Решение Арбитражного суда Псковской области
от 9 марта 2010 г. N А52-6499/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2010 г. настоящее решение оставлено без изменения
Полный текст решения изготовлен 09 марта 2010 года.
Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2010 года.
09.11.2009 Государственным комитетом Псковской области по тарифам принят приказ N 31-т "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями (в том числе бюджетными организациям)". Приказ с приложением опубликован в газете "Псковская правда" от 17.11.2009 N 225-226. Согласно пункту 9 Приложения к приказу с 01.01.2010 утвержден и введен в действие тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям МП "УМР N 15" в размере 815,60 руб. Г/кал (без НДС).
Заявитель мотивирует требование тем, что при установлении тарифа для МП г. Пскова "УМР N 15" ответчиком допущены нарушения пункта 13, 17, 18, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее по тексту - Правила N 109). Нарушения выразились в том, что ответчик не направил заявителю извещение об открытии дела; до установления тарифа предприятие не было ознакомлено в установленном порядке с экспертным заключением комитета, вследствие чего, не имелась возможность в случае не согласия с экспертным заключением представить в комитет свои возражения, основанные на независимой экспертизе; несвоевременно представлены "Расшифровки общепроизводственных расходов" (Лист "Т26-2" Таблица 26.2), "Расшифровку общехозяйственных расходов" (Лист "Т26-1 таблица 26.1"), "Расчет расходов на оплату труда" (Лист "Т9зарп" Таблица 9), что не позволило своевременно определить размер фактических сокращений расходов, произведенных комитетом по отдельным показателям статьей затрат и заявить о нарушении экономических прав предприятия в полном объеме; в протоколе заседания коллегии не указаны основания по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов. При установлении тарифа комитетом в нарушении абзацев 2, 5, 8 статьи 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Закон N 41-ФЗ), пункта 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), пунктов 1.7, 1.8, 2.2, 2.8, 2.9, 5.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальной сфере на 2008-2010 годы от 02.07.2007 (далее - Отраслевое соглашение), пунктов 3.1-3.3, 3.6 Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденных Приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 304 без всякого обоснования уменьшены расходы:
- на оплату труда производственного персонала на 715,7 тыс.руб.; отчисления на социальные нужды на 186,08 тыс.руб.; общепроизводственные расходы с отчисления на социальные нужды на 4658,12 тыс.руб.; общехозяйственные расходы с отчисления на социальные нужды на 861,73 тыс.руб. Расходы на оплату труда не могут быть меньше, чем в последнем расчетном периоде регулирования. В соответствии с расчетом, произведенным Федеральным центром ценовой и тарифной политики, штатная численность работников теплоэнергетического хозяйства МП г.Пскова "УМР N 15" должна составлять 87 человек, а не 43, как определено комитетом. Изменение видов деятельности не влияет на численность персонала. Во все периоды регулирования независимо от прочих видов деятельности в нормативы численности персонала, участвующего в выработке и транспортировке тепловой энергии, и соответственно в валовую выручку включались расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, что подтверждается "Расчетом расходов на оплату труда" (Лист "Т9-зарп" Таблица 9). Нормативная численность персонала должна была определяться в соответствии с "Нормативной численностью рабочих котельных установок и тепловых сетей. Часть I", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 N 65 и "Нормативной численностью руководителей, специалистов и служащих коммерческих теплоэнергетических предприятий. Часть II.", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 12.10.1999 N 74 (переизданные в 2001 году);
- не включены в тариф затраты, предусмотренные "Программой реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения МП г. Пскова "УМР N 15" согласованной в порядке с собственником имущества и утвержденной Администрацией города Пскова, таким образом, уменьшена прибыль, направляемая на расширение производство на сумму 1775 тыс.руб. Пункт 32 Основ ценообразования не исключает использование прибыли как источника финансирования капитальных вложений, направляемых на развитие производства. Ошибочное включение специалистами предприятия расходов по финансированию программы реконструкции и модернизации в статью 3 "Работы и услуги производственного характера" не препятствовало комитету в ходе рассмотрения дела по установлению тарифа устранить данную ошибку.
