Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Администрации города Пскова
от 05.12.2011 N 2939
Долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей муниципального образования "Город Псков" на 2012 - 2014 годы"
25 июня 2012 г., 30 января 2013 г.
Постановлением Администрации города Пскова от 30 января 2013 г. N 217 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
I. Паспорт долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей муниципального образования "Город Псков" на 2012 - 2014 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей муниципального образования "Город Псков" на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", статья 12. Областная долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2009 - 2012 годы", утвержденная Постановлением Администрации Псковской области от 23.12.2008 N 350. Распоряжение Администрации города Пскова от 18.10.2011 N 808-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей муниципального образования "город Псков" на 2012 - 2014 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация города Пскова |
Основные разработчики Программы |
Управление образования Администрации города Пскова, Комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации города Пскова, Управление культуры Администрации города Пскова, отдел Администрации города Пскова "Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав" |
Исполнитель-координатор Программы |
Управление образования Администрации города Пскова |
Исполнители Программы |
Управление образования Администрации города Пскова, Комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации города Пскова, Управление культуры Администрации города Пскова, отдел Администрации города Пскова "Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав" |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы: обеспечить стабилизацию и дальнейшее развитие системы детского отдыха и оздоровления. Задачи Программы: 1) скоординировать региональные, муниципальные и общественные усилия в организации отдыха и оздоровления детей муниципальных образовательных учреждений города Пскова; 2) создать необходимые условия для полноценного отдыха и оздоровления детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, находящихся на территории муниципального образования "Город Псков", и загородных оздоровительных лагерях, находящихся в муниципальной собственности. Перевести загородные оздоровительные лагеря на круглогодичный режим работы; 3) увеличить число детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей, состоящих на учёте в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 4) создать условия для творческого развития и оздоровления детей; 5) совершенствовать развитие и реализацию профильных смен, продолжить поддержку инициатив создания вариативных, профильных, тематических программ для детского отдыха и оздоровления; 6) обеспечить профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; 7) обеспечить научно-методическое сопровождение системы отдыха и оздоровления детей; 8) определить ожидаемые результаты (эффект оздоровления) обеспечения отдыха и оздоровления детей; 9) подготовить финансово - экономическое обоснование программных мероприятий обеспечения отдыха и оздоровления детей |
Основные целевые индикаторы Программы |
Важнейшими целевыми индикаторами Программы являются: 1) доля детей, охваченных организованным отдыхом, от общего количества детей школьного возраста; 2) доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших отдых и оздоровление, от общего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации школьного возраста; 3) доля детей, состоящих на учёте в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, получивших отдых и оздоровление, от общего числа детей, состоящих на учёте в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 4) эффективность оздоровительных мероприятий |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы |
Финансирование детских путёвок в оздоровительные лагеря разного типа осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счёт средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы составляет 57 446,5 тыс. рублей. Финансирование из бюджета города Пскова составляет 55 074,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 2 393,5 тыс. рублей; 2013 год - 25 355,0 тыс. рублей; 2014 год - 27 326,0 тыс. рублей Объем финансирования из внебюджетных средств составляет -2 372 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 198,0 тыс. рублей; 2013 год - 647 тыс. рублей; 2014 год - 1527 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: 1) сформулировать целенаправленную социальную политику поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому ребёнку необходимые условия полноценного отдыха и оздоровления; 2) увеличить долю детей, охваченных организованным отдыхом, оздоровлением, укрепивших своё здоровье, до 90% от общего количества детей школьного возраста 7 - 15 лет (включительно); 3) увеличить долю оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до 80% от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что создаёт условия, обеспечивающие снижение подростковой преступности и правонарушений; 4) увеличить долю оздоровленных детей, состоящих на учёте в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, до 75% от общего количества детей школьного возраста, состоящих на учёте в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 5) увеличить количество детей, имеющих после отдыха и оздоровления выраженный оздоровительный эффект до 86,5%, что позволит укрепить здоровье детей и снизить показатели общей детской заболеваемости на 2,5%. |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и обеспечения отдыха и оздоровления учащихся муниципальных образовательных учреждений города Пскова.
Несмотря на достигнутые в последние два года позитивные результаты организации отдыха и оздоровления детей (ежегодно до 80% детей охвачено организованными формами отдыха и оздоровления) остается ряд проблем, требующих решений на муниципальном уровне, направленных на обеспечение доступного отдыха и оздоровления детей различных категорий.
