Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению
Администрации города Пскова
от 25 ноября 2011 г. N 2848
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов
муниципального образования "Город Псков" на период до 2013 года
(утв. постановлением Администрации города Пскова от 25 ноября 2011 г. N 2848)
24 октября 2012 г.
I. Необходимость разработки и реализации Программы
Система общественных финансов Псковской области развивается в соответствии с ориентирами, заданными на федеральном и областном уровне. Администрацией Псковской области была утверждена и в настоящее время реализуется программа "Реформирования региональных финансов Псковской области на 2007 - 2019 годы", в рамках которой нашли отражение и мероприятия по реформированию системы муниципальных финансов.
В рамках реформирования бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Псков" (далее город Псков) стало возможным:
организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
упорядочение основных социальных обязательств;
обеспечение системного подхода к решению проблемы кредиторской задолженности бюджетных учреждений;
поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (реестра расходных обязательств, приоритетных национальных проектов, долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных (муниципальных) заданий);
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
создание законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
создание предпосылок для перевода бюджетных учреждений на новую форму финансового обеспечения муниципальных услуг;
проведение работы по повышению информационной открытости деятельности органов местного самоуправления города Пскова по управлению общественными финансами;
осуществление процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придание этому процессу публичности.
В то же время не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов, механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
бюджетное планирование не увязывается со стратегическим планированием;
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
не соответствует современным требованиям система финансового контроля;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
В настоящее время стало очевидным, что проводимые реформы федерального законодательства увеличивают необходимость выработки и реализации на территории города Пскова нового комплекса мер, которые будут способствовать дальнейшему повышению эффективности бюджетных расходов.
Программа представляет собой комплексный организационно-методологический и практический план действий Администрации города Пскова и ее структурных подразделений по созданию условий для повышения эффективности осуществления бюджетных расходов.
Настоящая Программа позволит обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование мероприятий по реформированию муниципальных финансов города Пскова и будет способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере управления муниципальными финансами и обеспечению качества и доступности муниципальных услуг.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов города Пскова по обеспечению полноты исполнения муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Пскова, повышения качества бюджетного процесса.
Основным условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Пскова.
Для достижения поставленных целей Программы необходимо решение следующих задач:
обеспечение тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов и структурных подразделений Администрации города Пскова по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы планируются разработка и реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Пскова;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Пскова;
переход к утверждению "программного" бюджета;
оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
реформирование системы кассового обслуживания;
развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля;
внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
3. Долгосрочная сбалансированность
и устойчивость бюджета города Пскова
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая дает базовые условия для экономического роста.
В целях обеспечения устойчивости муниципальной экономики необходимо совершенствование ее структуры, внедрение инноваций, осуществление модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшение транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, привлечение инвестиций.
Для решения этих задач необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной и налоговой политики, к которым относятся:
надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития города Пскова, основанного на реалистичных оценках;
ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки обеспеченности необходимыми для их исполнения бюджетными ассигнованиями на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости).
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов необходимо:
совершенствовать среднесрочное планирование путем формирования бюджета на трехлетний период;
рационально, с максимальным эффектом, расходовать бюджетные средства на инвестиционное развитие, совершенствовать ведение мониторинга реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также процедуры принятия решений о реализации новых инвестиционных проектов.
переходить на современные принципы осуществления муниципальных инвестиций и усиление программно-целевой компоненты в инвестиционной политике;
совершенствовать долговую политику, которая должна осуществляться строго в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
развивать доходную базу бюджета путем проведения углубленного анализа предоставляемых льгот по налогам и сборам, создания условий для повышения деловой активности малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности функционирования муниципальных предприятий и организаций с долей участия города Пскова в их уставном капитале, а также полного учета объектов, находящихся в муниципальной собственности;
уточнить формы и порядок ведения реестра расходных обязательств;
совершенствовать порядок составления и ведения кассового плана;
минимизировать дефицит бюджета;
не допускать роста просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
повысить ответственность за надлежащим исполнением своих функций администраторов доходов путем установления персональной ответственности руководителей.
Реализация мероприятий по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Пскова позволит:
снизить размер отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города Пскова за отчетный год от первоначально утвержденного плана;
обеспечить соответствие принимаемых расходных обязательств целям и приоритетам бюджетной политики города Пскова;
повысить прозрачность процедуры формирования проекта бюджета города Пскова на очередной финансовый год и плановый период;
повысить обоснованность планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
4. Внедрение программно-целевых
принципов организации деятельности органов
местного самоуправления города Пскова
В настоящее время повышение эффективности бюджетных расходов может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов. Применение программно-целевого подхода является наиболее действенным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов, связанных с осуществлением бюджетных расходов.
