На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области на 2013 - 2017 годы".
2. Принять предложение Управления специальных программ Администрации области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области на 2013 - 2017 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области на 2013 - 2017 годы" Управление специальных программ Администрации области.
4. Управлению специальных программ Администрации области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области на 2013 - 2017 годы" и внести его на утверждение до 20 декабря 2012 г.
5. Заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить выполнение Управлением специальных программ Администрации области пункта 4 настоящего распоряжения.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.
Губернатор области |
А.А. Турчак |
Концепция
областной долгосрочной целевой программы
"Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб
по единому номеру "112" на территории Псковской области на 2013 - 2017 годы"
(утв. распоряжением Губернатора Псковской области от 18 декабря 2012 г.
N 57-РГ)
I. Характеристика проблемы и обоснование
ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам
социально-экономического развития области
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
В Псковской области функционируют службы экстренного реагирования: служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств. Прием и регистрация вызовов от населения осуществляется всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) экстренных оперативных служб по "короткому" номеру соответствующей службы ("01", "02", "03", "04" и т.п.), с сотовых телефонов - "010", "020", "030" и т.п.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер "112", а также определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех действующих экстренных оперативных служб (служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и двух новых служб (служба "Антитеррор" и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях).
В целях реализации вышеназванного постановления необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.
В настоящее время автоматическая переадресация вызова по номеру "112" с мобильных телефонов идет на номера "01" или "02" муниципальных образований Псковской области.
В основном ДДС экстренных оперативных служб Псковской области оснащены аппаратурой автоматического определения телефонного номера и системами записи переговоров. Для связи служб экстренного реагирования с силами и средствами реагирования на происшествия используются радиостанции, в отдельных случаях - сотовая связь. Взаимодействие экстренных оперативных служб при совместном реагировании на чрезвычайные происшествия организуется на основании соответствующих соглашений о взаимодействии либо инструкцией о порядке взаимодействия между службами. Передача информации о чрезвычайных происшествиях между экстренными оперативными службами осуществляется с использованием телефонной сети общего пользования либо прямой телефонной связи при ее наличии.
Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, высокая плотность населения в городах, большое количество мест массового пребывания людей, значительный уровень террористической угрозы и т.д. поставили перед государством и его экстренными оперативными службами новые, более высокие требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях).
Ввиду значительных изменений социально-экономических условий жизнедеятельности населения существующая система реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации перестала соответствовать потребностям общества и показала недостаточную эффективность своего функционирования, например, ростом числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в Псковской области. Количество погибших за первые восемь месяцев 2012 года выросло на 8,3% и составило 170 человек, количество раненых выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составило 1529 человек. Это, в том числе, связано с недостаточно эффективным взаимодействием экстренных оперативных служб, опыт работы которых показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10% случаев требуется привлечение более одной экстренной службы.
Важнейший показатель эффективности действий экстренных оперативных служб - время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на тяжесть последствий происшествия или чрезвычайной ситуации (сокращение числа умерших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба). Недостаточный уровень организации взаимодействия с момента поступления вызова (сообщения о происшествии) до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112) в Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15 - 25%. В результате этого число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7 - 9%. В Псковской области среднее время оперативного реагирования составляет 40 минут, а после внедрения системы-112 составит 20 - 25 минут, это приведет к снижению числа пострадавших и будет способствовать повышению качества жизни населения области, что является одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.
Для решения данных проблем требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной инфраструктур, подсистем приема и обработки вызовов от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы.
II. Обоснование целесообразности
решения проблемы программно-целевым методом
Система-112 должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления Псковской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе:
службы пожарной охраны;
службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
службы полиции;
службы скорой медицинской помощи;
аварийной службы газовой сети;
службы "Антитеррор".
При этом сохраняется возможность осуществить вызов одной экстренной оперативной службы по отдельному номеру. В настоящее время это номера "01", "02", "03" и другие.
Ключевой проблемой при создании системы-112 является неготовность инфраструктуры единых дежурно-диспетчерских служб и экстренных оперативных служб для обеспечения работы единого номера вызова "112". Это, прежде всего, низкий уровень их автоматизации в районных центрах муниципальных образований, слабая подготовленность обслуживающего персонала, а также отсутствие информированности населения о создании системы-112.
В сложившейся ситуации для обеспечения решения перечисленных проблем в приемлемые сроки требуется использование механизма областной долгосрочной целевой программы (далее - ОДЦП).
Данный подход позволит обеспечить снижение потерь населения и материального ущерба путем концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности населения и координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Псковской области.
