2 декабря 2010 г., 2 июня, 25 августа, 20 декабря 2011 г., 14 марта, 15 мая 2012 г.
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" на 2010 год в Законе области от 28 декабря 2009 г. N 930-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.
Губернатор области |
А.А. Турчак |
Постановлением Администрации Псковской области от 2 декабря 2010 г. N 472 в настоящую Программу внесены изменения
Областная долгосрочная целевая программа
"Развитие культурно-познавательного туризма в Псковской области
на 2010-2016 годы"
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 5 июля 2010 г. N 260)
2 декабря 2010 г., 2 июня, 25 августа, 20 декабря 2011 г., 14 марта, 15 мая 2012 г.
Постановлением Администрации Псковской области от 15 мая 2012 г. N 238 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт
областной долгосрочной целевой программы
"Развитие культурно-познавательного туризма
в Псковской области на 2010-2016 годы"
Наименование программы |
"Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Распоряжение Администрации области от 02 декабря 2010 г. N 325-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации области от 18 июня 2010 г. N 168-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2014 годы" |
Разработчик программы |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию |
Исполнитель-координатор программы |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию |
Исполнители программы |
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию; Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле; Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора; Государственный комитет Псковской области по культуре; Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области; Главное управление МЧС России по Псковской области (далее - ГУ МЧС России по Псковской области); государственное учреждение "Управление капитального строительства Псковской области" (далее - ГУ "Управление капитального строительства Псковской области"); местные администрации муниципальных районов и городских округов; инвесторы |
Цели и задачи программы |
Цели: 1. Повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел. 2. Диверсификация туристского продукта области за счет развития новых видов туризма, которые будут выступать в качестве поддерживающих для культурно-познавательного туризма. 3. Повышение эффективности туристской деятельности на территории региона. Задачи: 1. Развитие туристско-рекреационного кластера "Псковский". 2. Развитие кластера творческих индустрий. 3. Развитие туристской инфраструктуры. 4. Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма (в том числе внутреннего). 5. Обеспечение кадрами туристской сферы. 6. Классификация объектов туристской индустрии. 7. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих на территории Псковской области |
Основные целевые индикаторы |
Целевые индикаторы решения задачи 1 "Создание туристско-рекреационного кластера "Псковский", Псковская область": площадь номерного фонда коллективных средств размещения; инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания); количество койко-мест в коллективных средствах размещения; количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения; количество лиц, работающих в туристских фирмах; объем платных туристских услуг, оказанных населению; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения. Целевые индикаторы решения задачи 2 "Развитие кластера творческих индустрий": количество брендов аутентичной продукции. Целевые индикаторы решения задачи 3 "Развитие туристской инфраструктуры": номерной фонд (за исключением г. Пскова). Целевые индикаторы решения задачи 4 "Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма (в том числе внутреннего)": количество организованных мероприятий (или в которых принято участие), направленных на продвижение туристского потенциала области; количество событийных мероприятий, организованных Государственным комитетом Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию; - количество участников мероприятий, организованных Государственным комитетом Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию. Целевые индикаторы решения задачи 5 "Обеспечение кадрами туристской сферы": количество организованных мероприятий, направленных на повышение привлекательности профессий в сфере туризма. Целевые индикаторы решения задачи 6 "Классификация объектов туристской индустрии": количество мероприятий, направленных на привлечение объектов туриндустрии к классификации. Целевые индикаторы решения задачи 7 "Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих на территории Псковской области": количество организованных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристов |
