Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 2 августа 2000 г. N 28-ПП
Программа
по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000-2005 годы
Паспорт
Программы по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000-2005 годы
Наименование Программы |
- Программа по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000-2005 годы. |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- распоряжение Губернатора Мурманской области от 12 ноября 1999 г. N 509-РГ. |
Заказчик- координатор Программы |
- Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области. |
Основные разработчики- и исполнители Программы |
- комитет по экономической политике администрации Мурманской области: - Мурманское управление Госгортехнадзора России; - Госкомитет по охране окружающей среды Мурманской области; - Центр госсанэпиднадзора в Мурманской области; - Мурманское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области; - департамент финансов Мурманской области; - служба радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), медицинская служба и экологическая служба Северного Флота; - управление Федеральной службы безопасности РФ по Мурманской области; - управление внутренних дел администрации Мурманской области; - управление государственной противопожарной службы УВД администрации Мурманской области; - комитет по земельным ресурсам и землеустройству Мурманской области; - Кольский научный центр Российской академии наук; - Мурманское отделение Октябрьской железной дороги; - Мурманское областное отделение Российской транспортной инспекции; - Мурманское бассейновое аварийно- спасательное управление (МБАСУ). |
Цели и задачи Программы |
- обеспечение комплекса мероприятий организационного, технического, санитарно- гигиенического, правового и просветительного характера, направленного на исключение или снижение до допустимого уровня воздействия химически опасных факторов на человека и окружающую природную среду; - защита населения области от поражения токсичными химическими веществами; - предотвращение загрязнений территорий и окружающей природной среды вредными химическими веществами; - разработка предложений по совершенствованию законодательной, нормативной и методической базы в области химической безопасности; - выявление и регистрация источников выделения опасных химических веществ; - исключение вероятности использования опасных химических веществ не по назначению; - предотвращение совершения диверсионно- террористических актов на химически опасных объектах; - утилизация токсичных химических веществ; - обеспечение населения области средствами индивидуальной и медицинской защиты; - декларирование безопасности промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью для населения области; - подготовка руководящего состава, комиссий по ЧС городов и районов области, служб к оценке химической обстановки на объектах и руководству в проведении мероприятий по ликвидации последствий химических аварий. |
Срок реализации Программы |
2000 - 2005 гг. |
Прогнозируемые источники финансирования Программы |
-областной и местные бюджеты - за счет источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование исполнителей; - собственные средства предприятия; - средства областного экологического фонда. |
Ожидаемые конечные результаты |
снижение риска возникновения химических аварий, загрязнения окружающей среды вредными химическими веществами, воздействия химически опасных факторов на население и персонал предприятий и организаций, деятельность которых связана с использованием химически опасных веществ. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- исполнители Программы несут ответствен- ность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств; - контроль за исполнением Программы осуществляет Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области; - исполнители Программы, ответственные за организацию и исполнение соответствующих мероприятий, представляют в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области отчеты о ходе работы по реализации программы к 10 января и 10 июля ежегодно; - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области ежегодно к 20 января представляет Председателю Правительства Мурманской области обобщенную информацию о ходе и итогах реализации Программы; - ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Председателя Правительства области могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000- 2005 годы разработана во исполнение распоряжения Губернатора Мурманской области от 12 ноября 1999 года N 509-РГ "О разработке проекта территориальной программы по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000-2005 годы" и в целях реализации Федеральной целевой подпрограммы (ФЦП) "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе (химическая безопасность)". Необходимость ее подготовки вызвана тем, что на территории области находится большое количество химически опасных объектов, использующих в своей деятельности аварийные химически опасные вещества (АХОВ).
В результате проверок, проводимых надзорными и контрольными органами области, выявлены многочисленные нарушения в эксплуатации, остановке химически опасных объектов, хранении, перевозке химически опасных грузов. Большую проблему представляют собой вопросы организации приема, хранения ртути, переработки ртутьсодержащих отходов, отсутствия на ряде предприятий подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными авариями на химически опасных объектах и транспорте, проведению демиркуризационных работ в зонах заражения, а также отсутствия в области площадки для захоронения токсичных химических отходов. Требует совершенствования система своевременного обнаружения токсичных химических веществ. Действующая процедура регистрации новых предприятий (организаций), осуществляющих на территории области деятельность по использованию, реализации, складированию, хранению, транспортированию АХОВ, не обеспечивает безопасность населения и территории области от возможных аварий. Имеют место случаи, когда организации, занимающиеся реализацией технических газов (хлор, аммиак) потребителям мелкими партиями, наполняют баллоны непосредственно в жилых домах, где арендуют помещения, а не на специально оборудованных площадках.
Вышеперечисленные факты явились основанием для принятия Координационным советом по промышленной и экологической безопасности Мурманской области, в октябре месяце 1998 г., решения о разработке программы по обеспечению комплекса мероприятий, направленных на охрану здоровья человека от вредного воздействия химических факторов техногенного происхождения. Кроме того, поскольку, вопросами обеспечения химической безопасности области занимается большое количество структур надзорных, контрольных органов, органов военного командования и исполнительной власти необходима координация и объединение их усилий, определение и выполнение первоочередных мероприятий для решения данной проблемы, что наиболее приемлемо сделать программными методами.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является исключение или снижение до допустимого уровня воздействия химически опасных факторов на человека и окружающую природную среду путем обеспечения комплекса мероприятий организационного, технического, санитарно-гигиенического, правового и просветительного характера.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- защита населения области от поражения токсичными химическими веществами;
- предотвращение загрязнений территории и окружающей природной среды вредными химическими веществами;
- выявление и регистрация источников выделения опасных химических веществ;
- исключение вероятности использования химических веществ не по назначению;
- утилизация токсичных химических веществ;
- совершенствование законодательной, нормативной и методической базы в области химической безопасности;
- обеспечение населения области средствами индивидуальной и медицинской защиты;
- декларирование безопасности промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью для населения области;
- подготовка руководящего состава, комиссий по ЧС городов и районов области, служб к оценке химической обстановки на объектах и руководству в проведении мероприятий по ликвидации последствий химических аварий;
- обучение населения в области защиты от ЧС с химической опасностью.
Программа предусматривает проведение первоочередных мероприятий в сроки до 2005 года.
3. Система программных мероприятий
Комплекс мероприятий по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000-2005 годы (прилагается) состоит из следующих основных разделов:
- организационные мероприятия;
- обеспечение мероприятий по химической безопасности;
- предупреждение и пресечение нарушений в области химической безопасности;
- подготовка и обучение производственного персонала и населения.
3.1. Организационные мероприятия
Мероприятия данного раздела предусматривают повышение организующей и координирующей роли органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, надзорных и контрольных органов области в вопросах защиты населения и территории от ЧС, обусловленных химическими авариями; совершенствование законодательной, нормативной и методической базы в области химической безопасности.
Выполнение мероприятий позволит:
- своевременно информировать население о химической обстановке в области и о предупредительных мерах, направленных на ее улучшение;
- своевременно выявить и устранить нарушения в производственной деятельности химически опасных объектов, обеспечить безопасность рабочих и служащих этих объектов, населения области, выявить угрозы диверсионно-террористических устремлений и оценить достаточность принятых мер по предупреждению химических аварий.
3.2. Обеспечение мероприятий по химической безопасности
Основная цель этого направления Программы заключается в улучшении химической обстановки в области и создании условий, обеспечивающих защиту населения и территории области от воздействия химически опасных факторов путем проведения конкретных мероприятий.
Приоритетными задачами данного раздела являются:
- замена хлора на более безопасные дезинфектанты для обеззараживания питьевой воды;
- организация приема ртути и переработка ртутьсодержащих отходов;
- создание спецподразделений по ликвидации ЧС, связанных с авариями на химически опасных объектах и транспорте, разливами компонентов ракетного топлива, проведению демиркуризационных работ в зонах заражения;
- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха и окружающей природной среды вредными химическими веществами.
3.3. Предупреждение и пресечение нарушений в области химической безопасности
Основная цель деятельности по предупреждению и пресечению нарушений в области химической безопасности заключается в снижении уровня возможного возникновения химических аварий и обусловленных ими чрезвычайных ситуаций. В связи с этим Программа предлагает следующие мероприятия:
- проведение замеров по содержанию паров ртути в случае разлива;
- организацию и осуществление контроля за выбросами и сбросами вредных веществ в окружающую среду;
- совершенствование системы своевременного обнаружения токсичных химических веществ;
- контроль обеспечения безопасности перевозки опасных грузов и токсичных химических веществ;
- декларирование безопасности промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной химической опасностью для населения области;
- лицензирование работ с химически опасными веществами и перевозок химически опасных грузов автомобильным транспортом;
- создание автоматизированной системы мониторинга АХОВ на территории области;
- создание единой транкинговой системы связи на территории области;
- разработку предложений по созданию системы быстрого реагирования на несанкционированный сбор органических веществ, в том числе нефтепродуктов в окружающую среду.
Для своевременного обнаружения источников химической опасности предусмотрено разработать процедуру регистрации новых предприятий, осуществляющих на территории области деятельность по использованию, реализации, складированию, хранению, транспортированию АХОВ.
3.4. Подготовка и обучение производственного персонала и населения
Для более успешного решения основных задач по защите населения и территории области от ЧС с химической опасностью в Программе предусмотрен комплекс мероприятий просветительного характера. В рамках настоящей Программы предлагается:
- проводить подготовку руководящего состава, комиссий по ЧС городов и районов области, служб к оценке химической обстановки на объектах и руководству в проведении мероприятий по ликвидации химических аварий в учебно-методическом центре Главного управления по делам ГО и ЧС области;
- проводить обучение специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на основе новых учебных программ и методик;
- осуществлять мероприятия по обучению неработающего населения области правилам поведения при угрозе и возникновении химических аварий, использования средств индивидуальной защиты.
Обучение осуществлять в учебных группах при домоуправлениях и через средства массовой информации.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств областного экологического фонда, потребителей на договорной основе, собственных средств предприятий, за счет средств, предусматриваемых на текущее финансирование организациям- исполнителям, средств областного и местных бюджетов.
5. Механизмы и контроль реализации Программы
По отдельным направлениям Программы заказчиком разрабатываются конкретные планы действий и мероприятий.
Исполнители Программы, несут ответственность за организацию и исполнение соответствующих мероприятий, отвечают за качественное и своевременное их выполнение, а также рациональное использование выделяемых средств.
Исполнители Программы представляют в Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области отчеты о ходе работы по реализации Программы к 10 января и 10 июля ежегодно. Контроль за выполнением Программы осуществляется Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области.
Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области ежегодно к 20 января представляет Губернатору Мурманской области обобщенную информацию о ходе и итогах реализации Программы. Результаты выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора области могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства Мурманской области.
Начальник Главного управления по делам |
В. Лишик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.