Постановление Правительства Мурманской области
от 29 октября 2002 г. N 378-ПП/II
"О региональной целевой программе "Научно-техническая программа Мурманской области на 2003 год"
Постановлением Правительства Мурманской области от 16 мая 2003 г. N 148-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях научного обеспечения реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Научно-техническая программа Мурманской области на 2003 год".
2. Департаменту финансов Мурманской области предусмотреть в проекте областного бюджета на 2003 год необходимые средства на реализацию программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономики Мурманской области - Мотлохова В.Н.
Первый заместитель |
А. Селин |
Региональная целевая программа
"Научно-техническая программа Мурманской области на 2003 год"
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 29 октября 2002 г. N 378-ПП/II)
Паспорт региональной целевой программы
"Научно-техническая программа Мурманской области на 2003 год"
Наименование Научно-техническая программа Мурманской области
программы на 2003 год
Основание для Закон Мурманской области от 8 ноября 2001 года N
разработки программы 301-01-ЗМО "Об основах организации научной,
научно-технической и инновационной деятельности в
Мурманской области", постановление Правительства
Мурманской области от 09.08.02 N 294-ПП "О
совместном конкурсе проектов фундаментальных
научных исследований в 2002-2004 гг."
Государственный департамент экономики Мурманской области
заказчик программы
Цель программы: научно-техническое обеспечение базовых отраслей и
систем жизнеобеспечения в соответствии со
стратегией экономического развития, утвержденной
постановлением Правительства Мурманской области
от 20.12.01 N 251-ПП "О Стратегии экономического
развития Мурманской области на период до 2015
года".
Задачи Программы: - проведение фундаментальных исследований по
приоритетным направлениям, непосредственно
связанным с реализацией стратегии
экономического развития;
- содействие внедрению научных достижений,
развитию наукоемких производств и инновационной
деятельности;
- развитие научного потенциала Мурманской области
в условиях рыночной экономики.
Сроки реализации программа выполняется в течение 2003 года
программы
Объемы и источники 45 720 тыс.рублей - всего, в том числе:
финансирования 1000 тыс.рублей - областной бюджет;
1000 тыс.рублей - Российский фонд фундаментальных
исследований
43 720 тыс.рублей - собственные и привлеченные
средства участников программы
Основные департамент экономики Мурманской области
разработчики: Кольский научный центр Российской академии наук
(КНЦ РАН)
Исполнители Президиум Кольского научного центра РАН(КНЦ)
программы: Горный институт (ГоИ КНЦ РАН)
Геологический институт (ГИ КНЦ РАН)
Институт экономических проблем (ИЭП КНЦ РАН)
Полярный Геофизический институт (ПГИ КНЦ РАН)
Мурманский морской биологический институт (ММБИ
КНЦ РАН)
Институт химии и технологии редких элементов и
минерального сырья имени И.В. Тананаева (ИХТРЭМС
КНЦ РАН)
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им.
Н.А. Аврорина (ПАБСИ КНЦ РАН)
Институт проблем промышленной экологии Севера
(ИПЭС КНЦ РАН)
Институт информатики и математического
моделирования технологических процессов КНЦ РАН
Институт физико-технических проблем энергетики
Севера КНЦ РАН
Кольский региональный сейсмологический центр
Геофизической службы РАН (КРСЦ ГС РАН)
Международный центр по развитию науки, культуры и
образования в Баренц регионе КНЦ РАН
Полярный научно-исследовательский институт
морского рыбного хозяйства и океанографии им.
Н.М. Книповича (ПИНРО)
Мурманский государственный технический
университет (МГТУ)
Мурманский государственный педагогический
институт (МГПИ)
Кольский филиал Петрозаводского государственного
университета (КФ ПетрГУ)
Мурманский центр экономических и политических
исследований
ГУ "Мурманский центр научно-технической
информации" (ЦНТИ)
Информационный центр "Мурманские рыбные ресурсы"
Филиал Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета в г.
Апатиты (ИНЖЭКОН)
Ожидаемые конечные создание опережающего научно-технического задела
результаты по приоритетным направлениям для устойчивого
реализации программы развития производственного комплекса Мурманской
области в условиях возрастающей конкуренции на
глобальных рынках труда и промышленной продукции;
создание сети сотрудничества участников
инновационного процесса, в состав которой войдут
научные организации, промышленные предприятия и
органы государственного управления
Система контроля за информация о ходе выполнения программы и
исполнением расходовании бюджетных средств предоставляется
программы ежеквартально в установленном порядке. Текущее
управление программой осуществляется
департаментом экономики Мурманской области
(государственным заказчиком программы)
1. Обоснование необходимости реализации программы
Развитие отечественной науки и технологий отнесено к числу высших приоритетов Российского государства. Это концептуальное положение современной государственной политики официально закреплено утвержденным Президентом РФ совместным решением Совета Безопасности РФ, президиума Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям (протокол от 30.03.2002 N 575). Признано необходимым, чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с Правительством РФ обеспечили разработку и утверждение региональной государственной научно-технической политики, организовали работу по повышению инновационной активности и привлечению средств местных бюджетов для развития научно-технологического комплекса. Правовая основа для разработки региональной научно-технической программы обеспечена Законом Мурманской области от 15 ноября 2001 года N 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области".