Работа по созданию и развертыванию системы-112 носит комплексный межведомственный характер. Применение механизма ОДЦП при создании системы-112 в Псковской области обосновано, прежде всего:
высокой социальной значимостью проблемы и ее комплексным характером;
необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Псковской области и органов местного самоуправления, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (федерального и областного бюджетов) на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам;
необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач по приоритетным направлениям;
долговременным характером и масштабами получения эффекта от внедрения системы-112.
Применение механизма ОДЦП позволит обеспечить при решении проблемы комплексность и системность на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности населения;
повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
При применении механизма ОДЦП будут осуществляться:
внедрение современных информационных телекоммуникационных технологий в деятельность экстренных оперативных служб;
совершенствование координации действий экстренных оперативных служб при оперативном реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях) населения;
внедрение современных методов обучения.
Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта в управлении с целью повышения безопасности населения.
III. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Развертывание системы-112 без использования программно-целевого метода предполагается осуществить за счет средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Псковской области на осуществление текущей деятельности.
При таком варианте решения проблемы предполагается:
развертывание системы-112 в 1 - 2 муниципальных образованиях в год;
поэтапные модернизация и интеграция оперативных дежурных служб в систему-112;
обучение персонала системы-112 на существующей учебной базе, не учитывающей специфику функционирования системы-112 и не отвечающей современным требованиям.
В результате для полномасштабного развертывания системы-112 на территории Псковской области потребуется не менее 15 лет. При этом уровень реагирования экстренных оперативных служб будет оставаться низким, риск возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций будет возрастать, сохранится тенденция роста числа погибших и пострадавших от внешних причин смерти.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматривались два:
без принятия областной долгосрочной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа);
с принятием Программы.
Первый вариант предусматривает обеспечение минимизации расходов.
Второй вариант обеспечивает сбалансированное развертывание системы-112.
Первый вариант предусматривает решение проблемы в соответствии со сложившейся практикой, при которой создание системы-112 обеспечивается в рамках отдельных мероприятий, проводимых участниками создания системы-112. Он предполагает выполнение только первоочередных мероприятий по обеспечению развертывания системы-112 для максимальной экономии средств областного бюджета.
При таком подходе основными недостатками в обеспечении эффективного реагирования экстренных оперативных служб на вызовы населения без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:
организационная разобщенность и автономная структура управления государственных органов власти всех уровней и органов местного самоуправления;
невозможность полного и эффективного использования комплексного подхода при развертывании системы-112;
отсутствие системного планирования комплексных действий и использования ресурсов экстренных оперативных служб;
отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по созданию системы-112, а также последовательности их реализации;
длительный период, необходимый для достижения необходимого уровня взаимодействия экстренных оперативных служб;
дистанционное обучение обслуживающего персонала;
невозможность привлечения финансовых средств из федерального бюджета.
К системным рискам такого подхода относится возможность недофинансирования или нерегулярного финансирования, которая возникает главным образом вследствие:
отсутствия стабильного целенаправленного финансирования;
увеличения длительности инвестиционной фазы проекта.
Второй вариант предусматривает принятие Программы.
Он предполагает сбалансированное поэтапное развертывание системы-112, при котором:
определяются основные цели Программы количественного и качественного характера;
осуществляются отбор и обоснование соответствующего комплекса программных мероприятий при оптимальных объемах финансовых средств и очередность их реализации;
осуществляется полномасштабная разработка научно-методического обеспечения создания и функционирования системы-112;
создается в необходимом объеме и в требуемые сроки информационно-техническая инфраструктура системы-112;
создается полноценная система обучения персонала системы-112;
организуется пропаганда системы-112 среди населения всех возрастов с использованием различных способов информирования;
возможность привлечения финансовых средств из федерального бюджета.
Главным риском представляется возможная недостаточная готовность муниципальных районов и экстренных оперативных служб к развертыванию системы-112. Управление риском планируется осуществить за счет гибкого ранжирования служб и районов исходя из готовности их к началу проведения мероприятий.
Таким образом, программный вариант решения проблемы позволит создать современную систему-112 в Псковской области.
V. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2013 - 2017 годы) в 2 этапа:
первый этап - 2013 - 2014 годы;
второй этап - 2015 - 2017 годы.
