14 апреля, 5 июля, 1 сентября, 22 декабря 2011 г., 2 мая 2012 г.
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы" в Законе области от 24 декабря 2010 г. N 1035-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
3. Объем финансирования областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор области |
А.А. Турчак |
Областная долгосрочная целевая программа
"Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2011 г.
N 62)
14 апреля, 5 июля, 1 сентября, 22 декабря 2011 г., 2 мая 2012 г.
Постановлением Администрации Псковской области от 2 мая 2012 г. N 216 паспорт настоящей Программы изложен в новой редакции
Паспорт
областной долгосрочной целевой программы
"Старшее поколение Псковской области на 2011 - 2013 годы"
Наименование программы |
"Старшее поколение Псковской области на 2011 - 2013 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Распоряжение Администрации области от 25 февраля 2011 г. N 46-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011 - 2013 годы" |
Разработчик программы |
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области |
Исполнитель-координатор программы |
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области |
Исполнители программы |
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области; Управление информационных технологий Администрации области; Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения; Государственное управление образования Псковской области; Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту; Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации; Государственный комитет Псковской области по молодежной политике; Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию; Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле; Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области; Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора; Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям; региональные отделения общественных организаций ветеранов, инвалидов, пожилых людей; государственное бюджетное учреждение Псковской области "Центр информационных систем Псковской области; органы местного самоуправления |
Цели и задачи программы |
Цель программы: формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей путем повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. Задачами программы являются: принятие организационно-правовых мер, направленных на улучшение положения и качества жизни пожилых людей, их социальной защищенности; обеспечение комплекса социально-экономических мер, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, укрепление их социальной защищенности, повышение уровня социального обслуживания; содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества, развитию их творческого и культурного потенциала |
Основные целевые индикаторы |
Доля разработанных нормативных правовых актов для реализации программы за отчетный период в общем количестве запланированных; количество учреждений по работе с молодежью, на базе которых созданы волонтерские бригады по оказанию социальных услуг пожилым гражданам; количество работников государственных учреждений социального обслуживания (работники учреждений интернатного типа для пожилых, инвалидов, участковые социальные работники, социальные работники, оказывающие услуги на дому), прошедших курсы повышения квалификации; доля государственных стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проведен капитальный ремонт, от общего количества интернатных учреждений для пожилых и инвалидов; количество пенсионеров, получивших адресную материальную помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и областного бюджета; доля граждан, принявших участие в областных общественно и социально значимых мероприятиях и в мероприятиях, направленных на реализацию социокультурных потребностей пожилых граждан, к общему количеству пенсионеров по старости; численность пожилых граждан, прошедших обучение через службу занятости населения; количество учебных заведений, привлеченных к организации экскурсий для социально незащищенных категорий граждан; количество туроператоров, привлеченных к организации туров для социально незащищенных категорий граждан; количество организованных и проведенных экскурсий, краеведческих поездок и паломнических туров |
Сроки реализации программы |
2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем средств, направленных на реализацию программных мероприятий в 2011 - 2013 годах, составляет 369147,4 тыс. руб., из них: областной бюджет - 345421,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 г. - 187757,0 тыс. руб.; 2012 г. - 58224,0 тыс. руб.; 2013 г. - 99440,0 тыс. руб.; внебюджетные источники - 23726,4 тыс. руб.; в том числе по годам: 2011 г. - 6769,8 тыс. руб.; 2012 г. - 7106,6 тыс. руб.; 2013 г. - 9850 тыс. руб.; из них: средства Пенсионного фонда Российской Федерации - 23326,4 тыс. руб.; в том числе по годам: 2011 г. - 6669,8 тыс. руб.; 2012 г. - 9700 тыс. руб., 2013 г. - 9700,0 тыс. руб.; спонсорские средства - 400 тыс. руб., в том числе по годам: 2011 г. - 100,0 тыс. руб., 2012 г. - 150,0 тыс. руб., 2013 г.-150,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Создание нормативной правовой базы, предусматривающей укрепление социальной защищенности пожилых граждан; обеспечение охвата социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; создание 2 пунктов проката современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами; оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания и укрепление их материально-технической базы; создание единой консультационно-информационную службы в рамках реализации проекта по созданию центров телефонного обслуживания (ЦТО) граждан; организация волонтерского движения среди молодежи по предоставлению пожилым гражданам социальных услуг; осуществление информационного сопровождения в СМИ области проблем пожилых граждан; внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания наиболее эффективных технологий и методов работы, в том числе в надомных условиях (институт сиделок, патронажная служба, мобильные социальные бригады) |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. N АЖ-П12-8307 и направлена на повышение социальной защищенности и качества жизни пожилых людей.
В Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года одним из приоритетных направлений в среднесрочной и краткосрочной перспективе является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и граждан пожилого возраста.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в области является высокая численность лиц пожилого возраста, которая в настоящее время превышает общероссийский показатель и составляет более 25% от общей численности населения области. Свыше 208 тысяч жителей области, достигнув установленного пенсионного возраста, принадлежат к старшему поколению. По прогнозам, высокая доля лиц пожилого возраста в структуре населения области в долгосрочной перспективе сохранится. Наибольшее количество граждан пожилого возраста по удельному весу в половозрастной структуре приходится на жителей сельской местности, обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами.
В силу возрастных особенностей многие пожилые люди с трудом адаптируются в изменяющихся социально-экономических условиях, чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность.
Отмечается снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан области. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения, также у них ограничены возможности для полноценного участия в общественной жизни, в связи с чем пожилым гражданам требуется помощь, учитывающая значительную дифференциацию, многообразие потребностей и запросов граждан данной категории.
С этой целью в области функционируют государственные учреждения социального обслуживания стационарного и нестационарного типа.
Сеть стационарных учреждений, в которых проживают, находясь на полном социальном обслуживании, более 2,5 тысяч пожилых граждан, представлена 28 домами-интернатами общего типа, 2 специальными интернатами для одиноких престарелых, 9 психоневрологическими интернатами, 3 учреждениями для лиц без определенного места жительства.
Анализ состояния имеющейся на сегодняшний день материально-технической базы государственных учреждений стационарного социального обслуживания Псковской области на предмет их удаленности от районных центров, соответствия нормам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, а также наличие свободных мест в домах-интернатах общего типа говорит о необходимости реорганизации и оптимизации действующей сети государственных учреждений социального обслуживания Псковской области.
С целью оптимизации сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания области, защиты прав граждан, нуждающихся в стационарной социальной помощи, улучшения условий их проживания, рационального использования денежных средств, а также приведения правового положения государственных учреждений социального обслуживания в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в период до 2020 года планируется ликвидация малокомплектных домов-интернатов для престарелых и инвалидов и создание новых домов-интернатов общего типа, которые будут соответствовать нормам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям и расположены в непосредственной близости к пожарным частям районов области.
Вместе с тем, остается острой проблема технического состояния зданий стационарных учреждений социального обслуживания, необходимость укрепления материально-технической базы данных учреждений. Значительную поддержку в данном направлении в рамках реализации своих социальных программ оказывает Пенсионный фонд Российской Федерации. В 2010 году за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации был проведен капитальный ремонт в Опочецком доме-интернате для инвалидов и престарелых и Первомайском психоневрологическом интернате на сумму 3616 тыс. руб., финансирование из областного бюджета составило 7600 тыс. руб.
За период реализации программы за счет средств областного бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации планируется провести капитальный ремонт в 21 стационарном учреждении интернатного типа, что позволит повысить качество проживания пожилых граждан в данных учреждениях.
С целью создания новой модели учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов повышенной комфортности планируется строительство в Псковской области государственного автономного учреждения "Социальный городок", являющегося альтернативой существующим домам-интернатам для граждан пожилого возраста и инвалидов, что создаст условия для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере, новых условий финансирования деятельности учреждения. Создание данной модели учреждения обеспечит максимальный комфорт и улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, квалифицированный уход за ними, повышение социального статуса личности, позволит приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной домашней обстановки.
Предоставление социальных услуг в нестационарных условиях осуществляют 26 государственных учреждений - центров социального обслуживания, расположенных в каждом муниципальном образовании. Одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, центрами оказывается социально-бытовая помощь на дому, такую повседневную помощь в настоящее время получают около 7 тысяч граждан пожилого возраста.
В связи с недоступностью основных социально-значимых объектов для жителей удаленных волостей и деревень особенно остро стоит проблема оказания помощи пожилым людям в сельской местности. В связи с этим для улучшения качества социального обслуживания населения области, повышения доступности социальных услуг гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах, а также для оказания помощи экстренного характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе центров социального обслуживания с 2009 года поэтапно введена служба участковых социальных работников, осуществляющих прием граждан непосредственно по месту жительства.
Участковым социальным работником проводится консультирование граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки, осуществляется прием документов, а также возложена функция социального патронажа семей и граждан, нуждающихся в помощи.
В настоящее время активно развиваются и внедряются в практику работы нестационарных учреждений социального обслуживания наиболее эффективные технологии и методы работы в надомных условиях с гражданами пожилого возраста, в том числе создание службы сиделок, патронажная служба, специализированная система оказания услуг экстренной социально-медицинской помощи гражданам "тревожная кнопка", формирование мобильных социально-медицинских бригад.
Помимо социально-экономических трудностей, испытываемых многими пожилыми гражданами в современном обществе, они испытывают также проблемы психологического характера, типичные для старшего поколения в целом. В целях поддержания заинтересованности пожилых людей в социально-экономическом и культурном развитии области требуется дальнейшее решение проблем их социальной адаптации и творческой реализации.
В данном направлении программно-целевым методом могут быть сформулированы государственные обязательства в отношении людей старшего поколения области по повышению уровня и качества их жизни путем развития социального партнерства в сотрудничестве органов исполнительной власти с различными организациями по предоставлению пожилым людям защиты, помощи и услуг.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
В связи с этим важным направлением деятельности по формированию социальной активности пожилых граждан является осуществление мер, направленных на совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей.
В настоящее время все большее количество пожилых людей проявляет интерес к социальным процессам и культурной жизни, выражают готовность передавать свой жизненный опыт молодым. Учитывая данные тенденции, в рамках настоящей программы предусмотрены мероприятия, направленные на развитие наставничества в профессиональной сфере, создание возможности передавать накопленный опыт и навыки молодому трудовому поколению.
Кроме того, в рамках программы запланированы мероприятия по развитию социального туризма, обеспечивающего реализацию конституционных прав пожилых людей в лечении и оздоровлении, рекреации, благоприятной окружающей среде, в повышении культурного уровня, в посещении значимых историко-культурных и природных местностей.
На формирование активного жизненного потенциала и укрепление здоровья граждан старшего поколения направлены программные мероприятия по развитию коммуникативных связей пенсионеров, их участие в образовательных программах в рамках проекта "Университет третьего поколения", а также предусматривающие вовлечение пожилых граждан в оздоровительные физкультурно-массовые мероприятия.
Таким образом, острота проблем пожилых граждан, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, требует их решения с учетом всех сторон жизнедеятельности пожилых людей, целенаправленных действий на основе программно-целевого подхода.
Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации программы позволят учесть многие аспекты проблем пожилых людей;
межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления, общественных объединений;
распределение полномочий и ответственности. Четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления, а также возможность привлечения общественных организаций, коммерческих структур для выполнения программных мероприятий. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы. В рамках программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации программы;
длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.
С учетом изложенного использование программного метода представляется наиболее целесообразным для создания условий, способствующих повышения качества жизни граждан пожилого возраста.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски - финансирование мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.
2. Цели и задачи программы
Целью программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей путем повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
принятие организационно-правовых мер, направленных на улучшение положения и качества жизни пожилых людей, их социальной защищенности;
обеспечение комплекса социально-экономических мер, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, укрепление их социальной защищенности, повышение уровня социального обслуживания;
содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества, развитию их творческого и культурного потенциала.
3. Сроки реализации программы
Срок реализации программы рассчитан на период с 2011 по 2013 год.
Постановлением Администрации Псковской области от 2 мая 2012 г. N 216 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое
обоснование программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников.
Внебюджетными источниками финансирования мероприятий программы являются средства Пенсионного фонда Российской Федерации, спонсорские средства, а также финансовые ресурсы отечественных и иностранных организаций.
Объемы и источники финансирования программы
тыс. рублей
|
2011 - 2013 годы |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего по программе |
369147,4 |
194526,8 |
65330,6 |
109290,0 |
из них: |
|
|
|
|
областной бюджет |
345421,0 |
187757,0 |
58224,0 |
99440,0 |
внебюджетные источники |
23726,4 |
6769,8 |
7106,6 |
9850,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
средства Пенсионного фонда Российской Федерации |
23326,4 |
6669,8 |
6956,6 |
9700,0 |
спонсорские средства |
400,0 |
100,0 |
150,0 |
150,0 |
Объем финансирования программы из областного бюджета определяется исходя из расходов, необходимых для реализации программных мероприятий, указанных в разделе 5 настоящей программы, и подлежит ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий год.
5. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий программы с указанием объемов финансирования и сроков их реализации представлен в приложении к программе.
Постановлением Администрации Псковской области от 22 декабря 2011 г. N 524 раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы
В результате реализации программы предполагается:
создание нормативной правовой базы, предусматривающей повышение качества жизни и укрепление степени социальной защищенности пожилых граждан;
обеспечение охвата социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;
создание 2 пунктов проката современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами;
оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания и укрепление их материально-технической базы;
создание единой консультационно-информационную службы в рамках реализации проекта по созданию центров телефонного обслуживания (ЦТО) граждан;
организация волонтерского движения среди молодежи по предоставлению пожилым гражданам социальных услуг;
осуществление информационного сопровождения в СМИ области проблем пожилых граждан;
внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания наиболее эффективных технологий и методов работы, в том числе в надомных условиях (институт сиделок, патронажная служба, мобильные социальные бригады).
Кроме того, за счет программы будет осуществляться поддержка ветеранского движения.
Постановлением Администрации Псковской области от 22 декабря 2011 г. N 524 раздел 7 настоящей Программы изложен в новой редакции
7. Система целевых индикаторов и методика
оценки эффективности реализации программы
Целевые индикаторы и показатели реализации программы
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться исполнителем-координатором программы ежегодно по итогам ее исполнения и в целом после завершения реализации программы в соответствии с приложением N 4 к Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ, утвержденному постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174.
8. Организация управления
программой и контроль за ходом ее реализации
В целях обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации программы исполнитель-координатор программы - Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области:
организует ведение отчетности по реализации программы;
направляет в Государственное управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Псковской области и в Государственное финансовое управление Псковской области по запросам необходимую информацию о подготовке и реализации программы;
ежегодно подготавливает обоснованные предложения по уточнению перечня программных мероприятий, целевых индикаторов и показателей, затрат по программным мероприятиям, составу исполнителей;
ежегодно совместно с исполнителями программы распределяет по программным мероприятиям выделяемые средства на реализацию программы;
ежегодно до 01 марта подготавливает и направляет в Государственное управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Псковской области и в Государственное финансовое управление Псковской области доклады о ходе реализации программы и использовании финансовых средств;
организует размещение в средствах массовой информации основных сведений о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.
Контроль за расходованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Администрации Псковской области от 2 мая 2012 г. N 216 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к областной долгосрочной целевой
программе "Старшее поколение
Псковской области на 2011-2013 годы"
Перечень
мероприятий областной долгосрочной целевой программы
"Старшее поколение Псковской области на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2011 г.
N 62)
14 апреля, 5 июля, 1 сентября, 22 декабря 2011 г., 2 мая 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Псковской области от 28 февраля 2011 г. N 62 "Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Псковская Правда" от 19 апреля 2011 г. N 68-70
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Псковской области от 5 декабря 2013 г. N 572
Постановление Администрации Псковской области от 14 августа 2013 г. N 372
Постановление Администрации Псковской области от 4 апреля 2013 г. N 152
Постановление Администрации Псковской области от 30 ноября 2012 г. N 615
Постановление Администрации Псковской области от 17 августа 2012 г. N 429
Постановление Администрации Псковской области от 2 мая 2012 г. N 216
Постановление Администрации Псковской области от 22 декабря 2011 г. N 524
Постановление Администрации Псковской области от 1 сентября 2011 г. N 331
Постановление Администрации Псковской области от 5 июля 2011 г. N 253
Постановление Администрации Псковской области от 14 апреля 2011 г. N 140