Сроки реализации программы |
2010-2016 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы в 2010 - 2016 годах - 10128,437 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 5,7 млн. рублей; 2011 г. - 1242,937 млн. рублей; 2012 г. - 2743,6 млн. рублей; 2013 г. - 2018,1 млн. рублей; 2014 г. - 2397,5 млн. рублей; 2015 г. - 1122,7 млн. рублей; 2016 г. - 597,9 млн. рублей; в том числе: средства федерального бюджета - 1832,0 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 0 млн. рублей; 2011 г. - 0 млн. рублей; 2012 г. - 963,0 млн. рублей; г. - 400,1 млн. рублей; 2014 г. - 367,2 млн. рублей; 2015 г. - 55,0 млн. рублей; 2016 г. - 46,7 млн. рублей; средства областного бюджета - 481,537 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 5,7 млн. рублей; 2011 г. - 39,337 млн. рублей; 2012 г. - 135,8 млн. рублей; 2013 г. - 80,0 млн. рублей; 2014 г. - 96,8 млн. рублей; 2015 г. - 60,2 млн. рублей; 2016 г. - 63,7 млн. рублей; средства местных бюджетов - 108,9 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 0 млн. рублей; 2011 г. - 8,6 млн. рублей; г. - 12,8 млн. рублей; 2013 г. - 14,0 млн. рублей; 2014 г. - 23,5 млн. рублей; 2015 г. - 22,5 млн. рублей; 2016 г. - 27,5 млн. рублей; внебюджетные источники - 7706,0 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 0 млн. рублей; 2011 г. - 1195,0 млн. рублей; 2012 г. - 1632,0 млн. рублей; 2013 г. - 1524.0 млн. рублей; 2014 г. - 1910,0 млн. рублей; 2015 г. - 985,0 млн. рублей; 2016 г. - 460,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Увеличение туристского потока в область с 239 тыс. человек в 2009 г. до 700 тыс. человек в 2016 г. (рассчитывается по останавливающимся в коллективных средствах размещения). 2. Увеличение площади номерного фонда коллективных средств размещения с 56,15 тыс. кв. м в 2009 г. до 87 кв. м в 2016 г. 3. Рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) с 699 млн. руб. в 2009 г. до 2 746 млн. руб. в 2016 г. 4. Повышение количества койко-мест в коллективных средствах размещения с 1 443 единиц в 2009 г. до 2 835 единиц в 2016 г. 5. Повышение количества работающих в коллективных средствах размещения с 5,25 тыс. человек в 2009 г. до 7,5 тыс. человек в 2016 г. 6. Повышение количества лиц, работающих в туристских фирмах, с 0,37 тыс. человек в 2009 г. до 0,6 тыс. человек в 2016 г. 7. Рост объема платных туристских услуг, оказанных населению, с 1029 млн. руб. в 2009 г. до 4 292 млн. руб. в 2016 г. 8. Рост объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения с 1128 млн. руб. в 2009 г. до 5 147 млн. руб. в 2016 г. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2.1. Основные вызовы развитию культурно-познавательного туризма в Псковской области
2.1.1. Высокий уровень конкуренции на рынках специализации, обострившийся в условиях мирового финансового и экономического кризиса.
Псковская область имеет четко выраженную специализацию на культурно-познавательном туризме. В настоящее время в структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18%, по 9% приходится на деловой и паломнический туризм, 1% - на спортивный туризм. Традиционным конкурентом в сегменте культурного туризма для области выступает Новгородская область, положение которой по отношении к "ядру рынка" (Санкт-Петербургу) более выгодное.
По отношению к потокам въездного туризма Псковская область находится на периферии так называемого "Большого туристического кольца", куда входят Москва, Санкт-Петербург, "Золотое кольцо", и практически не получает потока иностранных туристов.
По отношению к крупнейшим потребительским рынкам внутреннего туризма - Москве, Санкт-Петербургу и крупным городам центра России Псковская область представлена в сегментах "туризма выходного дня", преимущественно с познавательными целями.
На рынках туризма выходного дня основными конкурентами Псковской области выступает большинство областей Золотого кольца, часть регионов северо-запада России (Новгородская область, Республика Карелия, Вологодская область, Калининградская область), ряд регионов Поволжья (для Московского рынка), сопредельные государства: Прибалтика, Финляндия и более отдаленные страны. Удешевление авиаперелетов, внедрение информационных технологий существенно расширяет географию конкуренции Псковской области в сегменте "выходного дня".
Основные конкуренты Псковской области в последние годы реализуют активную инвестиционную и маркетинговую политику в туризме, что позволило им:
а) запустить процесс инфраструктурного обновления;
б) существенно обновить и диверсифицировать предложение;
в) сформировать собственный "бренд".