При этом осуществление бюджетных расходов в рамках муниципальных и ведомственных целевых программ (далее - Программы) должно обеспечивать реализацию установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В целях внедрения практики применения программно-целевого бюджетного планирования в городе Пскове:
утвержден Порядок формирования и реализации адресной инвестиционной программы города Пскова (постановление Администрации города Пскова от 29.03.2011 N 485);
утвержден Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования "Город Псков" (постановление Администрации города Пскова от 15.01.2008 N 42 (ред. от 09.09.2011) ;
утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ муниципального образования "Город Псков" (постановление Администрации города Пскова от 15.01.2008 N 43); разработан и утвержден План подготовительной работы Администрации города Пскова по переходу на программно-целевое бюджетное планирование;
в соответствии с распоряжением Администрации города Пскова от 13.05.2011 N 339-р создана рабочая группа, которая провела работу по проведению анализа эффективности реализации принятых долгосрочных целевых программ;
подготовлено техническое задание для проведения анализа формирования, исполнения бюджета города Пскова на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Для обоснования необходимости решения задач программными методами должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития города Пскова и Псковской области, прогнозы развития городских потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния города Пскова.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных и ведомственных целевых программ являются:
формирование Программ исходя из четко определенных целей социально-экономического развития, целевых индикаторов и показателей, являющихся инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы;
определение органов и (или) структурных подразделений Администрации города Пскова (исполнителей-координаторов программ), отвечающих за реализацию Программ (достижение конечных результатов);
установление для Программ измеримых конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации Программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения реализации, а также установление ответственности исполнителей-координаторов за реализацию целевой программы в целом, в том числе за подготовку проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в Программу и о досрочном прекращении ее реализации;
регулярные отчеты о реализации Программ и достигнутых результатах.
При формировании проектов Программ необходимо отражать, в том числе, следующие основные вопросы:
обоснование целей и задач Программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития города Пскова;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, характеристику проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с основными направлениями социально-экономического развития, целесообразность и необходимость решения проблемы программно-целевым методом;
оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы - описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации Программы, общую оценку вклада Программы в достижение соответствующей цели социально-экономического развития города Пскова, оценку рисков ее реализации и оценку эффективности расходования средств;
перечень целевых индикаторов и показателей Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации Программы в целом, основные этапы и сроки их реализации;
обоснование ресурсного обеспечения Программы, необходимого для ее реализации, а также сроков и источников финансирования. Если для реализации Программы планируется привлечение средств федерального и областного бюджетов и внебюджетных средств - обоснование возможности привлечения указанных средств для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
проанализировать и при необходимости внести изменения в утвержденные порядки разработки, формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ;
определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований из бюджета города Пскова на реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
Реализация мероприятий по внедрению программно-целевых принципов позволит:
обеспечить увязку системы стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной перспективе;
закрепить приоритеты бюджетной политики города Пскова на долгосрочную перспективу;
повысить объем бюджетных ассигнований бюджета города Пскова, распределяемого в соответствии с программно-целевыми принципами бюджетного планирования;
повысить качество финансово-экономического планирования и ответственности руководителей исполнительных органов города Пскова и должностных лиц за достижение программных целей и задач;
осуществить переход к программной структуре расходов бюджета.
5. Переход к программной структуре
расходов бюджета города Пскова
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета города Пскова, корректировки бюджетной классификации, а также создания системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом.
При этом предполагается, что в течение ближайших нескольких бюджетных циклов до внесения изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ, утвержденных в установленном Администрацией города Пскова порядке.
Программная структура должна охватывать значительную часть расходов бюджета города.
По мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов Администрации города Пскова, отвечающих за реализацию соответствующих программ.
Укрупнение структуры расходов бюджета позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись и одновременно расширить полномочия главных распорядителей бюджетных средств в части формирования и ведения собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, муниципальных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.
Использование при формировании и исполнении бюджета города Пскова программно-целевого подхода, позволяющего осуществлять концентрацию ресурсов в целях достижения конкретных измеримых результатов, будет являться основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
6. Оптимизация функций муниципального управления
и повышение эффективности их обеспечения
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основные направления повышения эффективности деятельности органов и структурных подразделений Администрации города Пскова:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
обеспечение проведения системного анализа полномочий и функций структурных подразделений администрации города Пскова с целью устранения избыточных и дублирующих функций;
передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
проведение мониторинга качества финансового управления главных распорядителей средств бюджета города Пскова.
Структурными подразделениями администрации города Пскова должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения, и качества финансового менеджмента.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которой предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава муниципального имущества и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
разработка показателей для оценки эффективности использования муниципального имущества.
Результатами реализации указанных мероприятий будут:
рост показателей средней оценки платежеспособности бюджета города Пскова и качества управления муниципальными финансами;
возможное сокращение неэффективных расходов на содержание муниципального имущества.
7. Развитие новых форм оказания
и финансового обеспечения муниципальных услуг
На территории муниципального образования "Город Псков" существующая бюджетная сеть муниципальных учреждений действует на протяжении нескольких десятилетий. В свете проводимых в последние годы Правительством Российской Федерации реформ, связанных с государственным управлением, бюджетным процессом и повышением качества управления финансами, данная бюджетная сеть не отвечает современным социально-экономическим требованиям.
Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Работа по созданию учреждений с иной организационно-правовой формой, отличной от формы бюджетных учреждений, с целью внедрения новых форм бюджетного финансирования Администрацией города Пскова была начата в 2010 году. В рамках реализации Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" было создано четыре муниципальных автономных учреждения.
В 2011 году мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений проводятся в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В соответствии с пунктом 14 статьи 31 указанного закона автономным учреждениям, созданным в 2010 году, был изменен тип учреждения на бюджетный.
Администрацией города Пскова принято Постановление от 08.12.2010 N 2576 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений" в соответствии с которым проведена работа по проведению анализа бюджетной сети и определению критериев изменения типа муниципальных учреждений. В результате установлены графики изменения правового положения существующих бюджетных и автономных учреждений и их финансового обеспечения. Формы финансового обеспечения муниципальных учреждений на период 2011 года и до 1 июля 2012 года определены постановлением Администрации города Пскова от 14.10.2010 N 2627 "Об особенностях правового положения муниципальных учреждений города Пскова в переходный период".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "14.12.2010"
В целом, в течение 2011 года финансирование бюджетных учреждений, в основном, осуществляется, и до конца года будет осуществляться в прежнем порядке на основании утвержденных смет.
С 1 октября 2011 года 3 учреждения сферы образования получили статус автономных учреждений. Учреждения переведены со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на оказание муниципальных услуг.
Реформирование бюджетной сети муниципального образования "Город Псков" планируется завершить до 1 июля 2012 года, что в результате позволит перейти от системы управления затратами к системе управления по результатам.
В целях внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг был разработан и утвержден Постановлением Администрации города Пскова от 24.05.2010 N 1020 Перечень муниципальных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам на территории муниципального образования "Город Псков".
Постановлением Администрации города Пскова от 29 июля 2011 г. N 1590 постановление Администрации города Пскова от 24.05.2010 N 1020 признано утратившим силу
Однако с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" был изменен подход к формированию реестра муниципальных услуг. С учетом требований данного Федерального закона сформирован Перечень муниципальных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в муниципальном образовании "Город Псков" (Постановление Администрации города Пскова от 26.05.2011 N 1034), утвержден Реестр муниципальных услуг муниципального образования "Город Псков" (Постановление Администрации города Пскова от 29.07.2011 N 1590). На основании Перечня муниципальных услуг (работ) утверждены ведомственные перечни муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными и автономными учреждениями, в качестве основных видов деятельности.
С учетом требований Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были изменены все муниципальные правовые акты, принятые ранее, в части формирования муниципальных заданий на оказание услуг, а также разработаны и приняты новые нормативно-правовые документы, необходимые для перехода на нормативное планирование и финансовое обеспечение муниципального задания.
В соответствии с Постановлением Администрации города Пскова от 23.03.2011 N 435 "О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания" завершена работа органов Администрации города Пскова по разработке порядков определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, по утверждению показателей качества муниципальных услуг.
Изменение механизма финансового обеспечения муниципальных учреждений со сметного на предоставление субсидий на выполнение муниципальных заданий потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий.
Работа по формированию муниципальных заданий и определению объема субсидий муниципальным учреждениям на выполнение муниципальных заданий ведется с использованием программного модуля "Муниципальное задание" программного комплекса "Хранилище-КС".
