25 января 2012 г.
См. также приказ Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 2 февраля 2012 г. N 5 "Об утверждении Порядка организации опережающего профессионального обучения женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда"
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы".
2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор области |
А.А. Турчак |
Областная долгосрочная целевая программа
"Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 29 декабря 2010 г.
N 548)
25 января 2012 г.
Постановлением Администрации Псковской области от 25 января 2012 г. N 23 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 12 сентября 2011 г.
Паспорт
областной долгосрочной целевой программы
"Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области
на 2010-2013 годы"
Наименование программы |
"Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Администрации области от 30 июня 2010 г. N 177-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" |
Разработчик Программы |
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Исполнитель-координатор Программы |
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Исполнители Программы |
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения Государственное управление образования Псковской области; Государственный комитет Псковской области по культуре; Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту; Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области; Государственное архивное управление Псковской области; ГБУ ПО "Автобаза Администрации Псковской области во взаимодействии с: органами местного самоуправления; Государственной инспекцией труда в Псковской области; Региональным объединением работодателей Псковской области; Управлением Роспотребназора по Псковской области; Псковским областным советом профсоюзов |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет: снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; повышения качества рабочих мест и условий труда; снижения смертности от предотвратимых причин; улучшения здоровья работающего населения. Задачи Программы: 1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда. 2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. 3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда. 4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности |
Основные целевые индикаторы |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих; уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих; показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников |
Сроки реализации Программы |
2010-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы на весь период реализации составит 2000 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: 2011 год - 600 тыс. рублей; 2012 год - 700 тыс. рублей; 2013 год - 700 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: снизить уровень производственного травматизма на 20 процентов; улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5 процента; обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда; расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни, охране здоровья населения, важными из которых являются:
развитие системы охраны труда и снижение производственного травматизма;
повышение культуры производства;
стимулирование внедрения современных систем управления человеческими ресурсами в организациях области;
обеспечение профилактики профессиональных заболеваний.
В Псковской области в последние годы закрепилась положительная тенденция снижения общего уровня производственного травматизма. В период с 2005 по 2008 год общий уровень производственного травматизма в области сократился в 1,3 раза - с 2,2 до 1,7 пострадавших на 1000 работающих. При этом показатели по уровню производственного травматизма в Псковской области ниже, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации.
Показатели производственного травматизма в 2006-2009 годах
|
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек |
Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек |
||||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Российская Федерация |
3,1 |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
0,124 |
0,119 |
0,124 |
0,109 |
Северо-Западный федеральный округ |
4,2 |
3,9 |
3,6 |
3,3 |
0,122 |
0,096 |
0,114 |
0,103 |
Псковская область |
2,2 |
2,0 |
1,7 |
1,7 |
0,14 |
0,095 |
0,128 |
0,122 |
Ежегодно снижается число впервые выявленных профессиональных больных: 2005 год - 36 человек, 2006 год - 43 человека, 2007 год - 40 человек, 2008 год - 33 человека, 2009 год - 12 человек.
Показатели профессиональной заболеваемости
в Псковской области в 2007-2009 годах (на 10000 работающих)
|
Годы |
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
Численность лиц с впервые установленным заболеванием - всего (по России) |
7501 |
7265 |
нет данных |
На 10000 работающих, человек |
1,54 |
1,47 |
нет данных |
Численность лиц с впервые установленным заболеванием всего (по Псковской области) |
40 |
33 |
12 |
На 10000 работающих, человек |
1,77 |
1,47 |
0,56 |
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация остается достаточно напряженной. Значительное число работников ежегодно получают травмы, заканчивающиеся смертельным исходом. Показатель численности пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в Псковской области выше, чем по России и Северо-Западному федеральному округу.
Среди причин производственного травматизма продолжают преобладать причины организационного характера, которые не зависят от экономического положения организаций, наличия финансовых и материальных ресурсов, а определяются отношением работодателей к профилактике производственного травматизма.
Сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателей экономить на охране труда, а работника рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается, прежде всего, в действующей сегодня системе установленных компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
В настоящее время в Российской Федерации действует статусный (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в списках, утвержденных в установленном порядке.
При этом работники, чьи профессии не включены в данные списки, лишены права на получение указанных компенсаций, в то время как работникам, поименованным в списках, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест не относятся к вредным или опасным, компенсации продолжают предоставляться.
Существующий подход носит дискриминационный характер.
При этом реальная картина может быть еще хуже, поскольку официальным статистическим наблюдением охвачено лишь около 45% работников. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени факторы повреждений здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций работников, т.е. так называемые "скрытые профессиональные риски", уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Более 29% ежегодно умирающих жителей Псковской области составляют граждане в трудоспособном возрасте (30 % - по России).