2. Выбор приоритетных направлений и проблем научных исследований
Выбор приоритетных направлений фундаментальных научных исследований и опирающихся на них прикладных разработок определяется актуальными потребностями устойчивого развития базовых отраслей экономики, созданием условий для повышения конкурентоспособности производственного комплекса на внутреннем и внешнем рынках. При формировании научно-технической программы на 2003 год принято во внимание, что регион сохраняет потенциал добывающего производственного сектора и имеет предпосылки ускоренного развития инновационной экономики на базе наукоемких высокотехнологических производств.
Предметом фундаментальных и прикладных научных исследований программы должны стать конкретные проблемы, непосредственно связанные с реализацией следующих основных направлений "Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года":
- модернизация механизмов управления хозяйственными и социально-административными системами с помощью современных информационно-коммуникационных средств и методов;
- создание новых технологий, видов и ассортимента продукции, пользующейся повышенным и устойчивым спросом на мировом и на расширяющемся внутреннем рынках;
- обеспечение рационального освоения биоресурсов в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике и возможности ведения промысла в дальних районах Мирового океана;
- создание в Мурманской области организационных экономических и социальных условий для обеспечения производства биологически значимых продуктов агропромышленного комплекса;
- возрождение эффективного функционирования Северного морского пути, формирование на новом техническом и организационно-управленческом уровнях арктического флота и развитие береговой инфраструктуры для переориентации внешнеторговых грузов на отечественные морские порты и освоения топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и биологических ресурсов арктической зоны России.
Сохраняют свою актуальность традиционные для региона разработки экологически безопасных технологий добычи и переработки комплексного минерального сырья для производства стратегически важных материалов, а также биотехнологий и методов предотвращения негативного воздействия оборонного и промышленного комплексов на экосистемы региона. Важное место в научно-технической программе имеют исследования, нацеленные на восстановление нарушенных земель, лесов, водных систем и геопространств, на организацию надежного контроля и управления качеством среды обитания с учетом техногенного стресса, радиационной обстановки и "космической погоды" в высоких широтах.
Приоритетное значение приобретает создание технологий строительства сверхглубоких карьеров и крупногабаритных подземных сооружений с повышенной степенью защиты от динамических воздействий.
С целью обеспечения скоординированного подхода в научно-техническую программу включены семь укрупненных проблем, для решения которых требуется проведение комплексных мультидисциплинарных исследований:
Проблема 1. Пространственно-временные закономерности распределения рудного и энергетического сырья в Евро-Арктическом регионе.
Проблема 2. Экологически безопасные технологии для комплексной переработки природного минерального и биологического сырья и утилизации промышленных отходов (включая радиоактивные) в субарктических условиях; долговременное захоронение особо опасных загрязнителей природной среды - радиоактивных отходов и токсичных химических веществ.
Проблема 3. Новые принципы и методы создания веществ с заданными свойствами
Проблема 4. Эффективные технологии восстановления нарушенных ландшафтов и сохранения биоразнообразия в зонах промышленного освоения Европейского Севера (включая акваторию Западной Арктики).
Проблема 5. Комплексный анализ наземной, океанографической и космической информации для решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности и оптимального управления береговыми и шельфовыми зонами Баренц региона.
Проблема 6. Социально-экономическое, политическое и историко-культурное развитие Евро-Арктического региона, роль "Северного измерения" для России.
Проблема 7. Социология процессов в Евро-Арктическом регионе в условиях глобализации и прогнозирование социально-экономического развития севера России с учетом перспектив промышленного освоения арктического шельфа и Северного морского пути.
На этих проблемах должны быть сосредоточены усилия научной сферы области, включающей в настоящее время более 30 исследовательских организаций и вузов с общей численностью работников более 5000 человек, в числе которых 4 академика РАН, более 100 докторов наук и около 600 кандидатов наук. В научно-технической программе участвуют ученые МГТУ, МГПИ, КФ ПетрГУ, ПИНРО. Ядром научного комплекса Мурманской области является Кольский научный центр Российской академии наук, 10 институтов которого обеспечивают выполнение исследований по 32 научным дисциплинам, покрывающим всю проблемную область, связанную с научным сопровождением программ развития региона.