Считает предложение предприятия об установлении тарифа на тепловую энергию на 2010 год в размере 963,75 руб./Гкал без НДС экономически обоснованным, рассчитанным в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов, а тариф, утвержденный комитетом экономически не обоснованным. Приказ об утверждении тарифа в обжалуемой части не соответствующим перечисленным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушающим экономические интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности в виде не дополучения дохода, вследствие установления экономически не обоснованного тарифа на тепловую энергию.
В судебном заседании 04.03.2010 представитель заявителя уточнил размер заявленного тарифа предприятием. Предприятием тариф заявлен к утверждению в размере 939,25 руб./Гкал.
Ответчик требования не признает, аргументировав свои возражения тем, что тариф на тепловую энергию, установленные пунктом 9 Приложения к приказу от 09.11.2009 N 31-т "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями (в том числе бюджетным организациям" является экономически обоснованным, утвержден в порядке и в соответствии с требованиями установленными Законом N 41-ФЗ, Правилами N 109, Основами ценообразования. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию", письмом Федеральной службы по тарифам России от 16.09.2009 N 6513/5. При определении расходов на оплату труда, включаемых необходимую валовую выручку, комитет использовал право выбора указанных в пункте 27 Основ ценообразования источников для расчета тарифа. В составе обосновывающих документов, представленных предприятием в комитет на регулирование отсутствовал расчет нормативной численности персонала. В связи с уменьшением видов деятельности предприятия экспертами комитета выполнен расчет нормативной численности персонала на основании Технического паспорта котельных, включающие в себя перечень основного и вспомогательного оборудования, представленные предприятием, отчет по форме "1-ТЕП" "Сведения о снабжении теплоэнергией" за 2008 год и Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть I. "Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей", утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников". Часть II. "Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.10.1999 N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", В предложениях предприятия в "Расшифровка общехозяйственных расходов" (т.26.1), "Расшифровка общепроизводственных расходов" (т.26.2), кроме расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, не заявлены другие статьи расходов. Комитетом добавлены суммы других затрат по сравнению с предложением предприятия. При регулировании тарифа на 2010 год в необходимую валовую выручку включены расходы на оплату 43 человек в сумме 6328 тыс. руб. Применена корректировка средней заработной платы в зависимости от особенностей работ организаций коммунального комплекса по теплоснабжению, вместо коэффициента - 1.2 введен коэффициент - 1.4 (коэффициент установлен Отраслевым соглашением). Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, принятым Правительством Российской Федерации и мерах, принимаемых по ограничению роста тарифов естественных монополий, рост регулируемых тарифов на тепловую энергию в 2010 году в среднем по России определен Минэкономразвития России на уровне 110 процентов. Уровень затрат на оплату труда планируется без роста, на уровне 2009 года. Операционные затраты планируются на 10 процентов ниже уровня плановых показателей 2009 года. Однако, откорректировав сумму затрат на фонд оплаты труда, общехозяйственные расходы не уменьшены на 10 процентов, а учтены на уровне 2009 года.
Расходы из прибыли, в том числе и расходы на капитальные вложения в составе прибыли на развитее производства, предприятием не предлагались в расчетных материалах тарифа на тепловую энергию на 2010 год. По предложению предприятия расходы из прибыли имеют нулевое значение. Величина прибыли увеличена комитетом на 548,91 тыс.руб. Мероприятия по реконструкции и модернизации, предложенные заявителем исключены из необходимой валовой выручки по решению коллегии комитета, как не относящиеся к мероприятиям по ремонту. У предприятия имеются достаточные источники: неиспользованная амортизация 2008 года - 823 тыс. руб., 2009 года - 789,92 тыс.руб., 2010 года - 800,75 тыс. руб. Инвестиционная программа, разработанная и утвержденная в установленном порядке с обоснованием потребности в средствах, необходимых для ее финансирования предприятием не представлена. Представленная программа реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения МП г. Пскова "УМР N 15" не соответствует требованиям пункта 32 Основ ценообразования, Методическим рекомендациям по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 399 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "99"
Величина роста тарифа на тепловую энергию для Псковской области, согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 установлена 112 процентов. Рост тарифа предприятию по предложению комитета установлен 25,80 процентов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных актов" граждане, организации, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Статьей 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В статье 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" указано, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, к компетенции арбитражного суда отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими актов, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый акт нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, предприятие правомерно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав содержание и смысл правовых норм, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемому правовому акту, которым, по мнению предприятия, противоречит этот акт, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 3.1.5. пункта 3.1. Положения о Государственном комитете Псковской области по тарифам, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 N 254 в полномочия Государственного комитета в соответствии с задачами и принципами входит установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию. Комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов, являющихся обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области.
