Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 32. Гласность в деятельности комиссий референдума
1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной комиссией работы со списками участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Для присутствия на заседаниях соответствующей комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов участников референдума и осуществляется работа с перечисленными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Соответствующая комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей комиссии, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с перечисленными в пункте 1 настоящей статьи документами.
3. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены настоящим Законом.
4. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования на референдуме и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели.
5. Наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать в иных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов референдума, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах референдума, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.
6. Всем членам комиссии, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на участке референдума, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов участников референдума.
7. Наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, каждая иная группа участников референдума, а также общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне.
Наблюдателем может быть гражданин, достигший 18 лет. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, либо общественным объединением, указанным в пункте 7 настоящей статьи, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии (территориальной, участковой), куда направляется наблюдатель, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
9. Указанное в пункте 8 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую комиссию в период, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, а в иную комиссию - с момента начала голосования на участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе о результатах повторного подсчета голосов участников референдума.
10. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума могут назначить в каждую участковую комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими действиями по референдуму в помещении для голосования. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению референдума, одной иной группы участников референдума, одного общественного объединения. Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, настоящем Законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования на референдуме, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.
11. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками участников референдума, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в любое время в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;
4) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участников референдума; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
6) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
7) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
8) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона, действия (бездействие) комиссии референдума в вышестоящую комиссию референдума или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума;
10) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественного объединения, направившего наблюдателя в комиссию. Если наблюдатель направлен инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, это также может быть указано на нагрудном знаке. Форма нагрудного знака устанавливается избирательной комиссией области.
12. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать участникам референдума бюллетени;
2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;
7) проводить агитацию по вопросам референдума среди участников референдума;
8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
13. Представители средств массовой информации, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения референдума, вправе:
1) присутствовать на заседаниях комиссий;
2) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
3) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение в средствах массовой информации;
4) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
14. Копии протоколов и иных документов комиссии заверяются председателем комиссии, либо его заместителем, либо секретарем комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "Верно" или "Копия верна", расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и проставляют печать комиссии.
15. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.