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с каждым годом увеличивается: 2005 год - 14%, 2007 год - 15,2%, 2008 год - 18,1%, 2009 год - 19,8%.
Действующая в стране модель социального страхования, когда компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшему работнику, а не по причине наличия виновного, приводит к отсутствию экономической заинтересованности и у администрации в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. Восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже.
Общее число оплаченных дней по пособиям по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями за 2009 год в области составило 16703 дня на сумму 5933,5 тыс. рублей. Производственный травматизм и профессиональные заболевания оказывают негативное влияние на экономическое состояние предприятий, повышают уровень трудозатрат, а значит, снижают уровень их конкурентноспособности, вынуждают нести дополнительные расходы.
Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.
Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и находятся в сфере их прямой ответственности и экономической заинтересованности.
Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
Только консолидированные усилия органов исполнительной власти, сторон социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве.
Использование программно-целевого метода в системе управления охраной труда предусмотрено в действующем законодательств, в том числе:
в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
в статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
в статье 4 Закона области от 04 марта 2004 г. N 341-ОЗ "Об охране труда в Псковской области", утвержденного постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26 февраля 2004 г. N 677, в соответствии с которой к полномочиям органа исполнительной власти области в области охраны труда относится разработка и исполнение областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
Реализация Программы позволит обеспечить снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе непрерывного совершенствования системы управления охраной труда и эффективно расходовать средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышения качества рабочих мест и условий труда;
снижения смертности от предотвратимых причин;
улучшения здоровья работающего населения.
Задачи Программы:
1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности.
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Показатели реализации Программы по годам представлены в разделе 6 Программы.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться с 2010 по 2013 годы в два этапа.
На первом этапе (с 2010 г. по 2011 г.) планируется создание системы управления профессиональными рисками на уровне отдельных организаций, которая предоставит работодателям возможность:
оценивать вероятность повреждений (утраты) здоровья работников и своевременно реализовывать меры по исключению или уменьшению уровней воздействия источников профессионального риска;
планировать мероприятия по медицинскому, в том числе диспансерному обслуживанию и санаторно-курортному лечению работников, а также мероприятия, связанные с трудовой и социальной реабилитацией;
оценивать качество и эффективность проводимых мероприятий по охране и улучшению условий труда.
На втором этапе (с 2012 г. по 2013 г.) предусматривается приступить к внедрению системы управления профессиональными рисками, реализации мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, поэтапного повышения качества рабочих мест и условий труда (индикатор - снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам).
4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое
обоснование Программы
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования Программы за весь период реализации составит 2000 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе:
2011 год - 600 тыс. рублей;
2012 год - 700 тыс. рублей;
2013 год - 700 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы указаны исходя из расходов на реализацию мероприятий Программы и подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий год.
Постановлением Администрации Псковской области от 25 января 2012 г. N 23 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 12 сентября 2011 г.
5. Перечень мероприятий Программы
(тыс. рублей)
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит:
снизить уровень производственного травматизма на 20 процентов;
улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5 процента;
обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда;
расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации.
7. Система целевых индикаторов
с методикой оценки эффективности Программы
Программа улучшения условий и охраны труда должна быть экономически эффективной за счет существенного увеличения объема предотвращенного ущерба и снижения экономических потерь в связи с производственными травмами и профессиональными заболеваниями, в том числе:
выплат из Фонда социального страхования Российской Федерации (ежемесячные выплаты пострадавшим, пособия по временной нетрудоспособности, расходы на реабилитацию пострадавших;
расходов работодателей на компенсации работникам за работу в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере, молоко и лечебно-профилактическое питание).
Эффективность Программы определяется степенью достижения ожидаемых целевых показателей Программы.
Используемые в Программе целевые показатели не предполагают специальные методики расчета, поскольку их величины являются абсолютными.
8. Организация управления
Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения.
Контроль за выполнением мероприятий Программы, за целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляет Администрация области.
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения при необходимости в установленном порядке вносит предложения по внесению в Программу необходимых уточнений и изменений.
Контроль за расходованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Псковской области от 29 декабря 2010 г. N 548 "Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Псковская правда" от 14 января 2011 г. N 4-5
Постановлением Администрации Псковской области от 11 апреля 2014 г. N 125 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Псковской области от 22 июля 2013 г. N 320
Постановление Администрации Псковской области от 25 октября 2012 г. N 559
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 7 июня 2012 г.
Постановление Администрации Псковской области от 25 января 2012 г. N 23
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Подпункт 1.1.1 и 1.3.1 названного постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 12 сентября 2011 г.