Основной целью разработки и доведения муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг (выполнение работ) до учреждений, финансового обеспечения их выполнения является обеспечение качества и доступности муниципальных услуг (работ), повышение эффективности расходов бюджета города Пскова. Повышение качества муниципальных услуг является первостепенной задачей.
Муниципальные задания устанавливают требования к результатам деятельности муниципальных учреждений. Следовательно, необходимо обеспечить контроль за деятельностью учреждений в части соблюдения ими содержащихся в муниципальных заданиях требований к качеству и объемам оказания услуг (работ).
Для осуществления контроля разработаны Порядок проведения мониторинга и контроля за выполнением муниципального задания, Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, порядок преставления отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества.
Мониторинг и контроль являются обязательными инструментами при предоставлении муниципальных услуг (выполнении работ) муниципальными учреждениями. Цель контроля - определение соответствия плановых параметров муниципального задания фактическим параметрам. Цель мониторинга - использование информации о выявленном соответствии (несоответствии) для проведения оптимизационных процедур. Мониторинг осуществляется в целях определения качества исполнения муниципального задания и, в случае необходимости, проведения его корректировки.
Внедрение новых форм оказания муниципальных услуг (выполнения работ) позволит:
повысить доступность и качество муниципальных услуг (работ) в социально значимых сферах;
создать условия для дальнейшей оптимизации бюджетной сети;
повысить эффективность и открытость деятельности муниципальных учреждений;
развивать материально-техническую базу муниципальных учреждений, в том числе и за счет привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрять в деятельность муниципальных учреждений элементы конкурентных отношений.
8. Совершенствование системы закупок
для нужд заказчиков, финансирование которых осуществляется
из муниципального бюджета
Усиление контроля расходования бюджетных средств на всех стадиях осуществления муниципальных закупок является одной из наиболее актуальных задач деятельности органов местного самоуправления города Пскова
С 1 января 2011 года размещение заказов заказчиками города Пскова осуществляется в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме на электронной площадке с использованием средств автоматизированной системы "АСТ - Сбербанк"" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Комитет по размещению муниципального заказа и комитет правового обеспечения и кадровой работы Администрации города Пскова осуществляет методологическую, методическую, и юридическую помощь муниципальным заказчикам при составлении проектов муниципальных заказов.
В перспективе после формирования федеральными органами комплексной контрактной системы будут созданы такие инструменты, как стандартные спецификации, типовые контракты на стандартные (отдельные) товары, работы и услуги (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение и прочие), автоматизированные средства проведения муниципальными заказчиками мониторинга исполнения муниципальных контрактов, позволяющие муниципальным заказчикам эффективно обеспечивать решение стоящих перед ними задач.
Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Комитетом по размещению муниципального заказа Администрации, заказчиками города Пскова будет обеспечен весь процесс проведения закупок, в том числе размещение информации на официальном сайте Российской Федерации.
Только полная информационная открытость в сфере муниципальных закупок позволит добиться прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
На стадии планирования и размещения заказов необходимо:
установить порядок определения объема и структуры нужд заказчиков, в том числе в натуральном выражении;
утвердить план-график закупок для нужд заказчиков.
В целях формирования нормативно-правового регулирования на стадии исполнения муниципального контракта необходимо:
регламентировать порядок контроля со стороны заказчика за исполнением контракта;
обязать заказчика всегда применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
После изменений в федеральном законодательстве следует рассмотреть возможность создания в бюджетном процессе города Пскова гибких инструментов, направленных на исполнение муниципальных контрактов, с возможностью:
использования муниципальным заказчиком средств от реализации финансового обеспечения при неисполнении либо ненадлежащем исполнении муниципального контракта поставщиком;
уменьшения муниципальным заказчиком объема оплаты по муниципальному контракту на сумму штрафных санкций, предъявленных к поставщику.
Кроме того, в перспективе на контрактную основу будет переведено размещение муниципальных заданий (заказов) на оказание социально значимых услуг.
В рамках настоящей Программы будет продолжена работа по повышению эффективности закупок. В частности, необходимо:
разработать и утвердить Порядок контроля со стороны заказчика за исполнением контракта;
обеспечить составление плана закупок для нужд заказчиков на плановый период;
обеспечить составление сводного плана закупок для нужд заказчиков на плановый период;
осуществлять размещение планов-графиков размещения заказов в сети Интернет.
Совершенствование комплексной контрактной системы должно быть направлено на создание прозрачной и равной среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная муниципальная контрактная система позволит повышать качество и снижать издержки при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач муниципалитета и муниципальных учреждений.
