Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Порядку финансирования
Требования к бизнес-плану
и рекомендации по его составлению
Общие положения
Настоящие требования подготовлены ФОРМАП на основе методических рекомендаций Федерального фонда поддержки малого предпринимательства РФ с целью оказания помощи субъектам малого предпринимательства в составлении бизнес-плана.
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для различных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные его разработки.
Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке не является обязательной, ФОРМАП будет рассматривать бизнес-планы, написанные и в другой форме (при условии освещения всех ключевых вопросов). Форма представления бизнес-плана в большой степени будет зависеть от тех вопросов, которые являются наиболее значимыми для предприятия, и необходимости привлечения средств иностранных компаний, фондов и др. кредиторов; в последнем случае требуется соответствие общепринятым в международной деловой практике требованиям.
Следуя требованиям сценарного подхода имеет, смысл разработать несколько альтернативных прогнозов изменения значения исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития проекта.
Составление финансовой части бизнес-планов рекомендуется делать с помощью программного продукта Project Expert фирмы "ПРОИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ", или пакетов "Альт-Инвест" фирмы "Альт", "АНАЛИТИК" фирмы "ИНЭК". (Необходимо отметить, что само по себе использование указанных или иных программных продуктов еще не гарантирует составления бизнес-плана на качественном уровне, и ФОРМАП оставляет за собой право запрашивать дополнительную информацию или настаивать на доработке представленных документов).
Структура бизнес-плана
1. Обзорный раздел
2. Описание предприятия
3. Описание продукции (услуг)
4. Анализ рынка
5. Организационный план
6. Производственный план
7. План сбыта
8. Финансовый план
9. Анализ чувствительности проекта
10. Экологические аспекты проекта
11. Нормативная база реализации проекта
12. Социальная значимость проекта
Приложения
2. Описание предприятия
2.1. Цели и задачи на ближайший период и перспективу.
2.2. История создания компании, перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятий.
2.3. События, повлиявшие на развитие предприятия.
2.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия:
- уровень технологии;
- использование ноу-хау;
- качество продукции и услуг;
- уровень производственных издержек и их анализ;
- условия поставок материалов и комплектующих;
- географическое расположение предприятия;
- ближайшие транспортные магистрали;
- территориальное расположение клиентов;
- с какими проблемами сталкивается предприятие;
- основные конкуренты и их сильные стороны;
- каковы преимущества предприятия по сравнению с конкурентами.
2.5. Организационная структура и кадровый состав:
- опыт и квалификация персонала;
- оценка уровня менеджмента.
2.6. Основные достижения предприятия:
- показатели эффективности предприятия за последние 3 года;
- какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
- объем продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
- доля предприятия на рынке и каковы тенденции к ее изменению.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
3.1. Характеристика продукции:
- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
- примеры использования продукции;
- стоимость в зависимости от объемов производства;
- технологичность;
- универсальность;
- соответствие продукции принятым стандартам;
- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
- требования к контролю качества;
- требования к подготовке пользователей;
- требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
- патентно-лицензионная защита;
- основные качества данного продукта (дизайн, упаковка и т.д.);
- наглядное изображение продукта (фото или рисунок).
3.2. Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:
- аналоги, способные заменить на рынке сбыта планируемый к выпуску продукт;
- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
- принципы ценообразования конкурентов;
- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
3.3. Исследования и разработки:
- цели и описание планируемых НИОКР;
- существующие технологические риски;
- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
- описание концепции развития продукта следующих поколений.
3.4. Условия приобретения сырья, материалов и комплектующих:
- список основных сырьевых материалов, используемых для производства нового продукта;
- описание основных поставщиков;
- текущее состояние отношений с поставщиками (наличие контрактов, договоров и др.);
- местонахождение поставщиков;
- степень новизны поставляемых комплектующих для производства данного продукта и их доля в продукции поставщика;
- условия расчетов и поставок (кредит, предоплата, авансы и т.п.);
- сроки поставок;
- уровень запасов;
- производственная кооперация.
4. Анализ рынка
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
4.1. Характеристика рынка:
- тенденции развития рынка в настоящее время;
- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
- динамика цен на рынке за последние 5 лет;
- сезонность;
- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);
- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;
- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- особые цели на рынке.