Сохранение текущей ситуации для Псковской области обостряет риски "захвата" традиционных рыночных ниш области более форматизированными, технологичными, активными с точки зрения маркетинга и выгодно расположенными туристскими центрами, даже имеющими меньший культурный и исторический ресурс.
При этом текущий мировой финансовый и экономический кризис вряд ли позволит области в ближайшее время сократить отставание по качеству предоставляемых услуг, уровню развития инфраструктуры путем масштабных инвестиционных вложений. По большинству оценок, туристский сектор уже испытал существенное снижение инвестиционной активности, а финансовые потоки в отрасль возобновятся не ранее 2011 года.
2.1.2. Последствия мирового финансового и экономического кризиса заставляют переоценить значение туризма в экономике Псковской области.
Турпоток в Псковскую область составил 283 тыс. человек, что соответствует шестому месту среди регионов северо-запада России. В сфере туризма, отдыха и развлечения Псковской области занято 9607 человек - более 5 % занятых в экономике. При этом в структуре экономики Псковской области туристический комплекс на сегодняшний день оценивается всего в 1,2% валового регионального продукта (далее - ВРП). Несмотря на то, что этот показатель не учитывает мультипликативный эффект от туризма, недостаточно объективно оценивает значение отрасли для экономики области, пока реальный эффект от туристского потока достаточно мал. Так, если сопоставить данные опросов по затратам туристов со средней длительностью пребывания в 1,5 - 2 дня, экономика Псковской области получила от туризма в 2008 году не более 1,71 млрд. рублей, что очевидно меньше потенциала территории.
Туризм оказался одним из наиболее устойчивых секторов экономики области. В Псковской области в кризисном 2008 году произошло увеличение потока, которое составило 1 - 3%. При этом следует отметить, что в целом в России внутренний туризм менее пострадал от экономического кризиса, чем въездное и выездное направления. Псковская область в краткосрочной перспективе может использовать кризисные явления в экономике (падение курса рубля и соответствующее удорожание зарубежных поездок, снижение потребительской активности в "дорогих" сегментах отдыха и пр.) для развития туризма, замещающего выездной туризм, при условии формировании адекватного предложения по соотношению цена - качество. Однако, следует учитывать как усиление конкуренции на рынках внутреннего туризма, так и необходимость работать с долгосрочными факторами конкурентоспособности области.
В условиях "сжатия" рынка труда, осложнения ситуации в секторах традиционной индустрии, именно развитие туризма, способно не допустить роста безработицы. В начале 2009 года уровень безработицы в области составил 9,8%, что практически соответствует среднероссийскому показателю. Однако, если кризисные явления в экономике будут усугубляться, это может привести к росту безработицы и усилению социальной напряженности. Туризм в условиях прогноза среднесрочного снижения темпов роста ряда секторов специализации Псковской области (строительство и строительные материалы, электротехника, машиностроение) может стать "буфером" при реструктуризации экономики и рынка труда - вместить выбывающие кадры, обеспечить рост малого и среднего бизнеса.
Туристские отрасли и смежные секторы являются привлекательными сегментами для работы малого бизнеса, развития предпринимательства, поскольку требуют относительно малых инвестиционных вложений, обладают большей гибкостью, возможностью кооперации. Для городов Псковской области малые, "рассеянные" инвестиции могут служить источником развития, обновления городской среды в условиях снижения объемов крупных инвестиционных потоков: отмена крупных, "амбициозных" инвестиционных проектов, спад на рынке недвижимости и строительства и др.
2.1.3. При развитии туризма Псковской области требуется учитывать актуальные средне- и долгосрочные тенденции развития основных рынков специализации, а также изменение потребительских предпочтений.
Анализ тенденций долгосрочного развития рынков специализации свидетельствует о необходимости формирования "уникального" продукта, включающего весь спектр услуг: от размещения и питания до сувенирной продукции, местных продуктов питания, товаров потребления. Только в этом случае удастся воспользоваться относительно благоприятной конъюнктурной ситуацией.
