Решение Опочецкого районного суда Псковской области
от 17 января 2011 г. N 2-36/2011 г.
(извлечение)
В суд с заявлением обратился прокурор Опочецкого района Псковской области в интересах неопределённого круга лиц о признании пункта 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка" и пунктов 3.3 и 3.4 Приложения N 3 к Правилам противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В заявлении прокурор указал, что пунктом 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка", утвержденного решением Собрания депутатов городского поселения "Опочка" N 67 от 24 мая 2007 года, определено, что размещение на фасадах домов знаков информации осуществляется владельцами зданий по правилам, утвержденным администрацией городского поселения.
Пунктом 3.1 Правил благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка" установлено, что знаками городской информации на территории индивидуальных домовладений являются аншлаги (указатели) с наименованием улиц, переулков, набережных, номерные знаки домов (участков), указатели номеров квартир.
Изготовление аншлагов (указателей) с указанием адреса улицы, переулка, набережной, а также их установку осуществляют организации, уполномоченные администрацией городского поселения (пункт 3.3 Правил благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка").
Пунктом 3.4 Правил благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка" предусмотрено, что приобретение установленного образца номерных знаков домов, участков, номеров квартир, их установку и содержание осуществляют владельцы домов, земельных участков.
Пункты 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка" и пункты 3.3 и 3.4 Приложения N 3 к Правилам противоречат действующему федеральному законодательству, а именно:
- пункт 10.2 Правил и пункт 3.4 Приложения N 3 к Правилам противоречат п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- пункт 10.2 Правил и пункт 3.4 Приложения N 3 к Правилам противоречат п. 1 ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 25.01.2002 года N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения";
- пункт 3.3 Приложения N 3 к Правилам противоречит ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ и части 1 ст. 421 ГК РФ.
Возложение обязанностей органа местного самоуправления на граждан недопустимо, что существенно нарушает их права и обязанности.
Кроме того, указанные положения противоречат принципу свободы договора и нарушают права других субъектов предпринимательской деятельности на добросовестную конкуренцию.
В связи с чем прокуратурой Опочецкого района в Собрание депутатов городского поселения "Опочка" был принесён протест, в котором предлагалось указанные пункты Правил отменить.
Данный протест Собранием депутатов был рассмотрен и отклонен.
Старший помощник прокурора Опочецкого района Прокофьев М.А. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, и просил требования прокурора Опочецкого района удовлетворить. При этом указал, что наличие на домах и зданиях поселений знаков информации продиктовано публичными, а не частными интересами собственников жилых домов и зданий.
Представитель заинтересованного лица заместитель председателя Собрания депутатов городского поселения "Опочка" - Афанасьев Ю.М. не согласился с требованиями прокурора Опочецкого района и суду пояснил, что п. 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка", утвержденных решением Собрания депутатов от 24.05.2007 года N 67, и п.п. 3.3, 3.4 Приложения N 3 к Правилам не противоречат действующему законодательству.
В пункте 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения поселений относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Под организацией освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов понимается организующая роль органа местного самоуправления, в том числе и в виде возложения обязанностей по установке указателей на фасадах жилых домов и зданий их собственниками. Указанное вытекает из положений ст. 30 ЖК РФ и положений Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", из которых усматривается, что обязанность по приобретению и установке указателей лежит на собственниках жилых домов и зданий.
Представитель заинтересованного лица Глава Администрации городского поселения "Опочка" - Сёмин А.В., привлеченный к участию в деле в процессе его подготовки к рассмотрению, также возражал относительно заявленных прокурором требований и пояснил, что п. 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка", утвержденных решением Собрания депутатов от 24.05.2007 года N 67, и п.п. 3.3, 3.4 Приложения N 3 к Правилам не противоречат действующему законодательству по основаниям, указанным заместителем председателя Собрания депутатов Афанасьевым Ю.М. Признание вышеобозначенных пунктов Правил несоответствующими действующему законодательству фактически повлечёт за собой возложение обязанностей по приобретению и установке указателей на фасадах жилых домов и зданий на Администрацию городского поселения Опочка, что повлечёт дополнительные затраты на содержание городской инфраструктуры. Это негативно скажется на выполнении других мероприятий по благоустройству города, финансирование которых уже заложено в муниципальный бюджет.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит заявленные прокурором Опочецкого района требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Собранием депутатов городского поселения "Опочка" N 67 от 24 мая 2007 года были утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка", опубликованные в районной газете "Красный маяк" 6.06.2007 года в номере N 46. 26.06.2008 года Собранием депутатов были утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка", являющиеся Приложением N 3 к Правилам благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка". Данные Правила были опубликованы в районной газете "Красный маяк" от 26.07.2008 года в номере N 60.
Включение утверждённых Собранием муниципальных нормативных правовых актов в федеральный регистр муниципальных правовых актов не требовалось в соответствии с действовавшим на день их принятия законодательством.
Пунктом 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка" определено, что размещение на фасадах домов знаков информации осуществляется владельцами зданий по правилам, утверждённым администрацией городского поселения.
Согласно пункту 10.1 Правил знаками информации, в том числе, являются и указатели с наименованиями улиц, переулков, площадей, набережных, мостов, жилых комплексов, микрорайонов; номерные знаки домов (участков), указатели подъездов, номеров квартир.
