В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Действие пункта 2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
2. В пункте 4.1 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 N 553-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 25.03.2020 N 132-ПП), слова "иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций)" заменить словами "субсидий".
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 01.08.2013 N 435-ПП "Об утверждении Порядка назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие пункта 2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
Порядок
назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 19 октября 2020 г. N 706-ПП)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Порядок) разработан в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области" (далее - Закон N 549-01-ЗМО) и определяет условия, порядок и размер адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - адресная помощь) и мониторинг ее предоставления.
1.2. Адресная помощь предоставляется отдельным категориям получателей адресной государственной социальной помощи, указанных статьей 5 Закона N 549-01-ЗМО (далее - получатели):
1) с их согласия малоимущим семьям, в том числе имеющим в своем составе несовершеннолетнего(их) ребенка (детей), и малоимущим одиноко проживающим гражданам (исключение - категории граждан (семей), указанные в подпункте 2 настоящего пункта);
2) малоимущим семьям, имеющим в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущим одиноко проживающим неработающим трудоспособным гражданам.
1.3. Право на получение адресной помощи имеют граждане, проживающие на территории Мурманской области по месту жительства или по месту пребывания.
В случае регистрации граждан одновременно по месту жительства и по месту пребывания на территории Мурманской области адресная помощь предоставляется по одному из мест регистрации по выбору граждан.
1.4. Социальный контракт представляет собой письменное соглашение, заключаемое между гражданином и государственными областными учреждениями, уполномоченными на предоставление мер социальной поддержки (далее - учреждение), подведомственными Министерству труда и социального развития Мурманской области (далее - уполномоченный орган), в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину адресную социальную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
В социальном контракте определяются:
- предмет социального контракта;
- права и обязанности граждан и учреждения при оказании адресной помощи;
- виды и размер адресной помощи;
- порядок оказания адресной помощи;
- срок действия социального контракта;
- порядок изменения и основания прекращения социального контракта;
- требования к конечному результату предоставления адресной помощи.
1.5. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи следующие мероприятия:
1) поиск работы;
2) прохождение профессиональной подготовки, переподготовки;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, стимулировании ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования и др.
2. Условия назначения адресной помощи
2.1. Получателям, указанным в подпункте 1 (исключение - семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетнего(их) ребенка (детей)), с их согласия и получателям, указанным в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка, адресная помощь предоставляется при соблюдении следующих условий:
- отсутствие в составе малоимущей семьи совершеннолетних членов трудоспособного возраста, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
- неполучение гражданином (членом семьи) выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
2.2. Получателям, указанным в подпункте 1 пункта 1.2 настоящего Порядка из числа малоимущих семей, имеющих в своем составе несовершеннолетнего(их) ребенка (детей), с их согласия адресная помощь предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) наличие в составе семьи совершеннолетнего работающего члена семьи трудоспособного возраста, осуществляющего трудовую деятельность либо зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработного;
2) отсутствие в составе семьи совершеннолетних членов семьи трудоспособного возраста, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или являющихся учредителями юридических лиц;
3) неполучение гражданином (членом семьи) выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
4) нахождение заявителя (члена семьи) на учете в органах службы занятости населения в качестве безработного не более 9 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, предшествующих дате обращения заявителя;
5) отсутствие факта отчисления заявителя (члена семьи), направленного на обучение государственными органами службы занятости населения, с места обучения за виновные действия или по причине самовольного прекращения обучения в течение 18 месяцев, предшествующих дате обращения заявителя;
6) отсутствие факта увольнения с последнего места работы (службы) заявителя (члена семьи) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
7) отсутствие сведений о семье в банке данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
2.3. Адресная помощь назначается при наличии письменного согласия заявителя и всех совершеннолетних членов семьи на заключение социального контракта.
3. Порядок назначения адресной помощи
3.1. Адресная помощь назначается учреждениями по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
3.2. Граждане, претендующие на получение адресной помощи, представляют в учреждение лично или через представителя:
а) заявление об оказании адресной помощи по форме, утвержденной уполномоченным органом;
б) анкету о семейном и материально-бытовом положении по форме, утвержденной уполномоченным органом;
в) документы о доходах трудоспособных работающих членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в части вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, денежного довольствия (денежного содержания), вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу, совершение действия), а также о наличии принадлежащего заявителю (членам семьи) на праве собственности имущества в части правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Заявление и документы, указанные в настоящем пункте, граждане также могут представить в учреждение:
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);
- посредством почтовой связи. Обязанность подтверждения факта отправки документов по почте лежит на заявителе;
- в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется нормативными правовыми актами Правительства РФ и (или) Правительства Мурманской области, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая информационную систему "Региональный портал электронных услуг Мурманской области".