Оспариваемый нормативный акт комитета принят в пределах полномочий.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, в силу статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках указанных предельных уровней (статья 2 Закона N 41-ФЗ).
На основании абзацев 2, 5, 8 статьи 4 Закона N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в том числе следующие основные принципы
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;
- определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В силу статьи 6 Закона N 41-ФЗ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (в редакции Постановления от 08.08.2009 N 654) является Федеральная служба по тарифам.
Согласно пунктам 7,10,16,18 и 19 Правил N 109 установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на тепловую энергию. Регулирующий орган силами своих сотрудников проводит экспертизу предложений по установлению тариф и (или) их предельных уровней. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа.
Пунктом 17 Правил N 109 закреплены основные требования, предъявляемые к содержанию экспертного заключения, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций.
Из материалов дела следует, что МП г.Пскова "УМР N 15" осуществляет производство и отпуск населению 7326 человек и 29 юридическим лицам тепловую энергию (т.1, л.д.17), в связи с чем 21.08.2009 представило в комитет материалы для утверждения тарифа на тепловую энергию на 2010 год (письмо от 21.08.09 N 44), которые зарегистрированы в установленном порядке с присвоением номера 948. Пропущенный предприятием срок, установленный пунктом 8 Правил N 109 (до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования), комитетом восстановлен, причины пропуска признаны уважительными. Представленные материалы были рассмотрены и письмом от 27.08.2009 N 844 запрошены дополнительные материалы, в том числе утвержденное штатное расписание работников, занятых на производстве и передаче тепловой энергии, сведения о численности, заработной плате и движении работников (форма П-4) за январь-май 2009 года, расшифровка и обоснование общехозяйственных, общепроизводственных расходов за 2008 год и на 2010 год, обновленная электронная версия расчета тарифа с учетом внесенных изменений (т.2, л.д.90), сроком представления до 03.09.2009.
Письмом от 07.09.2009 N 50 предприятие направило в комитет дополнительные материалы по тарифу в количестве 16 документов, из вышеперечисленных запрошенных документов представлен только отчет формы П-4 (т.4, Л.Д.47).
Извещение об открытии дела об установлении тарифа на тепловую энергию и назначении уполномоченного по рассмотрению дела направлено комитетом предприятию письмом от 09.09.2009 N 877а (т.2, л.д.92).
Извещение о дате, времени и месте заседания коллегии, на котором будут установлены тарифы, о порядке ознакомления с материалами дела, включая проект решения направлено предприятию 02.11.2009 в 10.09 час. по факсу 568791 (номер факса подтвержден представителями заявителя в судебном заседании) и принятым последним, что подтверждается журналом (т.2, л.д.96,98). Кроме того, 22.10.2009 Главам муниципальных образований Псковской области направлено приглашение на заседание коллегии (т.2, л.д.93-95).
При рассмотрении дела по установлению тарифа на тепловую энергию для предприятия, на заседании коллегии присутствовали Н.В.В. - заместитель начальника Управления городского хозяйства города Пскова, А.Б.Я. - заместитель управляющего производством предприятия, Р.У.Р. - инженер предприятия, что не оспаривается представителями заявителя в судебном заседании.
16.11.2009 комитет по факсу 568791 направил предприятию решение об установлении тарифа, которое получено последним, что подтверждается журналом (т.2, л.д. 101) и отправил письмом выписку из приказа комитета N 31-т, выписку из протокола заседании коллегии от 09.11.2009 N 15.
Доводы заявителя относительно факта неполучения предприятием извещения об открытии дела суд не принимает, поскольку данное обстоятельство опровергается материалами дела и пояснениями представителей заявителя данными в процессе судебного разбирательства. Представители заявителя неоднократно поясняли суду, что до установления тарифа на коллегии предприятием представлялись в комитет документы в обоснование заявленного тарифа, велись переговоры по возникающим у комитета вопросам в процессе рассмотрения представленных материалов. Пунктом 13 Правил N 109 на регулирующий орган не возложена обязанность проверять факт получения организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, извещения об открытии дела. Правилами N 109 не установлен специальный порядок направления таких извещений. Направив предприятию извещение, об открытии дела простым письмом, комитет выполнил требования названной нормы.
