Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 17 января 2001 г. N 8-ПП
Региональная целевая программа "Профилактика йоддефицитных заболеваний
на 2001-2005 годы"
Паспорт целевой программы
Наименование Программы - региональная целевая программа "Профилактика
йоддефицитных заболеваний на 2001- 2005 годы"
Основание для решения о - постановление Правительства Российской Федерации
разработке Программы от 05.10.99 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний,
связанных с дефицитом йода";
- постановление Правительства Российской Федерации
от 10.08.98 N 917 "О концепции государственной
политики в области здорового питания населения
РФ на период до 2005 года"
Государственный - комитет по здравоохранению администрации
заказчик Программы Мурманской области,
- специалисты МОБ, ГБСМП, МДЦ
Основные разработчики - комитет по здравоохранению администрации
Программы Мурманской области
Цель и задачи - ликвидация последствий влияния дефицита йода в
Программы, важнейшие окружающей среде и продуктах питания на
целевые показатели состояние здоровья и умственное развитие
населения Мурманской области;
- недопущение развития эндемичности по
йоддефицитным заболеваниям на территории
области;
- снижение заболеваемости щитовидной железы,
задержки физического и умственного развития
детей и подростков;
- нарушений репродуктивной функции женщин;
- организация противозобной службы Мурманской
области;
- скрининг йоддефицитных заболеваний (далее-ЙДЗ)
и выявление географии йоддефицитных районов;
- организация мероприятий по проведению массовой,
групповой и индивидуальной профилактики ЙДЗ;
- обеспечение эффективного лечения тиреоидными
препаратами лиц с диффузным увеличением
щитовидной железы, как основы ликвидации
узловых форм зоба;
- развитие производства йодсодержащих продуктов
питания для жителей Мурманской области
Сроки и этапы - 2001-2005 годы
реализации Программы I этап - 2001 год
- подготовка и проведение скринингового
обследования населения для определения
эпидемиологии ЙДЗ в Мурманской области;
- проведение экстренных мероприятий групповой
профилактики в контингентах повышенного риска
(дети, подростки, беременные и кормящие
женщины)
II этап - 2002-2005 годы
- реализация долгосрочной программы мероприятий
по массовой и групповой профилактике и лечению
ЙДЗ
Перечень основных - организация противозобной службы в Мурманской
мероприятий области;
- проведение широкомасштабной кампании в
средствах массовой информации по проблеме ЙДЗ в
Мурманской области и их профилактике;
- обеспечение населения Мурманской области
лекарственными средствами для лечения и
профилактики ЙДЗ;
- организация производства и закупки
йодсодержащих продуктов
Исполнители Программы и - комитет по здравоохранению администрации
основных мероприятий Мурманской области;
- комитет по здравоохранению администрации г.
Мурманска;
- ЦГСЭН в Мурманской области;
- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию;
- комитет по образованию администрации Мурманской
области;
- Мурманский территориальный фонд обязательного
медицинского страхования
Объемы и источники - общее финансирование:
финансирования - бюджеты всех уровней;
- средства ОМС;
- средства внебюджетных фондов
2001 г. - 4705.6 тыс. руб.
2002 г. - 4657.6 тыс. руб.
2003 г. - 2740.6 тыс. руб.
2004 г. - 2740.6 тыс. руб.
2005 г. - 2596.9 тыс. руб.
Итого: - 17441 тыс. руб.
Финансовые средства ежегодно уточняются в
пределах имеющихся финансовых ресурсов
Ожидаемые конечные - предотвращение новых случаев ЙДЗ, возникающих
результаты реализации вследствие дефицита йода в окружающей среде,
Программы путем обеспечения лекарственными препаратами
для лечения и профилактики ЙДЗ и выпуска
йодсодержащих продуктов
Система организации - комитет по здравоохранению администрации
контроля за исполнением Мурманской области;
Программы - ЦГСЭН в Мурманской области;
- исполнительные органы власти городов и районов
в порядке, установленном для контроля за
реализацией региональных целевых программ
1. Содержание проблемы
1.1. Обоснование необходимости решения проблемы
йоддефицитных заболеваний
Региональная целевая программа "Профилактика йоддефицитных заболеваний на 2001- 2005 годы" разработана во исполнение Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.08.98 N 917;постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода", а также с целью реализации Консенсуса "Эндемический зоб у детей", принятого - совещании главных детских эндокринологов РФ 11-13 октября 1999 года в г. Смоленске.
ЙДЗ являются одними из наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. По оценке ВОЗ и ЮНИСЕФ риску развития ЙДЗ подвержены более 1,5 млрд. жителей земли, зоб имеют 300 млн., более 30 млн. уже страдают кретинизмом.
С начала 70-х годов мероприятиям по профилактике ЙДЗ не уделялось достаточного внимания, что значительно увеличило распространенность и степень тяжести йодного дефицита. С 1990 г. ЭНЦ РАМН начал проводить эпидемиологические исследования ЙДЗ в России. По данным проведенных исследований распространенность эндемического зоба у детей и подростков составляет 15-25 %, а в некоторых регионах - до 40 %.
В России нет регионов, в которых обеспеченность населения йодом соответствует физиологическим потребностям (100-200 мкг в день), реальное потребление йода составляет всего 40-80 мкг в день, т.е. в 2-3 раза ниже рекомендуемого уровня.
Недостаточное потребление йода создает серьезную угрозу для здоровья населения России. Дефицит йода оказывает неблагоприятное воздействие на рост и развитие организма еще вовнутриутробном периоде, что проявляется повышенной частотой спонтанных абортов, врожденных пороков развития, формированием тяжелых нарушений умственного и физического развития. У детей и подростков ЙДЗ проявляются развитием зоба, гипотиреоза, нарушениями психомоторного развития, задержкой физического и интеллектуального развития, пограничной умственной отсталостью. Для женщин - это риск бесплодия или рождения ребенка с эндемическим кретинизмом.
Таким образом, эндемический зоб и другие заболевания, вызванные дефицитом йода, представляют собой важную медикосоциальную проблему, которая может быть решена путем проведения популяционной, групповой и индивидуальной йодной профилактики.
Популяционная (массовая) йодная профилактика является наиболее эффективным и экономичным методом восполнения дефицита йода. Правильное йодирование соли для потребления населением полностью предотвращает риск развитие ЙДЗ.
В 1998 г. в России принят новый стандарт на йодированную поваренную соль с использованием стабильной соли йодата калия, которая повышает качество йодированной соли, увеличивает сроки ее хранения и реализации. Потребность в йодированной соли для населения Мурманской области составляет 500 тонн в год.
Групповая йодная профилактика проводится в определенных группах населения повышенного риска развития ЙДЗ (беременные, кормящие матери, дети и подростки). Групповая профилактика проводится с использованием препаратов йода.
Необходимым мероприятием по продвижению знаний о проблеме йодного дефицита и методах его профилактики является широкомасштабная санитарно-просветительная и разъяснительная работа среди населения с использованием средств массовой информации.
Индивидуальная йодная профилактика проводится по назначению врача.
Гигиеническая профилактика йоддефицитных состояний относится к этиотропной, направленной на устранение причинного фактора, поэтому при проведении комплекса мероприятий в достаточно короткий срок дает положительную динамику показателей заболеваемости населения и способна ликвидировать ЙДЗ.
1.2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - ликвидация предпосылок для развития ЙДЗ на территории Мурманской области.
Основные задачи:
- проведение популяционной первичной профилактики дефицита йода с организацией лабораторных исследований и мониторинга по этиологическому фактору;
- проведение скрининговых исследований для определения эпидемиологии ЙДЗ в Мурманской области и уровня дефицита йода;
- недопущение развития эндемичности по ЙДЗ на территории области;
- организация противозобной службы, оснащенной современным лабораторным оборудованием для диагностики заболеваний щитовидной железы.
2. Основные направления в реализации Программы
2.1. Определение эпидемиологии ЙДЗ
Для определения эпидемиологии ЙДЗ в Мурманской области необходимо проведение скрининговых исследований групп детей препубертатного возраста с определением уровня экскреции йода в моче и распространенности зоба по данным ультразвукового обследования в контрольных группах.
2.2. Совершенствование противозобной службы
Создание противозобного кабинета необходимого для диспансерного наблюдения лиц с заболеваниями щитовидной железы, мониторинга в ходе профилактики ЙДЗ, лечения осложнений, возникших вследствие дефицита йода.
Для скрининговых обследований новорожденных на гипотиреоз и другие наследственные заболевания, необходимо оснащение лабораторной службы современным оборудованием.
2.3. Организация системы профилактики ЙДЗ и их осложнений
Предусматривает создание оптимальной модели профилактики ЙДЗ с использованием местных ресурсов и лекарственных средств:
- организация системы снабжения населения йодированной солью;
- выпуск на предприятиях промышленности области обогащенных йодом продуктов питания (хлеб, кондитерские изделия, напитки);
- организация снабжения лекарственными препаратами профилактического и лечебного назначения для проведения групповой и индивидуальной йодной профилактики;
- раннее выявление и эффективное лечение больных, особенно детского населения.
2.4. Обеспечение современного эффективного лечения лиц с ЙДЗ
Для реализации этого направления особое внимание уделяется гарантированному обеспечению лиц, больных ЙДЗ, высококачественными йодсодержащими препаратами и гормонами щитовидной железы.
2.5. Обеспечение производства йодсодержащих продуктов питания
Предусматривает проведение административных решений по организации производства йодированной продукции и реализации йодированной соли предприятиями продовольственной торговли.
3. Система программных мероприятий
Программой предусмотрен план мероприятий по ее реализации (приложение N 1):
- проведение скрининговых исследований в определенных группах населения для определения эпидемиологии ЙДЗ;
- совершенствование противозобной службы в Мурманской области;
- обеспечение населения препаратами для групповой и индивидуальной профилактики и лечения ЙДЗ;
- обучение медицинских работников, санитарно- просветительная работа среди населения по проблемам ЙДЗ;
- массовая йодная профилактика ЙДЗ в Мурманской области путем производства и закупок йодсодержащих продуктов;
- совершенствование системы гигиенического мониторинга.
3.1. Гарантированное обеспечение населения области препаратами
для профилактики и лечения ЙДЗ
3.1.1. Для гарантированного обеспечения населения групп риска и больных ЙДЗ препаратами для профилактики и лечения ЙДЗ и снижения затрат бюджетов всех уровней необходимо:
- организовать централизованные закупки препаратов для профилактики и лечения ЙДЗ в соответствии с перечнем (приложение N 2);
- осуществлять распределение закупленных медикаментов централизованно по территориям области в соответствии с численностью групп риска и больных ЙДЗ.
3.2. Организация противозобной службы
3.2.1. Для развития и совершенствования противозобной службы необходимо открыть на базе Мурманского диагностического центра организационно-методический и консультативный противозобный кабинет, оснастить его оборудованием. Для достоверного исследования продуктов на содержание йода необходимо дооснащение лаборатории ЦГСЭН (приложение N 3).
Задачи кабинета:
- координация работы по скрининговым исследованиям для определения эпидемиологии ЙДЗ (приложение N 4);
- подготовка и внедрение программ по санитарно-просветительной работе среди населения по профилактике ЙДЗ;
- обучение медицинского персонала (врачи, медицинские сестры) вопросам диагностики, методам профилактики и лечения ЙДЗ;
- определение групп риска в городах и районах области для проведения групповой профилактики ЙДЗ (приложение N 5, 6);
- оказание консультативной помощи больным ЙДЗ;
- организационно-методическая работа с ЛПУ;
- формирование регистра больных с ЙДЗ.
Необходимо дооснастить иммунобиологическую лабораторию Мурманского диагностического центра лабораторным оборудованием для улучшения качества скринингового обследования новорожденных на гипотиреоз и фенилкетонурию, обследования беременных женщин на альфафетопротеин (маркер наследственной и врожденной патологии плода).
Оснастить противозобный кабинет аппаратом ультразвуковой диагностики щитовидной железы "Алока-1700".
3.2.2. С целью повышения квалификации врачей предусмотреть проведение выездных обучающих циклов по ЙДЗ.
3.3. Освещение проблемы йоддефицитных заболеваний в средствах
массовой информации
Для повышения информированности населения об эпидемиологии ЙДЗ в Мурманской области и мерах по их профилактике необходимо проводить санитарно-просветительную работу среди населения через средства массовой информации (телевидение, радио, пресса), уделяя особое внимание методам йодной профилактики с использованием в питании богатых йодом продуктов и специальных продуктов, обогащенных йодом (соль, хлеб, молоко).
3.4. Совершенствование системы гигиенического мониторинга
Для осуществления контроля за реализацией Oрограммы в области, ее эффективностью, качеством йодированных продуктов необходимо создание постоянно действующего гигиенического мониторинга.
4. Ресурсы обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств инвесторов, отчислений предприятий всех форм собственности, заинтересованных в осуществлении Программы.
Объем финансирования мероприятий, направленных на ликвидацию последствий дефицита йода в окружающей среде, включая скрининговые исследования, улучшение диагностической базы, обеспечение лекарственными препаратами, составит:
2001 г. - 4705.6 тыс. руб.
2002 г. - 4657.6 тыс. руб.
2003 г. - 2740.6 тыс. руб.
2004 г. - 2740.6 тыс. руб.
2005 г. - 2596.6 тыс. руб.
Итого 2001-2005 годы: 17441 тыс. руб.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
5. Механизмы реализации Программы
Выделенные бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются заказчиком на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Заказчик при необходимости может обращаться в администрацию области и территориальный фонд обязательного медицинского страхования о выделении дополнительных средств.
6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Контроль за выполнением Программы осуществляется комитетом по здравоохранению администрации Мурманской области и ЦГСЭН в Мурманской области.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается исходя из показателей эффектности профилактических мероприятий и лечения больных ЙДЗ:
- снижение показателей дефицита йода по скрининговым исследованиям йодурии у населения через 6 месяцев от начала реализации Программы и в дальнейшем ежегодно;
- снижение заболеваемости зобом у детей до 15 % при реализации Программы в течение 5 лет;
- снижение заболеваемости врожденным гипотирезом до 1 на 10000 новорожденных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.