Сигудур А.Сигурдсон против Исландии
Г-н Сигудур А.Сигурдсон получил лицензию на использование своего автомобиля для работы в качестве такси 24 октября 1984 г. К этому времени заявитель выполнил содержащиеся в инструкции Министерства условия, которые среди прочего обязывали к членству в Автомобильной ассоциации Фрами (далее - Фрами). По требованию Фрами его лицензия была отозвана в июле 1986 г., главным образом по той причине, что он отказался платить членские взносы, при этом был оставлен без внимания тот факт, что заявитель до этого уведомил Фрами, что не желал более быть членом ассоциации. Заявитель оспаривал это решение в Министерстве транспорта, но безуспешно. Полиция остановила его 1 августа 1987 г. и сняла с автомобиля обозначения, что автомобиль предназначен для общественного найма.
Жалоба заявителя на недействительность отзыва лицензии была отклонена гражданским судом г.Рейкьявика. 17 июля 1987 года заявитель направил апелляцию в Верховный суд Исландии, который вынес решение, что обязательство быть членом Фрами не противоречит Конституции.
1 июля 1989 г. вступил в силу новый Закон об автомобилях для общественного найма. Членство в соответствующем профсоюзном объединении было конкретно упомянуто как обязательное условие для выдачи лицензии на использование автомобиля в качестве такси. Хотя и против своей воли, заявитель восстановил свое членство во Фрами.
Суд по Правам Человека должен был определить, нарушает ли установленное законом обязательство для водителей такси быть членом конкретной предназначенной для них организации право на свободу ассоциации, гарантированное Ст.11 ЕКПЧ.
Изначально Суд подчеркнул, что, так как Фрами является главным образом частноправовой организацией, она должна рассматриваться как "ассоциация" в смысле Ст.11 ЕКПЧ. Напоминая, что право создавать и присоединяться к профсоюзам является одним из аспектов более широкого права на ассоциацию, он отклонил необходимость исследовать, должна ли Фрами рассматриваться как "профсоюзная организация".
В вопросе о том, является ли обязанность быть членом Фрами вмешательством в право заявителя на свободу ассоциации после вступления в силу закона от 1989 г., Суд напомнил, что Конвенция - это живой инструмент для применения в духе сегодняшнего дня. Следовательно, надлежит считать, что Ст.11 ЕКПЧ включает в себя негативное право на ассоциацию (свободу не являться членом ассоциации и право выхода из нее).
В данном случае, после вступления в силу закона 1989 года нарушение обязательства быть членом Фрами имело следствием отзыв разрешения на использование транспортного средства в качестве такси. Суд считает, что подобный тип условий касается существа права, провозглашенного Ст.11 ЕКПЧ и представляет собой ограничение. Более того, исходя из того, что защита личного мнения - это одна из целей свободы ассоциации, Суд применил Ст.11 ЕКПЧ в свете Ст.9 и 10 ЕКПЧ (свобода мысли и свобода выражения). Учитывая обстоятельства дела, Суд пришел к выводу, что меры, которые обжалует заявитель, представляют собой ограничение права на свободу ассоциации.
Следующий вопрос, который должен был решить Суд, заключался в том, было ли оправдано вышеуказанное ограничение (Ст.11-2 ЕКПЧ).
Суд не возражал, что обязательное членство было с июля 1989 г. "предусмотрено законом" и что оно преследовало законную цель. Ставя под сомнение, однако, его необходимость в демократическом обществе, Суд пришел к выводу, что оспариваемые действия были непропорциональны по отношению к преследуемым целям, определенным законом. В соответствии с этим Суд решил, что нарушение права на свободу ассоциации в смысле Ст.11 имело место.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Перевод на русский язык осуществлен с английского текста с использованием его французской версии кандидатом юридических наук, магистром права и дипломатии Сергеем А. Беляевым
Автор перевода благодарит сотрудника Европейской Комиссии за Демократию через Право Сергея Кузнецова за оказанную помощь.