Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 30 октября 2012 г. N 158 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к приказу
Государственного комитета
Псковской области
по труду и занятости населения
от 10 сентября 2012 г. N 133
Ведомственная целевая программа
"Содействие занятости населения Псковской области на 2013 - 2014 годы"
(утв. приказом Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 10 сентября 2012 г. N 133)
30 октября 2012 г., 25 февраля, 28 мая 2013 г.
Приказом Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 28 мая 2013 г. N 82 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2013 - 2014 годы"
I. Проблема, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне
1.1. Ситуация на рынке труда Псковской области
Последствия финансово-экономического кризиса отрицательно сказались на отдельных показателях социально-экономического развития региона.
В Псковской области сохраняется сложная демографическая ситуация. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения составляла 673,4 тыс. человек. Среднегодовые темпы снижения численности населения области в 2002 - 2010 годах составили 1,4% против 0,8% в 1989 - 2002 годах.
Естественная убыль населения не перекрывается миграционным притоком и служит основной причиной снижения численности населения области. Все эти изменения неблагоприятно сказываются на качественном составе трудовых ресурсов - происходит снижение их численности и "старение".
По данным Псковстата в январе-июне 2012 года индекс промышленного производства по Псковской области составил 100,2 процента к аналогичному периоду прошлого года (АППГ). Среднесписочная численность работников организаций в январе-мае 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 1,5% и составила 220,0 тыс. чел. Удельный вес убыточных организаций в январе-мае 2012 года составил 40,3 процента (в АППГ - 38,0%).
Число увольнений продолжает превышать число принятых на работу. По данным Псковстата, в июне 2012 года, принято на работу 2047 человек (2,6% от списочной численности работников), выбыло по различным причинам 2447 человек (3,2%). В общей численности выбывших работников подавляющее большинство 71,4% - уволившиеся по собственному желанию, 7% - выбывшие по соглашению сторон и 1,9% - в связи с сокращением численности.
В июне 2012 года работали в режиме неполного рабочего времени: по инициативе работодателя - 158 человек (0,2% списочной численности работников обследуемых организаций), по соглашению между работником и работодателем - 297 человек (0,4%). Численность работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по заявлению работника, составляла 2241 чел. (2,9% списочной численности работников).
Заработная плата в Псковской области остается самой низкой среди регионов СЗФО, составляя (по данным Росстата) в мае 2012 года 59,4% от средней зарплаты по СЗФО и 65,3% от средней по РФ. В январе-мае 2012 года размер среднемесячной начисленной заработной платы одного работника составлял 16423 руб. (113,2% к АППГ); индекс реальной начисленной заработной платы - 109,4% к соответствующему периоду 2011 года.
Суммарная задолженность по заработной плате по организациям наблюдаемых видов экономической деятельности, на 01.01.2012 года, составляла 17,8 млн. рублей, что по сравнению с началом 2011 года была больше на 726 тыс. руб. (4,3%).
Региональная величина прожиточного минимума в среднем на душу населения Псковской области во II квартале 2012 года составляла 6284 руб., что на 380 руб. или 6,4% больше, чем в АППГ.
Численность экономически активного населения во II квартале 2012 года составляла 362,4 тысячи человек, из которых 337,8 тысячи были заняты различными видами экономической деятельности. Общая численность безработных (24,6 тыс. чел.) сократилась по сравнению с АППГ на 9,3 тыс., уровень общей безработицы (6,8% от ЭАН) снизился на 2,8 п.п. по сравнению с АППГ (9,6%).
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости уровень занятости в Псковской области (в среднем за II квартал 2012 г.) составлял 63,5 процента, что ниже среднего значения (68,3%) по СЗФО.
Продолжающиеся структурные изменения в отдельных сферах экономики, обусловленные последствиями экономического кризиса, являлись причиной высвобождения рабочей силы.
В соответствии с данными оперативного мониторинга высвобождения работников в связи с ликвидацией предприятий и организаций или сокращением численности работников, проводимого Государственным комитетом Псковской области по труду и занятости населения, на конец 2011 года численность работников, находящихся под риском увольнения, снизилась в 1,3 раза по сравнению с АППГ и составила 11,2 тыс. человек; с января по июль 2012 г. численность, работников, предполагаемая к высвобождению, составила 1265 чел.
В результате массовых увольнений в 2011 году в 13 организациях были уволены 482 человека, что в 2,3 раза больше, чем в 2010 г. (в 4 организациях - 210 чел.).
В январе-декабре 2011 года в городские и районные центры занятости населения Псковской области за предоставлением государственных услуг обратились 31,2 тыс. человек, в том числе в целях поиска подходящей работы - 24,8 тыс. человек или 79,5%; по сравнению с 2010 годом меньше на 6,2 и 5,4 тыс. человек соответственно.
В 2011 году нашли работу на условиях постоянной и временной занятости 12,7 тыс. граждан (51% от обратившихся), что на 20 процентов меньше, чем в 2010 году (15,8 тыс. граждан или 52,3% от обратившихся).
Анализ структурного состава граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, показал, что в 2011 году и по сравнению с 2010 годом удельный вес женщин в общей численности возрос с 48% до 50%; граждан в возрасте 14-29 лет - с 38% до 39,3%; учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, - с 10% до 11,5%; лиц, ранее не работавших и ищущих работу впервые, - с 19,7% до 21,7%; лиц, имеющих инвалидность, с 4,8 до 5,3 процента.
В январе-декабре 2011 года 3288 работодателей заявили о потребности в работниках для замещения 38147 свободных рабочих мест (вакантных должностей), а с учетом незаполненных вакансий, перешедших с прошлого года, их число составило 41668 единиц, это на 462 ед. меньше, чем в 2010 году.
В среднем по области на одну заявленную вакансию по состоянию на 1 января 2012 года претендовали 1,3 незанятых гражданина, состоящих на учете в службе занятости (на 01.01.2011 г. - 2,3).
Содействие в трудоустройстве оказано 12,7 тыс. человек, или 51,2 процента от числа обратившихся (в 2010 году - 52,1%), в том числе 6,5 тыс. женщин (26,2 процента); 5,7 тыс. человек в возрасте 14-29 лет (58%); 10,0 тыс. работников негосударственного сектора экономики (54,3 процента); 9,8 тыс. незанятых граждан (45,6 процента); 3,8 тыс. граждан, ранее не работавших, ищущих работу впервые (70,3 процента); 0,4 тыс. инвалидов (30,8 процента).
Официальный статус безработного в январе-декабре 2011 года получили 15,3 тыс. человек, что на 4,6 тыс. человек меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения Псковской области на 01.08.2012 г., составила 5184 чел., снижение к началу 2012 года составило 871 чел. или 14,4 процента (на 01.08.2011 г. - 6600 чел, снижение к началу 2011 г. - 11,6%).
Уровень регистрируемой безработицы на 01.08.2012 г. составил 1,4 процента к ЭАН, что на 0,4 п.п. меньше, чем год назад (на 01.08.2011 г. - 1,8% к ЭАН).
В структуре безработных граждан женщины составляли 54 процента; молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 18,3 процента; инвалиды - 11,2 процента; жители сельской местности - 39,9 процента; высшее и среднее профессиональное образование имели 35,6 процента безработных; выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней составляли 0,9 процента.
Основная часть безработных - 2,3 тыс. человек (38,2 процента) находилась на учете и получала пособие в течение периода от 1 до 4 месяцев; 1,4 тыс. человек (22,7 процента) - от 4 до 8 месяцев; 0,7 тыс. человек (12,3 процента) - от 8 месяцев до 1 года; 0,5 тыс. человек (8,7 процента) - более года. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в 2011 году составляла 4,9 месяца (в 2010 г - 5,0 мес.) в I полугодии 2012 года - 5,2 месяца.
1.2. Анализ результатов реализации ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2011 - 2012 годы"
В результате деятельности органов службы занятости и других социальных партнеров на рынке труда Псковской области сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости.
Реализация ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа) в течение 2011 и I полугодия 2012 годов позволила:
обеспечить постоянную и временную занятость 14,5 тыс. чел., в том числе в I полугодии 2012 г. - 5163 чел.;
трудоустроить на общественные работы 4217 человек, в том числе в I полугодии 2012 г. - 1599 чел.;
трудоустроить на временные работы 4189 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе в I полугодии 2012 г. - 1437 чел.;
трудоустроить на временные работы 692 безработных гражданина, испытывающего трудности в поиске работы, в том числе в I полугодии 2012 г. - 216 чел.;
трудоустроить на временные работы 55 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в том числе в I полугодии 2012 г. - 5 чел.;
оказать содействие самозанятости 1174 безработным гражданам, в том числе в I полугодии 2012 г. - 98 чел.;
организовать профессиональное обучение 3221 безработного гражданина, в том числе в I полугодии 2012 г. - 1038 чел.;
обеспечить уровень трудоустройства безработных граждан, завершивших профессиональное обучение по направлению службы занятости в 2011 году - 68%, в конце 2012 года - 70%;
оказать услуги по социальной адаптации 3128 безработным гражданам, в том числе в I полугодии 2012 г. - 990 чел.;
оказать услуги по профессиональной ориентации 29,2 тыс. чел., в том числе в I полугодии 2012 г. - 8,5 тыс. чел.;
оказать содействие гражданам в переезде в другую местность, безработным гражданам и членам их семей в переселении для трудоустройства по направлению органов службы занятости - 11 чел., в том числе в I полугодии 2012 г.- 5 чел.;
оказать гражданам, признанным в установленном порядке безработными, единовременную финансовую помощь при открытии ими собственного дела в I полугодии 2012 г. - 32 чел. (всего в 2012 году -145 чел.);
организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в I полугодии 2012 г. - 33 чел. (всего в 2012 году - 50 чел.);
организовать стажировку выпускников профессиональных образовательных учреждений в I полугодии 2012 г.- 5 чел. (всего в 2012 году - 55 чел.);
обеспечить социальную поддержку 11810 безработным гражданам, в том числе в I полугодии 2012 г. - 6309 чел.".
Эффективность реализуемого трудового посредничества исполнителей мероприятий программы в 2011 и 2012 годах определяется следующими показателями, (согласно федеральному нормативу доступности и обеспеченности по Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 года N 618):
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1064 постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 618 признано утратившим силу с 1 января 2012 г.
в %
Целевой индикатор |
Норматив |
2011 г. |
2012 г. I полугодие |
Доля безработных граждан направленных на профессиональное обучение (от общего числа официально зарегистрированных безработных граждан) |
20 |
32,5 |
17,1 |
Доля безработных граждан участвующих в общественных и временных работах (от общего числа официально зарегистрированных безработных граждан) |
45 |
53,4 |
30,2 |
Доля несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет временно трудоустроенных в свободное от учебы время (от общего числа граждан этой категории) |
9,2 |
9,4 |
4,9 |
Доля безработных граждан получивших услугу по социальной адаптации (от общего числа официально зарегистрированных безработных граждан) |
20 |
20,7 |
16,4 |
Доля безработных граждан получивших услугу по содействию самозанятости (от общего числа официально зарегистрированных безработных граждан) |
3,6 |
16 |
1,6 |
Эффективность реализации программы в 2011 и 2012 годах определяется путем соотнесения степени достижения целевых показателей и целевых индикаторов, установленных нормативами доступности и обеспеченности.
N |
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. I полугодие |
1. |
Коэффициент эффективности участия безработных в профессиональном обучении (К1) |
1,6 |
0,8 |
2. |
Коэффициент эффективности участия безработных граждан в общественных и временных работах (К2) |
1,19 |
0,7 |
3. |
Коэффициент эффективности участия во временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет (К3) |
1,02 |
0,5 |
4. |
Коэффициент эффективности участия безработных в социальной адаптации безработных граждан (К4) |
1,04 |
0,8 |
5. |
Коэффициент эффективности участия безработных в мероприятиях по содействию развития предпринимательства и самозанятости (К5) |
4,44 |
0,4 |
Цели программы в 2011 году достигнуты в полном объеме:
Кср = К1+К2+К3+К4+К5/5 = 1,85 >1;
Цели программы в I полугодии 2012 года достигнуты в объеме:
Кср = К1+К2+К3+К4+К5/5 = 0,64 - планируется достичь Кср = 1 к концу 2012 года, где:
Кср - усредненный коэффициент эффективности участия безработных граждан в мероприятиях;
К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициенты эффективности участия безработных граждан в соответствующих мероприятиях программы.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), с основными показателями прогноза социально-экономического развития Псковской области на период до 2015 года, в соответствии с постановлением Администрации области от 29 июня 2007 N 279 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Псковской области".