Таблица 1. Тенденции развития существующих и потенциальных рынков специализации Псковской области
Рынок | Средние темпы роста |
Тенденции на рынке | Возможности (ограничения) для Псковской области |
Краткосроч- ные поездки с познавате- льными целями |
10 - 15 % | Рост интереса к недорогим турам выходного дня. Возвратность за счет постоянного обновления (быстрый рост новых объектов показа). Расширение традиционных сезонов. Увеличение трат туристов на сопутствующие товары и услуги |
(+) Привлекательность за счет относительно низкой стоимости услуг. (-) Однообразие туров не создает потока возвратных туристов. (-) Низкое качество оказания туристских услуг по сравнению с конкурентами. Ограниченные возможности времяпровождения |
Городской культурный туризм |
5 - 10% | Рост интереса россиян к внутреннему туризму. Удешевление самой поездки (дискаунтеры, хостелы). Расширение спектра продуктов и услуг и трат на них. Активный маркетинг малых и средних городов Европы и России |
(+) Возможность наращивания потока туристов в Псков и малые города. (-) Города Псковской области сами по себе не привлекательны для туриста. (-) Конкуренция с активными европейскими и российскими городами по разнообразию и качеству предложения, а также по отношению "цена/качество" |
Деловой и конгресс- туризм |
25 - 30% | Активное развитие выставочной и конгресс-сферы в России |
(+) Возможность выхода на рынок за счет более низкой стоимости услуг. (-) Удаленность от основных рынков, бедный собственный деловой календарь |
Рекреацион- ный туризм, в том числе сельский |
15 - 20% | Рост интереса к природе, сельскому образу жизни со стороны горожан. Высокое значение местной специфики, уникальности, "подлинности". Всесезонность. Потребление товаров и услуг местного производства |
(+) Возможность включиться в растущий внутренний рынок. (-) Наличие активных конкурентов с более высоким уровнем развития инфраструктуры и рынка сельского туризма |
Оздоровите- ль-ный и лечебный туризм |
20 - 25% | Активное развитие сектора в России |
(+) Наличие ресурсов. (-) Отсутствие инфраструктуры |
Долгосрочные изменения "портрета" потребителей, которые необходимо учитывать при развитии туристской инфраструктуры:
1) индивидуализация - самостоятельность планирования и проведения отдыха: 70% россиян путешествуют без помощи турагентств, 66% используют Интернет-ресурсы при планировании поездки;
2) сокращение длительности и дальности поездки: рост спроса на "насыщенный" туризм выходного дня;
3) рост ценности экологичного и здорового отдыха;
4) ценность личного участия в реальной, но при этом аутентичной жизни, контакта с местными жителями - стремление к особенностям и традициям местной, в том числе родной культуры;
5) повышение мобильности и интереса к путешествиям категорий граждан, обладающих низкими доходами: спрос на недорогие поездки.
Указанные тенденции позволяют Псковской области по-прежнему ориентироваться на россиян из близлежащих регионов, Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимо принять во внимание, что нарастить поток туристов в область возможно, только если обеспечить качественные услуги по размещению и питанию туристов, информационные услуги и сервисы для индивидуальных туристов, разнообразие времяпровождения в городах и центрах рекреации области.
2.1.4. Для большинства городов Псковской области - как для областного центра, сформированных туристских направлений: - Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, так и для малых городов и деревень области, пока не привлекающих туристов, уникальное историко-культурное наследие является одним из основных ресурсов развития туризма.
Однако, пока это наследие не капитализировано и не стало значимой частью экономики и рынка труда. Между тем, мировая практика показывает, что культурно-историческое наследие, местные традиции и ремесла рассматриваются не только как важный ресурс для привлечения туристов, но и как значимая часть развития и диверсификации региональной экономики, форма развития малого бизнеса, регулирования ситуации на рынке труда, часть промышленной политики, один из важнейших элементов внешнеторговой политики - товары местного производства выступают одними из наиболее важных экспортных продуктов, инструмент национальной культурной политики. Предварительный аудит традиционных ремесел, их связи с городской средой и экономикой, основными рынками сбыта позволил зафиксировать следующее:
1) ремесленная продукция местного производства обладает слабой рыночной позицией: как географической (область практически не производит и не экспортирует в промышленно значимых масштабах уникального местного продукта, хотя обладает высоким потенциалом), так и отраслевой. Товары ремесленников обращаются на рынках сувенирной продукции и ни по дизайну, ни по качеству пока не соответствуют требованиям, предъявляемым к вещам на рынках потребительских товаров;
2) устаревшие технологии проектирования, производства и дистрибуции товаров делают ремесло неэффективным экономически, ресурсно затратным, экологически грязным видом экономической деятельности;
3) кадровый дефицит, отсутствие институционализированных школ, образовательных программ не позволяют превратить ремесла в современный вид творческой деятельности, а сохраняет их лишь как один из видов традиционного ручного труда. Ремесло сегодня непривлекательно для талантливой и активной молодежи, поскольку не предоставляет возможности самореализации и динамичного карьерного роста;
4) слабые связи ремесел и других сфер культуры (музеев, театров), а также городской среды;
5) отсутствие в области мер поддержки ремесла не как элемента культуры, а как актива экономического развития.
