Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации города Великие Луки Псковской области от 6 октября 2014 г. N 2372 в гриф настоящего приложения внесены изменения
Приложение N 8
к муниципальной программе
"Развитие образования
и повышение эффективности
молодежной политики
в муниципальном образовании
"Город Великие Луки"
в 2014 - 2017 годах"
(с изменениями от 12 августа, 6 октября 2014 г., 7 апреля 2015 г.)
Постановлением Администрации города Великие Луки Псковской области от 7 апреля 2015 г. N 1008 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
муниципальной подпрограммы "Одаренные дети города Великие Луки"
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Одаренными и талантливыми детьми являются дети, обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их способностей и талантов. Всего лишь 2 - 5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. Необходим комплекс мер для совершенствования методов обучения и воспитания одаренных детей, для подготовки соответствующих педагогических кадров, для разработки системы выявления и диагностики одаренных детей города. Следует развивать сеть программ учреждений как основного, так и дополнительного образования, ориентированных на поддержку талантливых и способных детей.
Учитывая эти проблемы, Администрация города и Управление образования уделяют большое внимание одаренным, талантливым детям, за которыми будущее города.
В образовательных учреждениях города Великие Луки обучается около 10000 обучающихся, преподает около 800 педагогов. Среди обучающихся и педагогов много людей творческих, способных, одаренных, именно на них возлагаются большие надежды. В муниципальной сфере образования города Великие Луки, в целом, сложилась система работы по выявлению, развитию и поддержке одарённых и талантливых детей. Системообразующим фактором является эффективно работающая сеть учреждений дополнительного образования, которые не только организуют работу детских объединений внутри учреждений, но и являются организаторами всех городских конкурсов, конференций, выставок, соревнований, направленных на развитие творческих, активных, нетрадиционно мыслящих, способных детей и подготовку их к реализации своих потенциальных возможностей в обучении и дальнейшем профессиональном самоопределении. Деятельность таких образовательных учреждений как лицеи, гимназия, Центр детско-юношеского технического творчества, Дом детского творчества им. А. Матросова должна быть направлена на создание условий для развития творческих, активных, нетрадиционно мыслящих, способных детей и подготовку их к реализации своих потенциальных возможностей в обучении и дальнейшем профессиональном самоопределении.
Большую роль в организации работы с одаренными обучающимися играет выстраивание партнерских отношений с учреждениями дополнительного и профессионального образования, общественными организациями. Социальными партнерами являются следующие учреждения и структуры: Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества, Псковский областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий, Псковский областном дом детства и юношества "Радуга", Великолукская академия физической культуры и спорта, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Псковский государственный университет, МИФИ, МФТИ, Фонд поддержки образования (Санкт-Петербург), Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего" (г. Обнинск). Преподаватели ВГСХА, СПбГУПС, ВЛГАФК ведут спецкурсы по профильным предметам для старшеклассников, осуществляют научное руководство и консультирование при организации исследовательской деятельности обучающихся. В системе видеоконференций Фонда поддержки образования обучающиеся знакомятся с лекциями преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые школьники проходят обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ, в летней Международной экологической Биос-школе. Обучающиеся регулярно принимают участие в научно-практических конференциях студентов и аспирантов ВГСХА, публикуются в сборниках научных трудов конференций.
В работе с одаренными обучающимися важное место занимает организация участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Школьники успешно принимают участие в следующих конкурсных мероприятиях:
- научно-практическая конференции учащихся Псковской области "Шаг в будущее";
- научно-практическая выставка учащихся Псковской области "Шаг в науку";
- интеллектуальное соревнование учащихся "Шаг в науку. Юниоры Псковщины";
- областные предметные конкурсы "Юные дарования";
- областной конкурс исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения "Отечество";
- заочные олимпиады МИФИ, МФТИ по физике и математике;
- заочные олимпиады "Познание и творчество" общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего";
- Всероссийская научная конференция молодых исследователей "Шаг в будущее" МГТУ им. Баумана;
- Всероссийская конференция исследовательских работ "Юность. Наука. Культура" (г. Обнинск, г. Санкт-Петербург);
- Международная молодежная конференция по окружающей среде, г. Санкт-Петербург;
- Международный научно-технический конкурс школьников МФТИ "Старт в науку";
- Международные игровые конкурсы "Золотое руно", "Кенгуру", "Английский бульдог", "Русский медвежонок", "Кит" и др.
В качестве поддержки и стимулирования талантливых и способных школьников Управлением образования были учреждены ежегодные награды "Золотые паруса" выпускникам, достигшим высокого качества своего учебного труда, обладающим ярко выраженной гражданской позицией, принесшим своей деятельностью за период учебы в муниципальном образовательном учреждении славу городу Великие Луки в области наук, искусства и спорта.
Благодаря реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Одарённые дети города Великие Луки на 2012 - 2014 годы" в 2012 и 2013 гг. в великолукском сообществе детей, педагогов и родителей был повешен статус талантливых и одарённых детей. Индивидуальную финансовую поддержку через награждение муниципальной стипендией "Золотые паруса" получили 50 обучающихся, достигших высоких результатов в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.
Таким образом, в городе благодаря реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Одарённые дети города Великие Луки на 2012 - 2014 годы" накоплен немалый опыт работы с одаренными детьми, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. Выявление и развитие способностей детей осуществляется на всех ступенях их развития, поэтому сегодня необходимо создание условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей. Управление образования Администрации города Великие Луки координирует работу различных учреждений и общественных объединений, направленную на поиск и развитие одаренных детей.