3. Ресурсное обеспечение
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников. Научные организации выполняют ряд программных исследований на общую сумму 43720 тыс. рублей в процессе текущей плановой деятельности, в том числе проводят исследования по государственному заказу Российской Федерации и договорной тематике с хозяйствующими субъектами Мурманской области. Из бюджета Мурманской области на общую сумму 1000 тыс. рублей и на паритетных началах на общую сумму 1000 тыс. рублей из Российского фонда фундаментальных исследований финансируются проекты научных работ, включенные в программу по результатам совместного регионального конкурса "Север-2003".
Все организационно-технические мероприятия выполняются участниками Программы за счет собственных расходов, связанных с текущей деятельностью.
4. Механизм реализации
В программу включены проекты фундаментальных исследований, отобранные в результате совместного конкурса Правительства Мурманской области и Российского фонда фундаментальных исследований, а также заявленные научными организациями фундаментальные и прикладные исследования, тематика которых имеет непосредственное отношение к реализации стратегии экономического развития Мурманской области. Механизм управления целевой региональной программой основан на координации проводимых научных исследований и информировании научной общественности, деловых кругов и органов власти о полученных результатах исследований с целью их применения в практической деятельности. Координирующим органом программы является постоянно действующая Комиссия по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, функции рабочего аппарата которой выполняет департамент экономики Мурманской области. Комиссия, в случае необходимости, может заслушать на своем заседании доклад о результатах работ по любому проекту и принять решение по обеспечению выполнения отдельных мероприятий программы.
5. Система программных мероприятий научно-технической программы Мурманской области на 2003 г.
N пп |
Мероприятие |
Исполнители |
Срок испол- нения |
Сумма затрат тыс. руб. |
Источники финансиро- вания |
Раздел 1. Проведение фундаментальных исследований по приоритетным направлениям с целью обеспечения устойчивого экономического развития Мурманской области и выбора оптимальных решений для управления качеством среды обитания |
|||||
1.1 | Проблема 1. Пространственно-временные закономерности распределения рудного и энергетического сырья в Евро-Арктическом регионе |
всего расходов по проблеме (тыс. рублей): 780 в том числе: областной бюджет 90 РФФИ 90 средства участников и исполнителей 600 |
|||
1.1.1. | Изучение ореолов механического рассеяния и определение возможности формирования россыпей хромита, минералов платины, золота и алмазов в Кольском регионе (I этап) |
ГИ КНЦ РАН | второе полуго- дие |
550 | средства исполните- ля |
1.1.2. | Анализ условий формирования рудно-магматических систем с Cu-Ni-Pt-Pd специализацией на флангах докембрийских рифтовых структур (на примере Имандра-Варзугского палеорифта) (I этап) |
ГИ КНЦ РАН | 2-3 квартал |
100* | РФФИ и областной бюджет |
1.1.3. | Эволюция морских бассейнов в депрессии Белого моря в связи с накоплением россыпных алмазов (I этап) |
ГИ КНЦ РАН | 2-3 квартал |
90* | РФФИ и областной бюджет |
1.1.4. | Новая геодинамическая модель архейской шовной зоны Колмозеро-Воронья как основа для расширения рудного потенциала Мурманской области |
ГИ КНЦ РАН | 2-3 квартал |
50 | собствен- ные средства |
1.2. | Проблема 2. Экологически безопасные технологии для комплексной переработки природного минерального и биологического сырья и утилизации промышленных отходов (включая радиоактивные) в субарктических условиях; долговременное захоронение особо опасных загрязнителей природной среды - радиоактивных отходов и токсичных химических веществ |
всего расходов по проблеме (тыс. рублей): 14080 в том числе: областной бюджет 215 РФФИ 215 средства участников и исполнителей 13650 |
|||
1.2.1. | Разработка научных основ оценки риска загрязнения окружающей среды и создания геотехнологий переработки отходов сульфидных медно-никелевых месторождений на базе мониторинга и физико- химического моделирования гипергенных процессов (I этап) |
ИХТРЭМС КНЦ РАН ИППЭС КНЦ РАН |
2-4 квартал |
150* | РФФИ и областной бюджет |
1.2.2. | Исследование новых вариантов комплексной переработки титано-редкометалльного сырья Кольского полуострова гидрометаллургическими методами (I этап) |
ИХТРЭМС КНЦ РАН |
2-3 квартал |
100* | РФФИ и областной бюджет |
1.2.3. | Биологически активные вещества в макрофитах Баренцева моря: содержание, механизмы накопления, научные основы технологии получения и использования |
ММБИ КНЦ РАН | 2-3 квартал |
100* | РФФИ и областной бюджет |
1.2.4. | Разработка и испытание в опытном производстве биологически-активных веществ из морских гидробионтов для лечебного, профилактического питания, субстанций лекарственных и косметических препаратов |
ПИНРО |
в течение года |
100 |
средства исполни- теля |
1.2.5. | Разработка технологии и техники переработки гидробионтов и формирование региональных отраслевых кластеров |
МГТУ | 4 квартал |
100 | средства исполни- теля |
1.2.6. | Минимизация радиационного воздействия на население при подземном захоронении не подлежащего переработке отработавшего ядерного топлива в кристаллических породах Кольского полуострова (I этап) |
ГоИ КНЦ РАН | 2-3 квартал |
80* | РФФИ и областной бюджет |
1.2.7. | Разработка технологии и средств для применения порошкообразного гидратированного фосфата титанила в качестве сорбента для очистки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) |
ИХТРЭМС КНЦ РАН СВМФ |
в течение года |
3000 | средства исполни- телей |
1.2.8. | Разработка технологии глубокой очистки промышленных сбросных вод от примеси фтора |
ИХТРЭМС КНЦ РАН |
1 полуго- дие |
1700 | средства исполни- теля |
1.2.9. | Разработка технологии и средств для утилизация отработанных высокотоксичных ванадиевых катализаторов |
ИХТРЭМС КНЦ РАН КГМК |
в течение года |
3000 | средства исполни- телей |
1.2.10. | Разработка технологии и средств для регенерации серной кислоты из отработанного электролита АО "Североникель" |
ИХТРЭМС КНЦ РАН КГМК |
в течение года |
1800 | средства исполни- телей |
1.2.11. | Исследование и разработка методов и средств интеграции математических моделей различных классов в комплексную имитационную модель динамики сложной природно-промышленной системы (на примере ОАО "Апатит") (I этап) |
ИИММ КНЦ РАН ГоИ КНЦ РАН |
в течение года |
100 | средства исполни- телей |
1.2.12. | Моделирование техногенного воздействия хвостохранилищ горно-металлургических предприятий на водоемы и обоснование экологически безопасного хранения горно-промышленных отходов Кольского полуострова (I этап) |
ИППЭС, ИХТРЭМС, ГИ КНЦ РАН ИВП РАН |
в течение года |
600 | средства исполни- телей |
1.2.13. | Влияние времени и условий хранения горнопромышленных отходов на технологические свойства вторичного сырья (I этап) |
ИХТРЭМС КНЦ РАН ИППЭС КНЦ РАН |
в течение года |
200 | средства исполни- телей |
1.2.14. | Развитие информационных технологий для моделирования освоения минерально-сырьевых ресурсов Кольского полуострова |
ГоИ КНЦ РАН | в течение года |
450 | средства исполни- телей |
1.2.15. | Развитие принципов ресурсосберегающих технологий и создание методов повышения безопасности подземной и комбинированной разработки месторождений Кольского полуострова |
ГоИ КНЦ РАН | в течение года |
700 | средства исполни- теля |
1.2.16. | Разработка технологий очистки жидких отходов пищевых производств |
МГТУ | в течение года |
400 | средства исполни- теля |
1.2.17. | Исследование геомеханических условий эволюции природно-технических систем при горных работах в высоконапряженных скальных массивах |
ГоИ КНЦ РАН КРСЦ ГС РАН ИФЗ РАН |
в течение года |
1500 | средства исполни- телей |
1.3. | Проблема 3. Новые принципы и методы создания веществ с заданными свойствами |
всего расходов по проблеме (тыс. рублей): 20400 том числе: областной бюджет 50 РФФИ 50 средства участников и исполнителей 20300 |
|||
1.3.1. | Создание новых композиционных материалов, эффективно поглощающих нейтроны, для решения проблемы долговременного захоронения радиоактивных отходов |
ИХТРЭМС КНЦ РАН |
2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.3.2. | Разработка технологии получения композиционных материалов для эффективной защиты от нейтронного излучения |
ИХТРЭМС КНЦ РАН |
в течение года |
5000 | средства исполни- теля |
1.3.3. | Разработка технологии композиционного сорбента для очистки радиоактивных вод из концентратов на основе отходов обогащения апатито-нефелиновых руд |
ИХТРЭМС КНЦ РАН КАЭС |
в течение года |
1800 | средства исполни- телей |
1.3.4. | Исследования по получению различных сортов глинозема из сернокислых солей алюминия |
ИХТРЭМС КНЦ РАН |
в течение года |
100 | средства исполни- теля |
1.3.5. | Разработка технологии производства сварочных материалов на основе минеральных концентратов и техногенных продуктов горнообогатительного производства |
ИХТРЭМС КНЦ РАН ОАО Апатит |
в течение года |
800 | средства исполни- телей |
1.3.6. | Разработка технологии производства высокочистых соединений циркония из бадделеитсодержащих отходов |
ИХТРЭМС КНЦ РАН ОАО КовдГОК |
в течение года |
3600 | средства исполни- телей |
1.3.7. | Разработка технологии производства стройматериалов с заданными спецсвойствами из горнопромышленных отходов |
ИХТРЭМС КНЦ РАН ОАО КовдГОК, |
в течение года |
9000 | средства исполни- телей |
1.4. | Проблема 4 Эффективные технологии восстановления нарушенных ландшафтов и сохранения биоразнообразия в зонах промышленного освоения Европейского Севера (включая акваторию Западной Арктики) |
всего расходов по проблеме (тыс. рублей): 1930 в том числе: областной бюджет 75 РФФИ 75 средства исполнителей 1780 |
|||
1.4.1. | Разработка технологии восстановления ландшафтов, нарушенных воздушным загрязнением медно- никелевого производства |
ИПЭС КНЦ РАН ИХТРЭМС КНЦ РАН |
2-3 квартал |
150* | областной бюджет и РФФИ |
1.4.2. | Разработка и внедрение технологии закрепления поверхностей хвостохранилищ ОАО "Апатит" |
ИХТРЭМС КНЦ РАН ОАО Апатит |
2-4 квартал |
1200 | средства исполни- телей |
1.4.3. | Научно-методическое обоснование региональной экспертной системы управления охраной природы (I этап) |
ИППЭС КНЦ РАН | 4 квартал |
100 | средства исполни- телей |
1.4.4. | Оптимизация схемы управления природоохранной деятельностью в Мурманской области |
Мурманский центр эконо- мических и политических исследований |
2-3 квартал |
100 | средства исполни- теля |
1.4.5. | Изучение динамики популяций редких видов сосудистых растений и их охрана в Ловозерских горах (I этап) |
МГПИ ПАБСИ КНЦ РАН |
3 квартал |
50 | средства исполни- теля |
1.4.6. | Биологические исследования водных экосистем Кольского Севера в условиях антропогенного воздействия |
МГТУ | 4 квартал |
100 | средства исполни- теля |
1.4.7. | Экологические, биологические и биохимические особенности бактерий, растений и животных организмов в условиях Кольского Заполярья |
МГТУ | 2-3 квартал |
150 | средства исполни- теля |
1.4.8. | Применение коллоидно-химических методов для очистки гидросферы от загрязнений различной природы |
МГТУ | 3-4 квартал |
80 | средства исполни- теля |
1.5. | Проблема 5 Комплексный анализ наземной, океанографической и космической информации для решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности и оптимального управления береговыми и шельфовыми зонами Баренц-региона |
всего расходов по проблеме (тыс. рублей): 3550 в том числе: областной бюджет 400 РФФИ 400 средства участников 2750 |
|||
1.5.1. | Концепция управления природопользованием и обеспечения экологической безопасности в прибрежной зоне Кольского полуострова на основе комплексного усвоения океанологических данных и моделирования морских экосистем (I этап) |
ММБИ КНЦ РАН | 2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.2. | Водно-седиментационный обмен радионуклидами в субарктической морской среде и оценка роли донных осадков в самоочистке водной среды вблизи от источников техногенных радионуклидов (на примере прибрежных зон Кольского полуострова) (I этап) |
ММБИ КНЦ РАН ИХТРЭМС КНЦ РАН |
2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.3. | Оценка последствий долговременных воздействий малых (фоновых) доз загрязнения на водоемы Кольского Севера |
ИППЭС КНЦ РАН, |
2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.4. | Исследование синоптической изменчивости уровня и течений Баренцева моря на основе спутниковых альтиметрических и контактных океанографических измерений (I этап) |
СПО ГОИН | В течение года |
50 | средства исполни- теля |
1.5.5. | Радиационный мониторинг естественных радионуклидов в северных широтах (I этап) |
ИХТРЭМС КНЦ РАН ПГИ КНЦ РАН МГТУ, АЦГСЭН |
2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.6. | Исследование роли гелиогеофизических и метеорологических факторов в изменчивости параметров вариабельности сердечного ритма у различных категорий населения на Севере |
ПГИ КНЦ РАН, ЦАЧС КНЦ РАН СВМФ |
2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.7. | Относительная роль антропогенных и естественных гелиогеофизических факторов в их воздействии на биологические системы в высоких широтах (I этап) |
ПГИ КНЦ РАН, | 2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.8. | Комплексный анализ характеристик и усовершенствование модели распространения сейсмических волн в Баренц регионе для решения проблем повышения эффективности контроля сейсмической опасности в районах расположения экологически опасных объектов, включая ядерные (I этап) |
КРСЦ ГС РАН | 2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.9. | Исследование реакции массива горных пород на взрывные воздействия с целью прогнозирования сейсмических явлений в подземных рудниках Хибин (I этап) |
ГоИ КНЦ РАН | 2-3 квартал |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.5.10. | Новейшая геодинамика Кольского региона (I этап) | ГИ КНЦ РАН | 3-4 квартал |
400 | собствен- ные средства |
1.5.11. | Создание научных основ информационно- геомеханического обеспечения освоения месторождений углеводородов шельфа Баренцева моря |
ГоИ КНЦ РАН | в течение года |
400 | средства исполни- теля |
1.5.12. | Геоэкологическое состояние шельфа и берегов российских арктических морей |
ММБИ КНЦ РАН | в течение года |
700 | собствен- ные средства |
1.5.13. | Стратегическая экологическая оценка (СЭО) последствий комплексного освоения ресурсов Баренцево-Карской нефтегазоносной провинции (I этап) |
ММБИ КНЦ РАН | в течение года |
400 | средства исполни- теля |
1.5.14. | Экологические и трофические взаимоотношения видов- доминантов в экосистеме центральной части Баренцева моря как основа формирования скопления объектов промысла |
ПИНРО | в течение года |
350 | средства исполни- теля |
1.5.15. | Математическое моделирование пополнения лофотенско-баренцевоморской популяции трески |
ПИНРО | в течение года |
150 | средства исполни- теля |
1.5.16. | Исследование механизмов регуляции роста водорослей макрофитов в условиях Арктики |
МГПИ | В течение года |
90 | Средства, привле- ченные исполни- телем |
1.5.17. | Исследование влияния ветроэнергетических установок на режимы работы энергосистемы (I этап) |
ИФТПЭС КНЦ РАН |
в течение года |
300 | средства исполни- теля |
1.6. | Проблема 6. Социально-экономическое, политическое и историко-культурное развитие Евро-Арктического региона, роль "Северного измерения" для России" |
всего расходов по проблеме (тыс. рублей): 1380 в том числе: областной бюджет 95 РФФИ 95 средства участников и исполнителей 1190 |
|||
1.6.1. | Концепция и организационно-правовой механизм формирования национального резерва стратегических материалов на основе ресурсно-технологического потенциала Евро-Арктического региона |
ИЭП КНЦ РАН, МНЦКО КНЦ РАН |
в течение года |
100* | областной бюджет и РФФИ |
1.6.2. | Системно-динамическая модель регионального развития (на примере Мурманской области) (I этап) |
ИИММ КНЦ РАН, ИЭП КНЦ РАН, КФ ПетрГУ |
в течение года |
90* | областной бюджет и РФФИ |
1.6.3. | Прогнозирование инновационного развития экономики региона на основе системы математических и имитационных динамических моделей, учитывающих социально-экономические интересы субъектов хозяйствования и управления (на примере Мурманской области) |
ИЭП КНЦ РАН, ИИММ КНЦ РАН, КФ ПетрГУ |
в течение года |
50 | средства исполни- теля |
1.6.4. | Образовательная инфраструктура региона - ключевое звено ноосферного пути развития северных территорий (на примере Мурманской области, 1990- 2002 гг.) (I этап) |
МЦНКО КНЦ РАН КФ ПетрГУ |
в течение года |
50 | средства исполни- теля |
1.6.5. | Атомный ледокольный флот: история и современность (I этап) |
МГПИ | в течение года |
50 | средства исполни- теля |
1.6.6. | Методические аспекты анализа и оценки социально- экономического развития региона |
ИЭП КНЦ РАН | в течение года |
50 | средства исполни- теля |
1.6.7. | Методы и модели синтеза стратегий устойчивого развития региональных социально-экономических систем (на примере Мурманской области) (I этап) |
ИИММ, ИЭП КНЦ РАН, КФ ПетрГУ |
в течение года |
100 | средства исполни- теля |
1.6.8. | Методы и модели структурного синтеза проблемно- ориентированных региональных информационных систем (I этап) |
ИИММ КНЦ РАН, КФ ПетрГУ |
в течение года |
100 | средства исполни- теля |
1.6.9. | Разработка концептуальной модели повышения конкурентоспособности внешнеэкономического комплекса региона |
ИЭП КНЦ РАН | в течение года |
250 | средства исполни- теля |
1.6.10. | Оценка влияния ВПК (военно-промышленный комплекс) на развитие региональной системы |
МГТУ | в течение года |
120 | средства исполни- теля |
1.6.11. | Разработка системы управления конкурентоспособностью региональных систем |
МГТУ | в течение года |
70 | средства исполни- теля |
1.6.12. | Разработка системы дистанционного образования в МГТУ для подготовки специалистов для рыбной отрасли Северного бассейна |
