Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Мурманской области
от 14 июня 2000 г. N 244-ПГ
Областная целевая программа "Правовая информатизация Мурманской области на 2000-2002 годы" (проект)
Паспорт областной целевой программы "Правовая информатизация Мурманской области на 2000-2002 годы"
Наименование программы: - областная целевая программа "Правовая
информатизация Мурманской области на 2000-2002
годы".
Дата принятия решения - 25 ноября 1999 г. (постановление Правительства
о разработчике Мурманской области о разработке областной
программы: целевой программы "Правовая информатизация
Мурманской области" N 74-ПП/8).
Государственный - управление информационных ресурсов и технологий
заказчик технологий администрации Мурманской области.
Основные разработчики - управление информационных ресурсов и технологий
программы: администрации Мурманской области (далее УИРТ);
- региональный информационно-аналитический центр
центра правительственной связи федерального
агентства правительственной связи и информации
в Мурманской области (далее РИАЦ);
- Мурманская областная универсальная научная
библиотека (далее МОУНБ).
Цели и задачи - главная цель:
программы: создание государственной системы формирования и
распространения в электронном виде официальных
правовых документов Мурманской области для
наиболее полного информационно-правового
обеспечения органов государственной власти и
органов местного самоуправления, а также
организации доступа граждан к информационно-
правовым ресурсам.
Основные задачи:
1. Формирование правовых информационных
ресурсов Мурманской области.
2. Формирование информационно-коммуникационной
среды области, включающей существующие и
разрабатываемые государственные сети и
компьютерные системы для объединения
пользователей правовой информации.
3. Создание центров правовой информации на базе
публичных библиотек, общедоступных учебных и
научных заведений, других элементов
социальной инфраструктуры городов, поселков
и иных населенных пунктов Мурманской области
при координации и информационной поддержке
РИАЦ, обеспечивающего государственные
гарантии целостности и достоверности
правовой информации.
Сроки реализации 2000-2002 годы.
программы:
Перечень основных 1. Разработка необходимых нормативно-правовых
мероприятий: документов для реализации программы
(2000 год):
- принятие органами местного самоуправления
соответствующих нормативных документов о
ведении собственных электронных баз данных
правовых актов.
2. Формирование правовых информационных ресурсов
области (2000-2002 годы):
- поддержание копий государственных баз данных
федеральных актов;
- формирование интегрированного фонда правовых
актов Мурманской области;
- ведение государственной эталонной базы
данных правовых актов Мурманской области;
- создание баз данных правовых актов органов
местного самоуправления области.
3. Формирование информационно-коммуникационной
среды для доступа пользователей к правовым
ресурсам области (2001-2002 годы):
- создание системы удаленного доступа к
правовым информационным ресурсам,
формируемым органами законодательной и
исполнительной власти Мурманской области;
- создание абонентских пунктов в органах
местного самоуправления области;
- создание системы удаленного доступа к
правовым ресурсам РИАЦ;
- создание системы удаленного доступа к
ресурсам МОУНБ;
- организация многоуровневой защиты.
4. Создание центров правовой информации (далее
ЦПИ) на базе публичных библиотек,
общедоступных учебных заведений, других
элементов социальной инфраструктуры городов,
поселков и иных населенных пунктов Мурманской
области (2000-2002):
- разработка организационно-правового и
методического обеспечения ЦПИ;
- поддержка автономного ЦПИ на базе МОУНБ;
- поэтапное создание ЦПИ на базе городских
библиотек и иных общедоступных учебных и
научных заведений в Мурманской области.
Исполнители основных - УИРТ;
мероприятий: - РИАЦ;
- органы местного самоуправления;
- МОУНБ;
- библиотеки муниципальных образований области;
- Российский Фонд правовых реформ (далее РФПР).
Объемы и источники Всего: 4254.3 тыс.руб. (с учетом коэф. инфляции
финансирования: = 1.23),
в том числе:
- областной бюджет: 1741.68 тыс. руб.;
- местные бюджеты: 1425.56 тыс. руб.;
- РФПР: 1087.06 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - более полное и оперативное информационно-
результаты от правовое обслуживание органов власти Мурманской
реализации области;
программы: - свободный доступ к электронным информационно-
правовым ресурсам со стороны органов местного
самоуправления области;
- повышение оперативности, обоснованности и
корректности принимаемых решений по
регулированию различных сфер общественной жизни
области на основе получения достоверной
нормативно-правовой информации;
- создание условий для более полной реализации
конституционного права граждан на получение
правовой информации;
- создание условий для обеспечения правовой
информацией негосударственных организаций,
учебных и научных учреждений, малого
предпринимательства, а также оказание
стимулирующего воздействия на рынок
информационных услуг и технологий.