Довод заявителя о том, что комитетом нарушено его право на ознакомление с экспертным заключением, которое не представлено при ознакомлении с материалами дела, притом, что заявитель не оспаривает факт ознакомления с делом в установленный срок, суд не принимает, как бездоказательный. Кроме того, в судебном заседании 04.03.2010 до судебного перерыва представителям ответчика вручена копия экспертного заключения от 02.11.2009. После судебного перерыва какие-либо доводы о не согласии со сведениями, содержащимися в экспертном заключении, представителями заявителя не озвучены. Заявления и ходатайства не заявлены.
Представленное экспертное заключение штатных экспертов комитета предложений по установлению тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям МП г.Пскова "УМР N 15" соответствует требованиям изложенным в пункте 17 Правил N 109.
Также суд не принимает ссылку заявителя на нарушение комитетом пункта 22 Правил N 109, поскольку из выписки протокола заседания коллегии от 09.11.2009 N 15 следует, что структура тарифа, в том числе расходы не принятые (уменьшенные), увеличенные, основания не принятия и увеличения были озвучены на заседании коллегии одним из членов экспертной группы. Представители предприятия присутствующие на заседании имели возможность заявлять возражения, вопросы относительно структуры тарифа, и таким правом воспользовались. Какие-либо ходатайства и заявления относительно отсутствия у предприятия возможности представить аргументированные возражения в связи с тем, что не знакомы с экспертным заключением и проектом решения по тарифу на заседании не заявлены.
Ссылка заявителя на позднее представление предприятию расшифровок общехозяйственных и общепроизводственных расходов, а также расчета расходов на оплату труда суд не принимает, как неосновательный. Пунктом 3.1.13 Административного регламента предоставления Государственным комитетом Псковской области по тарифам государственной услуги по регулированию тарифов (цен, надбавок, платы и (или) стандартизированных тарифных ставок) на электрическую и тепловую энергию, утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам от 10.12.2008 N 29 направление предприятию, осуществляющего регулируемый вид деятельности, по результатам принятия решения об установлении тарифа расшифровок, расчетов по расходам не предусмотрено. Нормативный акт, предусматривающий такую обязанность комитета представителями заявителя не назван.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "29-АР"
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в отношении тепловой энергии в Российской Федерации при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При регулировании тарифов в силу пунктов 15, 16 Основ ценообразования может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Представители комитета в судебном заседании подтвердили, что в данном случае применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 17 Основ ценообразования).
Материалами дела подтверждается, что заявителем не оспаривается экономическая обоснованность включения в тариф всех групп расходов, предусмотренных пунктом 18 Правил N 109, за исключением расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности - по группе расходов: оплата труда и отчисления на социальные нужды и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) - по группе расходов: капитальных вложений (инвестиций) на расширенное производство.
Материалами дела подтверждается, что окончательный размер заявленного предприятием тарифа на момент утверждения составляет 942,54 руб./Гкал (т.2, л.д.14).
Пунктом 10 Правил N 109 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы: баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности; бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанный в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках тепловой энергии; инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала; оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Приказом Комитета Псковской области по тарифам от 14.04.2009 N 15, приложением N 1 к данному приказу определен Минимальный перечень представляемых в Госкомитет обоснованных предложений энергоснабжающих организаций об установлении тарифов на тепловую энергию. Согласно пунктам 1, 2, 3, подпункту 6 пункта 3.2 Приложения N 1 к приказу все регулируемые организации обязаны представить в комитет, в том числе, документы, подтверждающие достоверность экономических показателей, принятых энергоснабжающей организацией в предложении об установлении тарифов на тепловую энергию - расчет размера фонда оплаты труда конкретных категорий работников на расчетный период регулирования, определяемого в соответствии с отраслевым тарифным соглашением с учетом фактического объема фонда оплаты труда этих категорий работников, сложившегося за базовый период, штатное расписание, табель учета рабочего времени в отопительный и межотопительный период.
Пунктом 12 Правил N 109 предусмотрено право регулирующего органа запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-х недельный срок со дня поступления запроса.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 27 Основ ценообразования).