МГТУ | в течение года |
200 | средства исполни- теля |
1.6.13. | Повышение конкурентоспособности берегового рыбоперерабатывающего комплекса на основе анализа выпускаемого ассортимента и разработки новых перспективных продуктов из гидробионтов и растительного сырья Кольского полуострова |
МГТУ, ПАБСИ КНЦ РАН |
второе полуго- дие |
150 | средства исполни- теля |
1.7. | Проблема 7. Социология процессов в Евро-Арктическом регионе в условиях глобализации и прогнозирование социально-экономического развития севера России с учетом перспектив промышленного освоения арктического шельфа и Северного морского пути |
всего расходов по проблеме (тыс. рублей): 1070 в том числе: областной бюджет 75 РФФИ 75 средства участников 920 |
|||
1.7.1. | Обоснование направлений совершенствования федерального и регионального налогового законодательства для северных регионов в связи с реформой межбюджетных отношений |
Мурманский центр эконо- мических и политических исследований |
первое полуго- дие |
300 | средства исполни- теля |
1.7.2. | Актуальные правовые вопросы освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей |
Мурманский центр эконо- мических и политических исследований |
в течение года |
200 | средства исполни- теля |
1.7.3. | Актуальные проблемы распределения квот на вылов рыбы в экономической зоне России |
Мурманский центр эконо- мических и политических исследований |
второе полуго- дие |
200 | средства исполни- теля |
1.7.4. | Стационарное проживание или вахтовое освоение: критерии оценки альтернативных социально- экономических стратегий развития Севера России (на примере Мурманской области) |
ИЭП КНЦ РАН, КФ ПетрГУ |
в течение года |
50 | средства исполни- теля |
1.7.5. | Инвестиционная политика в стратегии развития экономики Мурманской области: методы формирования и реализации |
ИЭП КНЦ РАН |
2-3 квартал |
60* | областной бюджет и РФФИ |
1.7.6. | Монетарная политика в регионах: дифференцированный подход (на примере Мурманской области) |
ИЭП КНЦ РАН КФ ПетрГУ |
2-3 квартал |
50* | областной бюджет и РФФИ |
1.7.7. | Социальная политика в странах Скандинавии и на Севере России: сравнительный аспект (2-я половина XX в.) |
МГПИ | в течение года |
20 | средства исполни- теля |
1.7.8. | Социально-гигиенический мониторинг состояния детей и учащейся молодежи в регионах Европейского Севера |
МГПИ | 2-3 квартал |
40* | областной бюджет и РФФИ |
1.7.10. | Проблемы процессов глобализации и выхода продукции и услуг России на мировые рынки |
МГТУ | в течение года |
150 | средства исполни- телей |
Раздел 2. Содействие внедрению научных достижений, развитию наукоемких производств и инновационной деятельности |
|||||
2.1. | Обеспечить участие Мурманской области в инновационных выставочных мероприятиях Российской федерации: - III Международный салон инвестиций и инноваций (г. Москва) - Высокие технологии (г. Санкт-Петербург) - Единая Россия (г. Нижний Новгород) |
ЦНТИ, департамент экономики Мурманской области, аппарат по обеспечению деятельности Губернатора и Правительства Мурманской области |
6-8 февраля 3-6 июня 4-9 сентяб- ря |
300 | ЦНТИ, средства участников |
2.2. | Провести научно-практическую конференцию "Информатизация образования" г. Мурманск |
комитет образования Мурманской области |
январь | 50 | средства исполни- телей и участников |
2.3. | Провести XXVI Апатитский международный семинар "Физика авроральных явлений" г. Апатиты |
ПГИ КНЦ РАН | 27.02 - 02.03 |
50 | КНЦ РАН, средства участников |
2.4. | Провести международную научно-практическую конференцию "Темпы и пропорции социально- экономических процессов в регионах Севера" (Вторые Лузинские чтения) г. Апатиты |
ИЭП КНЦ РАН, ИНЖЭКОН, департамент экономики Мурманской области |
10-12 апреля |
50 |
КНЦ РАН, средства участников |
2.5. | Провести IV региональную студенческую конференцию "Естественнонаучные проблемы Арктического региона" (в рамках ФЦП "Интеграция") г.Мурманск |
ПГИ КНЦ РАН, МГТУ, МГПИ, КФ ПетрГУ |
май | 50 | средства исполни- телей и участников |
2.6. | Провести международную конференцию "Комплексное использование природного и техногенного сырья Баренцева региона для получения строительных материалов" |
КНЦ РАН, администрация г. Апатиты, департамент строительст- ва, архитек- туры и жилищно- коммунальной реформы Мурманской области |
1-4 апреля |
200 | средства исполни- телей и участников |
2.7. | Провести международную конференцию "Мониторинг и охрана биологического разнообразия редких и исчезающих видов растений и животных Ловозерских тундр" г.Мурманск |