Постановлением Администрации города Великие Луки Псковской области от 7 апреля 2015 г. N 1008 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, описание целей, задач подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми, подпрограмма предусматривает систему мер, направленных на реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. В частности, в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено "...выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности (ч. 1, ст. 77). В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы... (ч. 2, ст. 77), а также определяются меры стимулирования указанных лиц (ч. 4, ст. 77)".
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Город Великие Луки" до 2020 года, утверждённая распоряжением Администрации города от 17.03.2011 года N 114-р предусматривает п. 4.1.3. "Повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества" 2.1. развитие инновационной деятельности в общеобразовательных школах; совершенствование системы творческих конкурсов в образовании как показатель качества образования.
Подпрограмма ставит своей целью создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в городе Великие Луки.
Задачами подпрограммы являются:
- выявление и отбор способных, одаренных и талантливых детей через создание условий для их участия в городских конкурсах, конференциях, олимпиадах, турнирах;
- организация совместной работы общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и прочих учреждений по поддержке одаренных детей;
- стимулирование обучающихся к занятиям интеллектуальной и исследовательской деятельностью через совершенствование проведения интеллектуальных турниров и конференций исследовательских работ;
- введение системы поощрения достижений одаренных и талантливых детей;
- социальная поддержка одаренных детей.
Целевыми показателями подпрограммы являются:
1. Увеличение числа детей, получивших возможность участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях, турнирах городского, областного, всероссийского и международного уровней.
2. Увеличение призёров и победителей городских, областных, всероссийских и международных конкурсов, конференций, олимпиад, турниров.
3. Увеличение доли детей школьного возраста, охваченных дополнительными образовательными услугами в системе внутришкольного и дополнительного образования.
Сведения о целевых показателях достижения цели подпрограммы представлены в приложении 12 к муниципальной программе
По итогам реализации подпрограммы ожидаются следующие результаты:
- совершенствование системы работы, направленной на создание условий для развития творческого, интеллектуального потенциала одаренных детей.
- увеличение количества обучающихся, вовлечённых в научно-исследовательскую деятельность и повышение качества исследовательских работ обучающихся.
- совершенствование системы эстетического воспитания подрастающего поколения.
- популяризация форм интеллектуального досуга и повышение престижа ума и образования.
- популяризация технического творчества и привлечение нового контингента обучающихся.
- поощрение на конкурсной основе не менее 100 обучающихся - победителей и призёров конкурсных мероприятий различного уровня за отчётный период.
Постановлением Администрации города Великие Луки Псковской области от 6 октября 2014 г. N 2372 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Сроки реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы рассчитана на период с 2014 по 2017 годы.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, направленных на выявление, развитие и адресную поддержку одарённых детей в различных направлениях деятельности: научно-исследовательской, художественно-эстетической, интеллектуально-творческой, техническом творчестве.
Муниципальную систему образования уже невозможно представить без таких важных мероприятий в системе работы с одарёнными детьми как муниципальная конференция исследовательских работ обучающихся, фестиваль художественного творчества "Великолукская веснянка", турнир "Интеллектуальное многоборье" и фестиваль интеллектуальных игр "Встречи на Ловати", Кубок города по "Своей игре", городской общественный конкурс "Ученик года", фестиваль технического творчества "Великолукский трансформер".
В муниципальной конференции исследовательских работ принимают участие победители и призёры школьных конференций, члены научных обществ учащихся (НОУ). Победители и призёры муниципальной конференции отправляют свои работы на областные и всероссийские конференции.
Мероприятия подпрограммы поддерживают в городе движение интеллектуальных игр, в котором в настоящее время охвачено около 800 обучающихся, а в городском турнире интеллектуальных игр "Интеллектуальное многоборье" играют около 80 команд обучающихся 5 - 11 классов.
Фестиваль художественного творчества "Великолукская веснянка" проходит в формате трёх конкурсов: конкурса вокалистов и вокальных групп, смотра театральных постановок, конкурса хореографических коллективов. Фестиваль открыт для обучающихся, занимающихся в детских объединениях системы дополнительного образования учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений.
Особое значение в работе с одарёнными детьми имеет участие обучающихся в олимпиадном движении. Самой престижной олимпиадой является Всероссийская олимпиада школьников по 21 предмету. От чёткой организации муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, в котором ежегодно участвуют более 400 обучающихся, зависит результат выступления обучающихся на региональном и Всероссийском этапах.
Важным направлением подпрограммы является индивидуальная поддержка одарённых детей. Это направление характеризует городской конкурс "Ученик года", в котором ежегодно участвуют от 12 до 18 обучающихся. Пять из них доказывают право носить звание "Ученик года" на финале конкурса, на котором присутствуют более 450 зрителей.
Вручение в Администрации города Великие Луки стипендии муниципальной награды "Золотые паруса" обучающимся, достигшим высоких результатов в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях, повышают престиж ума и образования, показывают важность личных достижений обучающихся для семьи, школы и города. Новым мероприятием подпрограммы является приобретение для выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений медалей за особые успехи в учении, которые вручаются на торжественной церемонии в день праздника выпускников "Бригантина".
Все мероприятия подпрограммы "Одарённые дети" являются ступенью для освоения обучающимися высот мероприятий областного, межрегионального и всероссийского уровней.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы за счет средств муниципального бюджета представлено в приложении 15 к муниципальной программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной подпрограммы за счет всех источников финансировании представлена в приложении 16 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.