Постановление Администрации Мурманской области
от 4 июня 1996 г. N 196
"Об утверждении Положения об Управлении образования"
Постановлением Губернатора Мурманской области от 19 февраля 1999 г. N 64-ПГ настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96 N 12-ФЗ, постановляю:
Утвердить Положение об Управлении образования (прилагается).
Глава Администрации |
Е.Комаров |
Положение
об управлении образования Администрации Мурманской области
(утв. Постановлением Главы Администрации области от 4 июня 1996 г. N 196)
1. Общие положения
Управление образования (облУО) является органом государственного управления, руководствующимся в своей деятельности законодательными актами Российской Федерации, нормативно-инструктивными документами Министерства образования, правовыми актами органов законодательной и исполнительной власти, постановлениями и распоряжениями Администрации Мурманской области, настоящим Положением. ОблУО проводит на территории Мурманской области государственную политику в сфере образования. Осуществляет свою деятельность в непосредственном взаимодействии с комитетом по делам молодежи, отделом социальной защиты семьи и детства, другими государственными органами.
ОблУО сотрудничает с заинтересованными государственными, общественными, религиозными, различными организациями Мурманской области, других регионов страны. Представляет интересы в вопросах образования на уровне Российской Федерации и на международном, включая страны СHГ. Действуя в пределах своей компетенции, облУО несет ответственность перед обществом и государством за реализацию стоящих перед ним задач, состояние образования в области.
Управление образования Администрации Мурманской области является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
2. Основные цели, принципы и направления деятельности.
2.1. Основными целями являются: (стратегия)
2.1.1. Обеспечение конституционных прав граждан Мурманской области на образование.
2.1.2. Осуществление единой государственной политики в области дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
2.1.3. Государственное обеспечение системы образования в области, ее социальная защита в соответствии с изменяющимися потребностями общества, новыми социально-экономическими условиями его развития.
2.2. ОблУО совместно со всеми подразделениями Администрации Мурманской области и органами местного самоуправления создает условия для развития образования на основе принципов государственной политики в этой сфере:
- гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитания гражданственности и любви к Родине;
- связи с национальными, региональными, культурными традициями;
- общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светского характера образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
- демократического государственно-общественного характера управления образованием. Автономности образовательных учреждений;
- свободы и плюрализма в образовании;
- независимости государственных, муниципальных образовательных учреждений, органов управления образованием от идеологических установок и решений партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
2.3 Основные направления деятельности облУО (тактика):
- обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов;
- формирование региональной политики в области образования и оказания помощи органам местного самоуправления по созданию условий для удовлетворения образовательных запросов граждан, общества и государства;
- организация посреднических услуг по созданию условий для эффективной образовательно-воспитательной деятельности учреждений;
- обеспечение прав, охраны здоровья и социальной защиты обучающихся и воспитанников;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров, обеспечение прав, социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений в рамках своей компетенции; развитие культуры управленческого труда, его правовое информационное и техническое обеспечение;
- сохранение и развитие материально-технической базы, системы образования, прямое финансирование деятельности учрежденных образовательных учреждений;
- контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины образовательных учреждений областного подчинения;
- развитие сотрудничества в области образования государственных, муниципальных органов, общественности, средств массовой информации.
3. Основные функции и права .
3.1. Для достижения стратегических целей областное управление образования:
3.1.1. Организует прогнозирование изменений в образовательных потребностях и условиях их обеспечения.
3.1.2. Определяет стратегические направления развития системы образования в области. Участвует в разработке и реализации республиканских и международных программ развития образования.
3.1.3. Совместно с подразделениями администрации области разрабатывает и реализует региональную программу развития образования, в т.ч.региональные подпрограммы развития всех сфер образования.
3.1.4. С участием государственных управлений, организаций и компетентных лиц разрабатывает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов и создает условия для его реализации в рамках своей компетенции.
3.1.5. Проводит анализ состояния системы образования и уровень удовлетворения образовательных потребностей. Обеспечивает прогнозирование контингентов учащихся и воспитанников, образовательной сети и определяет комплекс мер по развитию в области различных типов и видов образовательных учреждений, форм и языка обучения для максимального удовлетворения интересов и потребностей населения в получении образования.
3.1.6. Организует лицензирование образовательных учреждений области. Проводит государственную аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений по доверенности федеральных и ведомственных государственных органов управления образованием. Совместно с районными и городскими органами образования готовит предложения в Министерство образования РФ и отчет о работе по поддержанию и развитию образовательной сети в регионе, созданию новых образовательных учреждений межрегионального уровня.