В соответствии с пунктом 10.7 Правил владельцы зданий обязаны обеспечить сохранность знаков и доступ к ним соответствующих служб для обслуживания.
Пунктом 3.1 Правил благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка" установлено, что знаками городской информации на территории индивидуальных домовладений являются аншлаги (указатели) с наименованием улиц, переулков, набережных, номерные знаки домов (участков), указатели номеров квартир.
Пунктом 3.3 Правил благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка" изготовление аншлагов (указателей) с указанием адреса улицы, переулка, набережной, а также их установка возложена на организации, уполномоченные администрацией городского поселения.
Пунктом 3.4 Правил благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка" предусмотрено, что приобретение установленного образца номерных знаков домов, участков, номеров квартир, их установку и содержание осуществляют владельцы домов, земельных участков.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ст. 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Анализ содержания пунктов 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка" и пунктов 3.3 и 3.4 Приложения N 3 к Правилам показал, что они противоречат действующему федеральному законодательству, а именно:
- пункт 10.2 Правил и пункт 3.4 Приложения N 3 к Правилам противоречат п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселений относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
- пункт 10.2 Правил и пункт 3.4 Приложения N 3 к Правилам противоречат п. 1 ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 25.01.2002 года N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения", где указано, что органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц и номеров домов;
- пункт 3.3 Приложения N 3 к Правилам противоречит ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, где указано, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а также этот пункт противоречит части 1 ст. 421 ГК РФ, где указано, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Кроме того, согласно п. 21 ст. 4 Устава муниципального образования "Опочка" к вопросам местного значения поселения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Также подпунктом 26 пункта 2 ст. 28 Устава обязанность по организации освещения улиц и установке указателей с наименованием улиц и номерами домов возложена на Администрацию городского поселения.
В связи с чем утверждение заместителя председателя Собрания депутатов Афанасьева Ю.М. о том, что под организацией необходимо понимать не только исполнение предписанных обязанностей Администрацией городского поселения, но и возложение исполнения этих обязанностей на других лиц, в том числе и на собственников индивидуальных жилых домов, является несостоятельным. В данном случае обязанность по организации освещения Уставом возложена именно на Администрацию муниципального образования, а не на граждан, как указано в п. 10.2 Правил и п. 3.4 приложения N 3 к Правилам. Возложение обязанности на индивидуальных домовладельцев по установке на фасадах зданий и жилых домов знаков информации является неправомерным, поскольку данные знаки отвечают публичным интересам муниципального образования.
Обязанность органов местного самоуправления по освещению улиц и установке указателей с наименованиями улиц и номерами домов выражается в заключении договоров с организациями, имеющими право на выполнение указанных видов работ.
В соответствии с пунктом 10.7 Правил владельцы зданий обязаны обеспечить сохранность знаков и доступ к ним соответствующих служб для обслуживания.
Из положения, закреплённого в данном пункте Правил, можно сделать вывод о том, что знаки информации, размещённые на фасадах зданий, владельцам этих зданий не принадлежат и ими не обслуживаются.
Несостоятельна ссылка Афанасьева Ю.М. на Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", поскольку оно не обязывает владельцев зданий и жилых домов устанавливать на фасадах знаки информации.
При указанных обстоятельствах прокурор Опочецкого района в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", вправе оспорить в суде указанные пункты муниципальных нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
При принятии указанного решения суд учитывает то обстоятельство, что Правила, пункты 10.2, пункты 3.3 и 3.4 которых оспариваются прокурором, обладают существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт:
издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений.
На основании изложенного суд находит пункт 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка" и пункты 3.3 и 3.4 Приложения N 3 к Правилам противоречащими действующему законодательству.
Поскольку пункты Правил, признанные противоречащими действующему законодательству, до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, суд считает необходимым признать эти пункты недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ судебное решение после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Следовательно, решение суда, после вступления его в законную силу, должно быть опубликовано в газете "Красный маяк" Опочецкого района.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор на основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ освобождён от уплаты судебных расходов и, соответственно, от уплаты государственной пошлины.
По указанной причине государственная пошлина подлежит взысканию в доход государства с Собрания депутатов городского поселения "Опочка", поскольку этим представительным органом были утверждены Правила, вышеуказанные пункты которых были признаны несоответствующими действующему законодательству, и решение Собрания об утверждении было подписано Главой муниципального образования.
Руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд решил:
Признать пункт 10.2 Правил благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка", утвержденных решением Собрания депутатов городского поселения "Опочка" от 24.05.2007 года N 67, и пункты 3.3, 3.4 Правил благоустройства и санитарного содержания участков индивидуальной жилой застройки городского поселения "Опочка", утвержденных решением Собрания депутатов городского поселения "Опочка" от 26.06.2008 года N 85 (Приложение N 3 к Правилам благоустройства и санитарного содержания городского поселения "Опочка"), противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение опубликовать в газете "Красный маяк" Опочецкого района.
Взыскать с Собрания депутатов городского поселения "Опочка" государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 24 января 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Опочецкого районного суда Псковской области от 17 января 2011 г. N 2-36/2011 г. (извлечение)
Текст решения опубликован в газете "Красный маяк" от 6 апреля 2011 г. N 28