В соответствии с Положением о Государственном комитете Псковской области по труду и занятости населения, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 16.09.2009 N 260 и в соответствии со ст. 1 Закона о занятости населения органы службы занятости Псковской области оказывают государственные услуги в сфере занятости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "16.07.2009"
Основой Программы является система мероприятий, которые определены целевыми установками и задачами, а также сложившейся и прогнозируемой ситуацией на рынке труда и возможностями финансирования.
Мероприятия Программы по количеству участников и по финансовым ресурсам рассчитаны исходя из развития и прогноза ситуации на рынке труда Псковской области в 2012 - 2014 годах (Приложение N 1).
II. Цель и основные задачи Программы
Целью настоящей Программы является реализация полномочий субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения и обеспечение защиты от безработицы на территории Псковской области.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) создание условий для роста занятости населения за счет информационного обеспечения, реализации мер активной политики занятости;
2) повышение качества и конкурентоспособности незанятого населения, в том числе через профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан с учетом потребности рынка труда;
3) осуществление социальных гарантий безработным гражданам;
4) регулирование внутренней и внешней трудовой миграции;
5) повышение эффективности деятельности органов службы занятости Псковской области, в том числе через развитие информационных технологий.
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы на 2013 - 2014 годы приведены в Приложении N 2 к Программе.
Целевые индикаторы Программы подлежат корректировке в зависимости от изменения ситуации на рынке труда области (Приложение N 1, N 5) и объемов выделенных средств на мероприятия Программы.
Для оценки показателей эффективности деятельности центров занятости населения целевые показатели (контрольные показатели) мероприятий Программы в разрезе центров занятости населения приведены в Приложениях N 6, N 7 к Программе.
Планируемые значения результатов Программы и ее отдельных мероприятий определены исходя из предпосылки преодоления кризисных явлений в экономике, стабилизации ситуации в 2011 году и текущем году и последующем экономическом росте в 2013 - 2014 годах, и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.
IV. Перечень и описание программных мероприятий, информация о необходимых ресурсах и сроках реализации каждого мероприятия
Для выполнения целей и задач Программы предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих гражданам реализацию конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы.
Для создания условий роста занятости населения предусмотрены мероприятия по предоставлению государственных услуг по информированию граждан о положении на рынке труда, реализация мероприятий активной политики в области занятости населения.
В целях повышения качества и конкурентоспособности незанятого населения предусмотрены мероприятия по развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, организации профессионального обучения по профессиям, востребованным на рынке труда Псковской области.
Осуществление социальных гарантий безработным гражданам в период поиска работы осуществляется путем выплаты пособия по безработице, материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, выплаты стипендии в период профессионального обучения по направлению службы занятости, возмещение расходов Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно.
В целях снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда предусмотрено содействие трудоустройству в другой местности путем информирования о вакансиях с предоставлением жилья. Для регулирования внешней трудовой миграции - мероприятия по регулированию привлечения иностранной рабочей силы.
Состав мероприятий, реализуемых в рамках Программы, с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, приведен в Приложении N 2 к Программе.
V. Срок реализации Программы
Программа содействия занятости населения Псковской области рассчитана на 2 года - 2013 и 2014 годы.
В конце каждого года (ноябрь-декабрь) производится этап корректировки прогноза рынка труда, количественных и качественных параметров мероприятий Программы в зависимости от развития экономической ситуации и процессов в сфере занятости населения.
VI. Описание социальных, экономических и иных последствий реализации Программы
Использование программного метода дает возможность последовательно осуществлять меры по обеспечению доступности государственных услуг при реализации мероприятий в области содействия занятости населения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1064 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.04.2012 N 415-н. Программа носит направленный социальный и экономический характер, реализация мероприятий Программы позволит создать условия для устойчивого функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики области на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения напряженности посредством эффективной целевой поддержки граждан, ищущих работу. Повышение результативности реализации Программы будет осуществляться на основе совершенствования:
- технологии работы государственных казенных учреждений Псковской области центров занятости населения (далее - центры занятости населения), направленной на повышение доступности, качества и эффективности предоставляемых государственных услуг;
- среднесрочного финансового планирования;
- системы показателей и критериев эффективности, результативности и качества работы центров занятости населения;
- статистического, финансового и бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения ее соответствия поставленным целям и задачам;
- развития информационных технологий на базе программного комплекса "Катарсис";
- организации повышения квалификации специалистов центров занятости населения по применению современных методов бюджетного планирования, контроля и оценки эффективности произведенных расходов.
Реализация мероприятий активной политики занятости в рамках Программы позволит снизить среднегодовую численность безработных в Псковской области, которая в 2014 году не превысит 6,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит не более 1,65 процента от численности экономически активного населения (в среднегодовом исчислении), коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда - не более 1,1 человека на одну вакансию.
Численность трудоустроенных при содействии службы занятости граждан составит 20 тыс. человек.
Планируемые значения результатов Программы и ее отдельных мероприятий определены исходя из предпосылки преодоления кризисных явлений в экономике, стабилизации ситуации в 2011 году, текущем году и последующем экономическом росте в 2013 - 2014 годах, и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.
Выполнение мероприятий Программы обеспечит реализацию на территории Псковской области конституционного права на труд и социальную защиту безработных граждан от безработицы.
Приказом Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 28 мая 2013 г. N 82 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения
VII. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах Программы
Основной источник финансирования мероприятий Программы - субвенция из федерального бюджета на осуществление переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными и средства областного бюджета.
Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется в порядке, установленном для областного бюджета.
Планируемые объемы финансирования Программы
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
Всего |
В том числе по годам |
|
2013 г. |
2014 г. |
||
Финансовые затраты: |
540252,0 |
265309,0 |
274943,0 |
Областной бюджет |
79932,0 |
39938,0 |
39994,0 |
Федеральный бюджет |
460320,0 |
225371,0 |
234949,0 |
В объемы финансирования Программы могут вноситься корректировки в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда, условиями финансирования, нормативно-правовой базы по этим вопросам и наличия средств на областном уровне.
Объемы финансирования Программы из федерального и областного бюджетов по годам и направлениям расходования - в приложениях N 3, N 4.
IX. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам в течение всего срока реализации ведомственной целевой Программы
При оценке эффективности расходования бюджетных средств, главным основанием является обеспечение доступности и обеспеченности государственными услугами при реализации мероприятий в области содействия занятости населения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1064, а также степень достижения целевых показателей (контрольных показателей) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.04.2012 N 415-н.
X. Методика оценки результативности исполнения Программы
Методика оценки результативности исполнения Программы направлена на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, обеспечение полноты, качества и своевременности реализации полномочий в области занятости населения.
Степень достижения ожидаемых результатов планируется измерять на основании сопоставления фактических значений целевых показателей (индикаторов) с их плановыми значениями. Сопоставление значений целевых показателей производится по каждому расчетному (плановому) показателю.
Комплексный показатель эффективности реализации Программы оценивается на основании достижения целевых показателей и индикаторов Программы путем сопоставления фактически достигнутых показателей и индикаторов с их прогнозными значениями к уровню финансирования с начала реализации Программы по формуле:
УPfi/PniЭ=М/(Ff/Fn) х 100, где
Э - комплексный показатель эффективности реализации Программы (%);
Pfi - фактические значения показателей (индикаторов), достигнутых в ходе реализации Программы;
Pni - плановые значения показателей (индикаторов), утвержденных Программой;
М - количество показателей;
Ff - фактическое финансирование на текущую дату;
Fn - нормативное финансирование Программы.
Данные по фактическим значениям показателей определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения.
Значение индикатора "нет" приравнивается к 0,0%.
Значение индикатора "да" приравнивается к 100%.
Программа считается выполненной, если ее эффективность составляет 80 процентов и более.
Программа нуждается в корректировке и доработке, если эффективность реализации Программы составляет 60-80 процентов.
Программа считается неэффективной, если мероприятия Программы выполнены с эффективностью менее 60 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.