Система организации Организацию и контроль за выполнением
контроля за мероприятий программы осуществляет управление
исполнением информационных ресурсов и технологий
программы: администрации Мурманской области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Характеристика проблемы
В правовом государстве, которое строится в России, взаимоотношения в обществе должны основываться на законе. Знание закона - обязательное условие нормального сосуществования государства и общества. Правовое государство обязано обеспечить свои органы власти, а также граждан информацией о действующих законах, о других нормативно-правовых актах, создать условия для оперативного и достоверного получения юридическими и физическими лицами необходимой нормативно-правовой информации.
Хотя принимаемые федеральные законы и акты Правительства РФ публикуются в периодической печати и издаются в специальных сборниках, это не решает проблемы информационно-правового обеспечения в полном объеме. Нормативно-правовые акты изменяются и дополняются в связи с текущим законотворчеством, поэтому необходима постоянная работа по их актуализации.
Согласно концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года N 966, под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Правовая информатизация России строится на основе вертикальной и горизонтальной интеграции существующих и вновь создаваемых систем правовой информации, а также на максимальном использовании уже имеющихся компьютерных средств, готовых систем связи и передачи данных.
Работы по правовой информатизации Мурманской области являются неотъемлемой частью правовой информатизации России.
К настоящему времени на основании Закона Мурманской области "Об информационном обеспечении органов государственной власти Мурманской области" в администрации области ведется полнотекстовая электронная эталонная база правовых актов, содержащая документы законодательного и исполнительного органов государственной власти Мурманской области. В актуальном состоянии поддерживается копия эталонной базы данных Главного государственно-правового управления, содержащая правовые акты федеральных органов государственной власти РФ.
В рамках соглашения "Об информационном взаимодействии между администрацией Мурманской области и Центром правительственной связи Российской Федерации в Мурманской области" от 14.05.97 N 24 организован обмен правовой информацией с РИАЦ. Поиск и получение текстов нормативных актов федеральных органов власти РФ и нормативных актов других субъектов РФ осуществляется через передачу запросов к информационно-правовым ресурсам ФАПСИ таким как "Официальные и периодические издания правовой информации в электронном виде" и "Банк правовых актов НТЦ "Система". Широко используются коммерческие справочные информационно-правовые системы "Кодекс", "Гарант", "Консультант Плюс".
На сегодняшний день к существенным недостаткам системы правового информирования органов власти и управления относится отсутствие информационного ресурса, содержащего нормативные акты органов местного самоуправления. Из-за низкого уровня технического оснащения и отсутствия унифицированного программного обеспечения в большинстве органов местного самоуправления области не ведутся электронные базы данных собственных правовых документов, а также не организован удаленный доступ к уже созданным государственным правовым базам данных областной администрации и РИАЦ.
Современное состояние и перспективы общественно-политического, экономического и социального развития страны требуют оперативного и достоверного информационно-правового обеспечения не только органов государственной власти, но и всех своих граждан.
В последние годы в Мурманской области, как и в стране в целом, растет число автоматизированных негосударственных (коммерческих) систем правовой информации, распространяемых по цене, доступной не каждому. В этих условиях государство обязано обеспечить правовое информирование общества на альтернативной основе.
Одним из наиболее эффективных решений проблемы правового информирования широкого круга пользователей является создание публичных центров правовой информации (ЦПИ) на базе библиотек, общедоступных учебных и научных заведений, других элементов социальной инфраструктуры городов и иных населенных пунктов Мурманской области, где услуги по доступу к государственным информационно-правовым ресурсам будут оказываться бесплатно каждому гражданину.
Созданию ЦПИ будет способствовать тот факт, что определенная работа по компьютеризации общедоступных библиотек в области уже проведена. В декабре 1999 года в МОУНБ состоялось торжественное открытие первого ЦПИ в Мурманской области, и в настоящее время читателям уже оказывается ряд услуг по доступу к правовым информационным ресурсам. Также идет подготовка к открытию аналогичных ЦПИ во многих муниципальных образованиях области.
Проблема общедоступности официальных документов носит комплексный характер и требует государственного регулирования по вопросам формирования информационно-правовых ресурсов Мурманской области и создания условий для оперативного получения органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, объединениями и отдельными гражданами достоверной правовой информации.
1.2. Правовая основа программы
Программа разработана на основании Указа Президента РФ от 23.04.93 N 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информации", Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента РФ от 28.06.93 N 966, Президентской программы "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ N 808 от 04.08.95, Указа Президента РФ от 24.11.95 N 1178 "О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов", Закона Мурманской области "Об информационном обеспечении органов государственной власти Мурманской области" N 39-02-ЗМО от 18.11.96 и постановления Правительства Мурманской области "О разработке областной целевой программы "Правовая информатизация Мурманской области" от 25.11.99 N 74-ПП/8
Программа носит некоммерческий характер, направлена прежде всего на полное и более оперативное информационно-правовое обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, реализацию конституционного права граждан на получение правовой информации.
2. Основные цели и задачи программы
Главная цель программы - создание государственной системы формирования и распространения в электронном виде официальных правовых документов Мурманской области для наиболее полного информационно-правового обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организации доступа граждан к информационно-правовым ресурсам.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
2.1. Разработка необходимых нормативно-правовых документов для реализации программы (2000 год), в том числе:
- принятие органами местного самоуправления соответствующих нормативных документов о ведении собственных электронных баз данных правовых актов.
2.2. Формирование и поддержка правовых информационных ресурсов области (2000-2002 годы), в том числе:
- поддержка копий государственных баз данных федеральных актов;
- формирование интегрированного фонда правовых актов Мурманской области, включающего областные нормативные акты органов власти и органов местного самоуправления;
- ведение государственной эталонной базы данных правовых актов Мурманской области;
- формирование электронных баз данных правовых актов органов местного самоуправления области.
2.3. Формирование информационно-коммуникационной среды для доступа пользователей к правовым ресурсам области (2001-2002 годы), в том числе:
- создание системы удаленного доступа к правовым информационным ресурсам, формируемым органами законодательной и исполнительной власти Мурманской области;
- создание абонентских пунктов в органах местного самоуправления области;
- создание системы удаленного доступа к правовым ресурсам РИАЦ;
- создание системы удаленного доступа к ресурсам МОУНБ;
- организация многоуровневой защиты.
2.4. Создание центров правовой информации на базе публичных библиотек, общедоступных учебных заведений, других элементов социальной инфраструктуры городов, поселков и иных населенных пунктов Мурманской области (2000-2002), в том числе:
- разработка организационно-правового и методического обеспечения ЦПИ;
- поддержка автономного ЦПИ на базе МОУНБ;
- поэтапное создание ЦПИ на базе городских библиотек и других учебных и научных заведений области.
В качестве приоритетных направлений правовой информатизации программой предусматриваются:
- решение организационно-технических вопросов информационного взаимодействия систем правовой информации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления Мурманской области;
- организация свободного бесплатного доступа граждан к создаваемым государственным информационно-правовым ресурсам.
3. Сроки реализации программы:
2000-2002 годы.
4. Периоды реализации программы
I период - 2000 год: разработка необходимых нормативно-правовых документов для реализации программы.
II период - с 2000 года по 2002 год: формирование правовых информационных ресурсов области.
III период - с 2001 года по 2002 год: формирование информационно-коммуникационной среды для доступа пользователей к правовым ресурсам области.
IV период - с 2000 года по 2002 год: создание ЦПИ на базе публичных библиотек, общедоступных учебных заведений, других элементов социальной инфраструктуры городов, поселков и иных населенных пунктов Мурманской области.
5. Система программных мероприятий
N | Мероприятия | Исполни- тель |
Основные расходы |
Финансирование ( в тыс. рублях) по курсу доллара =32р. за 1 доллар |
|||
Облас- тной бюджет |
Бюджет муниц. образо- ваний |
РФПР | Всего | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Разработка необходимых нормативно-правовых документов для реализации программы (2000 год) |
- | - | - | - | ||
1.1 | Принятие органами местного самоуправления соответствующих нормативных документов о ведении собственных баз данных правовых актов |
органы местного самоуп- равления |
- | - | - | - | |
2. | Формирование правовых информационных ресурсов области (2000 - 2002 годы) |
- | - | - | - | ||
2.1 | Формирование интегрированного фонда правовых актов Мурманской области |
РИАЦ | - | - | - | - | |
2.2 | Ведение государственной эталонной базы данных правовых актов Мурманской области |
УИРТ | - | - | - | - | |
2.3 | Создание баз данных правовых актов органов местного самоуправления области |
РИАЦ, органы местного самоуп- равления |
- | - | - | - | |
3. | Формирование информационно- коммуникационной среды для доступа пользователей к правовым ресурсам области (2001- 2002 годы): |
компьюте- ры, сетевое оборудова ние |
1175 | 547.2 | 272 | 1994.2 | |
3.1 | Создание системы удаленного доступа к правовым информационным ресурсам, формируемым органами законодательной и исполнительной власти Мурманской области |
УИРТ | коммуника- ционный сервер, аппаратное и програм- мное обеспече- ние удаленного доступа |
682 | - | - | 682 |
3.2 | Создание абонентских пунктов (АП) в органах местного самоуправления области (всего 19 АП, стоимость 1 АП - 28.8 т. р.) |
РИАЦ, органы местного самоуп- равления |
компьюте- ры, модемы |
- | 547.2 | - | 547.2 |
3.3 | Создание системы удаленного доступа к интегрированному фонду правовых актов Мурманской области |
РИАЦ | сервер удаленного доступа |
493 | - | - | 493 |
3.4 | Создание системы удаленного доступа к ресурсам МОУНБ |
РИАЦ МОУНБ |
необходи- мое оборудова ние за счет РФПР |
- | - | 272 | 272 |
3.5 | Организация многоуровневой защиты правовой информатизации |
РИАЦ | система ограниче- ния доступа |
- | - | - | - |
4. | Создание ЦПИ на базе публичных библиотек, общедоступных учебных заведений, других элементов социальной инфраструктуры городов, поселков и иных населенных пунктов Мурманской области (2000-2002) |
УИРТ МОУНБ, РИАЦ |
сетевое обо- рудование, компьюте- ры, множи- тельная техника |
241 | 611.8 | 611.8 | 1464.6 |
4.1 | Разработка организационно- правового и методического обеспечения ЦПИ |
МОУНБ, РИАЦ |
- | - | - | - | - |
4.2 | Поддержка автономного ЦПИ на базе МОУНБ |
УИРТ МОУНБ, РИАЦ |
сетевое оборудова ние для МОУНБ |
241 | - | - | 241 |
4.3 | Поэтапное создание ЦПИ на базе публичных библиотек, общедоступных учебных и научных заведений, других элементов социальной инфраструктуры городов, поселков и иных населенных пунктов Мурманской области при координации и информационной поддержке РИАЦ. (Расчет приведен для 19 ЦПИ на базе библиотек области. Стоимость 1 ЦПИ - 64.4 т.р) |
органы местного самоуп- равления МОУНБ, РИАЦ |
компьюте- ры, модемы, ксероксы, расходы на командиро вки. -ЦПИ Северомор- ска |
- - |
579.6 32.2 |
579.6 32.2 |
1159.2 64.4 |
Итого: | 1416 | 1159 | 883.8 | 3458.8 | |||
С учетом инфляции (1.23) |
1741.68 | 1425.56 | 1087.06 | 4254.3 |
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. Источники финансирования:
(тыс. руб.)
2000 год |
2001 год |
2002 год |
Итого: | |
1. Областной бюджет | - | 1416 | - | 1416 |
2. бюджет муниципальных образований |
- | 772.66 | 386.33 | 1158.99 |
3. Российский Фонд Правовых реформ (РФПР) |
- | 679.86 | 203.93 | 883.79 |
Всего: | - | 2868.52 | 590.26 | 3458.8 |
С учетом инфляции на 2001 год (коэф. 1.23) |
- | 3528.28 | 726.02 | 4254.3 |
6.2. Общие затраты на реализацию программы
Величина затрат на реализацию программы составляет всего:
4254.3 тыс.руб., в том числе из средств областного бюджета 1741.7 тыс.руб.
Расчет приведен с учетом индексов-дефляторов цен на 2001 год по данным Минэкономики, составленным на 13.04.2000 г.
7. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком и разработчиком программы является управление информационных ресурсов и технологий администрации Мурманской области, которое обеспечивает организацию работ по формированию правовых информационных ресурсов Мурманской области.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. N 808 "О президентских программах правовой информатизации" функции по реализации программы правовой информатизации России возложены на ФАПСИ. В связи с этим для реализации программы "Правовая информатизация Мурманской области" функции головной организации возлагаются на РИАЦ.
РИАЦ за счет собственных ресурсов организует централизованную поставку программных оболочек научно-технического центра правовой информации "Система" (далее НТЦ "СИСТЕМА") для ведения государственных баз данных правовой информации, обеспечивает единство и совместимость технических и программных средств, формирует накапливает и поддерживает интегрированный фонд правовых актов Мурманской области, включающий документы органов власти и органов местного самоуправления всех уровней. Организует региональный центр правовой информации (далее РЦПИ), осуществляет его информационное сопровождение.
РИАЦ обеспечивает государственные гарантии целостности и достоверности правовой информации, создает необходимые условия для развития сферы информационно-правовых услуг, обеспечивает информационно-правовые потребности жителей области, органов власти, малого предпринимательства, рынка товаров и услуг.
РИАЦ безвозмездно осуществляет информационную поддержку ЦПИ Мурманской области, обеспечивая доступ к государственным базам данных правых актов органов власти и органов местного самоуправления всех уровней.
Вопросы собственности государственных баз данных правовых актов органов власти и органов местного самоуправления Мурманской области, создаваемых в программных оболочках, предоставляемых РИАЦ, решаются соглашением, входящим в состав Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области" подписанного в Москве, 30 октября 1997 г.
Основное техническое оснащение РИАЦ осуществляется за счет федерального бюджета.
В соответствии со статьей 5 соглашения об информационном взаимодействии между администрацией Мурманской области и Центром правительственной связи РФ в Мурманской области от 14.05.97 N 24 администрация обеспечивает комплектование РИАЦ техническими средствами для ведения областных баз данных в разрезе Мурманской области. В связи с этим оборудование, купленное за счет областного бюджета, является собственностью администрации и по акту передается РИАЦ во временное пользование для выполнения необходимых работ в РЦПИ.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" "...Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система". В связи с этим для создания единого государственного унифицированного банка данных нормативных правовых актов органов власти и органов местного самоуправления субъектов РФ выбран программный комплекс НТЦ "Система".
К участникам - источникам правовой информации могут относиться органы государственной власти и органы местного самоуправления области. К остальным участникам программы могут относиться публичные библиотеки, общедоступные учебные и научные заведения, другие элементы социальной инфраструктуры городов, поселков и иных населенных пунктов Мурманской области на базе которых будут организованы ЦПИ.
Органы прокуратуры, областные отделения федеральных органов государственной власти на территории Мурманской области, также могут выступать участниками программы. Доступ к интегрированным правовым информационным ресурсам для них обеспечивается в пределах имеющихся технических возможностей государственных органов - поставщиков правовых ресурсов.
Участники приобретают необходимое оборудование за счет собственных средств.
Участие в программе подтверждается типовым четырехсторонним соглашением. Образец типового соглашения приведен в приложении 1
1. Оборудование, приобретаемое за счет средств областного бюджета, используется для целевого назначения и находится в собственности администрации Мурманской области.
Органы местного самоуправления Мурманской области на основе бесплатно предоставляемого им программного комплекса НТЦ "СИСТЕМА" самостоятельно ведут базы данных своих правовых актов. В случае если для ведения базы данных правовых актов уже используется компьютерная система, отличная от программного комплекса НТЦ "Система", участники программы - источники правовых информационных ресурсов (администрация Мурманской области и органы местного самоуправления области) заключают соглашение с РИАЦ об информационно-правовом взаимодействии для обязательной систематической передачи в РЦПИ правовых документов, представленных в электронном виде. Техническое оснащение абонентских пунктов правовой информации (далее АП) в органах местного самоуправления осуществляется ими за счет собственных бюджетов.
Мурманская областная универсальная научная библиотека (МОУНБ) организует взаимодействие с РФПР, осуществляет отработку организационно-правовых форм и организационно-методическое руководство созданием ЦПИ на базе библиотечной системы, выступает в качестве получателя областных, российских и зарубежных грантов для развития ЦПИ в Мурманской области.
Поддержка ЦПИ на базе МОУНБ финансируется из областного бюджета по статье расходов "Информационное обеспечение" ("Информатика"), а также за счет софинансирования РФПР.
Создание публичных ЦПИ на базе муниципальных библиотек, и других элементов социальной инфраструктуры городов, поселков и иных населенных пунктов Мурманской области в части приобретения необходимых технических и программных средств для информационно-коммуникационного взаимодействия финансируется соответствующими органами местного самоуправления при поддержке РФПР.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление информационных ресурсов и технологий администрации Мурманской области организует управление программой, контроль за ходом ее реализации, научно-методическое руководство, экспертизу и приемку работ.
9. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы
Реализация настоящей программы обеспечит:
- более полное и оперативное информационно-правовое обслуживание органов власти Мурманской области;
- свободный, доступ к электронным информационно-правовым ресурсам со стороны органов местного самоуправления области;
- повышение оперативности, обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни области на основе получения достоверной нормативно-правовой информации;
- создание условий для более полной реализации конституционного права граждан на получение правовой информации;
- создание условий для обеспечения правовой информацией негосударственных организаций, учебных и научных учреждений, малого предпринимательства, а также оказание стимулирующего воздействия на рынок информационных услуг и технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.