3.1.7. Организует научно-методическое и медико-педагогическое обеспечение проводимых в области экспериментов, касающихся обучения, воспитания, охраны жизни и здоровья учащихся. В помощь муниципальным органам управления и образовательным учреждениям области создает психолого-педагогические, социологические, юридические, диагностические центры (временные, постоянные, бюджетные, внебюджетные).
Организует региональные экспериментальные площадки для отработки различных образовательных новаций.
3.1.8. Проводит комплексную экспертизу нововведений, экспериментальную апробацию новых учебных планов и образовательных программ, педагогических и управленческих новаций. Рекомендует их к внедрению. Вносит предложения в Министерство образования РФ по разработке нового программно-методического обеспечения.
3.1.9. Совместно с управлением по труду, службой занятости населения, всеми заинтересованными предприятиями разрабатывает и реализует региональную программу профессионального образования молодежи и высвободившегося населения с учетом их потребностей; готовит предложения по установлению перечня профессий, направлений и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование в области.
3.1.10. Совместно с комитетами по культуре и искусству, по физической культуре, спорту и туризму, учреждениями дополнительного образования, творческими союзами, добровольными обществами организует работу по развитию детской самодеятельности, краеведения, туризма, технического творчества, народного искусства, проведению областных смотров, конкурсов, олимпиад и т.д. Оказывает поддержку ученическим обществам, другим объединениям учащихся в развитии их творческих, общественно-полезных дел и социальных инициатив. Разрабатывает комплекс мер по стимулированию творческого и добросовестного труда учащихся региона (грамоты, стипендии и т.п.).
3.1.11. Совместно с управлениями и комитетами Администрации области (здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, по делам молодежи и др.), органами местного самоуправления создает условия для работы с детьми и подростками, имеющими отклоняющиеся формы поведения, обеспечивает их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, организует центры социальной реабилитации подростков. Оказывает методическую помощь органам, осуществляющим опеку и попечительство несовершеннолетних, нуждающихся в помощи и поддержке государства, защите их прав.
3.1.12. Участвует в разработке и реализации целевых программ по охране здоровья детей и учащихся.
Совместно с комитетом по здравоохранению, фондами помощи, милосердия и др. совершенствует механизм контроля за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. Принимает участие в развитии сети учреждений оздоровления детей и учащихся.
3.1.13. Разрабатывает предложения по установлению дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения учащихся, воспитанников и педагогических работников, а также об изменении социально-гарантированных нормативов на их содержание и вносит их в МО РФ и администрацию области.
3.1.14. Анализирует состояние обеспечения питанием детей и учащихся в образовательных учреждениях областного подчинения. С заинтересованными органами местного самоуправления прогнозирует тенденции его изменений, готовит предложения в местные органы власти.
3.1.15. Изучает обеспеченность педагогическими и руководящими кадрами образовательных учреждений области и осуществляет прогнозирование их потребностей в подготовке новых специалистов.
Совместно с пединститутом, педучилищем и институтом регионального развития образования, повышения квалификации создает и совершенствует систему педагогического образования в области. Устанавливает региональный компонент государственного стандарта по подготовке педагогических кадров в областных учебных заведениях.
Планирует и организует подготовку педагогических и руководящих кадров и специалистов нужного профиля в учебных заведениях области и других регионов, а также в республиканских, межреспубликанских и зарубежных центрах обучения.
Утверждает планы работы института, центров и курсов повышения квалификации работников образования, подготовки и переподготовки инженерно-педагогических кадров.
Разрабатывает положение и порядок проведения аттестации работников образования на основе типового. Аттестует специалистов аппарата управления образованием, руководителей образовательных учреждений областного подчинения, педагогических кадров на категорийность. Организует работу главной аттестационной комиссии по аттестации работников образования на высшую категорию. Осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических кадров.
Совместно с обкомом профсоюза разрабатывает меры по социальной защите работников образования. Вносит предложения в Министерство образования РФ, администрацию области по установлению для них дополнительных социальных льгот.
3.1.16. Организует с участием научных, образовательных учреждений, общественных организаций и движений работу по развитию педагогической культуры родителей, широких слоев населения.
3.1.17. Анализирует обеспеченность зданиями и сооружениями образовательной системы региона и условия их функционирования. Разрабатывает и представляет на рассмотрение областной администрации предложения по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений образования.
Координирует связи между органами местного самоуправления и органами управления строительством по вопросам возведения объектов системы образования.
Принимает участие в выборе проектов образовательных учреждений, их оборудования, других изделий. Информирует о них территориальные органы управления.