Ответственность за достоверность документов и полноту содержащихся в них сведений, являющихся основанием для назначения адресной помощи, возлагается на заявителя.
Факт и дата приема заявления с документами подтверждаются распиской о приеме заявления.
3.3. В зависимости от категории получателя и условий предоставления адресной помощи для принятия решения о назначении адресной помощи также необходимы следующие документы (сведения):
а) сведения о составе семьи и фактах совместного или раздельного проживания и ведения хозяйства членами семьи;
б) документы (сведения) о доходах всех членов семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (исключение - вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, денежное довольствие (денежное содержание), вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, совершение действия), обязанность по представлению которых возложена на заявителя);
в) сведения о наличии принадлежащего заявителю (членам семьи) на праве собственности имущества (в части правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости);
г) сведения органов государственной службы занятости населения:
- об отсутствии в составе малоимущей семьи совершеннолетних членов трудоспособного возраста, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
- о неполучении заявителем (членом семьи) выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- о нахождении заявителя (члена семьи) на учете в органах службы занятости населения в качестве безработного не более 9 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, предшествующих дате обращения;
- об отсутствии факта отчисления заявителя (члена семьи), направленного на обучение органами государственной службы занятости населения, с места обучения за виновные действия или по причине самовольного прекращения обучения в течение 18 месяцев, предшествующих дате обращения;
д) сведения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования, об отсутствии информации о семье в банке данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
е) об отсутствии факта увольнения с последнего места работы (службы) заявителя (члена семьи) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Документы (сведения), указанные в настоящем пункте, учреждение запрашивает в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся, в том числе при наличии технической возможности в электронной форме с применением системы межведомственного электронного взаимодействия, в случае если заявитель не представил указанные документы по собственной инициативе.
Органы (организации), представившие указанные сведения, несут ответственность за их достоверность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Датой обращения за назначением адресной помощи считается дата подачи заявления и документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка.
При направлении заявления со всеми необходимыми документами в учреждение по почте датой обращения за назначением адресной помощи считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.
3.5. Принятое заявление регистрируется в журнале учета заявлений об оказании адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта и принятых решений, форма которого устанавливается уполномоченным органом (далее - журнал). Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью учреждения.
3.6. Решение о назначении адресной помощи либо решение об отказе в ее назначении принимается в течение 10 рабочих дней с даты обращения гражданина на основании рекомендаций созданной в учреждении Комиссии по социальной поддержке населения (далее - Комиссия).
Положение о Комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения, который размещается на официальном сайте учреждения в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
3.7. Основаниями для отказа в назначении адресной помощи являются:
1) несоответствие заявителя требованиям пункта 1.2 настоящего Порядка;
2) несоответствие заявителя условиям, установленным пунктами 2.1 и 2.2 настоящего Порядка в зависимости от категории получателей;
3) представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (членам семьи) имуществе на праве собственности, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
4) несоблюдение срока, установленного пунктом 6.10 настоящего Порядка;
5) неявка заявителя в учреждение для подписания социального контракта в срок, установленный абзацем седьмым пункта 3.8 настоящего Порядка.
3.8. Специалист учреждения, ответственный за заключение и сопровождение социального контракта (далее - куратор), в течение 5 рабочих дней с даты обращения гражданина:
а) анализирует информацию, указанную заявителем в анкете о семейном и материально-бытовом положении;
б) проводит проверку представленных заявителем сведений о материально-бытовом положении семьи, обсуждает с заявителем степень нуждаемости семьи, реальные потребности на текущий момент и возможности по выходу из трудной жизненной ситуации. Соответствующую информацию вносит в "Социальный паспорт малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина";
в) подготавливает проект программы социальной адаптации, в которой предусматривает мероприятия по выходу семьи из трудной жизненной ситуации.
