрацией области;
ежемесячная денежная компенсация на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления в размере 230 рублей для граждан, проживающих в жилых помещениях общей площадью менее 40 кв. метров, и 260 рублей для граждан, проживающих в жилых посещениях общей площадью более 40 кв. метров (на семью в целом).
Р.Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" в части предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива.
В обоснование заявленного требования она указала, что относится к категории граждан, работающих и проживающих в сельской местности, и имеет право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и снабжению топливом, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Псковской области.
В связи с принятием Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области", ее право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предоставленное Законом РФ "Об образовании", не реализовано, поскольку размер денежной компенсации, установленный этим законом, только частично компенсирует расходы на приобретение угля для отопления жилого дома, в котором она проживает.
Заявитель ссылается на преамбулу Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающую сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В связи с изложенным, заявитель просит признать абзац 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области N 427-оз недействующим.
В судебном заседании представители истицы М.О.А., Р.А.В., С.В.C. поддержали заявленные требования, считают, что указанная норма Закона Псковской области противоречит абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании".
Представитель Псковского областного собрания и Администрации Псковской области Ц.Л.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, так как в пункте 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъекта Российской Федерации. Она пояснила, что оспариваемые нормы областного закона не противоречат федеральному законодательству, поскольку общий объем финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот, в бюджете растет. Оспариваемый закон принят в пределах компетенции, с соблюдением порядка его принятия.
Представитель Государственного управления социального развития Псковской области К.С.В. и представитель Главного Государственного финансового управления Псковской области К.А.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований по тем же основаниям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворения заявления Р.Л.В., суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Для реализации на территории Псковской области права отдельных граждан, работающих и проживающих в сельской местности, был принят Закон Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области".
Закон принят с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения его в действие.
В указанном законе законодатель в части предоставления льгот по отоплению перешел от предоставления льготы в натуральном виде на предоставление денежных компенсаций, установив их размер в твердой денежной сумме в зависимости от метража общей площади занимаемого жилого помещения.
Установлено, что Р.Л.В. работает учителем В МОУ "Рубиловская средняя общеобразовательная школа муниципального образования "Островский район", проживает в деревне Перевоз Островского района в муниципальном жилом доме, отапливаемом котлом модели КС-2, в котором в качестве топлива используется каменный уголь.
Таким образом, Р.Л.В. относится к категории лиц, которые имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Ее расходы на отопление, исходя из потребления угля котлом, стоимости каменного угля и его доставки за отопительный сезон 2006-2007 г. составили 10 514 рублей, в то время как ежемесячная денежная компенсация на приобретение и доставку твердого топлива установлена оспариваемым Законом области в размере 260 рублей в месяц или 3 120 рублей в год, что не возмещает расходы Р.Л.В.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации закреплено, что издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Действительно, Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вышеуказанный абзац дополнен предложением: "размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".
Однако право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности не отменено, данная мера социальной поддержки должна устанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а субъектам Российской Федерации предоставлено право в законодательных актах устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер, учитываемых в межбюджетных отношениях, что отражено в статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Кроме того, порядок реализации права педагогических работников сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлениями Совмина СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ сельской местности", которые в силу ст. 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР" являются действующими.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 "О введение# в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставлен# гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных "услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Доводы представителя Псковского областного собрания и Администрации Псковской области о том, что при принятии оспариваемого закона соблюдены требования пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ и совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не был уменьшен, объем финансирования увеличивается, являются необоснованными.
Как следует из справки Главного Государственного финансового управления Псковской области, увеличивается финансирование на исполнение всего закона Псковской области N 427-оз, который включает в себя и такие меры социальной поддержки, как освобождение от платы за жилое помещение и за освещение для различных категорий граждан. В то же время размер денежных компенсаций на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления педагогическим работникам не изменялся с 2005 года.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном федеральным законодательством, а при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению денежных компенсаций не должен быть снижен имеющий место уровень социальной защиты данной категории лиц.
Поскольку в оспариваемом законе льготы педагогическим работникам предоставляются не в натуральной форме, а путем выплаты денежной компенсации и в зависимости от метража общей жилой площади, а размер этой компенсации расходов на отопление составляет менее 100 процентов стоимости этих расходов, то есть уровень социальной поддержки снижен, то эти нормы противоречат вышеприведенным нормам федерального законодательства.
Доводы представителя Псковского областного собрания и Администрации Псковской области о том, что только часть абзаца закона может быть оспорена, а именно слова "и 260 рублей для граждан, проживающих в жилых помещениях общей площадью более 40 кв. метра (на семью в целом)", так как именно эта часть затрагивает права заявительницы, являются несостоятельными, поскольку заявитель ставит вопрос о признании недействующим абзаца полностью, сам оспариваемый абзац представляет из себя единое целое, нарушение федерального законодательства касается не только части этого абзаца, а в целом всего абзаца. Поэтому суд признает оспариваемый абзац недействующим полностью, что сократит число возможных обращений в суд граждан по тому же поводу.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов необходимо наряду с проверкой нормативного акта на несоответствие закону или иного правового акта также установить наличие нарушения указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан. Как видно из материалов дела, права заявительницы нарушены оспариваемой нормой.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ в случае противоречия оспариваемого, нормативного акта или его части федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание значительный период действия Закона Псковской области N 427-оз, и то, что на основании этого закона были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать абзац 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области N 427-оз недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 199, 253 ГПК РФ, решил:
Признать абзац 4 пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Обязать редакцию газеты "Псковская Правда" опубликовать абзац первый резолютивной части решения по истечении 7 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: |
Л.А. Н. |
Решение суда изготовлено в окончательной форме 4 мая 2008 года.
Судья Псковского областного суда: |
Л.А. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Псковского областного суда от 28 апреля 2008 г. N 3-24/2008
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 91-Г08-4 настоящее решение оставлено без изменения