На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о разработке областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах" Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
4. Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды совместно с Государственным управлением образования Псковской области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 25 февраля 2012 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.
Губернатор области |
А.А. Турчак |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества
на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах"
(утв. распоряжением Губернатора Псковской области от 17 января 2012 г. N 3-РГ)
См. постановление Администрации Псковской области от 29 мая 2012 г. N 263 "Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах"
1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия
и соответствия целей программы целям
и задачам социально-экономического развития области
Школьное лесничество - форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленной на формирование лесоэкологической культуры, понимание смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.
Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями; являются базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду.
Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.
На территории Псковской области школьные лесничества зародились в 1968 году. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, "зеленых" и "голубых" патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным трудом. В связи с тем, что в то время в сельской местности было больше школ, соответственно и численность учащихся в них была достаточно велика. Эти два показателя положительно влияли на количество школьных лесничеств. Пик движения школьных лесничеств пришелся на середину 70-х годов прошлого века. В Псковской области к 1978 году было организовано и действовало 55 школьных лесничеств с общей численностью ребят 1327 человек. В истории эколого-биологического движения 90-е годы ХХ века являются периодом определения стратегии сохранения и развития системы школьных лесничеств.
В 2003 году в системе лесного хозяйства Псковской области организовано и действует 42 школьных лесничества, объединяющие 652 учащихся школ. Кроме экологического дополнительного образования, включающего в себя работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, школьные лесничества оказывали существенную помощь лесному хозяйству: члены школьных лесничеств участвовали во всех видах деятельности, связанной с охраной, защитой лесов. Юные лесоводы оказывали помощь в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности. Работа со школьными лесничествами считалась одним из приоритетов деятельности лесхозов.
Силами школьных лесничеств оказывалась существенная помощь лесхозам в проведении мероприятий по охране лесов и животного мира, посадке и уходе за лесом, выращиванию в питомниках и теплицах посадочного материала, сборе лекарственно-технического сырья, грибов, ягод, шишек хвойных пород, изготовлению гнездовий. Удельный вес работ, выполняемых школьными лесничествами, составлял 10% от общего объема работ, выполняемых в лесхозах.
Продуманная и проверенная на деле система обучения и воспитания детей в системе школьных лесничеств убедительно показала, каких весомых результатов можно добиться, если орган управления лесным хозяйством и школа действуют в тесном контакте, решая общие задачи по сохранению и преумножению лесных территорий.
Начиная с 2006 года в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране произошли кардинальные изменения в лесном хозяйстве. Произошедшее смещение приоритетов в экономике страны и области негативно сказалось на школьных лесничествах. Итогом этих перемен явилась полнейшая ликвидация всех действующих на территории области школьных лесничеств.
На сегодняшний день существенно изменились требования к уровню экологического образования и менталитета молодого поколения. Лесная отрасль Псковской области нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. В лесном секторе области сегодня ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим складываются объективные условия вовлечения подростков в экологическую деятельность путем восстановления и дальнейшего развития движения школьных лесничеств как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения, бережного отношения к лесу и природе в целом.
Школьные лесничества являются первой ступенью лесного и экологического образования и способны влиять в дальнейшем на профессиональный выбор учащихся.
Наряду с организацией движения школьных лесничеств, главным образом затрагивающего сельскую молодежь, повышение уровня экологической грамотности и экологической культуры необходимо осуществлять через информированность городской молодежи. Решение поставленной задачи в рамках города Пскова эффективно через объединение детей на базе "Лесной школы" государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Псковский областной Дом детства и юношества "Радуга".
2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом
Проблема развития движения школьных лесничеств носит комплексный характер, отличается величиной масштаба, поскольку требует реализации программных мероприятий на значительной территории области.
Организация и развитие движения школьных лесничеств на территории Псковской области опирается на согласованное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, уполномоченных проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства и образования, руководителей и специалистов структурных территориальных единиц лесничеств, а также руководителей и педагогов образовательных учреждений, на их технические, финансовые и организационные возможности.
Результаты работы школьных лесничеств во многом зависят от профессионального уровня их руководителей - специалистов лесного хозяйства, преподавателей образовательных учреждений, лесничих школьных лесничеств. В связи с этим создание организационной структуры движения школьных лесничеств Псковской области целесообразнее на основе реализации областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах" (далее - программа).
Программно-целевой метод позволит:
объединить и скоординировать действия двух ведомств на региональном уровне;
выработать комплекс мероприятий, направленных на решение обозначенной проблемы, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;
осуществлять целевое и адресное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области развития движения школьных лесничеств с учетом их нужд;
повысить эффективность расходования бюджетных средств, получить конкретные и значимые результаты.
Программно-целевое управление деятельностью школьных лесничеств обеспечит возможность развития школьных лесничеств как одного из направлений дополнительного экологического образования в создании профильной ориентации как компонента системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода
При сохранении существующей тенденции основными недостатками развития школьных лесничеств в Псковской области без использования программно-целевого метода являются:
отсутствие согласованного комплексного подхода к решению обозначенных выше задач и проблем;
наличие не взаимоувязанных мероприятий как способа создания условий для развития движения школьных лесничеств и невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий;
отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение проблем, а также деятельности исполнителей программы.
Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на:
решении приоритетных задач и реализации мероприятий в предполагаемые сроки и с минимальными затратами;
соответствии основных мероприятий организационно-правовым мероприятиям, осуществляемым в области;
эффективности расходования средств областного бюджета.
Вследствие этого сроки и затраты, необходимые для достижения результатов, возрастут, а отдельные поставленные задачи достигнуты не будут.
Отказ от использования программно-целевого метода не позволит обеспечить решение проблемы по организации развития движения школьных лесничеств.