Совместно с гражданином рассматривает проект программы социальной адаптации, заслушивает пояснения и пожелания заявителя, по взаимной договоренности корректирует мероприятия, предусмотренные в проекте программы социальной адаптации.
Согласовывает с членами Комиссии дату и время проведения заседания.
В случае принятия решения о назначении адресной помощи социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, заключается между заявителем и учреждением в лице его руководителя в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.
3.9. Комиссия:
- рассматривает представленные куратором документы;
- анализирует полноту и эффективность мероприятий, предусмотренных в проекте программы социальной адаптации, срок действия социального контракта, предлагаемый размер социального пособия;
- при наличии замечаний (предложений, дополнений) определяет срок, в течение которого куратор должен внести изменения в социальный контракт и программу социальной адаптации, либо делает вывод о возможности заключения социального контракта с приложенной программой социальной адаптации в представленной редакции;
- при отсутствии оснований для отказа в назначении адресной помощи, предусмотренных пунктом 3.7 настоящего Порядка, выносит рекомендацию о назначении адресной помощи либо об отказе в назначении, ее размере.
Рекомендации о назначении адресной помощи либо об отказе в ее назначении, а также вывод о возможности заключения (доработке) проекта социального контракта оформляется протоколом заседания Комиссии в течение 1 рабочего дня со дня заседания Комиссии. В случае вынесения рекомендаций об отказе в назначении адресной помощи в протоколе указывается причина отказа.
3.10. Решение о назначении (отказе в назначении) адресной помощи принимается учреждением в течение 2 рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии.
Решение о назначении адресной помощи либо решение об отказе в ее назначении доводится до сведения заявителя в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня его вынесения.
4. Определение состава малоимущей семьи и размера среднедушевого дохода
4.1. Состав малоимущей семьи для расчета среднедушевого дохода семьи определяется в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
4.2. Доходы малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) учитываются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
4.3. Для расчета величины прожиточного минимума малоимущей семьи и малоимущего одиноко проживающего гражданина применяется величина прожиточного минимума, установленная Правительством Мурманской области для соответствующих социально-демографических групп населения, на день подачи заявления о назначении адресной помощи.
5. Утверждение программы социальной адаптации и заключение социального контракта
5.1. Социальный контракт с приложением программы социальной адаптации, подписанный заявителем в срок, установленный абзацем седьмым пункта 3.8 настоящего Порядка, подписывается руководителем учреждения в течение 2 рабочих дней со дня его подписания заявителем.
5.2. В период действия социального контракта мероприятия программы социальной адаптации по согласованию с заявителем могут корректироваться при наличии причин, обуславливающих необходимость внесения изменений.
Решение о внесении изменений в программу социальной адаптации оформляется протоколом Комиссией.
5.3. Получатель адресной помощи:
- ежемесячно информирует куратора о ходе выполнения мероприятий программы социальной адаптации;
- своевременно сообщает об обстоятельствах, препятствующих предоставлению адресной помощи;
- один раз в два месяца до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет отчетные сведения о целевом использовании адресной помощи посредством предъявления оригиналов платежных документов (после снятия копий возвращаются гражданину);
- по запросу куратора представляет информацию об условиях жизни его (его семьи) в течение 3 лет со дня окончания срока действия социального контракта.
5.4. Куратор осуществляет:
- сопровождение социального контракта;
- ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, своевременным представлением сведений о ходе выполнения мероприятий и отчетов о целевом расходовании денежных средств;
- подготовку за месяц до окончания срока действия социального контракта проекта заключения об эффективности предпринятых мер по выводу получателя (семьи получателя) из трудной жизненной ситуации либо о необходимости продления срока действия социального контракта (в случае его заключения на период до 12 месяцев) или заключения нового социального контракта по другому мероприятию, указанному в пункте 1.5 настоящего Порядка;
- мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 3 лет со дня окончания срока действия социального контракта.
5.5. Оценка эффективности социального контракта проводится по следующим критериям:
1) активные действия получателя по преодолению трудной жизненной ситуации:
а) трудоустройство получателя (члена его семьи);
б) организация получателем (членом его семьи) индивидуальной предпринимательской деятельности;
в) прохождение получателем (членом его семьи) профессиональной подготовки, переподготовки;
г) трудная жизненная ситуация, указанная заявителем в заявлении, решена;
2) изменение материального положения семьи по окончании социального контракта:
а) среднедушевой доход семьи по окончании срока действия социального контракта стал выше среднедушевого дохода семьи до заключения социального контракта;
б) семья по окончании срока действия социального контракта не признана в установленном порядке малоимущей в учреждении.
