Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 27 декабря 2002 г. N 445-ПП/14
Региональная целевая программа
"Профилактика внутрибольничных инфекций"
на 2003-2005 гг.
Паспорт программы
Наименование Программы - региональная целевая программа "Профилактика
внутрибольничных инфекций" на 2003-2005 годы
Дата принятия решения - постановление Правительства Мурманской области
о разработке Программы, от 05.08.2002 N 285-ПП "О разработке
дата ее утверждения региональных целевых программ"
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской области
заказчик Программы
Основные разработчики - комитет по здравоохранению Мурманской области
Программы - центр госсанэпиднадзора в Мурманской области
Цели и задачи - повышение качества медицинской помощи населению
Программы, важнейшие за счет совершенствования системы профилактики
целевые показатели внутрибольничных инфекций, внедрения стандартов
инфекционного контроля;
- снижение экономических затрат за счет
сокращения сроков пребывания больных в
стационарах, рационального использования
дезинфицирующих и стерилизующих средств;
- предупреждение возникновения вспышек, групповых
очагов внутрибольничных инфекций в стационарах;
- профилактика профессиональных заражений
медицинского персонала
Сроки и этапы - 2003-2005 годы
реализации Программы
Исполнители Программы и - комитет по здравоохранению Мурманской области;
основных мероприятий - территориальный фонд обязательного медицинского
страхования Мурманской области;
- центр госсанэпиднадзора в Мурманской области
Объемы и источники - общее финансирование:
финансирования 2003 год - 21073,8 тыс. руб.
2004 год - 33386,0 тыс. руб.
2005 год - 27756,0 тыс. руб.
в том числе из областного бюджета:
2003 год - 3883,4 тыс. руб.
2004 год - 16195,6 тыс. руб.
2005 год - 10565,6 тыс. руб.
из средств ТФОМС:
2003 год - 17190,4 тыс. руб.
2004 год - 17190,4 тыс. руб.
2005 год - 17190,4 тыс. руб.
Финансовые средства ежегодно уточняются в
установленном порядке с учетом имеющихся
финансовых возможностей
Ожидаемые конечные - создание эпидемиологически безопасных условий
результаты реализации пребывания пациентов в лечебно-профилактических
Программы учреждениях области;
- снижение заболеваемости и летальности от
внутрибольничных инфекций;
- обеспечение безопасных условий труда
медицинского персонала, отсутствие
профессиональных заболеваний
Система организации - контроль за реализацией программы осуществляет
контроля за департамент экономики Мурманской области в
исполнением Программы соответствии с действующим законодательством
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Внутрибольничные инфекции (далее - ВБИ) являются одной из острейших проблем современной медицины и приобретают все большую медицинскую и социальную значимость.
По определению ВОЗ внутрибольничные инфекции (синоним госпитальные, больничные, нозокомиальные) это инфекционные заболевания, которые поражают больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за медицинской помощью, или инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении.
Актуальность проблемы определяется прежде всего высоким уровнем заболеваемости этой патологией и широтой ее распространения.
ВБИ возникают в лечебных учреждениях любого профиля и уровня, включая амбулаторную службу. Распространенность ВБИ в различных лечебно-профилактических учреждениях определяется особенностями микроэкологической среды, формирующейся в госпитальных условиях, а также соблюдением правил асептики, дезинфекции, стерилизации, санитарно-эпидемиологического режима.
В современных условиях резко возросла значимость объективных факторов, влияющих на рост госпитальных инфекций (в т.ч. гнойно-септических осложнений):
- техническое усложнение диагностических и лечебных манипуляций;
- увеличение оперативной активности и агрессивности медицинских вмешательств;
- использование высокотехнологичного оборудования;
- сложности проведения дезинфекции и стерилизации дорогостоящей медицинской аппаратуры, в т.ч. эндоскопической;
- рост числа антибиотикорезистентных госпитальных штаммов, обладающих устойчивостью к воздействию современных дорогостоящих антибиотиков последних поколений и дезинфицирущим средствам.
Ежегодно в России (по данным академика РАМН В.И. Покровского) от госпитальной инфекции страдает 6-8 % пациентов лечебно-профилактических учреждений, или более 2-х млн. человек. В 2001 году зарегистрировано 11 случаев заражения пациентов ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь.
Госпитальные инфекции затрудняют проведение лечебно-диагностического процесса, повышают летальность, увеличивают в среднем на 6-8 дней продолжительность пребывания пациента в стационаре, приводя в целом к увеличению экономических затрат.
Экономический ущерб в России, наносимый госпитальными инфекциями, составляет более 5 млрд. руб. в год.
Риск заноса и распространения инфекций в лечебно-профилактических учреждениях возрастает при эпидемиологическом неблагополучии в обществе.
Особую опасность для лечебно-профилактических учреждений представляют инфекции вирусной этиологии, передающиеся через кровь (вирусные гепатиты, ВИЧ/ СПИД).
Заболеваемость вирусными гепатитами с гемоконтактным механизмом передачи инфекции в области с 1998 года имеет выраженную тенденцию к росту. Показатели заболеваемости населения вирусными гепатитами В и С составили в 2001 году соответственно 69,6 и 31,0 на 100 тысяч населения, превысив показатели по России в 2,0 раза.
Показатель заболеваемости гнойно-септическими инфекциями новорожденных составляет 14.8 на 1000 родившихся живыми, среди пациентов хирургического профиля - до 10 на 100 оперируемых.
В лечебно-профилактических учреждениях на диспансерном учете состоит около 13 тысяч больных острыми, хроническими вирусными гепатитами и носителей вирусов гепатитов В и С.
На 01.05.2002 года зарегистрировано 740 случаев ВИЧ/СПИДА, приняты роды у 10 ВИЧ-инфицированных беременных. Эпидемиологически неблагополучная ситуация по сифилису, показатель заболеваемости на 100 тыс. населения превышает показатель по России на 19 % , регистрируются вспышки острых кишечных инфекций.
При обращении в лечебно-профилактические учреждения инфицированные пациенты, являясь источниками инфекции, представляют угрозу возникновения внутрибольничных заражений.
В связи с этим возрастает значимость мероприятий по дезинфекции, стерилизации медицинского оборудования, инструментария, белья, посуды, повышению качества обработки рук медицинского персонала. Возникает необходимость приобретения новых современных дезинфицирующих и стерилизующих средств, безопасных для человека, но губительно действующих на микробы и вирусы. Традиционные дезинфицирующие средства, в том числе содержащие хлор, уже не отвечают современным требованиям по экологической чистоте и эффективности, быстро теряют свои качества, и от содержащихся в них сильных окислителей раньше времени приходят в негодность медоборудование и инструментарий.
Зачастую эти препараты неэффективны против стойких вирусов.
Защищать лечебно-профилактические учреждения от инфицирования в них пациентов и персонала должны эффективные современные дезинфектанты.
В соответствии с Концепцией профилактики внутрибольничных инфекций, утвержденной МЗ РФ 06.12.99, к наиболее перспективной группе соединений, используемых в лечебно-профилактических учреждениях, относятся комплексы четвертичных аммониевых соединений на основе альдегидов, имеющих широкий спектр действия - бактерицидный, вирулицидный, туберкулоцидный и фунгицидный. Наличие моющих компонентов в составе препаратов создает возможность для совмещения дезинфекции и предстерилизационной очистки.
Повышение эффективности стерилизационных мероприятий предполагает внедрение в работу новых видов стерилизантов, малотоксичных и экологически безопасных средств химической стерилизации, замену устаревшего стерилизационного оборудования.
Реализация программных мероприятий региональной целевой программы "Профилактика внутрибольничных инфекций" на 2001-2002 г.г. позволила частично обеспечить лечебно-профилактические учреждения современными дезинфицирующими средствами, повысить не только качество дезинфекционных мероприятий, но и исключить вредное воздействие применяемых ранее дезинфицирующих средств на инструменты, оборудование, тем самым продлить их сроки использования. В стационарах области не регистрировались вспышки инфекционных заболеваний, не выявлены случаи инфицирования медицинских работников через ведущие факторы передачи - инструменты, оборудование.
Продолжение реализации программных мероприятий позволит проводить мониторинг внутрибольничных инфекций, наладить их выявление, учет, регистрацию, знать истинную заболеваемость, действующие пути и факторы передачи инфекции в стационарах, а значит - принимать эффективные, целенаправленные противоэпидемические мероприятия. Централизованное приобретение дезинфицирующих средств, оборудования позволит обеспечить лечебно-профилактические учреждения современными средствами, эффективно воздействующими на циркулирующую микрофлору, но безопасными для пациентов и персонала. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (раздел VI ст. 30) пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Выполнение программных мероприятий позволит обеспечить в лечебно-профилактических учреждениях санитарно-эпидемиологический режим, предупредить возникновение внутрибольничных инфекций и их распространение в случае их заноса в стационар, снизит заболеваемость гнойно-септическими инфекциями в хирургических отделениях, сократит длительность пребывания больных на койке, предупредит инфицирование персонала, снизит экономические затраты (приложение N 1).
2. Основные цели и задачи Программы
Основные цели:
- обеспечение эпидемиологической безопасности пациентов при обследовании, лечении, пребывании в стационарах, амбулаторно-поликлинических учреждениях области;
- профилактика инфекционных заболеваний медицинского персонала, связанных с их профессиональной деятельностью;
- повышение качества медицинской помощи, снижение уровня заболеваемости, нетрудоспособности, смертности при ВБИ;
- снижение экономических затрат в связи с сокращением сроков пребывания больных в стационарах, рациональным использованием дезинфицирующих средств и антибиотиков; предупреждение вспышек инфекционных заболеваний.
Основные задачи:
- внедрение в практику здравоохранения научно-обоснованной системы эпидемиологического надзора за ВБИ, мониторинга динамики эпидемического процесса распространения возбудителей ВБИ;
- обучение медицинских работников вопросам эпидемиологии и профилактики ВБИ в разных типах стационаров;
- разработка и применение эпидемиологически безопасных технологий выполнения лечебных и диагностических процедур;
- повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, внедрение в практику медицинской дезинфекции новых эффективных малотоксичных, экологически безопасных средств дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизующей аппаратуры;
- оптимизация методов дезинфекции высокотехнологического оборудования, в т.ч. эндоскопического и изделий из световолоконной оптики;
- совершенствование диагностики внутрибольничных инфекций;
- рационализация основных принципов госпитальной гигиены.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации программных мероприятий рассчитаны на 2003-2005 годы.
4. Нормативное и ресурсное обеспечение Программы
Программа разработана в рамках Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции по профилактике внутрибольничных инфекций, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.12.99.
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Объем финансирования составит:
2003 год - 21073,8 тыс. руб.
2004 год - 33386,0 тыс. руб.
2005 год - 27756,0 тыс. руб.
в том числе из областного бюджета:
2003 год - 3883,4 тыс. руб.
2004 год - 16195,6 тыс. руб.
2005 год - 10565,6 тыс. руб.
из средств ТФОМС:
2003 год - 17190,4 тыс. руб.
2004 год - 17190,4 тыс. руб.
2005 год - 17190,4 тыс. руб.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.
5. Организация управления и контроль за ходом
реализации Программы
Реализация Программы осуществляется путем совместной деятельности комитета по здравоохранению Мурманской области, территориального фонда обязательного медицинского страхования, центра госсанэпиднадзора в Мурманской области, органов управления и учреждений здравоохранения области.
Закупки и поставки дезинфицирующих средств и оборудования, осуществляемые комитетом по здравоохранению при реализации Программы, проводятся в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом экономики Мурманской области в соответствии с действующим законодательством.
Комитет по здравоохранению ежеквартально представляет в департамент экономики Мурманской области информацию о ходе выполнения программы и использования бюджетных средств (приложение N 3).
6. Ответственность за реализацию Программы
Комитет по здравоохранению Мурманской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, и отчитываются перед Правительством Мурманской области о реализации Программы (приложение N 3).
7. Оценка эффективности, социально-экономических и
экологических последствий от реализации Программы
Реализация программных мероприятий обеспечит:
- создание системы мониторинга за динамикой эпидемического процесса, распространением возбудителей ВБИ в лечебно-профилактических учреждениях области;
- снижение заболеваемости ВБИ, нетрудоспособности, смертности;
- недопущение групповых очагов, вспышек ВБИ в стационарах, предотвращение затрат на их ликвидацию;
- уменьшение длительности пребывания больных в стационаре;
- снижение затрат на лечение гнойно-септических осложнений в отделениях хирургического профиля;
- отсутствие инфекционных заболеваний медицинского персонала, связанных с его профессиональной деятельностью;
- использование современных, экологически безопасных дезинфицирующих средств, не агрессивных по отношению к медицинскому оборудованию, инструментарию, резине, световолокнистой оптике продлит срок их использования.
8. Сведения о государственном заказчике
Государственным заказчиком является комитет по здравоохранению Мурманской области
адрес: 183038 г.Мурманск, ул. Профсоюзов д.20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.