Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 8 декабря 1997 г. N 04-03-01
С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
В связи с поручением Правительства Российской Федерации рассмотреть Ваши предложения о внесении изменений в действующее законодательство по налогу на добавленную стоимость, налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, согласно которым предприятия, поставляющие природный газ, должны исчислять налоги централизованно и распределять их между субъектами Российской Федерации пропорционально выручке, получаемой за реализуемый на их территории газ, а также предложение о направлении до 5% акцизов на природный газ субъектам Российской Федерации для формирования фонда газификации, Минфин России сообщает.
Предлагаемый порядок исчисления налога на добавленную стоимость противоречит основным нормам и положениям Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 2 указанного Закона филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), являются плательщиками налога на добавленную стоимость. В связи с этим обязанности по уплате налога филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятий определяются их собственной деятельностью. При этом отсутствие отдельного баланса и расчетного счета не освобождает структурные подразделения от уплаты налога на добавленную стоимость. Обособленные подразделения самостоятельно исчисляют налог на добавленную стоимость и от своего имени уплачивают его в бюджет.
Кроме того, предлагаемый порядок исчисления налога на добавленную стоимость противоречит положению пункта 3 статьи 8 действующего Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в соответствии с которым налог на добавленную стоимость уплачивается налогоплательщиками по месту их нахождения.
Нормативы зачисления поступлений доходов от налога на добавленную стоимость в бюджеты субъектов Российской Федерации определяются бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Вместе с тем, учитывая, что в процессе реорганизации РАО "Газпром" происходит сокращение поступлений данного налога в территориальные дорожные фонды, считаем, что данную проблему можно решить в рамках реорганизации РАО "Газпром" путем наделения филиалов вновь созданного ООО"Межрегионгаза" и других аналогичных подразделений данного юридического лица отдельными балансами и расчетными счетами, в результате чего филиалы будут являться плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог на соответствующей территории.
Налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 января 2003 г.
Согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отнесен к системе местных налогов и в соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 21 указанного Закона взимается в размере не превышающем 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами на соответствующей территории.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отменен с 1 января 2001 г.
Установление конкретного порядка взимания и уплаты местного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, действующего на соответствующей территории, находится в компетенции органов местного самоуправления. В связи с этим, органы местного самоуправления, в целях более обоснованного перераспределения сумм данного налога, вправе самостоятельно устанавливать порядок, предусматривающий его уплату юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность через структурные подразделения (филиалы) расположенные на других территориях, в бюджет по месту расположения структурных подразделений. Доля налога, причитающаяся к уплате в бюджет соответствующей территории, могла бы определяться пропорционально доле общей выручки, формируемой структурным подразделением. При этом следует иметь в виду, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации приняты в первом чтении поправки к Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающие отмену с 1 января 1998 года некоторых налогов, в том числе налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что предоставление каких-либо исключений по вопросам налогообложения отдельным отраслям создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов по другим отраслям экономики, ваши предложения о внесении изменений в действующее налоговое законодательство не поддерживаются.
Что касается предложения о направлении до 5% акцизов на природный газ субъектам Российской Федерации для формирования фонда газификации, то оно так же не поддерживается, поскольку статьей 10 Федерального закона от 26.02.97 N 26-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что 100 процентов доходов от акцизов на природный газ зачисляются в доход федерального бюджета.
Руководитель Департамента налоговой политики-член Коллеги |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 8 декабря 1997 г. N 04-03-01
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями