Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города
от 30.09.2011 N 2173
(с изменениями от 22 июня, 19 октября, 26 декабря 2012 г., 15 мая, 14 августа 2013 г.)
Постановлением Администрации города Великие Луки Псковской области от 14 августа 2013 г. N 1877 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
муниципальной долгосрочной целевой программы "Педагогические кадры города Великие Луки на 2012 - 2016 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов в сфере образования:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законами Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1; "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ;
- приоритетным национальным проектом "Образование";
- Законом Псковской области "Об образовании";
Законом Российской Федерации "Об образовании", базисным учебным планом РФ, Концепцией модернизации образования предусматривается создание условий для развития муниципальных образовательных систем, наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала учреждений образования в соответствии с их социально-экономическими, культурными и образовательными особенностями. Несмотря на осуществление различных подходов к построению образовательных моделей, практика доказывает общую закономерность: функционирование и развитие любого образовательного учреждения, управленческой структуры эффективно только при условии деятельности высокопрофессиональных кадров. Более того, в условиях вариативности подходов к осуществлению образовательного процесса профессионализм педагогических кадров начинает играть решающую роль в достижении главного результата - качественного образования.
В связи с этим на современном этапе развития муниципальной системы образования значительное внимание необходимо уделить повышению эффективности работы с педагогическими кадрами, которые становятся главным ресурсом, условием качественного образования. Как подчеркивается в Концепции модернизации образования, повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России.
В утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" одним из ключевых направлений развития общего образования выделено развитие учительского потенциала. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Особое внимание уделяется системе внедрения моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей.
Таким образом, модернизация образования выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагогов, активизации кадровой политики, определяя основные приоритеты образования в нашей стране, направления конструирования содержания образования и адекватных образовательных технологий, требования к личности выпускника.
Программа позволит выявить и задействовать факторы, обеспечивающие движение системы к цели в конкретной социокультурной и экономической ситуации в соответствии с потребностями системы образования муниципального образования в профессиональных кадрах.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, требует обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополнения методической, социальной и личной компетентностью.
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий муниципальной системы образования.
Общее количество работников системы образования в городе составляет 2765 человека, из них педагогических работников 1496 человек.
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Численность педагогических работников (чел.) |
1614 |
1530 |
1548 |
1496 |
Особую тревогу вызывает заниженный статус учителя и воспитателя. Падение престижа педагогической профессии, а также значительное отставание заработной платы работников муниципальной системы образования от заработной платы работников внебюджетной сферы являются одними из основных причин текучести педагогических кадров (особенно в сфере дошкольного и дополнительного образования).
Средняя заработная плата учителей составляет 15550 рублей, а воспитателей 9600 рублей с учетом того, что большинство педагогов работают больше, чем на ставку заработной платы.
Распределение педагогических работников по стажу педагогической работы:
|
0 - 3 года |
4 - 10 лет |
11 - 20 лет |
21 - 30 лет |
Более 30 лет |
2007 г. |
148 |
212 |
489 |
482 |
236 |
2008 г. |
170 |
210 |
487 |
495 |
252 |
2009 г. |
181 |
192 |
405 |
497 |
255 |
2010 г. |
203 |
197 |
386 |
493 |
269 |
Анализируя кадровый состав педагогов, можно сказать, что нет уверенности в том, что педагоги с достаточно большим стажем работы способны принимать и реализовывать задачи обновления содержания образования, развития инновационной деятельности, не повышая свою профессиональную компетентность и квалификацию. Большинство педагогов работает с нагрузкой, превышающей установленную, что отрицательно сказывается на качестве преподавания, условиях труда и здоровье педагогов
Наблюдается тенденция старения педагогических кадров образовательных учреждений, нет заинтересованности молодых специалистов перспективами педагогической деятельности, удовлетворенности условиями труда и оплаты, а это приводит к тому, что педагогические коллективы испытывают трудности в осуществлении задач обновления содержания образования, развития инновационных форм деятельности. Средний возраст учителей в городе составляет 45 лет.
Так, 23,7% учителей - пенсионеры, педагогов в возрасте старше 50 лет - 32,2%, в т.ч. 271 учителей, 150 воспитателей, 51 педагог дополнительного образования. С уходом педагогов пенсионного возраста в ближайшие 5 - 10 лет резко возрастет дефицит работников сферы образования.
По данным на сентябрь 2011 года в школы города пришло 11 молодых специалистов, что показывает проблемы обновления кадрового состава образовательных учреждений. Школа испытывает дефицит таких учителей-предметников: учителей английского языка, математики, физики. Дошкольные учреждения испытывают недостаток воспитателей, узких специалистов (логопедов, дефектологов). В связи с этим необходимо предусмотреть развитие мер социальной поддержки работников муниципальной системы образования для закрепления в образовательных учреждениях города педагогических кадров и привлечения молодых специалистов в систему образования муниципального образования.
Необходимо взаимодействие педагогических коллективов образовательных учреждений муниципального образования и профессиональная адаптация молодых специалистов (начинающаяся в период обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования в процессе педагогической практики, продолжающаяся после их трудоустройства в образовательные учреждения). В связи с этим, необходимо обеспечить совместную деятельность педагогического сообщества города по созданию условий для профессионального общения молодых специалистов с целью формирования их профессиональных качеств и опыта. Меры социальной гарантии также должны быть приоритетными в обеспечении поддержки данной категории работников.
Важнейшей задачей в работе Управления образования, образовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования является координация по подготовке и закреплению кадров в образовательных учреждениях города.
Анализ педагогических кадров по уровню образования:
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Среднее профессиональное |
382 |
338 |
378 |
376 |
Незаконченное высшее |
172 |
138 |
159 |
104 |
Высшее профессиональное |
1060 |
1054 |
1011 |
1016 |
Анализ педагогических кадров по уровню квалификации:
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Высшая квалификационная категория (чел.) |
520 |
536 |
584 |
569 |
Первая квалификационная категория (чел.) |
736 |
686 |
674 |
679 |
Вторая квалификационная категория (чел.) |
178 |
180 |
178 |
182 |
Не имеют квалификационной категории (чел.) |
180 |
128 |
112 |
66 |
Управлением образования и образовательными учреждениями совместно с ПОИПКРО создаются условия для повышения профессионализма педагогических работников муниципальной системы образования. Так, обеспечено повышение квалификации работников образования по курсовой подготовке:
|
2008 - 2009 уч. г. |
2009 - 2010 уч. г. |
2010 - 2011 уч. г. |
Всего повышали квалификацию (чел.) |
868 |
990 |
949 |
2. Цели и задачи программы
Цель программы - формирование ресурсного обеспечения системы образования города, обеспечение высококвалифицированными кадрами муниципальной системы образования города для её развития и предоставления качественных образовательных услуг;
- разработать основные направления деятельности Администрации города Великие Луки и Управления образования Администрации города Великие Луки в области кадрового обеспечения в сфере образования города;
- обеспечение высококвалифицированными кадрами муниципальной системы образования города для её развития и предоставления качественных образовательных услуг с учетом потребностей города.
Задачи программы:
- повышение квалификации педагогических работников, обеспечение оптимальных условий для роста профессионального мастерства педагогических работников;
- создание условий для закрепления педагогических кадров в образовательных учреждениях путем обеспечения социальной поддержки педагогов
- усиление профориентационной работы по педагогической направленности.
3. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2012 - 2016 годы. Нецелесообразно определять меньший срок для реализации программы, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий. Вместе с тем, планирование реализации программы в более длительный срок вследствие постоянного изменения ситуации не позволит достичь своевременного желаемого результата.
Постановлением Администрации города Великие Луки Псковской области от 14 августа 2013 г. N 1877 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Ресурсное обеспечение программы
Выполнение намеченных мероприятий планируется осуществлять за счет средств областного и местного бюджетов.
Средства областного и местного бюджета:
Всего: 2012 - 2016 годы - 37861,8 тыс. руб., в т.ч.
областного бюджета - 8565,0 тыс. руб.;
местного бюджета - 29296,8 тыс. руб.
Финансирование программы:
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Всего (тыс. руб.) |
922,0 |
22934,8 |
4610,0 |
4640,0 |
4755,0 |
Областной бюджет (тыс. руб.) |
- |
2100,0 |
2155,0 |
2155,0 |
2155,0 |
Бюджет муниципального образования "Город Великие Луки" (тыс. руб.) |
922,0 |
20834,8 |
2455,0 |
2485,0 |
2600,0 |
Возможно дополнительное выделение средств на реализацию программы в пределах текущего года. Ежегодный объем финансирования мероприятий программы за счет средств муниципального бюджета уточняется по результатам рассмотрения и планирования бюджета города на соответствующий год.