4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблем
В качестве возможных вариантов решения указанных проблем в сфере формирования экологической грамотности и экологической культуры молодого поколения на территории Псковской области рассматриваются два:
с использованием программно-целевого метода;
без использования программно-целевого метода.
Первый вариант - использование программно-целевого подхода в решении проблемы развития движения школьных лесничеств. Данный вариант позволит полностью достигнуть цели и задачи программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств. Он предполагает наиболее рациональный и действенный способ решения проблемы воссоздания и дальнейшего развития движения школьных лесничеств как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к лесу и природе в целом путем комплексного объединения всех заинтересованных лиц данного процесса на областном уровне. При данном варианте риск для развития движения школьных лесничеств минимален.
Второй вариант - решение проблемы развития движения школьных лесничеств без использования программно-целевого метода. В данном случае в связи с отсутствием необходимой нормативной базы, объединяющей интересы заинтересованных структур и обеспечивающей формирование организационных и кадровых условий для создания и деятельности школьных лесничеств, возникнут негативные последствия, связанные с невозможностью реализации отдельных мероприятий и, в конечном итоге, вероятен риск, связанный с невозможностью создания и функционирования намеченных пилотных проектов по трем школьным лесничествам.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является первый.
5. Ориентировочные сроки, а в случае
необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию программы предлагается осуществить в 2012 - 2014 годах.
Этапы реализации программы:
первый этап - 2012 год;
второй этап - 2013 - 2014 годы.
На первом этапе формируется необходимая нормативная правовая база для реализации механизмов снижения административных барьеров, обеспечивающая формирование организационных и кадровых условий для деятельности и развития школьных лесничеств. В рамках этого этапа реализуются мероприятия по созданию материально-технической базы школьных лесничеств.
На втором этапе осуществляется практическое внедрение комплекса мероприятий, для реализации которых на первом этапе осуществлялось формирование нормативной основы. Апробируются механизмы функционирования организационной структуры на примере трех пилотных школьных лесничеств.
Программа рассматривается как первый этап развития движения школьных лесничеств. Проведение дальнейших мероприятий по развитию сети школьных лесничеств на территории Псковской области планируется осуществлять в период до 2020 года при условии пролонгации программы.
6. Предложения по целям и задачам программы,
целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценить ход реализации программы по годам
Целью программы является организация и развитие движения школьных лесничеств.
Задачи программы:
обеспечение условий для создания и функционирования школьных лесничеств;
воспитание экологической грамотности социально активной молодежи;
вовлечение подростков в деятельность по рациональному использованию и восстановлению лесных ресурсов.
Решение поставленных задач путем реализации системно-ориентированных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению цели программы.
Целевые индикаторы программы:
количество школьных лесничеств;
доля школ, в которых школьники состоят в школьных лесничествах и "Лесной школе", от общего числа школ области;
количество членов школьных лесничеств и "Лесной школы", поступивших в учебные заведения на специальности, связанные с лесной и экологической отраслями.
7. Предложения по основным мероприятиям,
направленным на решение каждой из поставленных задач
Основные мероприятия, предусмотренные программой, способствующие качественному решению поставленных задач.
1. Обеспечение условий для создания и функционирования школьных лесничеств:
создание нормативной базы, обеспечивающей формирование организационных и кадровых условий для деятельности и развития школьных лесничеств;
создание материально-технической базы и содержание школьных лесничеств и "Лесной школы".
2. Воспитание экологической грамотности социально активной молодежи:
организация мероприятий с целью углубления знаний у учащихся в области экологии и лесного хозяйства.
3. Вовлечение подростков в деятельность по рациональному использованию и восстановлению лесных ресурсов:
приобретение практических навыков в области использования, защиты, воспроизводства лесов;
проведение областного конкурса "Тайны леса";
участие во всероссийском юниорском лесном конкурсе "Подрост".
8. Предложения по объемам и источникам
финансирования программы
Школьные лесничества являются вновь создаваемым видом деятельности, поэтому для эффективности выполнения мероприятий, предусмотренных программой, требуется создание материально-технической базы для проведения теоретических, практических и опытно-исследовательских работ.
Финансирование программы предполагается осуществлять в полном объеме из областного бюджета:
2012 год - 2 379 445 рублей;
2013 год - 1 324 505 рублей;
2014 год - 1 324 505 рублей.
Всего на период с 2012 по 2014 годы на финансирование программы требуются финансовые средства в объеме 5 028,46 тыс. рублей.
Дополнительные источники финансирования программы не планируются.
9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого
варианта решения проблемы
Ожидаемая эффективность и результативность реализации программы будет оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе 6 настоящей концепции.
Реализация программных мероприятий обеспечит благоприятные условия для создания и функционирования трех пилотных проектов школьных лесничеств.
Главный эффект, который предполагается достичь в результате выполнения программы, состоит в возрождения утраченных в период социально-экономических преобразований в стране школьных лесничеств на территории области, позволит оказать ощутимую подготовку по ряду основных предметов общеобразовательной школы: химия, биология, география, природоведение и др.
10. Предложения по исполнителям программы
1. Государственное управление образования Псковской области.
2. Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
3. Казенное учреждение "Бежаницкое лесничество", казенное учреждение "Порховское лесничество", казенное учреждение "Невельское лесничество".
4. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Псковский областной Дом детства и юношества "Радуга".
11. Предложения о разработчике программы
и исполнителе-координаторе программы
Разработку программы осуществляют Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, Государственное управление образования Псковской области, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Псковский областной Дом детства и юношества "Радуга".
Исполнителем-координатором программы предусматривается определить Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Псковской области от 17 января 2012 г. N 3-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах"
Текст распоряжения официально опубликован не был