Постановлением Губернатора Мурманской области от 20 января 2000 г. N 14-ПЗ настоящее постановление снято с контроля
В целях обеспечения занятости населения Мурманской области и социальной защиты безработных в 1997-1998 годах постановляю:
1. Утвердить Программу содействия занятости населения Мурманской области на 1997-1998 годы (прилагается).
2. Рекомендовать Главам администраций городов и районов Мурманской области оказывать организационное и финансовое содействие службе занятости по реализации мероприятий Программы.
3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы администрации Мурманской области Лунцевича В.В.
Глава администрации |
Ю. Евдокимов |
Государственная служба занятости России Мурманский областной центр занятости населения
Программа
содействия занятости населения Мурманской области на 1997-1998 годы
(утв. Постановлением Главы Администрации Мурманской области от 30 апреля 1997 г. N 214)
Введение
Программа содействия занятости населения Мурманской области разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Положением о Государственном фонде занятости Российской Федерации, действующими приказами, инструкциями, рекомендациями и другими нормативными документами, разработанными органами Государственной службы занятости Российской Федерации.
Программа содействия занятости населения Мурманской области подготовлена на основе районных и городских программ занятости с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, демографических особенностей, прогнозных оценок социально-экономического развития области и рынка труда.
Мероприятия программы разработаны с учетом предложений, поступивших от комитетов по экономике, анализу и прогнозированию, социальной защите областной администрации, управления образования, облсовпрофа, Территориального агентства по делам о несостоятельности (банкротству) в Мурманской области, областного правления общества инвалидов, Конгресса женщин Кольского п-ва.
Реализация Программы во многом будет зависеть от координации действий органов службы занятости и взаимодействия их с местной администрацией, профсоюзами, общественными организациями, работодателями.
Основные направления содействия занятости населения Мурманской области в 1997-1998 г.г.:
Содействие в трудоустройстве и развитие форм занятости:
- улучшение качества приема, регистрации консультирования граждан, помощь в решении конкретных вопросов трудоустройства;
- информирование работодателей о состоянии рынка труда, профессионализме и квалификации граждан, ищущих работу;
- взаимодействие с работодателями по вопросам трудоустройства, оперативному обмену информацией об имеющихся вакансиях;
- проведение ярмарок вакансий, образовательных услуг;
- разработка мероприятий по сохранению рабочих мест в период массовых высвобождений;
- разработка и реализация мер по смягчению сложившейся ситуации для территорий с критическим состоянием на рынке труда;
- взаимодействие с работодателями по созданию и сохранению рабочих мест;
- поддержка самозанятости и развития предпринимательской деятельности безработных граждан;
- расширение связей с зарубежными фирмами, готовыми к сотрудничеству в развитии малого и среднего бизнеса в России;
- расширение сферы организации общественных работ и временной занятости;
- содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, квотирование рабочих мест для их трудоустройства.
Организация профессиональной подготовки и переобучения незанятого населения, профессиональная ориентация, психологическая поддержка безработных граждан, содействие в переезде безработных в другую местность, оказание материальной поддержки безработным гражданам. Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие программы, являются граждане, особо нуждающиеся в социальной защите: молодежь, женщины, имеющие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, инвалиды, лица, уволенные из Вооруженных Сил и др.
Данная программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения, которая реализовывалась в 1996 году.
Состояние рынка труда Мурманской области и итоги реализации основных положений программы занятости в 1996 году
Ситуация на рынке труда в 1996 году складывалась в соответствии с положением дел в экономике. Продолжающийся, хотя и более медленными темпами, спад производства повлек за собой снижение численности занятых в экономике области. Причем сокращение за 1996 год численности занятых всеми видами экономической деятельности составило 6,5%, а внутреннего валового продукта - на 8%, что говорит о наличии вынужденной неполной занятости работающих, т.е. скрытой безработицы. На конец года в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации трудились 4,8 тыс.чел., что почти в 2 раза выше, чем в соответствующем периоде 1995 года.
За 1996 год 19,5 тыс.чел. были отправлены в отпуска без сохранения или частичным сохранением заработной платы, в 1995 - 13,3 тыс.чел. Наибольшие масштабы частичной безработицы в 1996 году отмечены в строительстве, торговле, науке и научном обслуживании, где от 23 до 43% работников пользовались дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабочую неделю, причем около 6% работников не получали за период отпуска никакой денежной компенсации.
Кроме того, на 56 предприятиях, учреждениях области были зарегистрированы забастовки. В них приняли участие 3411 человек, потери рабочего времени составили 16,4 тыс. человеко-дней. Основными причинами забастовок являлись несвоевременная выплата заработной платы, ее низкий уровень, недостаточное финансирование отраслей. Так, среднемесячная начисленная заработная плата в январе-декабре 1996 года составила 1434 тыс.руб. и выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года в 1,5 раза. Размер же реальной начисленной заработной платы, учитывающей изменение индекса потребительских цен, в декабре 1996 года составил только 95,8% к декабрю 1995 года.
Фактически выплаченная среднемесячная заработная плата в 1996 году составила всего 1085 тыс.руб., или 76% от начисленной. Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату имелась на 376 предприятиях области и составила на 23 декабря 1996 года 430 млд. руб.
Задержки в выплате заработной платы и ее небольшой размер по-прежнему являлись основными причинами текучести кадров, хотя следует отметить некоторое снижение этого показателя. За 1996 год с крупных и средних предприятий области выбыло 82,5 тыс.чел., из них по собственному желанию 48,7 тыс.чел., что на 18% меньше, чем в 1995 году. 19,2 тыс.чел., уволившихся по собственному желанию, обратились за помощью в трудоустройстве в службу занятости. Размеры увольнения в связи с сокращением несколько повысились по сравнению с 1995 годом и составили 2,6% среднесписочной численности работающих (в 1995 году - 2,3%). За счет приема новых работников объем выбытия компенсировался на 76%, причем 18,8 тыс.чел. или 30% из числа незанятого населения трудоустроены при посредничестве службы занятости. Численность экономически - активного населения снизилась за год на 44,3 тыс.чел. и составила на конец года 488,8 тыс.чел.
Под влиянием этих и многих других факторов проходило формирование и функционирование рынка труда Мурманской области в 1996 году.
Согласно данным Мурманского облкомстата на 1 января 1997 года 66,6 тыс.чел. не имели занятия, но активно искали его и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.
Официально зарегистрированы в службе занятости Мурманской области в качестве безработных на 1 января 1997 года 30,8 тыс.чел., или 6,3% экономически активного населения (на 1 января 1996 года 6,1%).
Впервые за 5 лет существования службы занятости в 1996 году наблюдалось сокращение темпов прироста рынка труда и снижение численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве. Это объясняется введением в действие с 6 мая 1996 года изменений и дополнений в "Закон о занятости населения в РФ" и длительными задержками в выплате пособия по безработице.
На 1 января 1996 года в службе занятости Мурманской области состояли на учете 35738 человек, в т.ч. 34929 - незанятое население. За 1996 год в центры занятости по вопросам трудоустройства обратилось 49528 человек, из них 45223 - незанятое население.
Таким образом, фиксированный рынок труда Мурманской области за 1-ое полугодие 1996 года составил 85266 чел., в т.ч. по незанятому населению 80152, что на 5% больше, чем в 1995 году (согласно прогнозным расчетам предполагалось увеличение объема рынка труда на 21%).
