Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 10 декабря 1997 г. N 04-06-05
С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на доходы физических лиц (подоходного налога) осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
См. справку
Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с действующим российским налоговым законодательством плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане государств, входивших в состав бывшего СССР, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, т.е. являющимся или не являющимся резидентами Российской Федерации.
Доходы физических лиц, не являющихся резидентами России, подлежат налогообложению в России, если только они получены из источников на территории Российской Федерации. При этом доходом, полученным из источников в Российской Федерации, считается любой доход, выплачиваемый предприятием, учреждением, организацией или иным работодателем, находящимся на территории Российской Федерации.
Кроме того, как правило, указанные доходы подлежат налогообложению и в стране постоянного местопребывания на основании принципа резидентства.
Однако, в таких случаях страна постоянного местопребывания, как правило, предоставляет налогоплательщику зачет на сумму налога, удержанного в стране-источнике дохода.
Действующим налоговым законодательством России также предусмотрен отказ или ограничение взимания подоходного налога с граждан, не являющихся налоговыми резидентами России, в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР.
На основании представленных Вами материалов считаем, что средства займа технического содействия осуществлению приватизации, предоставленного в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и ЕБРР от 15 марта 1993 года, направленные на финансирование представителей РЦСИИ за рубежом, являются доходами таких представителей РЦСИИ, полученными из источников в Российской Федерации, независимо от того, с каких счетов осуществлялись переводы. В этой связи РЦСИИ при каждом перечислении платежа должен удерживать соответствующую сумму налога с доходов своих представителей за рубежом.
Доходы представителя РЦСИИ, являющегося резидентом Франции, будут облагаться налогом во Франции в соответствии с положениями статьи 12 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 4 октября 1985 года.
Точно также по месту резидентства будут облагаться доходы, полученные представителем РЦСИИ в Великобритании до 6 апреля 1998 года в соответствии со статьей 19 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 31 июля 1985 года. Те же доходы, которые будут получены представителем РЦСИИ в Великобритании после 6 апреля 1998 года, будут облагаться налогом в Великобритании в соответствии со статьей 15 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994 года.
Доходы, полученные представителем РЦСИИ в Германии, являющимся резидентом Германии, подлежат налогообложению по месту резидентства в соответствии с положениями статьи 17 Соглашения между СССР и ФРГ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 24 ноября 1981 года, если такие доходы получены до 1 января 1997 года. Доходы, которые представитель РЦСИИ в Германии получил после 1 января 1997 года, подлежат налогообложению в Германии в соответствии со статьей 21 Соглашения между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения Соглашения между СССР и ФРГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года.
С учетом того, что предоставление льгот по международным налоговым договорам Российской Федерации не осуществляется автоматически, а регламентируется положениями внутреннего законодательства, лица, получающего указанные доходы, для получения такой льготы должны заполнить заявление в соответствии с Приложением N 5 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 года N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", заверенное компетентным органом договаривающегося государства в том, что заявитель действительно является резидентом этого государства и имеет в соответствии с положениями соглашения право на льготу.
До момента принятия местным налоговым органом решения об освобождении плательщика дохода от удержания налога в Российской Федерации на основании поданного заявления, плательщик дохода в обязательном порядке должен удерживать налог.
Что касается сотрудников представительства РЦСИИ в Италии, то в соответствии с Конвенцией между Правительством СССР и Правительством Италии об избежании двойного налогообложения доходов от 26 февраля 1985 года в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации резидентами Италии, не предусмотрены какие-либо льготы. Таким образом, доходы сотрудников представительства РЦСИИ в Италии подлежат налогообложению как в России, так и в Италии на основе принципа резидентства.
Однако, Италия может предоставить налогоплательщику зачет на сумму налога, удержанного в стране - источнике дохода, в соответствии с национальным налоговым законодательством.
Вышеизложенное применимо в том случае, если представители РЦСИИ за рубежом не являются государственными служащими, выполняющими государственные функции, признанными таковыми в соответствии с российским законодательством, в отношении чего имеются определенные сомнения.
В таком случае, при определении права на налогообложение доходов таких лиц следует руководствоваться специальными положениями вышеупомянутых налоговых соглашений, касающимися доходов от государственной службы.
Руководитель Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 10 декабря 1997 г. N 04-06-05
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями