На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012 - 2017 годы".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора о разработке областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012 - 2017 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012 - 2017 годы" Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора.
4. Государственному комитету Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012 - 2017 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 31 марта 2012 г.
5. Заместителю Губернатора области Кузнецову А.В. обеспечить выполнение Государственным комитетом Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора пункта 4 настоящего распоряжения.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.
И.п. Губернатора области |
С.Г. Перников |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы
"Чистая вода Псковской области на 2012 - 2017 годы"
(утв. распоряжением Губернатора Псковской области от 27 марта 2012 г. N 11-РГ)
1. Характеристика проблемы и обоснование
ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам
социально-экономического развития области
Основополагающим условием повышения комфорта проживания и здоровья жителей Псковской области является предоставление в полном объеме качественных услуг водоснабжения и водоотведения, а также эффективное и сбалансированное развитие водного сектора Псковской области.
Понятие водного сектора включает систему источников водоснабжения, подготовки питьевой воды, ее транспортировки, систему технического водоснабжения, отведения сточных вод, их очистки и сброса очищенных сточных вод в водные объекты.
Водоснабжение на территории Псковской области осуществляется из подземных и поверхностных источников. Из поверхностных источников снабжаются водой два города области - г. Псков (река Великая) и г. Великие Луки (река Ловать). В остальных городах и поселках водоснабжение населения обеспечивается из отдельно расположенных артезианских скважин. В области имеются 22 централизованные системы канализации с очистными сооружениями по очистке сточных вод.
В целом по области обеспеченность населения услугами водоснабжения составляет 60%, услугами водоотведения 58%.
В 2010 г. протяженность водопроводных сетей составила 2566,7 км, канализационных сетей - 965,6 км; число аварий на водопроводных сетях - 1204, на канализационных сетях - 318; доля водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в капитальном ремонте, около 40%; доля утечек и неучтенного расхода воды от общего объема воды, поданной в сеть, - 30%; пропуск воды через очистные сооружения - 83%; пропуск сточных вод через очистные сооружения - 94%.
По данным Государственного доклада Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Псковской области в 2010 году" качество питьевой воды за последние годы по основным санитарно-химическим и микробиологическим показателям остается неудовлетворительным.
В настоящее время положение с ремонтом и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях принимает критический характер. Если системы не будут обеспечены минимально необходимыми инвестициями, их разрушение примет необратимый характер и потребует во много раз больше средств для строительства новых сетей и сооружений. Недостаток средств бюджетного финансирования водопроводно-канализационного комплекса на местном уровне привел к резкому увеличению износа основных фондов. Упадок отрасли также связан с недостаточной государственной поддержкой.
Кризисная ситуация затронула весь водопроводно-канализационный комплекс области, поэтому вышеназванная проблема стала актуальной для нашего региона и требует комплексного решения.
Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является достижение высокого уровня и качества жизни населения с учетом соседства с прибалтийскими странами. Также в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года определена задача по развитию инженерных инфраструктур. Согласно Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года реализовать данную задачу возможно путем реализации мер по предотвращению "инфраструктурных кризисов" в муниципальных системах жизнеобеспечения.
Разработка и принятие областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012 - 2017 годы" (далее - Программа) направлены на улучшение качества питьевой воды, на повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в населенных пунктах Псковской области. Следовательно, цель Программы соответствует целям и задачам социально-экономического развития области.
При разработке Программы будут учитываться положения следующих документов долгосрочного планирования:
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р;
федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092;
Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р.
2. Обоснование целесообразности
решения проблемы программно-целевым методом
Масштабность проблем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод характеризуется ухудшением качества питьевой воды; высоким уровнем износа основных производственных фондов (сетей и сооружений); применением устаревших технологий водоподготовки и очистки сточных вод; ухудшающимся состоянием водопроводных сетей и нарушением режимов их эксплуатации, приводящим к неоправданным потерям питьевой воды. Обозначенные проблемы определяют необходимость разработки программы с использованием программно-целевого метода.
Использование программно-целевого метода позволит:
обеспечить комплексный подход к решению проблем в водном секторе;
определить приоритетные направления развития водопроводно-канализационного хозяйства;
обеспечить эффективное планирование развития водопроводно-канализационного хозяйства;
сконцентрировать финансовые и иные ресурсы на проведении комплекса мероприятий;
решение проблем в долгосрочной перспективе, так как в пределах одного финансового года невозможно реализовать весь комплекс мероприятий.
Применение программно-целевого метода должно обеспечить эффективное решение системных проблем водопроводно-канализационного хозяйства области за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате достижение поставленной цели будет затруднено.
3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода в водопроводно-канализационном секторе прогнозируется выявление следующих тенденций:
ухудшение качества воды в водных объектах и питьевой воды;
усиление антропогенного воздействия на водные объекты;
повышение уровня износа основных производственных фондов (сетей и сооружений);
увеличение аварийности на сетях водоснабжения и водоотведения;
ремонтные работы будут проводиться ситуационным способом, то есть по факту свершившейся аварии;
не будет обеспечено техническое перевооружение и реконструкция отрасли.
Улучшение качества воды можно прогнозировать только в случае проведения в населенных пунктах реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений, замены водопроводных и канализационных сетей, капитального ремонта и реконструкции очистных сооружений канализации.
4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два:
без принятия программы;
с принятием программы.
Первый вариант предусматривает разрозненные проекты и мероприятия по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Одним из серьезных рисков при решении проблем без применения программно-целевого метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов. Этот вариант не предполагает координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки и не приведет к созданию какой-либо действенной системы по решению обозначенных проблем. Главным недостатком данного варианта является ситуационный способ решения проблем, возникших по факту, а также отсутствие плановой деятельности. Невозможно будет привлечь дополнительные источники финансирования, например, средства федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.
Второй вариант предусматривает принятие Программы.
Данный вариант позволит подойти к решению существующих проблем комплексно путем объединения усилий нескольких исполнителей и за счет финансирования четко определенных Программой мероприятий.
Реализация Программы в запланированных объемах финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия Программы в 2012 - 2017 годах. Использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками. Одним из рисков этого варианта решения проблемы является административный риск. Данный риск заключается в невыполнении исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы. Существует риск увеличения стоимости оборудования и материалов, закупаемых в рамках программных мероприятий. Также возможно невыполнение или неполное выполнение подрядчиками обязательств по контрактам в части соблюдения сроков реализации программных мероприятий.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант.
5. Ориентировочные сроки,
а в случае необходимости - этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Программу предполагается реализовать с 2012 по 2017 годы. В пределах одного года невозможно реализовать весь комплекс мероприятий, так как решение заявленной проблемы требует долгосрочного планирования.
6. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценить ход реализации Программы по годам
Целью Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, путем проведения мероприятий по повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Задачи Программы:
модернизация систем водоснабжения;
модернизация систем водоотведения и очистки сточных вод.
Задачи будут реализовываться путем модернизации инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также проведения ремонтных работ на изношенных объектах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Предложения по целевым показателям.
1. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
2. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.
3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене или капитальному ремонту.
4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене или капитальном ремонте.
5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
6. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод.
7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения.
7. Предложения по основным мероприятиям,
направленным на решение каждой из поставленных задач
Основные мероприятия, способствующие решению поставленных задач.
1. Модернизация систем водоснабжения:
капитальный ремонт водопроводных сетей;
капитальный ремонт скважин.
2. Модернизация систем водоотведения и очистки сточных вод:
капитальный ремонт канализационных сетей;
реконструкция очистных сооружений канализации.
8. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Финансирование Программы предполагается за счет средств областного бюджета. Возможно привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Объемы финансирования Программы предполагаются следующие с учетом возможностей областного бюджета:
2012 год - 124960,0 тыс. рублей;
2013 год - 72000,0 тыс. рублей;
2014 год - 79310,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования на последующие годы (2015 - 2017 годы) будут определены в Программе.
9. Предварительная оценка ожидаемой
эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы будет оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе 6 настоящей Концепции.
В ходе осуществления программных мероприятий планируется достигнуть следующих тенденций предлагаемого варианта решения проблемы:
улучшение качества питьевой воды: снижение доли воды, отбор которой произведен из водопроводной сети, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и по микробиологическим показателям, до 22,4% и до 5,9% соответственно;
сокращение аварийности на сетях водоснабжения и канализации на 14%;
уменьшение доли водопроводных сетей, нуждающихся в замене и капитальном ремонте, до 34%;
уменьшение доли канализационных сетей, нуждающихся в замене и капитальном ремонте, до 33%;
увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 96%;
увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 6%;
применение современных технологий при водоподготовке и очистке сточных вод;
снижение антропогенного воздействия на водные объекты области.
10. Предложения по исполнителям Программы
В качестве исполнителей Программы предлагаются:
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле;
органы местного самоуправления муниципальных образований области.
11. Предложения о разработчике Программы
и исполнителе-координаторе Программы
Определить разработчиком и исполнителем-координатором Программы Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Псковской области от 27 марта 2012 г. N 11-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Чистая вода Псковской области на 2012 - 2017 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был