Планирует и размещает заказы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту образовательных учреждений областного подчинения, проводит экспертизу проектно-сметной документации по этим объектам. Обобщает выполнение плановых заданий. Вносит предложения в администрацию области и Министерство образования РФ по размещению и проектированию новых объектов системы образования.
3.1.18. Изучает потребность образовательных учреждений в новых образцах мебели и оборудования. Оказывает посреднические услуги местным органам управления образования и образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспечения. Информирует территориальные органы управления образованием о новых образцах средств обучения и оборудования, а также о предприятиях, организациях и кооперативах, выпускающих их.
Разрабатывает государственные нормативы материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса.
3.1.19. Контролирует условия аренды зданий, помещений и иных объектов собственности, находящихся в оперативном управлении образовательных учреждений областного подчинения.
3.1.20. Создает условия для компьютерного всеобуча в области и внедрения в практику образования автоматизированной системы управления.
3.1.21. Анализирует обеспеченность образовательных учреждений программно-методической и учебной литературой. Готовит план-заказ в Министерство образования РФ на ее издание и переиздание. Совместно с торгующими организациями контролирует выполнение плана поставок программно-методической и учебной литературы.
Совместно с управлением по информации и печати планирует и организует издание учебно-методических пособий по реализации регионального компонента содержания образования. Организует их распространение в области.
3.1.22. Совместно с финансовым управлением разрабатывает (на основе республиканских) государственные нормативы финансирования образовательных учреждений всех типов и видов с учетом местных особенностей и доводит их до сведения территориальных органов управления образования. Готовит предложения по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования области. Создает государственный фонд стабилизации и развития системы образования. Разрабатывает предложения по установлению местных налогов и сборов на цели образования.
Обеспечивает анализ и контроль за соблюдением установленных региональных финансовых нормативов, бюджетной и финансовой дисциплины, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования.
Анализирует финансовое обеспечение региональной системы образования. Разрабатывает и вносит в Министерство образования РФ, Администрацию области предложения по финансированию объектов федерального подчинения и целевых программ в сфере образования.
Осуществляет прямое финансирование деятельности учрежденных образовательных учреждений.
3.1.23. Совершенствует экономический механизм в региональной системе образования.
3.1.24. Организует сбор, накопление, анализ информации о педагогических новациях и ее передачу в образовательные учреждения. Hа основе анализа информационного обеспечения образовательной системы области осуществляет прогнозирование тенденций в его изменениях.
3.1.25. Организует сбор информации от территориальных органов управления образованием, их учреждений и доводит до них информацию республиканского и областного значения. Разрабатывает и создает новые информационные системы в области. Осуществляет хранение и обработку собранной информации. Обеспечивает ее регулярную передачу в Министерство образования РФ и органы государственной статистики. Контролирует соблюдение порядка пользования региональной информационной системой.
3.1.26. Создает и развивает систему государственно-общественного управления образованием.
Hа основе диагностики, анализа и прогноза формирует его организационную структуру.
3.1.27. Диагностирует организационные структуры управления образованием районного и городского уровней, дает заключения и готовит предложения по их совершенствованию.
Согласовывает кандидатуры на должность руководителей. Прогнозирует развитие органов управления образованием.
Поддерживает творческие поиски и новации в области управления.
3.1.28. Организует работу по развитию культуры труда управленческих кадров системы образования, их научно-методическому, информационному, правовому и техническому обеспечению.
3.1.29. Осуществляет награждение наиболее отличившихся работников системы образования, представляет в установленном порядке кандидатуры на присвоение почетных званий и государственных наград.
3.1.30. Организует и осуществляет связи области с другими регионами страны, а также международные. Проводит совместные конференции по вопросам образования, семинары, совещания.
3.1.31. Рассматривает в установленном Законодательством порядке письма, заявления, жалобы трудящихся и учащихся. Ведет прием граждан по личным вопросам, обеспечивая выполнение их обоснованных просьб и законных требований: принимает меры к устранению сообщаемых гражданами недостатков в деятельности подведомственных учреждений, организаций.
3.1.32. Выступает учредителем образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм. Закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие ему на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
3.2. Осуществляя возложенные на облУО обязанности, оно имеет право:
3.2.1. Издавать нормативные документы в рамках своей компетенции.
3.2.2. Разрабатывать и вносить в установленном порядке проекты нормативных, правовых актов по вопросам развития образования в вышестоящие органы власти и управления.
3.2.3. Предлагать отмену на территории области решений руководителей подведомственных учреждений и организаций, органов местного самоуправления, нормативных и методических документов подразделений и служб области, входящих в противоречие с существующим Законодательством РФ в сфере образования.