Учитывая динамику изменения российского законодательства в области финансов и бюджетного планирования, существующие тенденции развития финансово-экономической ситуации на период осуществления программы, особенности бюджетного планирования в Российской Федерации, разработчик считает обоснованным при изменениях в структуре и объемах планируемых расходов представлять для согласования проекты смет расходов на финансирование программы на следующий финансовый год, корректировать соответствующий раздел программы, план мероприятий после уточнения бюджета, а при необходимости - связанные с ним разделы программы.
5. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий с указанием сроков, финансовых ресурсов представлен в Приложении к программе.
Порядок и условия реализации п. 3 и п. 4 раздела 2 Программы может устанавливаться в соответствии с принятыми нормативными актами.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы. Система целевых индикаторов программы при её реализации
В результате реализации программы ожидается создание кадровых условий, обеспечивающих развитие муниципальной системы образования, а также наличие механизмов, обеспечивающих:
- совместную деятельность всех субъектов образовательного сообщества муниципального образования по подготовке педагогических кадров;
- объективную оценку труда педагогических работников;
- систему социальной поддержки, стимулирования труда работников муниципальной системы образования для закрепления педагогических кадров в образовательных учреждениях города.
Реализация программы позволит:
- повысить образовательный уровень и уровень профессиональной компетентности педагогических работников муниципальной системы образования;
- создать условия для увеличения притока и закрепления молодых специалистов в муниципальных учреждениях города;
- оптимизировать возрастной состав педагогических кадров в муниципальной системе образования;
- повысить социальную защищенность и обеспечить стимулирование труда работников муниципальной системы образования;
- увеличить число педагогов - участников профессиональных конкурсов, педагогических чтений, конференций и т.д.;
- сохранить уровень обеспечения педагогическими кадрами муниципальных образовательных учреждений, содействовать закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях города.
- содействовать закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной долгосрочной целевой программы
Наименование индикатора |
Базовое значение (2011 г.) (%) |
Динамика целевых показателей (%) |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами с учетом пенсионеров и педагогов в возрасте старше 50 лет / педагогов до 50 лет |
84 / 42 |
88 / 44,7 |
90,5 / 47,4 |
94,8 / 49,1 |
96,5 / 52,8 |
98,8 / 54,6 |
количество трудоустроившихся молодых специалистов |
14 |
16 |
18 |
21 |
23 |
25 |
образовательный уровень педагогических кадров (высшее образование) |
67,9 |
68,2 |
68,9 |
72,3 |
74,2 |
76,6 |
повышение профессионального уровня педагогов (присвоение квалификационной категории) |
95,5 |
96 |
96,3 |
96,8 |
97,3 |
97,8 |
увеличение участников профессиональных педагогических конкурсов, конференций (повышение квалификации) |
65 |
68 |
71 |
74,9 |
78,3 |
80 |
6. Контроль за ходом выполнения программы. Организация управления программой
Контролирует реализацию программы Администрация города Великие Луки. Организационное сопровождение программы осуществляет Управление образования.
Управление образования осуществляет следующие функции
- обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на методическую поддержку педагогов;
- организует и проводит городские профессиональные конкурсы, конференции, педагогические чтения и др.;
- оказывает помощь в подготовке педагогов к областным профессиональным конкурсам, конференциям, чтениям;
- координирует работу руководителей образовательных учреждений по повышению квалификации педагогов, профессиональной переподготовки;
- обеспечивает выявление и распространение лучшего педагогического опыта;
- планирует финансирование программных мероприятий.
Текущий контроль выполнения программы осуществляется Управлением образования. Специалисты управления образования:
- контролируют выполнение программных мероприятий в учреждениях образования;
- проводят мониторинг кадрового потенциала города;
- формируют банк данных по кадровым вопросам.
Руководители муниципальных образовательных учреждений разрабатывают комплекс мероприятий в учреждениях образования, способствующих реализации программы по каждому направлению.
Промежуточный контроль - представление информации о ходе реализации программы заместителю Главы администрации города, координирующему сферу образования
Исполнители мероприятий программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на реализацию программных мероприятий средств.
<< Назад |
Приложение. >> Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Администрации города Великие Луки Псковской области от 30 сентября 2011 г. N 2173 "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.