Таким образом, необходима комплексная работа по формированию кластера креативных индустрий на основе историко-культурного наследия Псковской области. Наиболее актуальными задачами представляются:
технологическая модернизация секторов, использующих наследие (обновление дизайна, маркетинг товаров);
создание условий для талантливой молодежи по самореализации в видах деятельности, использующих наследие;
обеспечение связи творческих видов деятельности и ремесел с городской средой.
Постановлением Администрации Псковской области от 25 августа 2011 г. N 321 пункт 2.1.5 подраздела 2.1 настоящей Программы изложен в новой редакции
2.1.5. Объекты показа, городская среда и инфраструктура приема в Псковской области в настоящее время рассчитаны на традиционный групповой поток и не отвечают современным предпочтениям потребителей:
1) туристская инфраструктура в Пскове и других городах области сформирована в расчете на однократный прием групп по стандартизированной программе. Посетителей ничего не задерживает в городе и не заставляет вернуться;
2) Псков туристы посещают только с целью экскурсии по памятникам, ночлега и питания. Сама городская среда, торговые пространства, зеленые зоны остаются без внимания (по данным социологических опросов, покупки совершают менее 20%);
3) в Пскове, как и в других городах области, помимо музеев туристов не притягивает ни один культурный центр (театры, кинотеатры, клубы работают только для местных жителей);
4) затраты туристов составляют менее 2 тыс. руб. за три дня (без учета проживания);
5) объекты истории и культуры никак не связаны с реальной городской жизнью - находятся в отдалении от наиболее "насыщенных" горожанами пространств. Яркие примеры - областной центр, Пушкинские Горы, Печоры;
6) качество сервиса в предприятиях индустрии не соответствует запросам современного потребителя.
Таким образом, туристский продукт в регионе не сможет получить существенное обновление без вклада в объекты городской среды и инфраструктуры, в том числе в их классификацию, без работы с культурными объектами как новыми центрами притяжения горожан и туристов, без создания привлекательной, безопасной и комфортной среды в городе, стимулирующей возвратный туризм, без вклада в подготовку кадров в сфере обслуживания. Кроме того, для обеспечения максимального мультипликативного эффекта потребуется обеспечить возможность и разнообразие предложения "неэкскурсионного" времени для туристов: покупок, развлечений, питания, прогулок и пр.
2.2. Основные сценарии развития туризма в Псковской области и выбор целевого сценария
Основными активными, предполагающими реализацию политики по развитию туризма сценариями развития туризма в Псковской области являются:
а) диверсификация продуктов и рынков присутствия;
б) формирование уникального туристского продукта и бренда на основе культурно-исторического наследия: усиление существующей специализации.