В последние годы у детей и подростков города Пскова отмечается увеличение уровня заболеваемости органов пищеварения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. В настоящее время на диспансерном учете состоят дети с заболеваниями: органов пищеварения - 1347, нервной системы - 1306, опорно-двигательного аппарата - 1708. Остается высоким процент травм у детей. Причинами ухудшения здоровья школьников являются недостаточная эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, увеличение учебной нагрузки в школах, недостаточное время пребывания на свежем воздухе, малоподвижность.
Стабильно высоким остается количество социально незащищенных категорий детей. На 1 сентября 2011 года в городе Пскове проживают 356 детей - сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, 2756 детей из малообеспеченных семей, 2217 детей из многодетных семей. Данные категории детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации, в государственной заботе по укреплению их здоровья и обеспечении их права на отдых и оздоровление.
Социально-экономическое положение большинства семей не позволяет самостоятельно организовывать отдых и оздоровление детей. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводят последних к ранней криминализации. По итогам 9 месяцев 2011 года наблюдается увеличение количества преступлений на 14,0% (от 50 до 57 преступлений).
Стратегическими целями и задачами экономического и социального развития города Пскова являются:
- улучшение качества жизни населения города;
- организация системы поддержки многодетных семей;
- реализация мероприятий, направленных на повышение социальной защищенности нуждающихся категорий граждан.
На выполнение поставленных целей и задач направлены мероприятия Программы, которая обеспечит:
- комплексный подход к созданию благоприятных условий для обеспечения отдыха и оздоровления детей, укрепления их здоровья;
- поддержку детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- решение проблемы безнадзорности детей и подростков;
- профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Таким образом, создание необходимых условий для обеспечения отдыха и оздоровления учащихся муниципальных образовательных учреждений соответствует основным целям и задачам экономического развития города Пскова.
В настоящее время финансирование детских путевок в оздоровительные лагеря разного типа осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников. Решение проблемы требует финансовых затрат из бюджета города Пскова на укрепление и развитие материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, находящихся в муниципальной собственности, на услуги по организации и проведению культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы с детьми загородных и городских оздоровительных лагерей, координации усилий муниципальной инфраструктуры и построения системы обеспечения отдыха и оздоровления детей города Пскова, которая ориентирована на достижение конечных результатов.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:
1) создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей;
2) реализацию статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", гарантирующей обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, сохранение и развитие учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей;
3) поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
4) реализацию комплекса мероприятий, увязанных между собой сроками, ресурсами и исполнителями Программы, что влечет потребность в координации их деятельности.
При разработке Программы рассматривались два варианта решения проблемы создания необходимых условий для обеспечения отдыха и оздоровления детей:
- без принятия Программы;
- с принятием Программы.
Первый вариант предусматривает разрозненные мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и не приведет к обеспечению стабилизации и дальнейшему развитию системы детского отдыха и оздоровления. Основные риски этого варианта заключаются в том, что истинный подход и выделение средств не обеспечат решение поставленных задач. Этот вариант не предполагает сформированности целенаправленной политики поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому ребенку необходимые условия полноценного отдыха и оздоровления, увеличения доли детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением.
При отсутствии системного планирования действий и использования ресурсов развития системы отдыха и оздоровления детей приведет к неисполнению статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", гарантирующей обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, сохранение и развитие учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, в результате чего доля детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, в том числе: детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, снизится до 25%, что будет способствовать росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, увеличению общего уровня заболеваемости детей и подростков.
Второй вариант предусматривает принятие Программы, что позволяет подойти к решению существующих проблем комплексно, путем объединения усилий нескольких исполнителей и за счет финансирования из бюджета города Пскова четко определенных Программой мероприятий.
Основные риски этого варианта связаны с наличием объективных и субъективных причин.
Финансовый риск возможен в случаях меньшего по сравнению с планируемым объемом финансирования Программы из бюджета города Пскова. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выполнить полностью мероприятия Программы, что скажется на бюджетной эффективности Программы.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка мероприятий Программы и показателей в зависимости от достигнутых результатов. В случаях меньшего по сравнению с планируемым объемом финансирования будут реализовываться отдельные мероприятия Программы в пределах средств, полученных на их реализацию в соответствии с Программой.