Согласно сведениям, указанным предприятием в "Расчете расходов на оплату труда" (Таблица N 9, т.1, л.д.86,87) средства на оплату труда заявлены в сумме 5509,00 тыс. руб. рассчитанной исходя из численности производственного персонала 34 человека. На оплату труда управленческого персонала заявлено 5916,93 тыс.руб. исходя из численности такого персонала 22 человека. На предприятии определением Арбитражного суда Псковской области от 29.06.2009 по делу N А52-500/2009 введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. К заявленному фонду оплаты труда, рассчитанному из численности персонала 56 человек в целом по предприятию, дополнительно представлены документы на включение в тариф суммы вознаграждения внешнему управляющему, установленного судом.
В составе обосновывающих документов, представленных предприятием в комитет на регулирование, отсутствовали расчет нормативной численности персонала и документы, предусмотренные подпунктом 6 пункта 3.2 Приложения N 1 к Приказу Государственного комитата Псковской области от 14.04.2009 N 15. Запрошенные комитетом дополнительные документы для подтверждения заявленной суммы на оплату труда предприятием (штатное расписание работников, занятых на производстве и передаче тепловой энергии; копии табелей учета рабочего времени рабочих, занятых на производстве тепловой энергии за февраль, март, июль 2009 года) не представлены (письмо комитета от 27.08.2009 N 844, ответ заявителя - письмо от 07.09.2009.N 50). Доказательства представления в регулирующий орган в период рассмотрения заявки вышеуказанных документов заявителем не представлены.
В связи с непредставлением обосновывающих заявленную сумму по оплате труда документов, экспертами комитета произведен расчет нормативной численности персонала для определения фонда оплаты труда и включения в необходимую валовую выручку исходя из технического паспорта котельных, включающих в себя перечень основного и вспомогательного оборудования, отчета по форме "1-ТЕП" "Сведения о снабжении теплоэнергией" за 2008, информации заявителя о количестве и характеристиках котлов, насосов, подогревателей, прочего оборудования с использованием Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть I. "Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей", утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников". Часть II. "Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.10.1999 N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий". Согласно расчету общая численность персонала предприятия составила 43 человека, из них 29 человек производственный персонал, 14 человек -управленческий персонал (т.3, л.д.82,83, т.4, л.д. 91-95).
Сведениями, содержащимися в анкете предприятия, представленной на период регулирования 2009 год подтверждается осуществление заявителем двух видов деятельности - производство тепловой энергии - 48,5%, техническое обслуживание жилого фонда - 51,5% (т.3, л.д. 124). В анкете представленной на период регулирования 2010 год заявителем указан один вид деятельности - производство тепловой энергии 100%.
На основании положений пункта 5.1. Правил N 109, пунктов 18, 27, 36, 55 Основ ценообразования с учетом письма Федеральной службы по тарифам России от 16.09.2009 N 6513/5, Приложения N 2 к Отраслевому соглашению, изменения видов деятельности, информации по акту проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2008 и 1-ое полугодие 2009 от 07.09.2009, рассчитанной нормативной численности персонала экспертами комитета определен фонд оплаты труда с применением коэффициента, учитывающий особенности коммунального комплекса по теплоснабжению - 1,4., вместо ранее применяемого коэффициента - 1,2.
При регулировании тарифа на 2010 год в необходимую валовую выручку включены расходы на оплату труда 43 человек в сумме 6328 тыс. руб.
Размер отчислений на социальные нужды комитетом исчислен исходя из фонда оплаты труда, определенного комитетом и ставок налогов установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и размеров взносов во внебюджетные фонды.
Доводы заявителя о том, что комитетом неправильно рассчитана нормативная численность персонала в количестве 43 человека и соответственно, неверно определен размер фонда оплаты труда, размер отчислений на социальные нужды, суд не принимает по вышеизложенным обстоятельствам. Представление расчетов нормативной численности персонала с обосновывающими документами по фонду оплаты труда в суд, без представления в регулирующий орган в процессе рассмотрения заявки на установление тарифа не может являться основанием для пересмотра установленного тарифа в рамках судебного разбирательства, поскольку законодательством установлен особый порядок установления тарифа на тепловую энергию с определением прав и обязанностей каждой стороны процесса утверждения тарифа в том числе по предоставлению расчетов и обосновывающих их данные документы.