Распределение рабочей силы производилось следующим образом:
- трудоустроено - 22290 чел., в т.ч. незанятого населения 18753;
- направлено на переобучение - 1246 чел., в т.ч. 1180 безработных, продолжали учебу с 1995 года 1333, из них приобрели новую либо вторую профессию - 2281 чел., трудоустроены после завершения профобучения 1753 человек, продолжают обучаться - 17 чел, 123 чел. прервали обучение по различным причинам человек;
- снято с учета по различным причинам - 28658 чел.;
- направлено на досрочную пенсию - 738 чел.;
- приняли участие в общественных работах - 1502 чел.
- статус безработного имели 73284, из них этот статус приобрели в 1996 году 40612 чел.;
- с учетом лиц, состоящих на учете на 01.01.96, право на пособие по безработице имели 71538 чел.;
На 1 января 1997 года на учете остались 32334 чел., в т. ч. 32297 - незанятое население, из них статус безработного имели 30802 чел., пособие по безработице назначено 25544 чел., обучение проходят по направлению службы занятости населения - 175 чел., в общественных работах принимают участие - 46 чел.
Удельный вес безработных в численности трудоспособного населения на 1 января 1997 года составил 4,5% (на 1 января 1996 года - 4,7%). Средняя продолжительность безработицы возросла от 6,2 месяца в начале года до 7,3 месяца на 1 января 1997 года. Наиболее высокий удельный вес безработных в численности трудоспособного населения отмечен в городах и районах: г.г. Апатиты - 8,4%, Кировске - 7,2%, Кандалакше - 6,7%, Терском р-не - 19,3%, Ловозерском - 8,1%, Ковдорском 7,7%, Печенгском - 7,1%.
Несмотря на то, что в 1996 году на 28% увеличилось число трудоустроенных безработных, выросла и численность граждан, продолжительность безработицы у которых свыше одного года. И если в 1995 году их число составляло 12% от общего количества безработных то к концу 1996 уже - 24%. По-прежнему велик удельный вес молодежи и женщин в числе обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства. Из 49,5 тыс.чел. - более половины - женщины, 39% - молодые люди в возрасте 16-29 лет, из них одна пятая часть - выпускники школ ПУ, ВУЗов, СУЗов. В 1996 году на 5% снизилась доля лиц, уволенных с предприятий по собственному желанию и составила 39% от общего числа обратившихся.
В соответствии с новым законодательством инвалиды могут быть признаны безработными только при наличии индивидуальных программ реабилитации, которые разрабатываются учреждениями медико-социальной экспертизы, однако Постановление Правительства РФ о создании Государственной службы МСЭ вышло лишь в декабре 1996 года. В этой связи на 33% уменьшилась численность инвалидов, обратившихся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
Свидетельством неблагополучной ситуации на рынке труда служит растущая нагрузка незанятого населения на имеющиеся вакансии. Потребность в рабочих местах к концу 1996 года резко уменьшилась, средне-месячная численность свободных рабочих мест снизилась за год на 30%. И если в январе на одно рабочее место претендовали 18 безработных, то в декабре уже 28. В целом ситуация на рынке труда развивалась в соответствии с прогнозными показателями, предусмотренными при разработке Программы занятости на 1996 год. Однако из-за недостатка средств в Фонде занятости программы материальной поддержки безработных и активной политики занятости выполнены частично. Из 71,5 тыс.чел., имеющих право на пособие, его получили менее половины, задолженность по выплате пособия по безработице возросла к концу года до 79 млд. руб. Вместе с тем, из-за сложного финансового положения 1491 предприятие задолжало в Фонд занятости более 55 млд. руб. страховых взносов и более 68 млд. руб. в виде пеней и штрафов.
Поэтому все средства, поступающие в Фонд занятости из различных источников, направлялись в первую очередь на погашение задолженности по выплате пособий. В целях обеспечения материальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в ноябре 1996 года издано распоряжение областной администрации "О введении временного ограничения на максимальный размер пособия по безработице" в соответствии с которым всем безработным ежемесячно выплачивается пособие по безработице в размере минимальной заработной платы. Мероприятия активной формы занятости финансировались недостаточно и реализованы частично.
На содействие созданию новых рабочих мест, реализацию программы "Молодежная практика", развитие самозанятости и предпринимательства планировалось в течение года затратить 6,2 млд. руб., за год израсходовано около 683,6 млн. руб., причем большая часть из них - на создание рабочих мест в рамках "Молодежной практики" и в соответствии с постановлениями администраций городов и районов "О квотировании рабочих мест для молодежи".
Программой предусматривалось направить на профессиональную подготовку 5,5 тысяч безработных, затраты при этом составили бы 26 млд. руб., однако в течение года направлено только 1246 чел., израсходовано 6,4 млд. руб. В условиях острейшего дефицита финансовых средств работа областной службы занятости была нацелена на выполнение мероприятий Программы содействия занятости населения в части совершенствования организации работы по трудоустройству населения, содействия самозанятости и развития предпринимательства, психологической поддержки безработных, организации общественных работ и труда подростков в период летних каникул и др. В целях улучшения качества обслуживания незанятого населения организовано выездное обслуживание в п. п. Лиинахамари, Спутник, Корзуново (Печенгский ЦЗН), Териберка (Североморский ЦЗН), Зеленоборский, Зареченск, Лесозаводский (Кандалакшский ЦЗН).
Городские и районные центры занятости выносили на рассмотрение местных органов власти вопросы о квотировании в 1996 году рабочих мест для трудоустройства слабозащищенных категорий населения, в т.ч. для организации труда подростков в период летних каникул. Постановления были приняты в 7 городах, всего заквотировано на предприятиях 455 мест для слабозащищенных категорий населения, в т.ч. для подростков в период летних каникул - 70.
Из 3891 подростка, обратившегося в службу занятости за помощью в трудоустройстве на период летних каникул, трудоустроено 3526, из Фонда занятости затрачено на эти цели 410 млн. руб. В 1996 году принято Постановление администрации области " Об образовании межведомственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда". Заключено Соглашение между Территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Мурманской области и МОЦЗН, в рамках которого ТА информирует МОЦЗН о предприятиях, признанных в установленном порядке неплатежеспособными, и численности высвобождаемых работников.
В целях реализации Трехстороннего Соглашения между администрацией Мурманской области, Мурманским областным советом профессиональных союзов и Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области на 1996-1997 г.г. администрацией области был подготовлен рабочий план мероприятий, в соответствии с которым областная служба организовала проведение общественных работ для 1502 человек; оказана помощь работникам ТОО птицефабрики "Снежная", находящимся в отпусках по инициативе администрации без сохранения заработной платы (перечислено 1,5 млн. рублей на компенсационные выплаты, организованы и профинансированы совместно с ТОО общественные работы).
Активизировалась работа центров занятости по содействию занятости населения, обратившегося в службу за помощью в трудоустройстве:
- в Мурманском модельном центре занятости установлено и апробировано оборудование и программное обеспечение для самостоятельного поиска работы;
- психологами службы занятости апробирована автоматизированная система отбора лиц из числа безработных для занятия индивидуальной деятельностью;
- на 130% выросло число участников "Клубов ищущих работу" и в 3 раза - трудоустроенных после прохождения в нем обучения;
- проводились встречи, семинары с работниками кадровых служб предприятий;
- в г. Мурманске создана "Молодежная биржа труда", заключен договор о совместной деятельности городского центра занятости и биржи.
С целью расширения возможностей трудоустройства граждан после обучения Мурманский городской центр занятости продолжил практику проведения семинаров-тренингов на тему "Вхождение в рынок труда" в группах, заканчивающих обучение по направлению службы занятости.
На реализацию мероприятий, предусмотренных программой содействия занятости населения, израсходовано в 1996 году около 69 млд. руб., из них на: - профессиональное обучение безработных - 6411,1 млн. руб.
в т. ч. на выплату стипендий - 2818,3 млн. руб.
- выплату пособий по безработице - 59425,0 млн. руб.
- организацию общественных работ - 689,5 млн. руб.
- организацию труда подростков в период летних каникул - 410 млн. руб.
- создание рабочих мест, включая расходы на проведение "Молодежной практики" - 669,4 млн. руб.
- субсидирование собственного дела - 14,2 млн. руб.
- выплату материальной помощи - 350,0 млн. руб.
- выплату досрочных пенсий - 752,4 млн. руб.
Основные тенденции социально-экономического развития Мурманской области
В 1996 году в Мурманской области продолжалось сокращение экономического потенциала: на фоне постепенного снижения темпов инфляции и спада производства ухудшалось финансовое состояние отраслей, усилился кризис неплатежей. Предприятиями области произведено промышленной продукции на 12,9 трл. руб., что на 2,3% меньше, чем в 1995 году (1995 г. к 1994 г. - 3,2%). С убытками закончили 1996 год 43% предприятий против 30% в 1995 году. Сумма допущенных убытков возросла в 4 раза и составила 692,9 млд. руб. Наиболее убыточны предприятия цветной металлургии, пищевой промышленности, сельского хозяйства и морского транспорта. На их долю приходится 70% всей суммы убытков.
Сумма прибыли, полученная предприятиями, на долю которых приходилось около 90% общего объема выручки от реализации продукции, за 1996 год составила лишь 190,1 млд. руб., или 11% от уровня 1995 года. Доля предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность составила 80%, сумма задолженности увеличилась за год в 2,5 раза. Из-за сложного финансового положения предприятий значительные суммы налоговых платежей не поступают в бюджетную систему и оседают в недоимке.
По данным государственной налоговой инспекции по Мурманской области недоимка в консолидированный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года составила 684,3 млд. руб., или 35% от общего объема налоговых поступлений.
Реальный объем внутреннего валового продукта за 1996 год сократился по сравнению с 1995 годом на 8% (1995 г. к 1994 г. - на 6%), индекс физического объема производства составил 97,7%.
Спад производства наблюдался практически во всех отраслях промышленности, кроме электроэнергетики (прирост составил 1,1%). Наибольшее снижение объемов производства (на 40,3%) наблюдалось в лесной и деревообрабатывающей промышленности, легкой (на 35%), промышленности строительных материалов (на 27,2%). В 1996 году значительно уменьшился спад производства потребительских товаров. За год произведено товаров на сумму 2275 млд. руб., что составляет 97,2% от уровня 1995 года (1995 г. к 1994 г. - 80,2%).
В 1996 году продолжался спад в инвестиционной сфере. Объем капитальных вложений составил всего 55,8% от уровня 1995 года. Доля производственного строительства в общем объеме инвестиций составила 73%, что почти на уровне 1995 года. За 1996 год увеличилась емкость АТС, протяженность телефонных сетей, линий электропередач, автодорог. Сданы в эксплуатацию цех по производству металлических порошков в г. Оленегорске, контейнерные АЗС, автобаза рудника в г. Кировске, очистные сооружения в Ковдоре, здания Мурманского банка Сбербанка России, налоговой инспекции в г. Мурманске и др. На строительство объектов социальной сферы использовано средств наполовину меньше, чем в 1995 году. Введено в действие жилья общей площадью 67,9 тыс. кв. м., что на 14% меньше, чем в 1995 году. Для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, построено за год в других регионах 580 квартир.
На потребительском рынке достигнуто устойчивое насыщение розничной сети основными товарами. В торговле области ведущая роль принадлежит негосударственному сектору, который обеспечил в 1996 году 93% розничного товарооборота против 90% в 1995. Параллельно с насыщением рынка товарами и услугами росли и цены, хотя и более медленными темпами, чем в 1995 году.
Сводный индекс потребительских цен по отношению к 1995 году составил 153,5% (1995 г. к 1994 г. - 231,4%). Более всех возросли цены и тарифы на платные услуги населению: абонплата за телефон увеличилась 2,4 раза, плата за проезд в 2,2 раза, услуги связи - в 2 раза, бытовые услуги - в 1,6 раза, услуги жилкомхоза - 1,5 раза, за электричество - в 1,7 раза.
Реально располагаемые денежные доходы населения, напротив, снизились по сравнению с 1995 годом на 14%. Величина прожиточного минимума составила в среднем за месяц 511,2 тыс.руб. и увеличилась за год на 23%. Средне-душевые доходы 20,2% населения были ниже прожиточного минимума (в 1995 году - 22%).
В 1997 году, судя по прогнозам специалистов областной администрации, в сложных финансовых условиях продолжат работу предприятия горно-промышленного комплекса, однако в целом по промышленности предполагается рост производства на 1,1%. Общий объем капитальных вложений прогнозируется в размере 3,37 трл. руб., или 115% к уровню 1996 года. Будет продолжаться, хотя и более медленными темпами, спад производства в агропромышленном комплексе. В 1997 году прогнозные оценки предусматривают значительное снижение грузоперевозок. Сохранится убыточность перевозок. В связи с ростом цен на энергоносители, подвижной состав ожидается дальнейшее увеличение тарифов на пассажирские перевозки в средне на 50%.
Функционирование отраслей социально-культурной сферы будет проходить в условиях жестких финансовых ограничений. В 1997 году предполагается дальнейшее снижение темпов инфляции. Прирост цен в среднем за месяц составит 2%. В Программе действий главы администрации Мурманской области на 1997-2000 г.г. определены основные направления деятельности всей областной исполнительной системы по реализации ключевых задач:
- обеспечение реальной экономической самостоятельности области;
- преодоление спада производства;
- борьба с коррупцией;
- приостановка падения жизненного уровня населения, создание условий для обеспечения жителям области гарантий по реализации социальных прав;
- и др.
Мероприятия Программы по улучшению социально-экономической ситуации в области предусматривают разработку концепции стабилизации и устойчивого развития горно-промышленного комплекса, механизма реструктуризации задолженности перед бюджетами всех уровней предприятий этой отрасли.
В 1997 году будут разработаны программы поддержки оборонных предприятий и по созданию в области локальных зон свободного предпринимательства. В целях создания условий для поступления рыбопродукции в Мурманский рыбный порт в 1 полугодии 1997 года намечено разработать комплекс мер, создать в Мурманске рыбную биржу.
Для обеспечения потребностей области в ресурсах энергоносителей намечено строительство в 1997-1998 году модульного мини-завода по переработке 2 млн. тонн сырой нефти, к 2000 году предполагается закончить в Печенгской губе строительство портового хозяйства и терминала по приемке и переработке углеводородного сырья и иных спецгрузов. В 4 квартале 1997 года будет разработана программа производственной инфраструктуры в области. В области социальной политики предполагается:
- совершенствование системы социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, детей;
- развитие молодежной политики, имеющей целью содействие занятости и предпринимательской инициативы;
- регулирование рынка труда посредством реализации программ занятости населения, направленных на преодоление негативных последствий безработицы;
- содействие в решении социальных проблем военных гарнизонов и семей военнослужащих, обеспечение их занятости;
- и др.
Одна из ведущих ролей в реализации социальных программ будет принадлежать органам по труду, занятости, социальной защите населения, делам молодежи.
Анализ демографической ситуации
Численность населения Мурманской области в 1996 году сократилась на 18 тыс.чел. и составила на 01.01.97 1030,1 тыс.чел. Основной причиной сокращения численности по-прежнему остается миграционная убыль. В 1996 году она сложилась в размере 15,6 тыс.чел. против 15,7 в 1995 году. На протяжении шести лет с 1988 по 1993 г.г. рождаемость в области, как и в целом по России, интенсивно сокращалась. В начале 1994 года падение числа родившихся несколько приостановилось, и к концу года общий коэффициент рождаемости увеличился на 18,1%, но в 1995 году он вновь снизился.