Административный риск - невыполнение исполнителем Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному не достижением целевых показателей.
Способами ограничения административного риска являются:
1) регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
2) обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных средств.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй из рассмотренных вариантов, который позволит:
1) скоординировать региональные, муниципальные и общественные усилия в организации отдыха и оздоровления детей муниципальных образовательных учреждений города Пскова;
2) создать необходимые условия для полноценного отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, находящихся на территории муниципального образования "Город Псков";
3) увеличить число детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в возрасте от 7 до 15 лет (включительно) до 90%, что позволит обеспечить профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и снизить детскую преступность на 10%;
4) увеличить долю оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до 80% от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение подростковой преступности и правонарушений;
5) увеличить долю оздоровленных детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, от общего количества детей школьного возраста, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, до 75%;
6) увеличить количество детей, имеющих после отдыха и оздоровления выраженный оздоровительный эффект до 86,5%, что позволит укрепить здоровье детей и снизить показатели общей детской заболеваемости на 2,5%.
III. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход выполнения Программы
Целью Программы является обеспечение стабилизации и дальнейшего развития системы детского отдыха и оздоровления.
Основными задачами, решение которых предусмотрено программой, являются следующее:
1) скоординировать региональные, муниципальные и общественные усилия в организации отдыха и оздоровления детей муниципальных образовательных учреждений города Пскова;
2) создать необходимые условия для полноценного отдыха и оздоровления детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, находящихся на территории муниципального образования "Город Псков", и загородных оздоровительных лагерях. Перевести загородные оздоровительные лагеря, находящиеся в муниципальной собственности, на круглогодичный режим работы;
3) увеличить число детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
4) создать условия для творческого развития и оздоровления детей;
5) совершенствовать развитие и реализацию профильных смен, продолжить поддержку инициатив создания вариативных, профильных, тематических программ для детского отдыха и оздоровления;
6) обеспечить профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
7) обеспечить научно-методическое сопровождение системы отдыха и оздоровления детей;
8) определить ожидаемые результаты (эффект оздоровления) организации отдыха и оздоровления детей;
9) подготовить финансово-экономическое обоснование программных мероприятий обеспечения отдыха и оздоровления детей.
Начало реализации Программы - 2012 год.
Окончание реализации Программы - 2014 год.
Период реализации программы - три года.
Важнейшие целевые индикаторы Программы представлены в следующей таблице:
Наименование целевых индикаторов |
Единица измерения |
Методика оценки эффективности Программы |
2011 год (базовый) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Доля детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, от общего количества детей школьного возраста |
% |
Удоо=Чдоо/Чдшв |
83,7 |
85,0 |
87,5 |
90,0 |
Доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших отдых и оздоровление от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
% |
Уднтжсоо=Чднтжсоо/Чднтжс |
72,1 |
74,5 |
77,0 |
80,0 |
Доля детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, получивших отдых и оздоровление, от общего количества детей школьного возраста, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
% |
Удсуовдкднзпоо=Чдсуовдкднзпоо/Чдсуовдкднзп |
71,6 |
72,5 |
73,5 |
75,0 |
Эффективность оздоровительных мероприятий |
% |
Удоовоэ=Чдоовоэ/Чдоо |
82,0 |
83,5 |
85,0 |
86,5 |
Удоо - удельный вес (доля) детей, охваченных организованным отдыхом.
Чдоо - число детей, охваченных организованным отдыхом.
Чдшв - число детей школьного возраста.
Уднтжсоо - удельный вес (доля) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных организованным отдыхом.
Чднтжсоо - число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных организованным отдыхом.
Чднтжс - число детей, школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Удсуовдкднзпоо - удельный вес (доля) детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, охваченных организованным отдыхом.
Чдсуовдкднзпоо - число детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, охваченных организованным отдыхом.
Чдсуовдкднзп - число детей, школьного возраста, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Удоовоэ - удельный вес (доля) детей, охваченных организованным отдыхом, имеющих выраженный оздоровительный эффект.
Чдоовоэ - число детей, охваченных организованным отдыхом, имеющих выраженный оздоровительный эффект.
Чдоо - число детей, охваченных организованным отдыхом.