Доводы заявителя о том, что размер общехозяйственных и общепроизводственных расходов уменьшен необоснованно, суд не принимает. В соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам России от 16.09.2009 N НБ-6513/5 операционные затраты, куда относятся общехозяйственные и общепроизводственные затраты проектировались со снижением на 10% к уровню 2009 года. Из анализа сведений содержащихся в таблице N 5 "Смета расходов по производству и передаче тепловой энергии" (за прошедшие периоды регулирования) (т.4, л.д.96) и в таблице "Смета расходов по производству и передаче тепловой энергии" на регулируемый период следует, что размер общехозяйственных и общепроизводственных расходов, учтенный в тарифе на 2010 год соответствует размеру этих расходов, принятых для тарифа на 2009 год (общехозяйственные расходы - 947,19 тыс. руб., общепроизводственные расходы - 3497,55 руб.), без уменьшения.
Ссылку заявителя на несоответствие расчета фонда оплаты труда требованиям Отраслевого соглашения, суд считает несостоятельной. В соответствии с пунктом 1.6 Отраслевого соглашения действие Соглашения распространяется на работодателей Организаций (Приложение N 1 к настоящему Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением.
Соглашение также распространяется на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые уполномочили участников Соглашения разработать и заключить его от их имени.
Доказательства присоединения к Отраслевому соглашению субъекта Российской Федерации - Псковской области, заявителем не представлены.
Применение комитетом при определении фонда оплаты труда коэффициента 1.4 в соответствии с Приложением N 2 к Отраслевому соглашению, при отсутствии доказательства присоединения Псковской области к данному Соглашению, не ухудшает положение предприятия и не противоречит пункту 27 Основ ценообразования. Кроме того, из расчета расходов на оплату труда, представленного заявителем в комитет (т.1, л.д. 86) следует, что и сам заявитель при расчете фонда оплаты труда не руководствовался положениями Отраслевого соглашения, поскольку фонд оплаты труда определен из среднемесячной оплаты труда на 1 работника производственного персонала умноженной на какой-то коэффициент. В судебном заседании ни представители заявителя, ни представители ответчика не смогли дать суду пояснения относительно примененного предприятием при расчете фонда заработной платы коэффициента.
Также не состоятельна ссылка заявителя на разработку Центра нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве 2002 года "Определение нормативной численности работников теплоэнергетического хозяйства МУ "Управление микрорайона" г. Псков, поскольку Муниципальное предприятие города Пскова "Управление микрорайоном N 15" в соответствии с Уставом предприятия, утвержденного решением Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пскова от 07.09.2004 N 901 не является правопреемником Муниципального учреждения "Управление микрорайоном N 15". Предприятие является вновь созданным юридическим лицом.
Довод заявителя относительного того, что изменение численности персонала и уменьшение фонда оплаты труда влечет для предприятия сокращение штатной численности и не возможности осуществления деятельности по производству и отпуску тепловой энергии, суд считает несостоятельным. Согласно статье 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий устанавливают тариф на тепловую энергию в соответствии с задачами и принципами государственного регулирования тарифов. Расходы по фонду оплаты труда комитетом определены в пределах предоставленных полномочий с учетом требования Закона N 41-ФЗ, Основ Ценообразования, Правил N 109 в целях установления экономически обоснованного тарифа. Формирование штатного расписания предприятия в целях осуществления уставной деятельности не относится к полномочиям регулирующего органа и является прерогативой самого предприятия.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 20 Основ ценообразования в расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы: капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство.
Пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетом периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Инвестиционные программы (проекты) должны содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, а также расчет срока окупаемости капитальных вложений.
Таким образом, расходы на капитальные вложения определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития предприятия, осуществляющего регулируемую деятельность, содержащую сведения, предусмотренные пунктом 32 Основ ценообразования.