4.2. Внешняя среда:
Внешними факторами называются такие явления, которые в значительной степени влияют на бизнес, но которые вы не можете контролировать. Проанализируйте внешние факторы, влияющие на рынок или на ваш продукт (экономика, законодательство, социальная среда, развитие технологии и т.д.).
4.3. Характеристика потребителей продукции:
- тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);
- их географическое расположение;
- их мнение о продукции;
- удельный вес каждого потенциального и действительного потребителя.
4.4. Стратегия продвижения продукции на рынок:
- расчет и обоснование цены, ценовая политика;
- система распространения (продаж) продукции в настоящее время и в перспективе;
- стимулирование сбыта, система продвижения товара на рынок;
- реклама;
- сервисное и гарантийное обслуживание;
- связи с общественностью.
4.5. Характеристика конкурентов:
- перечень предприятий - основных конкурентов;
- их сильные и слабые стороны;
- их финансовое положение;
- уровень технологии;
- удельный вес в обороте рынка;
- используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- возможная реакция конкурентов.
5. Организационный план
В этом разделе должны быть проанализированы непосредственная организация работы, в том числе запуск производства, план работы на первый год.
Организационный план должен быть согласован с маркетинговым планом компании.
Кроме этого должны быть описаны:
- организационная структура реализации проекта;
- график реализации проекта;
- команда управления и ведущие специалисты;
- будущая структура управления компанией.
6. Производственный план
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю.
6.1. Описание технологического процесса:
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
- требования к источникам энергии и их доступность;
- технология производственного процесса в виде схемы;
- требования к подготовке производства;
- возможности совершенствования технологии производства;
- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции;
- информация о системе учета на предприятии;
6.2. Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
- структура и состав подразделений;
- административный персонал;
- инженерно-технический персонал;
- производственный персонал;
- условия оплаты и стимулирования;
- условия труда;
- обучение персонала;
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
7. План сбыта
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды.
7.1. Стратегия продаж компании:
- принятая концепция ценообразования;
- тенденция ценообразования за определенный период (полгода, год, ряд лет). Указать основные причины, способные повлиять на изменение цен на планируемый к выпуску продукт;
- цена на продукт, при которой возможно получение оптимальной прибыли (планируемая наценка с учетом НДС);
- уровень цен, к которому привыкли потребители на данный продукт и на данном рынке сбыта. Процентная разница цен на данный продукт с ценами на аналогичный продукт у компаний-конкурентов;
- способность установленной цены на данный продукт сохранить (расширить) участие компании на рынке;
- схема реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
- оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
- размеры скидок;
- время на сбыт;
- уровень запасов;
- процент потерь.
8. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях), должны быть описаны условия привлечения инвестиций, гарантии, представленные инвестору по возврату денежных средств.
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств, особенно использования средств ФОРМАП.
Должны быть описаны условия всех остальных, относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов.
Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы.
Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитаны финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменения курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный % в зависимости об объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.;
- каким образом, по мнению предприятия, ФОРМАП сможет изъять капитал, если он или предприятие не заинтересованы в участии ФОРМАП в акционерном капитале на постоянной основе.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен, как минимум, тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло).
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени);
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
9. Анализ чувствительности проекта
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры налогов, темпов инфляции и т.д.), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции, увеличение сроков задержки платежей и т.д.).
10. Экологические аспекты проекта
Следует дать описание распространяющихся на проект общегосударственных, региональных и местных требований, связанных с защитой окружающей среды, охраной здоровья персонала и обеспечением техники безопасности.
- местонахождение объектов проекта;
- использование земли отведенной под объект в прошлом и в настоящее время;
- описание строительных работ или физических изменений, территорий проектом;
- предлагаемые меры по смягчению воздействия на окружающую среду или ее улучшению;
- заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и/или/ ответственности за него;
- размеры штрафов за загрязнение окружающей среды;
- любые заявления предприятия об его экологической политике.
11. Нормативная база реализации проекта:
- правительственные лицензии или разрешения требуемые для выполнения проекта; каким образом предприятие намеревается их получить и сколько на это потребуется времени;
- характер тарифов и квот на ввоз сырья, материалов и комплектующих;
- наличие ограничений на импорт на рынках сбыта за рубежом.
12. Социальная значимость проекта
Экономические и социальные выгоды от данного проекта для территории, региона, страны.
Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
- отзывы авторитетных организаций.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- копий авторских свидетельств, патентов;
- плана предприятия;
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.