На первом этапе (2013 - 2014 годы) предусматривается проведение следующих основных мероприятий:
разработка типовых требований, технических решений и методических рекомендаций по развертыванию и организации функционирования системы-112;
строительство и оборудование центров обработки вызовов (далее - ЦОВ) - основного и резервного;
разработка учебно-методических материалов и тренажерного комплекса для подготовки персонала системы-112;
апробация системы первоначального обучения персонала системы-112;
организация и проведение информирования населения о создании системы-112.
На втором этапе (2015 - 2017 годы) предусматривается осуществление следующих основных мероприятий:
полномасштабное развертывание объектов инфраструктуры системы-112 во всех муниципальных образования# Псковской области и завершение создания системы обучения персонала системы-112;
проведение опытной эксплуатации и государственных испытаний системы-112;
начало проведения систематизированного обучения и переподготовки персонала системы-112;
проведение информирования населения о завершении создания системы-112.
VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целью Программы является повышение безопасности населения Псковской области и снижение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру "112".
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
создание информационно-технической инфраструктуры системы-112;
оснащение единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и дежурных служб экстренных оперативных служб современными автоматизированными системами обмена информацией;
создание системы обучения персонала системы-112;
обеспечение информирования населения о функционировании системы-112.
Целевые индикаторы:
среднее время комплексного реагирования экстренных оперативных служб на обращения населения по номеру "112";
доля единых дежурно-диспетчерских служб и экстренных оперативных служб, оснащенных автоматизированными системами обмена информацией, от общего числа единых дежурно-диспетчерских служб и экстренных оперативных служб;
доля специалистов, прошедших обучение и соответствующих требованиям, предъявляемым к персоналу системы-112, по отношению к численности персонала системы-112;
доля населения Псковской области, проинформированного о работе системы-112.
VII. Предложения по основным мероприятиям,
направленным на решение каждой из поставленных задач
Для решения каждой из поставленных задач предусматривается комплекс мероприятий:
1. Создание информационно-технической инфраструктуры системы-112:
проведение проектных работ для определения топологии и состава средств создаваемой системы;
строительство основного и резервного ЦОВ;
оснащение ЦОВ оборудованием, его монтаж, установка программного обеспечения.
2. Оснащение единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и дежурных служб экстренных оперативных служб современными автоматизированными системами обмена информацией:
приобретение оборудования для создания автоматизированных рабочих мест диспетчеров;
проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по созданию автоматизированных рабочих мест диспетчеров, установка программного обеспечения;
интеграция автоматизированных рабочих мест в единую систему.
3. Создание системы обучения персонала системы-112:
обучение обслуживающего персонала на резервном ЦОВ;
организация учебных мест в государственном бюджетном образовательном учреждении Псковской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Псковской области".
4. Обеспечение информирования населения о функционировании системы-112:
доведение информации о системе-112 через средства массовой информации;
установка информационных щитов с информацией о системе-112 на основных автомагистралях области;
информирование учащихся учебных заведений.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета.
Предварительные объемы финансирования Программы
(тыс. рублей)
|
2013 - 2017 годы |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Всего по Программе |
191 800,00 |
15 000,00 |
100 000,00 |
25 600,00 |
25 600,00 |
25 600,00 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
191 800,00 |
15 000,00 |
100 000,00 |
25 600,00 |
25 600,00 |
25 600,00 |
Уточненные объемы финансирования Программы будут определены при формировании программных мероприятий.
Общая сумма по Программе составляет 191 800 тыс. рублей.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблем
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается создать эффективную скоординированную систему реагирования на вызовы населения при происшествиях и чрезвычайных ситуациях и обеспечить оперативное комплексное реагирование на них различных экстренных оперативных служб.
Предусматриваемые затраты позволят за время реализации Программы сократить на 7% смертность населения области относительно 2012 года, создать систему-112 по принципу "одного окна" и гармонизировать способ вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза в соответствии с подписанным Российской Федерацией совместно с государствами - членами Европейского союза в 1998 году телекоммуникационным соглашением, согласно которому единым номером экстренного вызова стал номер "112".
Результативность реализации Программы предполагается оценивать по степени достижения целевых индикаторов.
X. Предложения по исполнителям Программы
Определить исполнителями мероприятий Программы:
1. Главное управление МЧС России по Псковской области.
2. Управление информационных технологий Администрации области.
3. Государственное казенное учреждение Псковской области "Управление обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях".
4. Администрации муниципальных районов и городских округов Псковской области.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Псковской области".
XI. Предложения о разработчике Программы
и исполнителе-координаторе Программы
Определить разработчиком и исполнителем-координатором Программы Управление специальных программ Администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Псковской области от 18 декабря 2012 г. N 57-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области на 2013 - 2017 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был