При анализе сведений, содержащихся в таблице N 23 лист "Т23" План ремонтных работ и затраты на ремонтное обслуживание оборудование, зданий и сооружений на период регулирования, поданной заявителем в комплекте документов в обоснование заявленного тарифа, комитетом установлено, что в расходы на ремонт, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль и включаемые в валовую выручку отнесены расходы капитальных вложений (т.1., л.д.110,111). В связи с этим, при регулировании тарифа на тепловую энергию на 2010 год расходы на ремонт, предлагаемые предприятием, решением коллегии снижены на 3040 тыс. руб. (замена сетевого насоса ДЗ15-71 - 270 тыс. руб.; монтаж системы частотного регулирования сетевой установки котельной - 1800 тыс. руб.; монтаж системы частотного регулирования подпиточных насосов котельной - 190 тыс. руб.; устройство охранно-пожарной сигнализации - 80 тыс. руб.; замена котла "Паромат" 575 кВТ - 700 тыс. руб.), как не относящиеся к расходам по ремонту. Представителями заявителя не оспаривается, что исключенная из расходов ремонтных работ сумма является суммой расходов по капитальным вложениям.
Из таблицы N 6 лист "Т6_2ст" "Расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении одноставочного тарифа на тепловую энергию" (т.3, л.д.106,107) следует, что предприятием расходы из прибыли, в том числе расходы на капитальные вложения в составе прибыли на развитие производства не предлагались. По предложению предприятия расходы из прибыли имеют нулевое значение. Величина прибыли увеличена комитетом по сравнению с предложением предприятия (нулевое значение) на 548,91 тыс. руб. (расходы на поощрение, налога на прибыль, налога на имущество). В "Расчете источников финансирования капитальных вложений" предложения предприятия по всем значениям расчета также нулевые (лист "Т11_1", т.3, л.д. 42-43).
Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено два источника финансирования капитальных вложений, направляемых на развитие производства: амортизационные отчисления и суммы долгосрочных заемных средств.
Материалами дела подтверждается, что у предприятия имеется источник финансирования мероприятий по капитальным вложениям на развитие производства, не использованная сумма амортизационных отчислений составляет за 2008 год - 823 тыс. руб., за 2009 год - 789,92 тыс. руб., планируемая сумма амортизационных отчислений на 2010 год - 800,75 тыс. руб.
Кроме того, представленная предприятием Программа реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения муниципального предприятия к тарифу на тепловую энергию на 2010 год (т. 3, л.д. 1) не соответствует предъявляемым к ней требованиям. А именно, в программе отсутствуют данные об источниках финансирования капитальных вложений и расчет срока окупаемости капитальных вложений.
При таких обстоятельствах, комитет правомерно не включил в валовую выручку расходы на мероприятия по реконструкции и модернизации.
Доводы заявителя в части необоснованного не включения в расходы по капитальным вложениям затрат по представленной программе реконструкции и модернизации, суд не принимает по вышеизложенным обстоятельствам.
Ссылку представителей заявителя на допущенную ошибку при составлении таблиц и расчетов, вследствие недостаточности времени, суд не принимает, как несостоятельную.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 29.09.2009 3228-э/3 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям" установлена величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год. Для Псковской области рост установлен 112%. Рост тарифа на тепловую энергию предприятию установлен 25,80%, при заявке роста - 45,4%.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009. N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год"
Учитывая вышеизложенного суд считает, что оспариваемый нормативный акт, в части установления тарифа на тепловую энергию Муниципальному предприятию города Пскова "Управление микрорайоном N 15" в размере 815,60 руб./Гкал без НДС соответствует абзацам 2, 5, 8 статьи 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, пунктам 22, 13, 17 Правил регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункту 27 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 1.7, 1.8, 2.2, 2.8, 2.9, 5.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальной сфере на 2008-2010 годы от 02.07.2007.
Оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется.
Расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам от 09.11.2009 N 31-т в части утверждения тарифа на тепловую энергию на 2010 год для Муниципального предприятия города Пскова "УМР N 15" в размере 815,60 руб./Гкал без НДС признать соответствующим абзацам 2, 5, 8 статьи 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, пунктам 22, 13, 17 Правил регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. N 109, пункту 27 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 1.7, 1.8, 2.2, 2.8, 2.9, 5.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальной сфере на 2008-2010 годы от 02.07.2007.
В удовлетворении заявления Муниципальному предприятию города Пскова "Управление микрорайоном N 15" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок после его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 9 марта 2010 г. N А52-6499/2009 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Псковской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2010 г. настоящее решение оставлено без изменения