IV. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, исполнителей, объемов финансирования по годам и ожидаемых результатов приведён в Приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации города Пскова от 30 января 2013 г. N 217 в раздел V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование детских путевок в оздоровительные лагеря разного типа будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
Средняя стоимость путёвки в оздоровительные лагеря всех типов ежегодно утверждается актом Администрации Псковской области.
Прогноз потребности путевок для учащихся муниципальных образовательных учреждений города Пскова в разные типы оздоровительных лагерей на 2012 - 2014 годы представлены следующей таблицей:
Год |
Всего путевок |
В том числе |
|||||
Загородные оздоровительные лагеря |
Санаторные оздоровительные лагеря |
Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием |
|||||
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
Дети работающих граждан |
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
Дети работающих граждан |
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
Дети работающих граждан |
||
2011 (базовый) |
14614 |
414 |
1862 |
86 |
452 |
1800 |
10000 |
2012 |
14930 |
450 |
1900 |
100 |
480 |
1900 |
10100 |
2013 |
15240 |
470 |
1950 |
120 |
500 |
2000 |
10200 |
2014 |
15700 |
500 |
2100 |
150 |
550 |
2100 |
10300 |
Средства, выделенные из федерального и областного бюджетов, имеют целевой характер и могут быть использованы только для оплаты путёвок детям в оздоровительные лагеря разных типов.
Финансирование Программы предполагает осуществить из бюджета города Пскова следующие расходы:
- на укрепление и развитие материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, находящихся в муниципальной собственности;
- на услуги по организации и проведению культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы с детьми загородных оздоровительных лагерей и городских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием (транспортные расходы).
Общий объем финансирования Программы составляет 67223,06 тыс. рублей. Финансирование из бюджета города Пскова составляет 64251,06 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 11 570,06 тыс. рублей;
2013 год - 25 355,0 тыс. рублей;
2014 год - 27 326,0 тыс. рублей.
Объем финансирования из внебюджетных средств составляет - 2972 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 798 тыс. рублей;
2013 год - 647 тыс. рублей;
2014 год - 1527 тыс. рублей.
Объём финансирования Программы рассчитан в ценах 2011 года и подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджета муниципального образования "Город Псков" на очередной финансовый год.
Изменение и дополнение программных мероприятий производится путём внесения изменений в Постановление Администрации города Пскова, которым утверждена Программа.
VI. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скорректированные действия исполнителей и социальных партнёров конкретных мероприятий, ведущих к достижению намеченных целей.
Реализация Программы осуществляется Управлением образования Администрации города Пскова, Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации города Пскова, Управлением культуры Администрации города Пскова, Комитетом по здравоохранению Администрации города Пскова, отделом Администрации "Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав", муниципальными учреждениями культуры, муниципальными образовательными учреждениями города Пскова в сотрудничестве с социальными партнёрами, в числе которых Государственное управление образования Псковской области, Государственное предприятие Псковской области "Центр детского отдыха и оздоровления".
Исполнитель - координатор Программы осуществляет общую координацию деятельности и контроль за ходом реализации Программы, осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий, а также анализ использования финансовых средств.
Исполнитель - координатор несет ответственность за реализацию Программы в целом, в том числе за подготовку проектов муниципальных актов о внесении изменений и о досрочном прекращении реализации Программы, их согласование, а также за подготовку доклада о реализации Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых средств и эффективного их использования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
VII. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация Программы направлена на достижение социального эффекта и призвана обеспечить стабилизацию и дальнейшее развитие системы организации отдыха и оздоровления детей.
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) сформировать целенаправленную политику поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому ребенку необходимые условия полноценного отдыха и оздоровления;
2) увеличить долю детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, укрепивших свое здоровье, до 90% от общего количества детей школьного возраста от 7 до 15 лет (включительно);
3) увеличить долю оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до 80% от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение подростковой преступности и правонарушений;
4) увеличить долю оздоровленных детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, от общего количества детей школьного возраста, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, до 75%;
5) увеличить количество детей, имеющих после отдыха и оздоровления выраженный оздоровительный эффект до 86,5%, что позволит укрепить здоровье детей и снизить показатели общей детской заболеваемости на 2,5%.
Глава Администрации города Пскова |
П.М. Слепченко |
Глава Администрации города Пскова |
П.М. Слепченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.