Постановлением Администрации города Пскова от 24 октября 2012 г. N 2838 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Реформирование системы кассового обслуживания
В настоящее время все средства бюджета города сконцентрированы на счетах, открытых в финансовом управлении Администрации города Пскова. Кассовое обслуживание муниципальных учреждений, расположенных на территории города Пскова, осуществляется через лицевые счета, открытые в финансовом управлении Администрации города Пскова.
Общим принципом реформирования кассового обслуживания является переход на обмен электронными документами, заверенными электронной подписью.
В целях реформирования системы кассового обслуживания требуется проведение мероприятий организационного характера и материально-технического обеспечения указанных мероприятий.
Основными мерами по реформированию кассового обслуживания является обеспечение получателей средств бюджета города:
сканерами и лицензионными средствами криптографической защиты информации;
электронными ключами и сертификатами электронных ключей.
Кроме этого необходимо разработать и принять нормативный правовой акт, необходимый для реформирования системы кассового обслуживания, "Об утверждении правил обмена электронными документами в информационной системе проектирования и исполнения бюджета города Пскова и ведения лицевых счетов финансовым управлением Администрации города Пскова" и внести соответствующие изменения в существующие нормативные правовые акты, регламентирующие кассовое обслуживание исполнения бюджета города Пскова.
Разработка проектов иных нормативных правовых актов для реализации мероприятий по реформированию системы кассового обслуживания исполнения бюджета города Пскова не требуется.
Результатом реализации мер будет сокращение времени на прохождение платежей получателей средств бюджета города Пскова.
10. Развитие информационной
системы управления муниципальными финансами
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
Сегодня уже многое сделано в данном направлении, но в то же время видны инновационные перспективы в управлении муниципальными финансами. Наличие большого количества разрозненных информационных баз данных не позволяет оперативно получить однозначное представление о состоянии объекта муниципального управления. Одноименная информация из баз данных, принадлежащих разным ведомствам, не имеет гарантированной идентичности.
В целях централизации и обеспечения прозрачности информации о финансовой деятельности публично-правовых образований необходимо развивать интегрированную информационную систему управления общественными финансами. Возможность предоставлять и получать необходимые данные в режиме реального времени позволит в будущем перейти на новый уровень прогнозирования ситуации в финансовой сфере муниципалитета.
Применение современных средств управления бюджетным процессом основывается на принципах стандартизации, управляемости и прозрачности общественных финансов.
Первейший приоритет дальнейшего развития на современном этапе - это повышение оперативности контроля состояния муниципальных финансов и получение информации для принятия управленческих решений, решить эти задачи без использования новейших информационно-технологических средств практически невозможно.
Для реализации этих задач, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развитие информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет).
Основной целью создания и развития электронного бюджета является обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора муниципального управления за счет формирования единого информационного пространства, применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления муниципальными финансами.
Для достижения поставленной цели электронный бюджет должен обеспечивать решение следующих задач:
обеспечение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, повышение доступности информации о финансовой деятельности;
создание инструментов для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов реализации муниципальных программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора муниципального управления в сфере управления муниципальными финансами;
обеспечение интеграции процессов составления, исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности;
усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:
организация эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
обеспечение проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы;
создание единого портала муниципальных финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности, формируемой на основании сведений системы электронного бюджета.
По итогам создания и развития электронного бюджета будут достигнуты следующие результаты:
сформировано единое информационное пространство и осуществлена интеграция информационных потоков организаций сектора муниципального управления и в целом города Пскова в сфере управления муниципальными финансами;
обеспечена открытость и доступность для граждан и организаций информации о прошлой, текущей и планируемой финансово-хозяйственной деятельности города Пскова;
обеспечена подотчетность органов местного самоуправления, созданы инструменты для повышения ответственности публично-правового образования за выполнение функций, достижение индикаторов результативности деятельности и эффективности использования ресурсов.
Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности расходов бюджета города Пскова.
11. Развитие системы
муниципального внутреннего финансового контроля
Еще одно направление, которое предстоит развивать - это введение внутреннего финансового контроля или аудита.
Эффективная организация финансового контроля в органах местного самоуправления города Пскова представляет обязательный элемент системы управления муниципальными финансами.
Основной целью муниципального финансового контроля является контроль за исполнением бюджета города Пскова, а также определение правомерности, целевого характера, эффективности, рациональности и экономности использования бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.