3.2.4. Проводить социально-педагогическую экспертизу проектов и программ, разработанных другими подразделениями и службами администрации области, касающихся сферы образования.
3.2.5. Вносить предложения в Администрацию области о международном сотрудничестве, заключении международных договоров.
3.2.6. Приобретать своими действиями и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции в соответствии с гражданским законодательством.
3.2.6.1. Осуществлять юридические действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией других некоммерческих организаций в установленном законном порядке. Вступает в ассоциации и союзы.
3.2.6.2. Осуществлять другую деятельность в соответствии с целями, обозначенными в настоящем Положении.
3.2.6.3. Приостанавливать деятельность подведомственного образовательного учреждения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации в области образования или его Устава.
Изымать выданную управлением образования лицензию у образовательного учреждения в случае нарушения последним контрольных нормативов и показателей.
3.2.7. Получать в необходимых случаях от подразделений и служб администрации области, районных и городских органов управления образованием, внешкольных учреждений и учебных заведений области необходимые статистические данные, материалы и заключения по разрабатываемым проектам нормативных, инструктивных и других документов.
3.2.8. Собирать и распространять информацию по вопросам образования, иметь свои печатные органы.
3.2.9. Вносить по согласованию с Министерством образования РФ уточнения, изменения и дополнения в содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, учебные планы, программы и другие учебно-методические документы, а также в сроки обучения во всех типах учреждений образования с учетом специфики региона; давать экспертную оценку содержанию образования, исходя из анализа уровня общеобразовательной подготовки учащихся школ и профучилищ.
3.2.10. Привлекать научно-исследовательские организации, центры, издательства, отдельных ученых (в том числе зарубежных) для разработки и реализации научного и информационного обеспечения развития сферы образования на договорных началах и контрактной основе.
3.2.11. Устанавливать статус территориальных зон педагогического эксперимента, статус "экспериментальных" учреждений и организаций облУО и определять для них особые условия функционирования.
3.2.12. Формировать предприятиям области и заинтересованным отраслевым предприятиям и ведомствам, зарубежным фирмам, кооперативам и иным организациям заказ на производство изделий и услуг, необходимых для системы образования.
3.2.13. Проводить конференции, семинары, симпозиумы по вопросам образования, в том числе международные; участвовать в работе образовательных организаций, органов, комиссий и комитетов, принимать иностранные делегации, прибывшие в Мурманскую область для обсуждений вопросов сотрудничества в сфере образования.
3.2.14. Выходить в вышестоящие органы с предложениями о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий работникам образования.
3.2.15. Инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием на территории Мурманской области по вопросам своей компетенции в порядке надзора, а также делегировать это право другим государственным органам управления образованием.
4. Структура областного управления образования и его
руководство.
4.1. Положение об управлении облУО утверждается главой Администрации Мурманской области.
4.2. Областное управление образования возглавляет его начальник, назначаемый на должность главой Администрации области. Он имеет заместителей в соответствии со штатным расписанием. Заместители начальника утверждаются главой Администрации Мурманской области.
4.3. Начальник управления образования:
4.3.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
4.3.2. Руководит деятельностью управления и подчиненных ему организаций.
4.3.3. Утверждает Положения о подразделениях облУО, квалификационные характеристики его работников, штатное расписание, согласовывает Уставы подведомственных учреждений и организаций.
4.3.4. Издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями и организациями, органами управления образованием.
4.3.5. Назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата облУО.
4.4. При облУО образуются коллегии в составе его начальника (председатель коллегии) и других работников органов и учреждений образования, различных организаций, предприятий, обществ и др. Состав коллегий облУО утверждается главой администрации области.
4.5. Коллегии облУО на регулярно проводимых заседаниях рассматривают ключевые проблемы организации и развития системы образования области, последовательной демократизации управления этой системой, повышения качества обучения и воспитания учащихся, подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, укрепления материально-технической базы учебных заведений, усиления их взаимодействия с наукой и другими отраслями народного хозяйства и др., принимают решения и ходатайствуют о награждении работников образования.
Решения коллегии принимаются большинством голосов. В случае разногласий между председателем и коллегией председатель проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях администрации области. Члены коллегии, в свою очередь, также могут сообщить свое мнение администрации.
4.6. Для рассмотрения предложений по основным направлениям развития образования в облУО могут создаваться специальные комиссии, советы, экспертные группы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Мурманской области от 4 июня 1996 г. N 196 "Об утверждении Положения об Управлении образования"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Мурманской области от 19 февраля 1999 г. N 64-ПГ настоящее постановление признано утратившим силу