Социальный контракт признается эффективным при соблюдении одного из критериев, предусмотренных настоящим пунктом.
По итогам проведения оценки эффективности социального контракта Комиссия выносит решение в форме протокола о признании социального контракта эффективным или неэффективным, которое подшивается в личное дело получателя адресной помощи.
6. Виды, размер, период назначения, основания прекращения адресной помощи
6.1. Адресная помощь предоставляется в виде единовременного или ежемесячного социального пособия.
6.2. Размер адресной помощи определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных по основным социально-демографическим группам населения, и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
6.3. Адресная помощь назначается с месяца начала реализации мероприятий программы социальной адаптации на срок от трех месяцев до одного года.
6.4. Срок действия социального контракта, заключенного на период до 12 месяцев, может быть продлен на срок, при котором общий срок социального контракта не может превышать 12 месяцев с момента его заключения, в случае невыполнения гражданином или членами его семьи условий социального контракта по независящим от них причинам (отпуск, болезнь, переобучение и другие).
Куратор в течение 5 дней с момента сообщения получателем адресной помощи о наступлении обстоятельств, препятствующих выполнению условий социального контракта, направляет указанную информацию в Комиссию. Комиссия в течение 1 рабочего дня выносит рекомендацию о продлении срока социального контракта, размере адресной помощи.
Решение о продлении социального контракта принимается учреждением в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 настоящего Порядка.
6.5. Социальное пособие, полученное гражданами, заключившими социальный контракт, должно быть использовано исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.
6.6. Социальный контракт прекращается в следующих случаях:
1) переезд гражданина (его семьи) в другое муниципальное образование в Мурманской области или за пределы Мурманской области;
2) смерть гражданина, с которым был заключен социальный контракт;
3) потеря гражданином, заключившим социальный контракт, способности к трудоустройству (установление инвалидности I или II группы) либо ухудшение состояния здоровья гражданина (члена его семьи) в результате заболевания, препятствующего выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;
4) увольнение гражданина с рабочего места, на которое он трудоустроился в период действия социального контракта, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 81, пунктами 1, 2 и 5 - 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации;
5) нецелевое использование пособия, непредставление гражданином отчетных сведений о целевом использовании пособия либо представление их с нарушением сроков;
6) невыполнение гражданином условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;
7) непредставление гражданином информации либо предоставление гражданином недостоверной информации о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;
8) отказ гражданина от выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
6.7. Решение о расторжении социального контракта принимается учреждением в течение 5 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6.6 настоящего Порядка, с 1 числа месяца, следующего за месяцем выявления указанных обстоятельств.
6.8. Уведомление о расторжении социального контракта направляется гражданину в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
6.9. В случае прекращения социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 3 пункта 6.6 настоящего Порядка, суммы выплаченной адресной помощи не возмещаются.
В случае прекращения социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах 4 - 8 пункта 6.6 настоящего Порядка, суммы выплаченной адресной помощи возмещаются заявителем в добровольном порядке. В случае отказа заявителя от добровольного возврата полученных сумм они взыскиваются с заявителя в судебном порядке.
6.10. В случае прекращения социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах 4 - 8 пункта 6.6 настоящего Порядка, адресная помощь может быть назначена повторно не ранее чем через год после прекращения социального контракта.
7. Мониторинг оказания адресной помощи
7.1. Учреждение ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в уполномоченный орган мониторинг по форме, установленной уполномоченным органом.
7.2. Учреждение ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет в уполномоченный орган информацию по статистической форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 июля 2013 года N 297 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации".
Сводную информацию уполномоченный орган ежегодно, в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 19 октября 2020 г. N 706-ПП "О Порядке назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта"
Вступает в силу 21 октября 2020 г.
Действие пункта 2 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Текст постановления опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 21 октября 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2020 г. N 5100202010220001, в газете "Мурманский вестник" от 22 октября 2020 г. N 159
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 30 декабря 2021 г. N 1031-ПП
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 24 февраля 2021 г. N 102-ПП
Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г.