В настоящее время в городе Пскове осуществление внутреннего финансового контроля регулируется Постановлением Администрации города Пскова от 29.02.2008 N 392 (ред. от 08.08.2011) "Об утверждении Положения о муниципальном финансовом контроле, осуществляемом органами Администрации города Пскова".
Современный процесс реформирования муниципальных учреждений ставит новые задачи перед системой муниципального финансового контроля в соответствии с новыми требованиями законодательства и выражается в потребности учета различий между механизмами финансового обеспечения казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Внутренний финансовый контроль над деятельностью казенных учреждений не подвергнется значительным изменениям, такой контроль будет, по-прежнему, заключаться в мониторинге бюджетной отчетности и исполнения сметы.
Внутренний финансовый контроль над деятельностью бюджетных и автономных учреждений должен осуществляться в форме контроля над использованием субсидий в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Это означает, что необходимо контролировать выполнение муниципального задания и использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, использование субсидий на иные цели, а также расходование иных бюджетных ассигнований.
Таким образом, реформа бюджетных учреждений, инициированная вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", требует внесения изменений в действующую систему внутреннего финансового контроля города Пскова. Возникает потребность в разработке Порядков осуществления финансового контроля для различных типов учреждений (казенных, бюджетных и автономных).
Для решения задачи повышения эффективности внутреннего финансового контроля Администрацией города Пскова принято Постановление от 19.04.2011 N 610 "Об утверждении Порядка осуществления органами и структурными подразделениями Администрации города Пскова контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений города Пскова".
В текущем году необходимо разработать Порядок осуществления контроля за деятельностью автономных учреждений.
Для повышения качества и надежности муниципального финансового контроля необходимо четкое разграничение полномочий по финансовому контролю. Необходимо в структурных подразделениях Администрации города Пскова, имеющих подведомственную сеть учреждений, определить круг должностных лиц по осуществлению контроля за целевым расходованием бюджетных средств, а также контроля за достоверностью результатов выполнения муниципальных заданий и целевых программ.
Для решения проблемы учета отраслевых особенностей взаимодействия с подведомственными учреждениями требуется разработка внутриотраслевых административных регламентов по осуществлению функции контроля в отношении подведомственных учреждений в зависимости от их типа.
Кроме того, необходимо привести действующие нормативные правовые акты в сфере финансового контроля в соответствие с требованиями изменившегося федерального законодательства.
Данные меры позволят обеспечить наибольший охват контролем бюджетных расходов, и как следствие, обеспечить углубленный и расширенный контроль за качеством использования муниципальных ресурсов и недопущения неэффективного использования бюджетных средств. Кроме того, это позволит исключить дублирование в деятельности органов внутреннего муниципального контроля, расширить тематику проверок, наполнить их аналитическим содержанием.
При этом, подготовка совместных итоговых результатов контрольных мероприятий, проведенных структурными подразделениями Администрации города Пскова, сделает возможным выработку совместных управленческих решений, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств и качества оказания муниципальных услуг.
12. Внедрение мероприятий
по повышению энергетической эффективности
Одно из приоритетных направлений в модернизации экономики города Пскова - это обеспечение ее энергоэффективности и внедрение мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также усиление административной и экономической ответственности за энергорасточительную деятельность. Задача по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
Учитывая количество участников процесса энергосбережения и объем действий по повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, проблема решается путем применения программно-целевых методов через реализацию долгосрочной муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в муниципальном образовании "Город Псков" на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"
В целях реализации данной Программы необходимо:
- обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;
- организация проведения энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.
Результатом внедренных мероприятий по повышению энергетической эффективности должно стать сокращение бюджетных расходов на энергоресурсы.
13. Организация выполнения Программы
Координатором выполнения Программы является финансовое управление Администрации города Пскова.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на основе Плана мероприятий в соответствии с приложением N 1 к настоящей Программе.
В Плане мероприятий определены сроки и исполнители по каждому программному мероприятию. Ответственные исполнители обеспечивают выполнение мероприятий в установленные сроки. В случае если для выполнения мероприятия необходима информация от других структурных подразделений администрации г. Пскова, ответственный исполнитель обеспечивает подготовку соответствующих запросов.
В целях обеспечения контроля за выполнением предусмотренных настоящей Программой мероприятий ответственные исполнители ежеквартально (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в финансовое управление Администрации города Пскова информацию о проведенной работе по соответствующим мероприятиям.
Финансовое управление Администрации города Пскова обобщает представленную информацию и не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет отчет о выполнении Программы Главе Администрации города Пскова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.