МГПИ | 2003 | 95 | средства исполни- телей и участников |
2.8. | Провести конференцию "Эволюция ценностных ориентаций молодежи Евро-Арктического региона в современном обществе" |
МГПИ | 2003 | 80 | средства исполни- телей |
2.9. | Обеспечить тематические публикации "В научном мире", "Новые технологии", "Рыба и нефть", "Охрана биоресурсов" в газете "Мурманские Рыбные ресурсы" и двуязычном журнале "Рыбные ресурсы", электронном издании "Мурманские рыбные ресурсы". |
Региональный информацион- ный центр "Мурманские рыбные ресурсы" |
в течение года |
400 | средства исполни- телей и участников |
2.10. | Организовать международную конференцию "Роль климата и тралового промысла в изменении структуры зообентоса шельфа (камчатский краб, исландский гребешок, северная креветка и др.)" г.Мурманск |
ММБИ КНЦ РАН | апрель | 150 | средства участников |
2.11. | Провести конференция молодых ученых | ММБИ КНЦ РАН | апрель | 35 | средства участников |
Раздел 3. Поддержка и развитие научного потенциала Мурманской области в условиях рыночной экономики |
|||||
3.1. | Установить договорные отношения с Минпромнауки РФ, Российским Фондом Фундаментальных исследований (на 2004 год), Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере. Предусматривать разделы по науке при заключении договоров о международном и межрегиональном сотрудничестве |
департамент экономики Мурманской области |
2-3 квар- талы |
- | средства исполни- телей |
3.2. | Разработать типовое положение о конкурсах инновационных проектов и проектов научных исследований |
департамент экономики Мурманской области, КНЦ РАН |
первое полуго- дие |
- | средства исполни- телей |
3.3. | Разработать проект и дополнить Постановление Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года" разделом "Наука и инновационная деятельность" |
департамент экономики Мурманской области, КНЦ РАН |
3 квартал |
10 | средства исполни- телей |
3.4. | Провести инвентаризацию информационных фондов в области науки и техники, осуществляющих сбор, аналитическую обработку, хранение, доведение до потребителей научной и технической информации |
Мурманский центр эконо- мических и политических исследований, департамент экономики Мурманской области |
2 квартал |
50 | средства исполни- телей |
3.5. | Обеспечить комплексную информационную поддержку научно-технической, промышленной и инновационной деятельности, в т.ч. - проведение патентных экспертиз; - защита ОИС; - формирование портфеля патентов, предлагаемых к реализации |
ЦНТИ | в течение года |
200 | собствен- ные средства исполни- телей |
3.6. | Разработать и обеспечить поддержание общедоступных региональных информационных баз данных научно-технической информации: - Научно-технические разработки Мурманской области - Промышленная продукция предприятий региона - Инновационные предложения - Энергосбережение в Мурманской области - Товары народного потребления, выпускаемые в регионе |
ЦНТИ | в течение года |
150 | средства исполни- телей |
3.7. | Разработать концепцию создания "Наукограда - Апатиты" |
администрация г. Апатиты, КНЦ РАН |
3 квартал |
100 | средства исполни- телей |
3.8. | Разработать документацию и осуществить мероприятия по созданию международного университетского комплекса на базе МГТУ, включающего технопарк, бизнес-инкубатор, инновационно-технический центр |
МГТУ | 2 квартал |
500 | собствен- ные средства исполни- телей |
3.9. | Провести Дни науки в общеобразовательных учреждениях, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведениях |
комитет образования Мурманской области, МГПИ, МГТИ, КНЦ РАН, Мурманский центр эконо- мических и политических исследований |
март- апрель |
50 | средства исполни- телей |
3.10. | Организовать встречу Губернатора Мурманской области с председателями диссертационных советов и научной общественностью по проблеме развития системы подготовки научно-педагогических кадров |
комитет образования Мурманской области, КНЦ РАН, МГПИ, МГТУ |
март | 10 | средства исполни- телей |
* Финансирование по результатам совместного конкурса РФФИ И Правительства Мурманской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 29 октября 2002 г. N 378-ПП/II "О региональной целевой программе "Научно-техническая программа Мурманской области на 2003 год"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 13 ноября 2002 г. N 218, N 219
Постановлением Правительства Мурманской области от 16 мая 2003 г. N 148-ПП настоящее постановление признано утратившим силу