Таблица 2. Сценарии развития туризма в Псковской области
Сценарий | Диверсификация рынков (усиление рекреации) |
Усиление уникальности в сегментах культурно-познавательного туризма |
Основной ресурс |
Водная линия (Чудское озеро, другие озера), лесные ресурсы, бальнеологические и лечебные ресурсы, климатические ресурсы и пр. |
Историко-культурное наследие (объекты, ремесла, продукты, компетенции), города и городская среда |
Средняя длительность пребывания, расходы туристов |
5 - 7 дней. Максимальные затраты на размещение, развлечения |
2 - 3 дня. Максимальные затраты на сопутствующие товары, развлечения, услуги |
Основные центры |
Чудское озеро, особо охраняемые природные территории, региональные рекреационные зоны, Пушкиногорский район, Великолукский район, Себежский район и пр. |
Псков (центр), исторические города и деревни, усадьбы, крепости |
Пространствен- ное развитие инфраструктуры |
Формирование новых зон рекреации, кемпингов, автостоянок для индивидуального туризма |
Развитие инфраструктуры в центрах наследия, "туристские деревни", музеефикация и туристское обустройство объектов |
Основные риски | Высокая конкуренция по цене и качеству со стороны других регионов. Высокие инвестиционные затраты |
Необходимость технологического и кадрового обновления отраслей, использующих наследие. Высокая стоимость средовых проектов |
Период формирования |
2011-2016 годы - строительство объектов, развитие инфраструктуры; 2013-2016 годы - агрессивный маркетинг |
2010-2011 годы - подготовка к реализации проектов, формирование уникальных товаров и услуг с местной спецификой, образовательные проекты; 2012-2016 годы - запуск и реализация средовых проектов |
Целевой сценарий развития туризма в Псковской области предполагает совмещение данных сценариев: создание уникального и современного продукта на основе наследия параллельно с работой по диверсификации предложения, созданию новых центров туристских аттракций и обеспечению инфраструктурного развития всей территории Псковской области.
Реализация целевого сценария возможна только в долгосрочной перспективе. К 2020 году область может выйти на лидирующие позиции на северо-западе России по уровню развития индустрий культурно-познавательного туризма.
В то же время долгосрочные ориентиры определяют программно-целевую политику области в среднесрочной перспективе: определение среднесрочных задач развития туризма, разработка и реализация пусковых проектов, постановка среднесрочных показателей реализации политики поддержки туризма.
3. Цели и задачи программы
Цели программы:
1. Повышение привлекательности Псковской области как уникального на северо-западе России центра культурно-познавательного туризма, предоставляющего визитерам качественные и разнообразные услуги и товары в сфере культуры, развлечений, местных искусств и ремесел.
2. Диверсификация туристского продукта области за счет развития новых видов туризма, которые будут выступать в качестве поддерживающих для культурно-познавательного туризма.
3. Повышение эффективности туристской деятельности на территории области.
Задачи программы:
1. Развитие туристско-рекреационного кластера "Псковский". Основным результатом реализации данной задачи является развитие в городе Пскове нового формата культурно-познавательного туризма - городского туризма и достижение среднеевропейских параметров развития туристской деятельности к концу 2016 года. Данная задача предполагает реализацию следующих подзадач (направлений):
а) развитие туристской инфраструктуры (гостиничной, культурно-развлекательной, торгово-развлекательной и прочей);
б) реконструкция общественных пространств (набережных, скверов, площадей, торговых улиц и т.д.) с достижением высоких стандартов городской среды (в том числе создание новых туристских аттракций) и экономической эффективности использования территории, в том числе государственного и муниципального имущества.
2. Развитие кластера творческих индустрий. Реализация данной задачи предполагает реализацию следующих подзадач (направлений):
а) создание информационной базы творческих индустрий;
б) обновление и продвижение продукции кластера творческих индустрий: организация ярмарок, выставок, создание системы продвижения продукции, поддержка местных производителей;
в) развитие инфраструктуры творческих индустрий.
3. Развитие туристской инфраструктуры. Реализация данной задачи предполагает реализацию следующих подзадач (направлений):
а) поддержка развития туристской инфраструктуры в городских округах и муниципальных районах области, в том числе реализация мероприятий, направленных на развитие туристской инфраструктуры в малых городах области, развитие сельского и экологического туризма как сопутствующих культурно-познавательному туризму и т.д.;
б) исключен.
См. текст подпункта б пункта 3
4. Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма, в том числе внутреннего. Реализация данной задачи предполагает реализацию следующих подзадач (направлений):
а) развитие сети туристских информационных центров, проведение мониторингов и исследований туристского рынка;
б) реализация событийных мероприятий, продвижение туристских ресурсов на выставках, ярмарках, форумах, в СМИ.
Постановлением Администрации Псковской области от 25 августа 2011 г. N 321 пункт 3 раздела 3 настоящей Программы дополнен пунктом 5
5. Обеспечение кадрами туристской сферы:
реализация мероприятий, направленных на повышение привлекательности профессий в сфере туризма.
Постановлением Администрации Псковской области от 25 августа 2011 г. N 321 пункт 3 раздела 3 настоящей Программы дополнен пунктом 6
6. Классификация объектов туристской индустрии:
реализация мероприятий, направленных на привлечение объектов туриндустрии к классификации.
Постановлением Администрации Псковской области от 25 августа 2011 г. N 321 пункт 3 раздела 3 настоящей Программы дополнен пунктом 7
7. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих на территории Псковской области:
реализация мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристов.
4. Сроки реализации программы
Срок реализации программы: 2010-2016 годы.
Постановлением Администрации Псковской области от 14 марта 2012 г. N 119 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование программы
Стоимость реализации мероприятий программы составляет 1028,437 млн. рублей, из них:
1832,0 млн. рублей - средства федерального бюджета;
481,537 млн. рублей - средства областного бюджета;
108,9 млн. рублей - средства местных бюджетов;
7706,0 млн. рублей - внебюджетные источники.
Финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников будет осуществляться на условиях софинансирования.
Основные механизмы реализации программы:
Финансирование мероприятий программы, предусматривающих софинансирование из средств областного бюджета и местных бюджетов, будет осуществляться при условии принятия муниципальными образованиями соответствующих муниципальных долгосрочных целевых программ.
Средства областного бюджета для реализации проектов по развитию туристской инфраструктуры будут предоставляться на условиях софинансирования соответствующих мероприятий программы за счет средств местных бюджетов и средств внебюджетных источников. Формирование организационно-правовых механизмов с целью привлечения частных инвестиций будет осуществляться путем заключения Администрацией области соответствующих соглашений о намерениях, а также инвестиционных соглашений с организациями в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников.
Описание границ туристско-рекреационного кластера "Псковский" утверждается актом Администрации области.
Включение в программу новых инвестиционных проектов для создания туристско-рекреационного кластера "Псковский" осуществляется на основании конкурсного отбора, порядок проведения которого устанавливается актом Администрации области.
См. также постановление Администрации Псковской области от 4 апреля 2012 г. N 164 "О порядке предоставления субсидий бюджету муниципального образования "Город Псков" в 2012 году из областного бюджета на финансирование мероприятий, направленных на создание туристско-рекреационного кластера "Псковский" в рамках областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010 - 2016 годы"
Постановлением Администрации Псковской области от 15 мая 2012 г. N 238 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Перечень
мероприятий областной долгосрочной целевой программы
"Развитие культурно-познавательного туризма
Псковской области на 2010-2016 годы"
Постановлением Администрации Псковской области от 25 августа 2011 г. N 321 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы
Основными результатами реализации программы станут:
увеличение туристского потока в область с 239 тыс. человек в 2009 году до 680 тыс. человек в 2016 году (рассчитывается по останавливающимся в коллективных средствах размещения);
увеличение номерного фонда области с 2634 номеров в 2009 году до 4650 номеров в 2016 году;
увеличение доли иностранных туристов в туристском потоке области с 5% в 2009 году до 25% в 2016 году;
увеличение "ежедневного среднего чека" туриста на расходы, не относящиеся к базовым (гостиница и транспортные расходы), с 750 рублей в день в 2009 году до 3650 рублей в день в 2016 году;
формирование в городе Пскове туристского кластера, конкурентоспособного на российском и европейском рынках;
развитие конкуренции и повышение качества в сфере гостиничных услуг, услуг общественного питания.
создание на территории области зоны безопасного туризма.
Постановлением Администрации Псковской области от 20 декабря 2011 г. N 518 раздел 8 настоящей Программы изложен в новой редакции
8. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности
программы
Цели и задачи | Целевые индикаторы | Единицы измерения |
Показатели реализации программы | |||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г . |
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |||
Общие индикаторы | Количество туристов в целом по области (по коллективным средствам размещения) |
Тыс. человек |
239 | 280 | 330 | 440 | 500 | 570 | 630 | 700 |
Задача 1. Создание туристско-рекреацио- нного кластера "Псковский", Псковская область |
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения |
Тыс. кв. метров |
56,15 | 56,81 | 57,56 | 57,56 | 82,45 | 84,77 | 86,0 | 87,0 |
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) |
Млн. рублей |
699 | 703 | 735 | 1 802 | 2 431 | 2 566 | 2 656 | 2 746 | |
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения |
Единиц | 1 443 | 1 447 | 1 487 | 1 487 | 2 330 | 2 489 | 2 620 | 2 835 | |
Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения |
Тыс. человек |
5,25 | 5,28 | 5,32 | 5,38 | 6,87 | 7,01 | 7,2 | 7,5 | |
Количество лиц, работающих в туристских фирмах |
Тыс. человек |
0,37 | 0,39 | 0,39 | 0,4 | 0,51 | 0,54 | 0,57 | 0,6 | |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению |
Млн. рублей |
1 029 | 1 031 | 1 041 | 1 126 | 3 105 | 3 524 | 3 996 | 4 292 | |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
Млн. рублей |
1 128 | 1 135 | 1 186 | 1 311 | 4 065 | 4 657 | 4 920 | 5 147 | |
Задача 2. Развитие творческих индустрий |
Количество брендов аутентичной продукции |
Единиц | 0 | 0 | 3 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 |
Задача 3. Развитие туристской инфраструктуры |
Номерной фонд (за исключением г. Пскова) |
Единиц | 1234 | 1335 | 1330 | 1450 | 1650 | 1850 | 1980 | 2100 |
Задача 4. Информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма (в том числе внутреннего) |
Количество организованных мероприятий (или в которых принято участие), направленных на продвижение туристского потенциала области |
Единиц | 4 | 6 | 8 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Количество событийных мероприятий, организованных Государственным комитетом Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию |
Единиц | 0 | 0 | 6 | 8 | 8 | 10 | 12 | 12 | |
Количество участников мероприятий, организованных Государственным комитетом Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию |
Тыс. человек |
0 | 0 | 45 | 60 | 80 | 95 | 110 | 125 | |
Задача 5. Обеспечение кадрами туристской сферы |
Количество организованных мероприятий, направленных на повышение привлекательности профессий в сфере туризма |
Единиц | 0 | 0 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Задача 6. Классификация объектов туристской индустрии |
Количество мероприятий, направленных на привлечение объектов туриндустрии к классификации |
Единиц | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Задача 7. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих на территории Псковской области |
Количество организованных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристов |
Единиц | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2" |
9. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации
Управление программой и контроль за ходом ее реализации осуществляют на основании постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Управление межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области.
2. Государственное финансовое управление Псковской области.
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию как исполнитель - координатор программы:
а) ведет отчетность по реализации программы;
б) направляет в Управление межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области и в Государственное финансовое управление Псковской области по запросам необходимую информацию о реализации программы;
в) ежегодно подготавливает обоснованные предложения по уточнению перечня программных мероприятий, целевых индикаторов и показателей, затрат по программным мероприятиям, составу исполнителей;
г) ежегодно до 1 марта подготавливает и направляет в Управление межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области и в Государственное финансовое управление Псковской области доклад о ходе реализации программы и использовании финансовых средств;
д) организует размещение в средствах массовой информации основных сведений о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Псковской области от 5 июля 2010 г. N 260 "Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Псковская Правда" от 22 июля 2010 г. N 167-168
Постановлением Администрации Псковской области от 18 апреля 2014 г. N 150 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Псковской области от 20 июня 2013 г. N 267
Постановление Администрации Псковской области от 14 марта 2013 г. N 117
Постановление Администрации Псковской области от 15 мая 2012 г. N 238
Постановление Администрации Псковской области от 14 марта 2012 г. N 119
Постановление Администрации Псковской области от 20 декабря 2011 г. N 518
Постановление Администрации Псковской области от 25 августа 2011 г. N 321
Постановление Администрации Псковской области от 2 июня 2011 г. N 203
Постановление Администрации Псковской области от 2 декабря 2010 г. N 472