По уровню рождаемости Мурманская область занимает одно из последних мест в России. В настоящее время уровень рождаемости (1,2 против необходимых 2,1-2,2) не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Отказ семьи от рождения детей обусловлен в первую очередь низким жизненным уровнем. В 1995 году реально располагаемые доходы жителей области были на 23,7% ниже, чем в 1994 году. В 1996 году этот показатель снизился по сравнению с 1995 годом на 14%.
Средняя заработная плата за 1996 год обеспечивала 2,8 прожиточных минимума. С 1995 года появилась тенденция улучшения показателей естественного движения населения, однако это обусловлено не увеличением рождаемости, а снижением смертности. В 1996 году родилось около 8 тыс. чел, что почти на уровне 1995 года, число умерших уменьшилось на 1,3 тыс.чел., в результате чего естественная убыль сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,2 тыс.чел. или на 40% и составила 2,3 тыс.чел. Приток мигрантов в Мурманскую область, получивших статус беженца или вынужденного переселенца, незначителен.
По данным миграционной службы к 1 января 1997 года официально получили статус вынужденных переселенцев 2858 чел, из них 403 зарегистрированы в 1996 году.
Состояние и перспективы развития трудовых ресурсов и прогноз рынка труда на 1997-1998 годы
Трудовые ресурсы в области образуют две составляющие: трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие граждане старше либо моложе трудоспособного возраста. Уменьшение трудовых ресурсов произошло и будет происходить практически за счет основного источника их формирования - трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Продолжается сокращение численности занятых в народном хозяйстве области: за 1996 год их число сократилось на 26 тыс.чел. и составило на 1 января 1997 года 432,3 тыс.чел.
Численность трудовых ресурсов в 1997 году сократится против 1996 года на 6 тыс.чел. и составит 658,6 тыс.чел., численность занятых прогнозируется на 9 тыс.чел. меньше и будет равна 440, 8 тыс.чел. Сохранится тенденция межотраслевых переливов рабочей силы, сложившаяся в предыдущие годы.
Будет наблюдаться перемещение рабочей силы из материального производства в непроизводственную сферу.
Удельный вес занятых в отраслях непроизводственной сферы составит около 36%.
В 1997 - 1998 годах состояние рынка труда будет зависеть от сохранения рабочих мест на основных градообразующих предприятиях области, а также от темпов развития малого предпринимательства и роста частной инициативы. Рынок труда Мурманской области в 1997 году составит 113,6 тыс.чел., или 17% трудовых ресурсов.
На 1 января 1997 года учете в службе занятости состояли 32,3 тыс.чел. Кроме того, в 1997 году его пополнят выпускники школ и учебных заведений в количестве 12,0 тыс.чел., женщины, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет - 0,9 тыс.чел., уволенные по причине текучести кадров - 53,0 т с.чел., освобожденные из мест лишения свободы - 450 чел., беженцы - 250 чел., высвобожденные с предприятий - 12,0 тыс.чел. Трудоустроятся самостоятельно или покинут пределы области 34,14 тыс.чел. В службу занятости за помощью в трудоустройстве обратятся 79,5 тыс.чел. (с учетом зарегистрированных в службе на 1 января 1997 года), т.е. на уровне 1996 года, из них статус безработного будут иметь 73,1 тыс.чел. При содействии службы занятости будут трудоустроены 19,0 тыс.чел., 3,0 тыс.чел. - пройдут переобучение и профессиональную подготовку, 750 человек будут отправлены на досрочную пенсию, 2,5 тыс.чел. примут участие в общественных работах, 25,0 тыс.чел.,будут сняты с учета по разным причинам, 70,3 тыс.чел. будут иметь право на пособие, получать которое будут 64,0 тыс.чел.
На 31 декабря 1997 года на учете в службе занятости останутся 31,8 тыс.чел., из них статус безработного будут иметь 29,3 тыс.чел., что составит около 6,1-6,3% от экономически активного населения (или 4,3% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте). Прогнозируемые объемы рынка труда на 1998 год будут на уровне 1997 года, по профессиональному составу изменений также не ожидается.
Расходы на реализацию мероприятий программы занятости будут на уровне 1997 года с учетом индекса инфляции и коэффициента повышения средней заработной платы. Более точные расчеты рынка труда и сметы расходов на 1998 год будут выполнены в декабре 1997 года.
Мероприятия по регулированию и обслуживанию рынка труда, сдерживанию роста безработицы в Мурманской области на 1997-1998 годы
Наименование мероприятий
Место проведения
Срок исполнения
Ответственный за выполнение
Раздел 1. Совершенствование организации работы по трудоустройству населения
1. Совершенствовать функционирование органов службы занятости, усилить взаимодействие городских и районных центров с местной администрацией, работодателями, профсоюзами, повышать эффективность работы координационных комитетов содействия занятости населения
Города и районы
весь период
Центры занятости, администрация, советы профсоюзов
2. Оказывать помощь в организации работы, методическом обеспечении городских и районных центров занятости, обеспечить координацию их деятельности по основным направлениям
Города и районы
весь период
МОЦЗН
3. Организовать работу мобильного центра занятости по приему и обслуживанию незанятого населения и безработных граждан в отдаленных поселках области
Города и районы
1 полугодие 1997 года
МОЦЗН
4. Ввести в действие в Мурманском городском модельном центре занятости автоматизированную информационно-справочную систему для самостоятельного поиска работы
г. Мурманск
1 полугодие 1997 года
ГЦЗН
5. Изучить возможность создания на базе Мурманского городского модельного центра занятости справочно-информационной службы, позволяющей безработным и работодателям получать по телефону (городскому телефону-автомату - бесплатно) всю исчерпывающую информацию по вопросам законодательства о занятости, трудоустройства, переобучения, а также услугах, оказываемых службой занятости
г. Мурманск
3 квартал 1997 года
ГЦЗН
6. Провести занятия-семинары в группах, заканчивающих обучение, на тему "Как быть эффективным в поиске работы", "Вхождение в рынок труда"
Города и районы
весь период
гор.,рай. центры занятости
7. Провести ярмарки вакансий, образовательных услуг, "Дни открытых дверей"
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
Раздел 2. Основные направления работы по содействию занятости населения
2.1. Содействие трудоустройству граждан, обратившихся в государственную службу занятости
1. Оказывать содействие в выполнении федеральных и областных целевых программ, реализуемых на территории Мурманской области и способствующих сохранению и развитию рабочих мест:
- "Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест на 1997-2000 г.г."
- "Дети России"- региональная программа "Дети Кольского Заполярья", подпрограммы "Дети инвалиды", "Дети и труд";
- " Развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера";
- "Программа поддержки малого предпринимательства в Мурманской области на 1997-1998 г.г."
- "Комплексная региональная программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года"
Города и районы
весь период
гор., рай.центры занятости
2. Совершенствовать активные формы и методы работы по выявлению вакантных должностей (рабочих мест) на предприятиях всех форм собственности, оперативному обновлению и эффективному использованию банков вакансий
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
4. С целью обучения безработных навыкам поиска работы, оказания им психологической поддержки активизировать работу "Клубов ищущих работу", курсов "Новый старт" и др.
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
5. Продолжить работу по обновлению и пополнению компьютерного банка данных, содержащего сведения о высококвалифицированных специалистах, состоящих на учете в службе занятости
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
6. Продолжить практику подбора кадров из числа безработных по запросам работодателей
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
7. Проводить семинары-совещания, встречи с кадровыми службами предприятий по вопросам трудоустройства, проблемам рынка труда, организации общественных работ и др.
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
8. Проводить мини-ярмарки свободных рабочих мест предприятий одного профиля
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
9. При наличии свободных средств в Фонде занятости оказывать содействие в создании на конкурсной основе дополнительных (новых) рабочих мест на базе предприятий различных форм собственности
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
10. Обеспечивать рабочей силой объекты, вводимые в соответствии с планами социально - экономического развития области и регионов
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
2.2. Содействие самозанятости безработных граждан
1. Продолжить реализацию программы "Партнерство" (Бизнес для России) на территории Мурманской области: - обеспечить отбор участников программы из числа безработных граждан для последующего обучения и стажировки за рубежом; - оказывать участникам программы организационную, финансовую, юридическую и иную помощь в разработке и осуществлении их бизнес-программ;
Города и районы
весь период
МОЦЗН, АЙРЭКС (Совет по международным исследованиям и обменам США)
2. С целью развития и поддержки активности и самодеятельности граждан, содействия государственным и негосударственным структурам в формировании и реализации государственной политики, направленной на расширение международного сотрудничества в области образовательной и других видов подготовки российских граждан, рассмотреть возможность учреждения некоммерческого партнерства "Сообщество участников международных программ"
г. Мурманск
1 квартал 1997 года
МОЦЗН, комитет по управлению гос.имуществом, Северная торг. промыш. палата
3. Содействовать участию безработных граждан в конкурсах проектов на соискание грантов в поддержку развития малого бизнеса и предпринимательства, проводимых международными фондами
Города и районы
весь период
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
4. Обеспечить содействие самозанятости безработных граждан, в т. ч. особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, лиц, освобожденных из МЛС, молодежи в возрасте до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и др.):
- обобщать и распространять информационные и нормативные документы по предпринимательской деятельности;
Города и районы
весь период
МОЦЗН, центры занятости
- проводить отбор, консультирование и профориентацию безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
- проводить обучение безработных на курсах "Менеджмент и предпринимательская деятельность";
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
- при наличии средств в Фонде занятости предоставлять безработным гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью, финансовую поддержку в соответствии с нормативными документами;
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
- совместно с Фондом финансовой поддержки и содействия развитию малых предприятий участвовать в выработке политики финансовой поддержки малого бизнеса, оказывать при наличии средств финансовую помощь предприятиям на реализацию проектов, которые решаю проблему трудоустройства безработных
Города и районы
весь период
гор., рай центры занятости, ФОРМАП
2.3. Организация работы в условиях массового высвобождения работников и критических ситуациях на рынке труда
1. Представить на утверждение главе администрации Мурманской области проект Постановления "Об изменении состава Межведомственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда";
г. Мурманск
1 полугодие 1997 года
МОЦЗН
2. Представить для утверждения на комиссии "Механизм действий органов местного самоуправления в городах и районах с критической ситуацией на рынке труда"
г. Мурманск
1 полугодие 1997 года
МОЦЗН
3. Рассмотреть на заседании комиссии вопрос "О ситуации, сложившейся на рынка труда Терского р-на и мерах по снятию социальной напряженности" г. Мурманск
3 квартал 1997 года
МОЦЗН, центр занятости
4. Разработать и представить на рассмотрение местных администраций программу экстренных мер в случае возникновения критической ситуации на рынке труда
г.г. Апатиты, Кировск, Мончегорск, Печенгский
по мере необходимости
гор., рай. центры занятости
5. Принять участие в работе рабочих групп по изучению ситуаций, вызванных массовым высвобождением на предприятиях
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости,администрация
6. Организовать проведение мини-ярмарок рабочих мест для работников предприятий, подлежащих массовому высвобождению
г. Скалистый
по мере необходимости
центр занятости
7. В целях обеспечения занятости работников, высвобождаемых с неплатежеспособных предприятий, продолжить сотрудничество с Территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Мурманской области в рамках Соглашения на 1996-1997 г.г., в соответствии с которым:
- изучать неблагополучные в социально-экономическом отношении территории и предприятия;
- подготавливать предложения по сглаживанию негативных последствий при проведении реорганизационных процедур, санации и ликвидации предприятий;
- разрабатывать мероприятия по обеспечению занятости высвобождаемых при этом работников;
- предоставлять руководителям реорганизуемых предприятий информацию о потребностях рынка труда, возможностях переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников;
- при наличии средств в Фонде занятости содействовать в организации опережающей профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
- оказывать помощь в организации работы по профессиональной ориентации работников с учетом потребностей местного рынка труда
г. Мурманск, города и районы
весь период по мере необходимости
МОЦЗН, Территориальное агентство ФУ по делам о несостоятельн, гор. рай. центры занятости
8. При наличии средств в Фонде занятости производить в соответствии с нормативными документами компенсационные выплаты работникам предприятий, находящимся в отпусках по инициативе администрации без сохранения заработной платы, либо работающим в режиме неполного рабочего дня
г. Мурманск, города и районы
по мере поступления заявок
гор., рай. центры занятости
2.4 Занятость слабозащищенных категорий населения
1. Подготовить и внести на рассмотрение в местные органы самоуправления предложения по квотированию рабочих мест для трудоустройства слабозащищенных категорий населения, а также для подростков в период летних каникул
Города и районы весь период гор., рай. центры занятости
2. Принимать участие в разработке законодательных актов по квотированию рабочих мест для данной категории граждан
г. Мурманск
весь период
комитет по труду, занятости и миграции, администрация, МОЦЗН
3. При наличии средств в Фонде занятости содействовать созданию на конкурсной основе дополнительных рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
Города и районы
весь период
комитет по труду, занятости и миграции, администрация, МОЦЗН
4. Принять участие в программе субсидирования занятости длительно безработных граждан (более одного года)
Города и районы
весь период
комитет по труду, занятости и миграции, администрация, МОЦЗН
Занятость женщин
1. Оказывать содействие в выполнении регионального Плана действий по улучшению положения женщин в Мурманской области и повышению их роли в обществе до 2000 года
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
2. Создать банк данных по женщинам, нуждающимся в социальной поддержке
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
3. При наличии средств в Фонде занятости оказывать финансовую помощь:
- безработным женщинам на организацию собственного дела, создание малых, семейных предприятий;
- работодателям на содействие в создании рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей;
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости, администрации предприятий
4. Организовать обучение безработных женщин по профессиям, конкурентоспособным на рынке труда, в т. ч. для надомного труда
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
5. Обеспечить оказание юридической, методической и организационной помощи женщинам, открывающим собственное дело
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
6. Развивать социальные службы, службы милосердия с привлечением безработных женщин по уходу за престарелыми, инвалидами, оказанию необходимой помощи на дому
Города и районы
весь период
гор.,рай. центры занятости, органы социальной защиты насел., администрации
Занятость молодежи
1. В рамках региональной программы "Дети Кольского Заполярья":
- проводить работу по созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних в период летних каникул и в свободное от учебы время, в т. ч. на предприятиях сельского хозяйства юга страны;
Города и районы
1 полугодие 1997, 1998 года
гор., рай. центры занятости, МБТ, комитет по делам молодежи
- заслушать на заседании экспертно-координационного совета по реализации региональной программы "Дети Кольского Заполярья" вопрос "О деятельности МОЦЗН по обеспечению дополнительных гарантий занятости подросткам и гражданам, имеющим несовершеннолетних детей, и особо нуждающимся в поддержке государства"
г. Мурманск
1 полугодие 1997 года
комитет по социальной защите, МОЦЗН
2. Принять участие в доработке:
- проекта закона Мурманской области "О защите прав ребенка";
- Регионального плана действий по улучшению положения детей в Мурманской области до 2000 года
г. Мурманск
1 полугодие 1997 года
Управление образования, комитеты по социальной защите, по делам молодежи, МОЦЗН
3. Принять участие в разработке:
- социального проекта "О дополнительных гарантиях и льготах семьям и детям, оказавшимся в особо трудных обстоятельствах, коренных народов Севера";
- целевой региональной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушения детей"
г. Мурманск
1997 год
УВД, комиссия по делам несовершеннолетних, упр. обр., МОЦЗН
4. В целях обеспечения реализации статьи 9 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
- провести подготовительную работу по сбору и накоплению необходимой информации, для чего в имеющемся банке данных по молодежи, обратившейся в службу занятости, выделить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет;
- проводить диагностику профессиональной пригодности с учетом их состояния здоровья за счет средств Фонда занятости;
- осуществлять первоочередное трудоустройство, профессиональную подготовку, профориентационную работу, выплату пособия по безработице в соответствии с вышеуказанным законом;
- вносить предложения по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством предприятиям, создающим специальные рабочие места для данной категории граждан;
Города и районы
1997-1998 г.г.
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
5. Взаимодействовать с заинтересованными органами по вопросам трудоустройства и обеспечения дополнительных гарантий занятости молодежи
г. Мурманск
весь период
ГЦЗН, МБТ
6. Принять участие в реализации городской программы "Молодежь"
г. Мурманск
1997 год
ГЦЗН, городской комитет по делам молодежи
7. При наличии средств в Фонде занятости:
- продолжить работу по реализации программы "Молодежная практика";
- финансировать мероприятия по организации собственного дела и обучения молодежи основам предпринимательства
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
Занятость инвалидов
1. В соответствии с Постановлением Правительства N 965 от 13 августа 1996 года создать на территории Мурманской области учреждения медико-социальной экспертизы
Города и районы
1997 год
обл., гор., рай. администрации, органы социальной защиты населения
2. Взаимодействовать с органами социальной защиты и учреждениями медико-социальной экспертизы по разработке и внедрению индивидуальных программ реабилитации инвалидов в части обеспечения их занятости, возможностях предоставления профориентационных услуг и профессиональной подготовки, в т. ч. для обеспечения самозанятости
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости, МОЦЗН
3. При наличии средств в Фонде занятости:
- заключать договоры с предприятиями о трудоустройстве инвалидов на условиях частичной компенсации расходов работодателей на оплату их труда;
- проводить конкурсы проектов по содействию создания дополнительных рабочих мест для инвалидов на базе предприятий городских (районных) обществ инвалидов
Города и районы весь период гор., рай. центры занятости
4. Подготовить рекомендации по работе с инвалидами для специалистов городских (районных) центров занятости
г. Мурманск
1997 год
МОЦЗН
Занятость граждан, уволенных с военной службы
1 Обеспечить реализацию Постановления администрации области N 416 от 14.11.96 "О мерах по решению социальных вопросов военнослужащих, ветеранов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1997-1998 г.г."
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
2. Обеспечить реализацию Постановления администрации области N 174 от 24.05.96 г. "Об организации отбора, отправки граждан в Вооруженные Силы РФ для службы по контракту в добровольном порядке", предусматривающего выделение мест для работы представителям военных комиссариатов, оказание содействия в проведении дней по набору на военную службу, предоставление информации о численности безработных граждан
Города и районы
весь период
гор., рай, центры занятости
3. Расширить связи с военными комиссариатами в целях обмена информацией о персональном и профессиональном составе граждан, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей и возможностях их переобучения по гражданским профессиям
Города и районы
весь период
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
4. Предоставлять безработным женам (мужьям) военнослужащих и гражданам, уволенным с военной службы, преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия
Города и районы
весь период
администрации городов и районов
Раздел 3. Организация профориентационной работы и психологической
поддержки незанятого населения
1. Организовать научно-методическое обеспечение профориентационной работы и психологической поддержки незанятого населения:
- продолжить выпуск методических материалов в помощь профконсультантам и специалистам службы занятости;
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
- обеспечить профконсультантов необходимой научно-методической документацией;
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
- продолжить работу по формированию банка профориентационных методик и банка профессиограмм, в т.ч. видеофильмов, созданию библиотеки отдела профориентации и психологической поддержки, оснащению кабинетов на базе МОЦЗН:
- компьютерной профдиагностики;
- психологической разгрузки;
- лаборатории профдиагностики
Города и районы
весь период
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
2. Организовать повышение квалификации специалистов - профконсультантов службы занятости по проблемам профориентации и психологической поддержки незанятого населения
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
3. Оказывать содействие в обучении персонала службы занятости по направлению работы отдела
г. Мурманск
по мере обращения
МОЦЗН
4. Оказывать профориентационные услуги:
- обязательные:
- незанятому населению (индивидуальные и групповые консультации, в т.ч. при проведении массовых мероприятий), в т.ч. инвалидам для определения их профессиональной направленности и адаптации к новой работе;
- военнослужащим и членам их семей, в т.ч. с выездом в места дислокации;
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
- дополнительные услуги:
- Мурманскому медицинскому училищу в разработке и внедрении Программы профотбора абитуриентов;
- Молодежной бирже труда в обслуживании клиентов
- общеобразовательным учреждениям, работодателям
г. Мурманск, города и районы
весь период согласно договорам
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
5. Научно-исследовательская деятельность:
- разработать технологию проведения групповых занятий с безработными гражданами по обучению навыкам саморегуляции и саморазгрузки на базе кабинета психологической разгрузки;
- продолжить работу в области перспективного планирования профессиональной карьеры;
- продолжить разработки в области профессиоведения (в том числе по новым профессиям);
- изучить рынок услуг работодателей;
- провести социологическое обследование выпускников школ области с целью выяснения их профессионального намерения и прогнозирования притока рабочей силы на рынок труда
г. Мурманск, города и районы
весь период
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
6. Принимать участие в мероприятиях, проводимых службой занятости в рамках активной политики содействия занятости
Города и районы
по мере необходимости
гор., рай. центры занятости
7. Принимать участие в проведении совместных мероприятий с общественными, государственными организациями и зарубежными партнерами в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
Города и районы
по мере необходимости
гор., рай. центры занятости
8. Анализировать и систематизировать российский (в т.ч. личный) и зарубежный опыт в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
Города и районы
весь период
гор. рай. центры занятости
9. Организовать выпуск информационных материалов, публикации и выступления на страницах местной печати, телевидения и радио по проблемам профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
10. Совместно с АRК губернии Тромсе (Норвегия) разработать Программу профессиональной ориентации безработных инвалидов
г. Мурманск
4 квартал 1998 года
МОЦЗН
11. Совместно с Учебным центром г. Лулео (Швеция) разработать Программу психологической поддержки безработных граждан предпенсионного возраста
г. Мурманск
3 квартал 1998 года
МОЦЗН
12. Разработать технологию работы специалистов-профконсультантов по проблеме: "Формирование нового образа жизни"
г. Мурманск
1 квартал 1998 года
МОЦЗН
Раздел 4. Организация профессионального обучения безработных
граждан и незанятого населения
1. На основе анализа фиксированного рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе, изучения спроса предприятий на рабочую силу и прогноза изменения структуры рабочих мест определить потребность в подготовке квалифицированных кадров для предприятий и организаций всех форм собственности
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
2. Разработать схему согласования объемов и профилей подготовки молодежи в учреждениях профессионального образования, предприятиях области
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН, УО
3. Содействовать приоритетному направлению на профессиональное обучение следующих категорий граждан:
- молодежи;
- женщин;
- военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил, и членов их семей;
- инвалидов
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
4. Создать в Учебном центре МОЦЗН необходимые условия для расширения профилей подготовки и переподготовки слабозащищенных категорий безработных граждан
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
5. Изучить возможность создания на базе Учебного центра МОЦЗН регионального центра по разработке и внедрению МТНпрограмм обучения
г. Мурманск
1997 год
МОЦЗН
6. Внедрить в образовательный процесс компьютерные обучающие программы по профессиям: мастер отделочных строительных работ, кондитер, пекарь, тестовод, машинист тесторазделочных машин и поточной линии формования хлебных изделий
г. Мурманск
весь период
УЦ
7. Разработать лабораторно-практические задания и материалы тестового входного контроля профессии "Оператор электронно-вычислительных машин"
г. Мурманск
1997 год
УЦ
8. Организовать курсы повышения квалификации для безработных граждан, а также организаций и образовательных учреждений области по новым компьютерным технологиям (сетевые) и программам (1-с-бухгалтерия, "Парус" и др.)
г. Мурманск
весь период
УЦ, гор., рай. центры занятости
9. Провести конкурс на лучшую учебно-методическую разработку среди образовательных учреждений области, занимающихся профессиональным обучением безработных граждан и незанятого населения
Города и районы
1997 год
УЦ
10. Изучить возможность внедрения в образовательный процесс дистанционного обучения
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН, УЦ
11. Организовать мониторинг образовательных услуг Учебного центра и профессиональной адаптации обученных граждан
г. Мурманск
1997 год
УЦ
12. Продолжить формирование банка данных по учебно-программной и методической литературе, техническим средствам обучения
г. Мурманск
весь период
УЦ
13. Принять участие в реализации Российско-Финского проекта "BISTRO" по развитию профессионального обучения взрослого населения области
г. Мурманск, г. Рованиеми
1997 год
МОЦЗН, УЦ
14. Подготовить и издать сборник методических материалов по обучению взрослого населения
г. Мурманск
в ходе реализации проекта "BISTRO"
МОЦЗН УЦ
15. Оказывать методическую помощь образовательным учреждениям области в организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения
Города и районы
весь период
МОЦЗН
16. Проводить работу методического совета учебного центра областной службы занятости
г. Мурманск
по отдельному плану
МОЦЗН, УП
17. Совместно с Управлением образования администрации Мурманской области в рамках Договора о сотрудничестве на 1997-1998 г.г. проводить работу по опережающему обучению молодежи, уточнению перечня профессий и специальностей для подготовки молодежи в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях
г. Мурманск
весь период
УО, МОЦЗН
18. Принимать участие в работе экспертной комиссии Центра по лицензированию образовательной деятельности области
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
19. Провести выставки образовательных услуг
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
20. Обновить справочник образовательных учреждений области
г. Мурманск
2 квартал 1998 года
МОЦЗН
21. Совместно с образовательными учреждениями Швеции и Финляндии организовать на базе ПУ N 14, 4 г. пилотные курсы по переподготовке и повышению квалификации строителей, электромонтажников, сантехников
г. Мурманск
1997-1998 г.г.
МОЦЗН, УЦ, гор., рай. центры занятости
22. Проводить семинары по повышению квалификации специалистов службы занятости области, занимающихся организацией профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
23. Изучить возможность создания филиала учебного центра службы занятости в г. П. Зори
г. П. Зори
1997 год
центр занятости
Раздел 5. Организация общественных работ
1. Представить на утверждение главам администраций предложения по видам, масштабам и источникам финансирования общественных работ
Города и районы
1 - 2 квартал 1997-98 г.г.
гор., рай. центры занятости
2. Провести работу по заключению договоров с предприятиями, организациями на базе которых будут проводиться общественные работы:
- на муниципальных предприятиях
- в жилищно-коммунальном хозяйстве
- в здравоохранении
- в сельском хозяйстве
- в строительстве
- в социальной сфере
- и др.
Города и районы
в течение года
гор., рай. центры занятости
3. Подготовить предложения по расширению сферы общественных работ, формированию каталога общественных работ
Города и районы
1 полугодие 1997 года
Комитет по труду, занятости и миграции, МОЦЗН
4. Содействовать созданию на предприятиях Мурманской области дополнительных рабочих мест для организации общественных работ
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
5. Провести работу по увеличению масштабов проведения общественных работ в городах и районах с уровнем безработицы, превышающим 6% (в соответствии с 3-х сторонним Соглашением между администрацией области, облсовпрофом и Союзом промышленников и предпринимателей этот уровень является предельно-допустимым)
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
6. Оказывать организационно-методическую помощь городским и районным центрам занятости в проведении общественных работ и организации временных рабочих мест
Города и районы
весь период
МОЦЗН
7. Информировать население и работодателей об условиях, режиме и оплате труда общественных работ
Города и районы
весь период
гор.,рай. центры занятости
8. Подготовить предложения в федеральный законопроект об организации общественных работ
г. Мурманск
1997 год
МОЦЗН
9. Принять участие в разработке рекомендаций по организации общественных работ в связи с изменениями, внесенными в Закон РФ "О занятости населения в РФ"
Города и районы
1 полугодие 1997 года
Комитет по труду, МОЦЗН
Раздел 6. Межтерриториальное перераспределение трудовых ресурсов
1. Проводить работу по перераспределению рабочей силы из образующихся локальных очагов безработицы в трудонедостаточные регионы, для чего:
- создать банк данных по безработным, желающим выехать за пределы Мурманской области по направлению службы занятости;
- продолжить работу по созданию банка вакансий с предоставлением жилья на предприятиях области и в других регионах России, обеспечить доведение этих данных до сведения безработных
- оказывать содействие в получении жилья, переезде безработных в другую местность
Города и районы
весь период
гор.,рай. центры занятости, МОЦЗН
Раздел 7. Материальная поддержка безработных
1. Обеспечить выплату пособия по безработице, дотаций, предусмотренных "Законом о занятости населения в РФ", безработным и членам их семей, находящимся на иждивении, стипендий - гражданам, направленным службой занятости на профобучение, выплат на возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с досрочным выходом безработных на пенсию
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
2. В соответствии с нормативными документами обеспечить оказание материальной помощи, в т.ч.:
- безработным после прекращения выплаты пособия по безработице;
- дотирование путевок в летние оздоровительные учреждения и лагеря для детей безработных;
- оплату временной нетрудоспособности безработных Города и районы весь период гор,рай центры занятости
3. Осуществлять контроль за правильным и своевременным начислением соответствующих выплат
Города и районы
весь период
МОЦЗН
Раздел 8. Организация рекламно-информационной деятельности
1. В целях решения задач по информационному обеспечению "Программы-97" активно использовать средства массовой и электронной информации:
- подготовить для публикации в печати серию материалов, тематических страниц о ходе выполнения Программы занятости населения - 97 ;
- постоянно информировать население об услугах, которые оказывает служба занятости, активных формах содействия занятости;
- информировать население о возможностях трудоустройства за пределами Мурманской области с предоставлением жилья
Города и районы
постоянно
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
2. Продолжить выпуск "Информационного вестника областной службы занятости"
г. Мурманск
1 раз в 2 месяца
МОЦЗН
3. Обобщать и распространять опыт городских (районных) центров занятости по содействию занятости различных категорий граждан, в т. ч. особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
4. Издать серию проспектов, брошюр, буклетов, плакатов, информационно-справочных бюллетеней, раскрывающих деятельность службы занятости, проблемы безработицы, рынка труда для образовательных учреждений, работодателей, лиц, состоящих на учете в службе занятости
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
5. Обеспечить направление в городские и районные центры занятости:
- подборки публикаций (дайджестов) и сообщений региональной и местной прессы по наиболее актуальным проблемам политики занятости;
Города и районы
1 раз в 2 месяца
МОЦЗН
- информационные материалы из опыта практической деятельности центров занятости области, РФ и иностранных государств
Города и районы
1 раз в 2 месяца
МОЦЗН
- справочно-информационные и методические материалы по проблемам занятости и социальной защиты населения
Города и районы
1 раз в 2 месяца
МОЦЗН
6. Продолжить взаимообмен информационными, методическими, рекламными материалами и изданиями с республиканскими (областными) службами занятости РФ
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
7. Подготовить к изданию в ПП "Север" иллюстрированный бюллетень "Куда пойти учиться? - 97"
г. Мурманск
2 квартал 1997 года
МОЦЗН
8. На базе отдела информации МОЦЗН организовать справочно-информационный кабинет, оснастить его необходимым оборудованием и обеспечить постоянное пополнение материалами
г. Мурманск
1997 год
МОЦЗН
9. Пополнять видеотеку МОЦЗН видеопрофессиограммами, видеосюжетами, видеофильмами о деятельности центров занятости
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
Раздел 9. Международная деятельность
1. Продолжить международное сотрудничество в решении проблем занятости со службами трудоустройства северных губерний Норвегии, Финляндии, Швеции
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
2. Принимать участие в международных семинарах, проходить стажировку за рубежом по направлению Министерства труда и социального развития
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
Раздел 10. Развитие службы занятости Мурманской области,
организационно-правовое и финансовое обеспечение выполнения программы
10.1. Повышение квалификации работников службы занятости
1. Организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников службы занятости на базе Российского учебного центра Министерства труда и социального развития
г. Москва
весь период
МОЦЗН
2. Организовать обучение персонала городских и районных центров занятости на базе учебного центра МОЦЗН
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
10.2.Развитие и внедрение ЭВМ и программного обеспечения
1. Внедрить на базе Мурманского городского модельного центра занятости населения комплекс программных средств по индивидуальному поиску работы, получению юридических консультаций
г. Мурманск
1997 год
МОЦЗН, ГЦЗН
2. Принять участие в разработке единой технологии работы центров занятости Мурманской области (совместная ручная и автоматизированная обработка информации)
Города и районы
1997 год
МОЦЗН, ГЦЗН
3. Внедрить в городских и районных центрах занятости режим расчета пособия по "жесткому варианту, для чего:
- на базе Мурманского городского центра занятости отработать технологию работы отдела по трудоустройству по назначению безработному пособия по безработице и обеспечению контроля за достоверностью представляемой при этом информации
г. Мурманск
1 полугодие 1997 года
МОЦЗН, ГЦЗН
4. Обеспечить внедрение данной технологии в городских и районных центрах занятости
Города и районы
2 полугодие 1997 года
МОЦЗН
5. Установить модемную связь между пунктом приема незанятого населения в п. Зеленоборский и центром занятости г. Кандалакши
г. Кандалакша
1997 год
МОЦЗН, ГЦЗН
6. Принять участие в формировании программы обучения персонала городских, районных центров занятости, разработать технологию обучения по всем действующим комплексам программных средств
г. Мурманск
1997 год
МОЦЗН
10.3. Материально-техническое обеспечение
1. Продолжить работу по приобретению, реконструкции и ремонту зданий и помещений центров занятости
г.г. Кировск, Североморск, Печенгский, Кольский р.
1997 год
администрация, центры занятости
2. Проводить работу по оснащению городских и районных центров занятости населения средствами связи, оргтехникой, оборудованием
Города и районы
1997 год
МОЦЗН
3. Продолжить работу по укомплектованию центров занятости автотранспортной техникой
Города и районы
весь период
МОЦЗН
4. Обеспечить проведение консультаций по техническому обслуживанию транспортных средств
Города и районы
весь период
МОЦЗН
10.4. Правовое обеспечение программы
1. Контролировать правильное применение и исполнение Закона РФ "О занятости населения в РФ", Указов Президента Российской Федерации, Постановлений и распоряжений Правительства РФ, Приказов министерства труда и социального развития, нормативно-правовых актов областной Думы, Постановлений администрации Мурманской области по вопросам содействия занятости населения
Города и районы
весь период
комитет по труду, занятости и миграции, МОЦЗН, гор., рай., центры занятости
2. Проводить консультации, разъяснения по "Закону о занятости населения в РФ" и другим нормативным документам среди граждан, ищущих работу, с использованием средств массовой информации
Города и районы
весь период
комитет по труду, занятости и миграции, МОЦЗН, гор., рай., центры занятости
3. Совместно с работниками судебных органов, прокутаруры и арбитража проводить консультативно-правовую работу с руководителями и специалистами службы занятости по правовым вопросам, оказывать методическую помощь в оформлении и заключении хозяйственных договоров, подготовке исков, материалов в народные и арбитражные суды по вопросам взыскания пособий и задолженности по взносам с использованием программ "Гарант" и "Кодекс"
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
4. Разрабатывать методические пособия, рекомендации по различным аспектам правовой деятельности государственной службы занятости
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
5. Проводить работу по выявлению среди безработных лиц, занятых трудовой деятельностью и получающих пособие по безработице обманным путем
Города и районы
весь период
гор., рай. центры занятости
6. В этих целях создать на базе контрольно-ревизионного и юридического отделов МОЦЗН ревизионно-правовой отдел
г. Мурманск
2 полугодие 1997 года
МОЦЗН
7. Оказывать консультационные услуги по правовым вопросам незанятому населению во время проведения массовых мероприятий: "Ярмарок вакансий рабочих и ученических мест", "Дней открытых дверей" и др.
г. Мурманск
2 полугодие 1997 года
МОЦЗН
10.5. Финансовое обеспечение программы
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1211 совместно с органами налоговой службы Мурманской области осуществлять контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации
Города и районы
весь период
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости, налоговая инспекция
2. В целях усиления контроля за полнотой и своевременностью перечислений взносов в Государственный Фонд занятости в соответствии с 4-х сторонним Соглашением "О сотрудничестве в работе по обеспечению полноты и своевременности поступлений во внебюджетные фонды" выявлять факты сокрытия (занижения) сумм, на которые начисляются взносы
Города и районы весь период МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
3. Руководствуясь положением "О Федеральном казначействе РФ" принимать участие в проверках банков, проводимых представителями Федерального казначейства
Города и районы
весь период
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
4. Продолжить работу по контролю за регистрацией налогоплательщиков: предприятий различных форм собственности, учреждений, организаций, физических лиц
Города и районы
весь период
МОЦЗН, гор., рай. центры занятости
5. Принимать участие в работе постоянно-действующей при администрации Мурманской области комиссии по разрешению кризиса неплатежей
г. Мурманск
весь период
МОЦЗН
Раздел 11. Участие профсоюзов в содействии занятости населения
1. Предусмотреть в Соглашении между администрацией области, Облсовпрофом и Союзом промышленников и предпринимателей гарантии по обеспечению занятости и социальной защиты граждан слабозащищенных категорий, высвобождаемых с предприятий
г. Мурманск
1998 год
комитет по труду, занятости и миграции населения, Облсовпроф
2. Разработать предложения по вопросам занятости и трудоустройства населения в План мероприятий по выполнению Соглашения между администрацией области, Облсовпрофом и Союзом промышленников и предпринимателей
г. Мурманск
1 квартал 1997 года
Облсовпроф, Союз промышленников, МОЦЗН
3. В соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 99 от 05.02.93 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" совместно с заинтересованными сторонами разрабатывать предложения по сдерживанию массовых высвобождений работников и мероприятия по сохранению рабочих мест
Города и районы
весь период
Облсовпроф, ОК профсоюзов, профкомы, центры занятости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Мурманской области от 30 апреля 1997 г. N 214 "О Программе содействия занятости населения Мурманской области на 1997-1998 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля