Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Закон Мурманской области "О защите прав ребенка в Мурманской области" от 28.04.97 N 59-01-ЗМО изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Мурманской области
"О защите прав ребенка в Мурманской области"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
1. Целями настоящего Закона являются закрепление правовой и социальной защиты ребенка в Мурманской области, наделение ребенка, его родителей или законных представителей дополнительными к федеральному законодательству правами, обеспечивающими защиту детства.
2. Задачами настоящего Закона являются:
создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм дискриминации в обществе, семье, детском учреждении, социальной среде;
конкретизация обязанностей органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, других государственных органов, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей;
определение средств, направляемых на социальную поддержку детей, применительно к условиям местного уклада жизни и форм участия государственных органов Мурманской области и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в их распределении.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
ребенок - лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);
права ребенка - принадлежащие ребенку от рождения неотъемлемые и неотчуждаемые основные права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, а также специальные права, обеспечиваемые органами государственной власти Российской Федерации и Мурманской области, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, международно-правовыми обязательствами Российской Федерации;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
дети-сироты - лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
ребенок-инвалид - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
2. Понятия "ребенок", "несовершеннолетний", "дети", применяемые в настоящем Законе, идентичны.
Другие понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Статья 3. Равноправие детей
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области.
Статья 4. Право ребенка на защиту
Ребенок независимо от гражданства, рождения в браке или вне брака, пола, расы, языка, национальности, состояния здоровья, социального и имущественного положений, убеждений, отношения к религии имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Ребенку гарантируются равные возможности для осуществления этого права во всех органах.
Статья 5. Законодательство о правах и защите прав ребенка
1. Законодательство о правах и защите прав ребенка основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, общепризнанных норм международного права, а также законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка.
Права ребенка, установленные в указанных законодательных актах, не могут быть ограничены.
2. Нормы Конвенции ООН "О правах ребенка" и других международных актов о детях применяются в случае, если законодательством Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
3. Если федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о правах и защите прав ребенка по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, предусмотрены нормы более благоприятные для детей, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации.
Статья 6. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на всех детей, зарегистрированных на территории Мурманской области, беженцев, вынужденных переселенцев, а также детей, проживающих в государственных учреждениях, финансируемых из областного бюджета и расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Глава II. Государственная политика по защите
прав и законных интересов ребенка
Статья 7. Государственная политика Мурманской области в интересах детей
1. Государственная политика Мурманской области в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и основана на следующих принципах:
законодательное обеспечение прав ребенка;
государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей;
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
2. Целями государственной политики Мурманской области в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и законодательству Мурманской области традициями народов Севера, достижениями российской и мировой культуры;
обеспечение интересов ребенка во всех действиях в отношении детей в любых сферах жизнедеятельности независимо от того, принимаются ли они областными, муниципальными или частными учреждениями;
создание благоприятных правовых, социальных, экономических и экологических условий жизни детей в Мурманской области, обеспечивающих им уровень жизни, необходимый для гармоничного физического, духовного, интеллектуального развития;
развитие сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействие кадровому и организационному обеспечению органов и учреждений в сфере защиты прав ребенка на уровне нормативов, установленных для них законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
3. Органы государственной власти Мурманской области в целях соблюдения гарантий прав ребенка осуществляют:
выработку направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в Мурманской области;
разработку и исполнение целевых программ по охране и защите детства, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений, а также других социальных программ и мероприятий в интересах детей;
мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи;
мероприятия по формированию внебюджетных фондов поддержки детства.
Статья 8. Субъекты, осуществляющие защиту прав и законных интересов ребенка
1. Функции правовой защиты ребенка выполняют в пределах своей компетенции органы законодательной, исполнительной власти Мурманской области, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения и организации, на которые законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях которых предусмотрены функции по защите прав детей.
2. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его родителями или законными представителями, а также органами исполнительной власти Мурманской области, органами местного самоуправления, другими органами, учреждениями и организациями, на которые законом возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних.
3. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, ребенок может сам обратиться в указанные в пункте 1 настоящей статьи органы, учреждения, организации и объединения за защитой своих прав или самостоятельно осуществлять право на защиту.
4. Организации и граждане, получившие информацию о фактах нарушений прав и законных интересов детей, обязаны сообщить об этом в любой из органов, осуществляющих защиту прав ребенка.
5. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.
Такие объединения (организации) имеют право по заявлению ребенка получать от уполномоченных органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления методическую помощь, в том числе на конкурсной основе, иную помощь в объеме и порядке, которые установлены соответствующей региональной или муниципальной программой.
Льготы и компенсации общественным объединениям (организациям) и иным некоммерческим организациям, гражданам, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей, устанавливаются федеральными законами и законами Мурманской области.
Статья 9. Региональные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства и их финансирование
1. Органы исполнительной власти Мурманской области разрабатывают и реализуют региональные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.
2. Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Мурманской области и соответствующими правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Финансирование региональных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства производится в приоритетном порядке за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
4. Для реализации региональных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства органы местного самоуправления вправе выделять дополнительные средства соответствующего местного бюджета.
Статья 10. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей в Мурманской области
1. Органы государственной власти Мурманской области гарантируют обеспечение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации, по:
получению образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
бесплатному медицинскому обслуживанию детей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста пятнадцати лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
оказанию квалифицированной юридической помощи.
2. Органы государственной власти Мурманской области вправе устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.
Статья 11. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
1. Органы исполнительной власти Мурманской области при принятии решений по вопросам социально-экономического развития Мурманской области учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, установленные Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Мурманской области.
2. Принятие органами исполнительной власти Мурманской области или органами местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося областной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Порядок проведения экспертной оценки устанавливается и разрабатывается соответственно Правительством Мурманской области или органами местного самоуправления.
3. Имущество, которое является собственностью Мурманской области и предназначено для целей образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.
5. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.
6. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются областной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается.
7. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является областной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом объеме и порядке.
Глава III. Защита личных прав и интересов ребенка
Статья 12. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье
1. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
2. Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка.
Родители или законные представители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом, способностями и зрелостью, обеспечивать необходимые условия для сохранения здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни.
3. Вмешательство органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления в осуществление родителями своих прав и обязанностей по отношению к ребенку допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и только в интересах ребенка.
4. Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию.
Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
5. При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
6. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.
До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.
Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
Статья 13. Защита права ребенка на образование
1. Ребенок имеет право на образование, и ему гарантируется получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требование обязательности основного общего образования сохраняет силу до достижения обучающимся пятнадцати лет. Предельный возраст для получения основного общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.
Изменение формы получения несовершеннолетними образования допускается по решению органа управления образовательного учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав соответствующего муниципального образования и с согласия родителей или законных представителей ребенка.
2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления обеспечивают доступность образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения путем определения категорий семей, нуждающихся в дополнительных льготах или компенсациях по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях, из средств местных бюджетов.
3. В первый класс государственных и муниципальных образовательных учреждений принимаются все подлежащие обучению дети, проживающие на данной территории. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
4. Контроль качества исполнения государственных образовательных стандартов осуществляется комитетом по образованию администрации Мурманской области.
5. Органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления создают дополнительные условия для развития и обучения детей путем предоставления им специальных стипендий, премий, материальной помощи, открытия нетиповых образовательных учреждений за счет внебюджетных средств.
6. Для детей, нуждающихся в специальных педагогических подходах (имеющих нарушения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии и в поведении), органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления выделяют дополнительные средства и создают необходимые условия, способствующие получению ими образования на уровне государственного стандарта и возможности адаптироваться в обществе.
7. Дети имеют право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Дополнительное образование финансируется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств.
8. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей или законных представителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений, списки органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
9. Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Защита права ребенка на охрану жизни и здоровья
1. Детям гарантируются экологическая защита, обеспечение здорового образа жизни, эффективное лечение и реабилитация в случае заболевания.
2. Условия воспитания, обучения и содержания детей должны соответствовать их безопасности, санитарно-гигиеническим, режимно-возрастным требованиям и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. За нарушение этих правил администрации детских лечебных, образовательных и иных учреждений, родители или законные представители несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Создание условий, способствующих гармоничному физическому развитию, оздоровлению и отдыху детей Мурманской области, гарантируется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также иных источников.
4. Не допускается взимание платы за оказание медицинской помощи детям в медицинских учреждениях, участвующих в реализации Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, гарантированной за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других источников. Скорая и неотложная медицинская помощь оказывается детям бесплатно всеми медицинскими учреждениями Мурманской области. Лекарства для лечения детей в возрасте до трех лет, а из многодетных семей - до шести лет отпускаются по рецептам врачей бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Дети в возрасте до трех лет помещаются в стационарное медицинское учреждение без матери или иного члена семьи только с согласия последних. Проезд ребенка и сопровождающего его лица в учреждения здравоохранения Мурманской области по направлению врача оплачивается за счет средств соответствующего местного бюджета.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья органы исполнительной власти Мурманской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.
5. Молочные продукты детского питания для детей первых двух лет жизни отпускаются родителям бесплатно за счет средств местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления.
6. Администрация образовательного учреждения несет ответственность за организацию питания детей, отвечающего требованиям по качеству, количеству и ассортименту.
7. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.
Несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области специализированная диагностическая и лечебно-восстановительная помощь.
8. Родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка).
9. Для физического развития детей существует и развивается сеть физкультурно-оздоровительных учреждений всех уровней, детско-юношеских спортивных школ, клубов и других мест укрепления здоровья и отдыха на условиях льготного или бесплатного пользования этими сооружениями в удобное для детей время.
10. Сверх действующих федеральных норм питания, нормативов обеспеченности игрушками, оборудованием в детских садах органы исполнительной власти Мурманской области и органы местного самоуправления, в пределах имеющихся средств, могут устанавливать дополнительные нормы, обеспечивающие полноценное развитие ребенка в условиях Крайнего Севера.
11. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья руководители организаций и предприятий (залов дискотек, ресторанов, молодежных и ночных клубов, казино, рынков, магазинов и др.) обязаны принимать меры, исключающие появление и пребывание на их территории несовершеннолетних в состоянии наркотического, токсического и (или) алкогольного опьянения, торговлю, распространение, употребление психоактивных веществ, а также вовлечение детей и подростков в антиобщественную деятельность.
12. В целях предотвращения вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией, употребление спиртных напитков, наркотических, токсических и психотропных веществ, защиты их от физического, психического насилия и эксплуатации запрещается поселение в гостиницы лиц моложе восемнадцати лет без письменного согласия родителей или законных представителей, кроме:
эмансипированных в установленном законом порядке;
случаев, когда это вызвано особыми обстоятельствами, семейными условиями или трудовыми правоотношениями;
организованных групп в сопровождении уполномоченных представителей;
прибывающих к месту учебы по вызову образовательного учреждения.
13. Органы местного самоуправления вправе принимать просветительские, профилактические и социальные меры для ограждения детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, иных злоупотреблений против их здоровья и безопасности.
Статья 15. Защита права ребенка на участие в трудовой деятельности
1. Ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти Мурманской области осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста четырнадцати лет.
2. Ребенок вправе по разрешению родителей или законных представителей в свободное от учебы время участвовать в трудовой деятельности, доступной ему по состоянию здоровья и развитию, не приносящей вреда его физическому, нравственному и психическому состоянию и не нарушающей процесса обучения в образовательных учреждениях.
3. Органы местного самоуправления:
обеспечивают квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях для трудоустройства выпускников и детей, нуждающихся в особой социальной защите;
создают в период каникул для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования в возрасте четырнадцати-восемнадцати лет временные рабочие места.
4. Учреждения и предприятия всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотируемые рабочие места по направлению отделов занятости.
5. Привлечение предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности несовершеннолетних к труду, связанному с вредными и опасными условиями производства, поднятием тяжестей сверх установленных норм, подземными работами, ночными и сверхурочными сменами, а также к работам, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, наркотическими препаратами, табачными изделиями, в ночных клубах, ресторанах, казино), запрещается.
6. Организация трудоустройства несовершеннолетних на временную работу проводится при непосредственном участии органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, органов занятости, образования, здравоохранения, по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также с профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями и объединениями.
7. Направление несовершеннолетних для трудоустройства осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и с учетом Перечня работ, при выполнении которых запрещается применение труда несовершеннолетних.
Статья 16. Защита права ребенка на отдых и оздоровление
1. Органы государственной власти Мурманской области осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление в детских оздоровительных лагерях, пансионатах, санаториях, на детских площадках, туристических базах и в учреждениях семейного отдыха родителей с детьми, а также по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
2. В Мурманской области принимаются региональные целевые программы отдыха, оздоровления и занятости детей, в соответствии с которыми устанавливаются социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, развивается необходимая сеть подростковых, молодежных, семейных клубов по месту жительства граждан, оказывается содействие в предоставлении иных возможностей для отдыха, досуга детей, участия в развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту.
Пользование всеми указанными в пункте 1 настоящей статьи детскими учреждениями для детей из малообеспеченных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется по согласованным тарифам с органами местного самоуправления, с привлечением в необходимых случаях государственных дотаций, средств фонда социального страхования, областного и местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Статья 17. Защита права ребенка на информационное, интеллектуальное и культурное развитие
1. Ребенок имеет право на обеспечение информационных и культурных потребностей, свободное участие в культурной жизни общества и занятие искусством. Ему обеспечивается право на доступ к информации, выбор средств и различных национальных и международных источников информации, которые направлены на содействие интеллектуальному и культурному развитию, приобщение к мировой и национальной культуре.
2. Гарантами права детей на культурное развитие, получение информации в виде печатного текста на электронных носителях, кино-, фото-, фонодокументов и оказание специализированной квалифицированной помощи являются Мурманская государственная универсальная научная библиотека, Мурманская государственная областная детско-юношеская библиотека, городские (районные) библиотеки, а также библиотеки образовательных учреждений.
3. Ребенок имеет право бесплатного посещения музея один раз в месяц.
Статья 18. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
1. Органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным, законом, законами Мурманской области устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста шестнадцати лет.
3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Статья 19. Защита права ребенка на свободное выражение своих взглядов
Ребенок, способный сформулировать свое мнение, имеет право быть заслушанным при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, обязателен для лиц, принимающих решение по спорному вопросу.
Статья 20. Право ребенка на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности
1. Ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности.
2. К лицам, допускающим психическое, физическое насилие над несовершеннолетними, применяются меры воспитательного или иного воздействия.
3. В образовательных учреждениях дисциплина и порядок должны поддерживаться мерами, исключающими унижение или оскорбление ребенка.
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
4. В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно обратиться в указанные органы по причине малолетнего возраста, это право предоставляется родителям или законным представителям.
Статья 21. Защита права ребенка на свободу совести и вероисповедания
1. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания и защиту этого права от препятствия к его осуществлению.
По достижении возраста четырнадцати лет ребенок вправе самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии.
2. Родители или законные представители осуществляют воспитание и образование детей с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.
3. Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования атеистического или религиозного мировоззрения.
Администрациям областных, муниципальных и частных образовательных учреждений запрещается предоставлять религиозным организациям возможность обучения детей вне рамок образовательной программы без согласия родителей или законных представителей, самих детей и соответствующего органа местного самоуправления.
4. Несовершеннолетние не могут являться участниками местной религиозной организации.
Статья 22. Защита права ребенка на участие в детских и молодежных общественных объединениях
1. Ребенок имеет право на участие в детских и молодежных общественных объединениях. Органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления содействуют деятельности тех детских и молодежных общественных объединений, которые имеют целью развитие социальной активности и личности ребенка, его творческих задатков и способностей, приобщение к участию в культурной, спортивной жизни, организации досуга и отдыха детей.
2. Администрации образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
Администрации образовательных учреждений могут заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрации образовательных учреждений не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территориях и в помещениях образовательных учреждений, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
3. Участие ребенка в детских и молодежных общественных объединениях является добровольным. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.
4. Деятельность детских и молодежных общественных объединений не должна выходить за пределы, предусмотренные их уставами, и противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Мурманской области об общественных объединениях.
Статья 23. Поддержка детских и молодежных общественных объединений
1. Органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области оказывают информационную, материальную и финансовую поддержку детским и молодежным общественным объединениям путем:
предоставления субсидий, дотаций и грантов;
предоставления права пользования зданиями, помещениями, оборудованием, находящимися в областной и (или) муниципальной собственности, на бесплатных или льготных условиях;
льготной налоговой политики;
поощрения спонсорской и благотворительной деятельности юридических и физических лиц, направленной на укрепление материальной базы таких организаций;
оказания иной помощи.
2. Органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы для детских и молодежных общественных объединений.
Глава IV. Защита имущественных прав и интересов ребенка
Статья 24. Защита права ребенка на содержание
1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи до совершеннолетия в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
2. В случае уклонения родителей от алиментных обязательств (длительное время скрываются, находятся в розыске и др.) администрации соответствующих муниципальных образований по решению органа опеки и попечительства вправе выделить дополнительные средства на содержание ребенка.
Статья 25. Защита права ребенка на долю имущества семьи
1. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, имеют право владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
2. При безвозмездной передаче в собственность семьи государственного или муниципального имущества (в том числе жилого помещения) ребенок независимо от возраста приобретает право на долю в передаваемом (приватизируемом) имуществе.
3. Ребенок, имеющий собственное имущество (унаследованное, подаренное, полученное при приватизации), заработок и иные доходы, вправе по достижении четырнадцатилетнего возраста вносить их в бюджет семьи, приобретая право собственности на соответствующую долю семейного имущества.
4. В семьях, занимающихся предпринимательской деятельностью с участием в ней детей, размер доли ребенка в общем имуществе семьи и порядок ее определения предусматриваются внутрисемейным соглашением.
5. При отказе родителей или законных представителей признать за ребенком право собственности на долю в имуществе семьи ребенок может обратиться за защитой своих имущественных прав и охраняемых законом интересов в орган опеки и попечительства либо в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 26. Защита права ребенка на социальную помощь
1. Ребенок имеет право на уровень материальной обеспеченности в пределах государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Социальная помощь детям оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области в виде:
выплаты единовременных и ежемесячных пособий на их содержание;
выплаты компенсационных сумм;
выплаты государственных пенсий в случае инвалидности и (или) потери родителей;
предоставления льгот и преимуществ семьям, имеющим детей.
3. Органы местного самоуправления исходя из собственных социально-экономических условий могут вводить дополнительные виды помощи и поддержки нуждающимся в них отдельным категориям детей.
4. Дополнительная социальная помощь оказывается в приоритетном порядке детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
5. Все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, оказываются по месту регистрации детей и должны использоваться на их нужды. Социальная помощь детям, временно проживающим у родственников, посторонних лиц либо без взрослых (безнадзорные, беспризорные, заблудившиеся), незамедлительно оказывается по месту их фактического нахождения или проживания.
6. При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное содержание или содержание за счет средств местного бюджета на срок не менее одного месяца родители или законные представители утрачивают право на получение пособия и иных выплат и льгот на ребенка. В этом случае выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание, а если ребенок помещен в детское учреждение, - перечисляются на счет ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации или на специальный счет учреждения с указанием вида выплаты на ребенка и его фамилии, имени, отчества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок передачи прав на получение пособия и иных выплат и льгот на детей от родителей или законных представителей другим лицам или детским учреждениям определяют органы местного самоуправления.
Статья 27. Защита жилищных прав и интересов ребенка
1. Ребенок с момента рождения приобретает равное с другими членами семьи право на пользование жилым помещением, в котором проживают его родители. Это право сохраняется за ним в случае обмена или раздела жилого помещения. Для вселения ребенка на жилую площадь, на которой проживают его родители, не требуется согласия других членов семьи. Дела о принудительном выселении семей с детьми могут рассматриваться с участием инспектора по охране прав детства органа опеки и попечительства.
2. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке приватизации:
детям в возрасте до четырнадцати лет - по заявлению родителей (законных представителей) с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов;
детям в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - по их заявлению с согласия родителей (законных представителей) и органов опеки и попечительства.
При этом в случае помещения несовершеннолетнего в детское или иное воспитательное учреждение соответствующего назначения администрация указанного учреждения, родители (законные представители) обязаны в течение трех месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность и принять меры по распоряжению жилым помещением в интересах несовершеннолетнего.
Оформление и регистрация договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, производятся за счет средств местных бюджетов.
3. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
4. Средства от сделок с жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (законными представителями) на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении Сберегательного банка Российской Федерации.
5. Для совершения сделок в отношении жилых помещений, затрагивающих интересы детей (как проживающих на данной жилой площади, так и не проживающих, но не утративших право пользования данным жилым помещением), требуется предварительное согласие органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.
Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В случае, если предоставление жилого помещения, из которого выбыл ребенок, невозможно по каким-либо причинам, обеспечение его другим жилым помещением производится вне очереди органом местного самоуправления.
Администрация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана заблаговременно предоставить в жилищные органы по месту постоянного проживания ребенка сведения о воспитанниках - выпускниках данных учреждений, нуждающихся в получении жилого помещения.
Органы местного самоуправления, предоставляющие жилье, ведут учет внеочередников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях защиты жилищных прав несовершеннолетних специалисты по охране прав детства включаются в состав жилищных комиссий всех уровней.
Глава V. Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Статья 28. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.
2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соответствующие социальные и реабилитационные учреждения для детей разрабатывают в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей индивидуальную программу реабилитации ребенка.
Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальными и реабилитационными учреждениями или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.
3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Статья 29. Защита прав детей-инвалидов
1. Дети-инвалиды обладают всеми правами, предоставленными законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, им гарантируется социальная поддержка в обществе.
2. Дети-инвалиды имеют право на получение среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, адекватного их возможностям и обеспечивающего максимальное использование имеющейся трудоспособности в целях социальной адаптации.
3. Детям-инвалидам дошкольного возраста создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.
В случаях, когда их состояние здоровья исключает возможность пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. Органы управления образованием и образовательные учреждения с согласия родителей могут обеспечивать обучение детей-инвалидов дошкольного возраста по полной образовательной или индивидуальной программе на дому.
4. Органы управления образованием обеспечивают учащихся детей-инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой.
5. Дети-инвалиды при условии успешной сдачи вступительных экзаменов (при получении положительных оценок) в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются вне конкурса и обеспечиваются стипендией, если по заключению медико-социальной экспертизы им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
6. Право детей-инвалидов на труд обеспечивается созданием органами исполнительной власти Мурманской области и органами местного самоуправления сети производств при обществах и домах инвалидов, реабилитационных центрах, развитием надомного труда и имеет целью включение этих детей в трудовую деятельность с учетом состояния их здоровья и возраста. Дети-инвалиды по окончании школ-интернатов и других образовательных учреждений должны быть трудоустроены органами местного самоуправления по месту нахождения учебного заведения или по месту жительства родителей.
7. Предприятия и учреждения, использующие труд детей-инвалидов, имеют право на предоставление льгот в налогообложении, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
8. Детям-инвалидам до восемнадцати лет предоставляется бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей за счет местных бюджетов. Дети-инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно и на льготных условиях с правом управления этими средствами взрослыми членами семьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях, получения на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица и льготного проезда к месту лечения и обратно согласно федеральному базовому перечню реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам.
10. Дети-инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе, помощи и постоянном медицинском лечении, могут помещаться в реабилитационные учреждения.
11. Органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, мерах социальной защиты детей-инвалидов и их семей.
12. Расходы на реализацию мер социальной защиты детей-инвалидов производятся за счет федерального, областного и местных бюджетов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.
13. Детям-инвалидам их числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются условия для пребывания в детских образовательных учреждениях.
В случаях, когда состояние здоровья ребенка исключает возможность пребывания в образовательных учреждениях (нуждается в длительном постоянном уходе и медицинском лечении), органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка определяют дальнейшую форму его устройства в месячный срок после получения документов из образовательного учреждения.
Статья 30. Защита прав детей с психическими недостатками
1. Дети с психическими недостатками имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и педагогической реабилитации таких детей органы социальной защиты населения и органы управления образованием и здравоохранением создают образовательные, лечебные и реабилитационные учреждения, а также центры социальной помощи семье и детям, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание.
2. Несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основания и порядок психиатрического обследования несовершеннолетнего для решения вопроса о возможности помещения в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа определяются законодательством Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления могут предоставлять детям с психическими недостатками льготы в форме дополнительного педагогического, психологического и медицинского обслуживания, направленного на коррекцию отклонений личностного развития. С этой целью они могут создавать реабилитационные центры для профессиональной подготовки и интеграции в общество детей и подростков с психическими недостатками.
Статья 31. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охраняются государством. Органы опеки и попечительства, которые выступают гарантом прав детей, оставшихся вне семьи, отдают безусловный приоритет восстановлению семейных форм воспитания и принимают меры для передачи ребенка в семью: усыновление (удочерение), под опеку, на попечительство, в приемную семью, а также используют иные формы семейного воспитания.
До решения вопроса о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, они могут быть временно направлены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации системы органов образования и социальной защиты населения (приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
2. При невозможности передачи ребенка в семью он подлежит помещению в дом ребенка, детский дом, школу-интернат или другое учреждение по договору, заключенному между органами местного самоуправления и администрацией учреждения, которая несет полную ответственность за воспитание детей и защиту их прав и законных интересов. Перемещение ребенка из одного воспитательного учреждения в другое может происходить только в интересах ребенка с согласия органов опеки и попечительства. При этом дети из одной семьи (братья, сестры) разъединению не подлежат, за исключением отдельных случаев, рассматриваемых в индивидуальном порядке.
3. Выплаты пособий, пенсий, назначенных ребенку, средств, взыскиваемых с родителей на содержание ребенка, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, содержащиеся в детских домах, школах-интернатах, учреждениях начального, среднего и выcшего профессионального образования, находятся на полном государственном обеспечении, им предоставляются бесплатные путевки в дома отдыха, пансионаты, профилактории, спортивно-оздоровительные лагеря, а при наличии медицинских показаний - в санатории соответствующего профиля. Они пользуются правом бесплатного проезда на городском (пригородном) транспорте (кроме такси), посещения спортивных, культурных, досуговых центров.
5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, а также лица из их числа, имеют право на:
поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса без взимания платы за обучение при условии успешной сдачи вступительных экзаменов (при получении положительных оценок);
посещение бесплатных курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
полное государственное обеспечение в период учебы во всех типах государственных и муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (в возрасте от шестнадцати до двадцати трех лет);
получение установленной стипендии;
получение полного заработка в период производственного обучения и прохождения производственной практики;
получение ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;
получение единовременного денежного пособия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации;
получение пособий, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления.
Решение об исключении из образовательного учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
6. Выпускники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
при поступлении в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением комплектом одежды и обуви, единовременным денежным пособием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации;
при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются комплектом одежды и обуви, мягким инвентарем, оборудованием, единовременным денежным пособием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
7. Руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности вправе за счет их средств выдавать при трудоустройстве выпускникам учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежные компенсации или перечислять их в качестве вклада на имя выпускника в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации.
8. Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, оставшийся без попечения родителей, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется постановлением органа местного самоуправления за ребенком на весь период пребывания его в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо на период пребывания у родственников или опекунов (попечителей).
Статья 32. Защита прав и интересов детей-беженцев, переселенцев
1. Органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления оказывают детям, ставшим беженцами, переселенцами в результате военных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий и иных экстремальных обстоятельств и прибывшим в Мурманскую область, необходимую помощь и защиту по месту их нахождения.
2. Регистрация детей-беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Дети-беженцы и переселенцы, не утратившие семей, имеют право на социальную поддержку. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательном учреждении, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинских учреждениях и на дому.
4. В отношении ребенка, оставшегося без родителей, органами исполнительной власти Мурманской области и органами местного самоуправления в первоочередном порядке должны быть приняты меры:
по розыску родителей или родственников и соединению ребенка с ними;
при необходимости - по незамедлительному устройству ребенка-беженца в областные и муниципальные интернатные, лечебно-воспитательные или учебные заведения, а также социальные учреждения временного пребывания на полное обеспечение.
Статья 33. Защита несовершеннолетних правонарушителей
В целях предупреждения совершения несовершеннолетними общественно-опасных деяний, преступлений и правонарушений органы исполнительной власти Мурманской области и органы местного самоуправления:
развивают необходимую сеть специализированных, специальных учебно-воспитательных, коррекционных и других учреждений открытого и закрытого типов;
создают условия для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как единого межведомственного органа, выполняющего функции управления, координации и контроля за деятельностью различных ведомств, укрепляют их профессионально подготовленными кадрами, способными квалифицированно решать поставленные задачи.
Глава VI. Представительство и защита прав и интересов ребенка
Статья 34. Законные представители ребенка
1. Законными представителями несовершеннолетних являются их родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, руководители областных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. При отсутствии у ребенка родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя, в том числе представительство и защита прав и интересов ребенка, временно, до определения ребенку конкретной формы воспитания, возлагается на орган опеки и попечительства.
Статья 35. Защита прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
2. Основные принципы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются Законом Мурманской области "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Мурманской области".
3. Органы опеки и попечительства:
обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, устройство в приемную семью, областное или муниципальное детское учреждение), защищают права и представляют интересы этих детей в соответствующих органах;
беспрепятственно посещают семьи, пребывание в которых детей представляет угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних;
производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка;
рассматривают споры, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами;
запрашивают от государственных, общественных организаций и граждан необходимые документы и материалы для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних;
направляют материалы о привлечении к ответственности родителей или законных представителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
оказывают информационную, консультационно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и интересов детей;
осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;
дают предварительное разрешение родителям, усыновителям, опекунам (попечителям) для заключения сделок, подлежащих регистрации в Мурманском областном департаменте государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения.
Статья 36. Защита прав и интересов ребенка при совершении нотариальных действий
Защита прав и интересов ребенка при совершении государственными нотариусами и нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий от имени государства обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Защита прав и интересов ребенка органами записи актов гражданского состояния
Защита прав и интересов ребенка органами записи актов гражданского состояния осуществляется при регистрации ребенка, установлении отцовства, усыновлении (удочерении), перемене имени и в других случаях, предусмотренных гражданским, семейным законодательством и Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".
Статья 38. Защита прав и интересов ребенка комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими органами в структуре органов исполнительной власти Мурманской области и органов местного самоуправления.
2. В пределах своей компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают:
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения, изменении формы получения несовершеннолетним образования и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Законом;
оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
прием несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, обратившихся с заявлениями или жалобами, и принятие по ним решений;
предоставление согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя;
другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Статья 39. Защита прав и интересов ребенка органами внутренних дел Мурманской области
1. Органы внутренних дел Мурманской области в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, оказывают содействие подразделениям по делам несовершеннолетних, Центру временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей управления внутренних дел Мурманской области, другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
участвуют в подготовке материалов, предложений, необходимых для применения к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Мурманской области;
информируют заинтересованные органы и учреждения о состоянии безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;
уведомляют родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении детей и подростков в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий;
вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Мурманской области, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
осуществляют другие мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 40. Защита прав и интересов ребенка областной и муниципальной службами по вопросам семьи и детства
1. Областная и муниципальные службы по вопросам семьи и детства образуются и функционируют в составе соответствующих органов социальной защиты населения.
2. Областная служба по вопросам семьи и детства в пределах своей компетенции:
принимает участие в формировании и осуществлении семейной политики в Мурманской области;
принимает участие в осуществлении социально-правовой экспертизы при принятии нормативных правовых актов и социальных целевых программ по вопросам семьи и детства на областном и муниципальном уровнях;
принимает меры по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приютов), иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.
Статья 41. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей
1. Органы исполнительной власти Мурманской области в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с предметом ведения могут принимать решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти Мурманской области в части поддержки федеральных, областных, местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной сфере деятельности.
3. Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Глава VII. Ответственность за нарушение прав ребенка
Статья 42. Виды ответственности за нарушение прав ребенка
За нарушение законодательства о правах ребенка, в результате которого создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, иную ответственность, возмещают вред, причиненный имуществу и (или) здоровью ребенка, компенсируют моральный вред в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 43. Дополнительные гарантии при возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка
Если лицо, причинившее вред здоровью ребенка, не установлено, а медицинская помощь, оказанная ребенку в пределах, гарантированных за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней, недостаточна для восстановления его здоровья и нормального развития, родителям или законным представителям органами местного самоуправления могут выделяться целевым назначением средства за счет внебюджетных источников.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Мурманской области от 8 ноября 2001 г. N 302-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.