Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 5 декабря 1997 г. N 04-02-06
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поручением Правительства Российской Федерации рассмотрело запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с приложенным к нему материалами по вопросу корректировки учетно-амортизационной политики предприятий и создания амортизационно - ссудного банка, и сообщает следующее.
Аналогичные предложения проф. Ветрова А.А., в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 02.06.97 г. N БН-П13-17393, уже рассматривались Минфином России совместно с Госналогслужбой России и Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации в июне текущего года. В результате рассмотрения предложения автора о применении в бухгалтерских целях макроэкономических и общеэкономических подходов не были поддержаны. О чем сообщено Правительству Российской Федерации письмом от 1 июля 1997 года N 01-10/16-2485.
Кроме того, к рассмотрению представленных материалов по просьбе Минфина России были привлечены специалисты аудиторско-консультационных организаций (проф. Палий В.Ф., проф. Безруких П.С., д.э.н. Шнейдман Л.З. и др.). По их заключению предложения были признаны как не в полной мере состоятельными и ограничивающими степень свободы предпринимателей (собственников) в выборе методов бухгалтерского учета и распоряжения собственным капиталом и имуществом организации.
В рассматриваемых, вторично, в настоящее время материалах об учетном механизме превращения амортизации в инвестиционные ресурсы авторы по-прежнему смешивают бухгалтерский учет амортизационных отчислений с превращением их в инвестиционные ресурсы.
Предложения авторов сводятся к корректировке учетно-экономической политики, заключающиеся в отмене действующей практики отражения на счете Реализации выручки от реализации (без сумм начисленной амортизации), открытии депозитных амортизационных счетов в банке и создания амортизационно-ссудных банков.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с действующими нормативными документами в основу начисления амортизационных отчислений заложен принцип возмещения первоначальной стоимости основных средств, т.е. включения начисленной суммы в издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их полного использования. Порядок включения амортизационных отчислений в себестоимость продукции установлен и Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Предложение авторов о создании амортизационно-ссудного банка и открытие амортизированных бронированных счетов также не поддерживается.
Следует исходить из того, что амортизационные отчисления на полное восстановление по своей сущности являются основным источником финансирования капитальных вложений. В соответствии с действующей практикой в бухгалтерской отчетности они находят отражение как использование источника финансирования, предназначенного для восстановления основных средств.
Необходимо отметить, что указанный вопрос требует специальной проработки, поскольку организации, хранящей свои амортизационные средства в банках, должна быть гарантирована сохранность денежных средств, обеспеченность соответствующими процентами, а также гарантия возврата указанных средств.
Кроме того, следует иметь ввиду, что проектом Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрены положения, изменяющие порядок начисления амортизации. В частности, устанавливается группировка амортизируемого имущества (7 групп), применение специальной нормы амортизации для организаций, использующих основные средства для работы в условиях агрессивной среды, повышенной сменности и для малых предприятий и др. Новый порядок начисления амортизации позволит в первые месяцы и первые годы использования основных средств списывать значительные суммы, т.е. вместо равномерного списания стоимости имущества в течение нормативного срока его использования вводится нелинейный метод исчисления амортизации.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, проведение предлагаемого эксперимента на 10-15 предприятиях всех форм собственности в условиях разработки проекта Налогового Кодекса Российской Федерации считаем неоправданным.
Следует также отметить, что Положения проекта этого документа регулируют порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль, необходимость существования которого подтверждена мировой практикой.
Вместе с тем, отдельные предложения по налогообложению юридических лиц могут быть рассмотрены при доработке проекта Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководитель Департамента
налоговой политики - Член
Коллегии |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 5 декабря 1997 г. N 04-02-06
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями