Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
См. Региональную целевую программу "Развитие донорского движения и службы крови Мурманской области" на 2007-2009 гг., утвержденную Постановлением Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 г. N 338-ПП/8
Постановлением Правительства Мурманской области от 3 марта 2006 г. N 70-ПП настоящая программа изложена в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 27 декабря 2002 г. N 447-ПП/14
Региональная целевая программа
"Развитие донорского движения и службы крови Мурманской области на 2003-2006 годы"
3 марта 2006 г.
Паспорт
региональной целевой программы
Наименование программы - "Развитие донорского движения и службы крови Мурманской
области на 2003-2006 годы" (далее - Программа)
Дата принятия решения - постановление Правительства Мурманской области от
о разработке Программы, 05.08.2002 N 285-ПП "О разработке региональных целевых
дата ее утверждения программ";
постановление Правительства Мурманской области от
27.12.2002 N 447-ПП/14 "О региональной целевой программе
"Развитие донорского движения и службы крови Мурманской
области на 2003-2006 годы"
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской области
заказчик Программы
Основные разработчики - комитет по здравоохранению Мурманской области;
Программы государственное учреждение здравоохранения "Мурманская
областная станция переливания крови"
Цели и задачи Программы - цели:
развитие, организация и пропаганда донорства крови и ее
компонентов;
расширение номенклатуры компонентов крови
- задачи:
повышение качества компонентов крови, совершенствование
технологии их производства
Важнейшие целевые 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
индикаторы 1. Увеличение
и показатели количества доноров
на 1000 населения 13,5 13,6 15,8 18,3 18,5
2. Увеличение
количества
заготовленной
цельной крови на 1
жителя (мл.) 16,0 16,9 18,0 18,5 18,6
3. Увеличение
переработки крови
на компоненты для
выдачи в ЛПУ (%) 93 96 97 98,5 99
4. Увеличение
объема одной
кроводачи (мл.) 402 410 420 425 430
Сроки и этапы - 2003 - 2006 годы
реализации Программы
Объемы и источники - средства областного бюджета в общем объеме (ценах 2001
финансирования года)
28947 тыс. рублей, в т.ч.:
2003 год - 7098 тыс. рублей;
2004 год - 8793 тыс. рублей;
2005 год - 6514 тыс. рублей;
2006 год - 6542 тыс. рублей
финансовые средства ежегодно уточняются в установленном
порядке с учетом имеющихся возможностей
Ожидаемые конечные - стабилизация структуры донорских кадров;
результаты реализации качественное улучшение производства компонентов крови;
Программы и показатели обеспечение практически достоверной инфекционной
социально-экономической безопасности компонентов крови;
эффективности удовлетворение потребностей лечебных учреждений в
компонентах крови;
повышение устойчивости службы крови при возникновении
чрезвычайных ситуаций
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Разработке Программы предшествовал всесторонний анализ службы крови Мурманской области, ее технологических возможностей по производству компонентов крови и устойчивости при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По своим климато-географическим особенностям и насыщенности потенциально опасными для населения объектами Мурманская область относится к числу регионов с экстремальными условиями проживания. Это обусловливает значимость укрепления и дальнейшего совершенствования службы крови на территории области.
Служба крови является одним из важнейших разделов здравоохранения, направленных на снижение смертности и инвалидности населения от несчастных случаев, острых и хронических заболеваний, в том числе при катастрофах и других чрезвычайных ситуациях. Стабильное ее функционирование неразрывно связано с сохранением в области донорского потенциала, необходимостью постоянного обновления и восполнения технического и специального оснащения, организацией современного технологического производства компонентов крови.
ГУЗ "Мурманская областная станция переливания крови" ежегодно заготавливает 77% консервированной крови в области, после переработки которой около 45% произведенных компонентов и гемостандартов передаются, в том числе в лечебно-профилактические учреждения муниципальных образований.
Трансфузия крови, ее компонентов и препаратов - это весьма эффективный метод лечения больных. Альтернативы донорской крови и ее компонентам сейчас нет.
Единственным источником донорской крови и плазмы является взрослый человек в возрасте от 18 лет, не имеющий противопоказаний к крово- и плазмодаче.
В связи с комплексом экономических, социальных и медико-демографических причин число доноров в Мурманской области сократилось с 19497 в 1995 г. до 12434 в 2001 г., а объем заготавливаемой донорской крови уменьшился с 15296 литров в 1995 г. до 12375 литров в 2001 г.; число крово- и плазмодач в этот же период сократилось соответственно с 40000 до 21773 (1,8 раза).
В 2000-2005 гг. государственная политика была направлена на повышение компенсационных выплат донорам на восстановительный обед (в 4 раза за 3 года), на переоснащение службы крови современным оборудованием для полной переработки донорской крови на компоненты, на значительное улучшение условий хранения компонентов крови. Проведена большая работа по переподготовке врачей лечебных учреждений в разделе рационального подхода к гемотрансфузиям.
Результатом указанной политики за последние 3 года явилось сохранение числа доноров на уровне 12000, числа крово- и плазмодач - 21000, объема заготавливаемой консервированной крови - около 10000 литров в год, в связи с чем потребность лечебных учреждений в компонентах донорской крови практически удовлетворяется.
Однако к 2005 году только 1,6% населения Мурманской области являются донорами, тогда как по международным стандартам могут быть донорами 10-15% населения.
Ухудшение экологии и показателей здоровья населения Мурманской области увеличило количество медицинских отводов от донации крови за последние 10 лет с 7% до 19% (при этом по причине анемии в 2 раза).
Крайне острой остается проблема стратегического запаса гемотрансфузионных сред в связи с возможными природными катаклизмами, стихийными бедствиями, авариями на промышленных объектах Мурманской области, которые могут привести к многочисленным политравмам. Запасы свежезамороженной плазмы в морозильниках при t -350 С в настоящее время достаточны. Однако технологических условий для создания запаса клеточных элементов до настоящего времени не создано из-за отсутствия производства в РФ криопротекторов.
Служба крови задействована в мобилизационных мероприятиях, созданы мобилизационные мощности в соответствии с заданием - планом на производство донорской крови и ее компонентов на 2000 расчетный год, определены обязательства по поставке донорской крови и ее компонентов в Министерство обороны РФ, ФПС РФ, МВД РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций (500 л. консервированной крови, 6000 л. эритромассы, 6000 л. плазмы, 200 л. гемостандартов).
Поэтому политика в области комплектования донорских кадров и предоставления им льгот, а также заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов должна быть государственной и осуществляться именно комплексным программным методом.
В настоящее время общепризнано, что заготовка, переработка и хранение крови и ее компонентов должны производиться с использованием только современных технологий и пластикатных расходных материалов, позволяющих увеличивать заготовку плазмы крови и ее карантинизацию при одновременном уменьшении заготовки клеточного эритроцитарного компонента. Это в свою очередь ведет к снижению возможности развития посттрансфузионных осложнений, а также в целом позволит уменьшить общий объем заготовки крови.
Значимость решаемых службой крови задач требует значительных материальных затрат. Подготовка и переподготовка специалистов должна проводиться с определенной периодичностью. Медицинское и специальное имущество службы крови подлежит постоянному восполнению и освежению по мере расходования, износа и истечения срока эксплуатации.
С развитием службы появляются новые технологии производства компонентов крови, современные формы управления, прогнозирования и расчета сил и средств производственной трансфузиологии. Все большую значимость в этом направлении обретает автоматизированная система управления, основанная на высоких компьютерных технологиях.
В рамках реализации Программы ожидается стабилизация структуры донорских кадров, качественное улучшение производства компонентов крови, обеспечение практически достоверной инфекционной безопасности компонентов крови, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в качественных компонентах крови, строгий и обоснованный подход лечащих врачей к гемотрансфузиям.
2. Основные цели и задачи программы
Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122, а также законов Мурманской области от 17.03.97 N 50-01 ЗМО "О дополнительных льготах донорам Мурманской области" с изменениями, внесенными законами Мурманской области от 03.06.97. N 61-01-ЗМО, от 06.10.97 N 82-01-ЗМО, от 20.11.2000 N 226-01-ЗМО, от 06.10.2003 N 426-01-ЗМО, от 02.12.2004 N 540-01-ЗМО.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номера Федерального закона от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Мурманской области от 17 марта 1997 г. "О мерах социальной поддержки донорам крови и ее компонентов в Мурманской области" следует читать соответственно "N 122-ФЗ", "N 50-01-ЗМО"
Целью Программы является развитие, организация и пропаганда донорства крови и ее компонентов, расширение номенклатуры компонентов крови и повышение их качества, совершенствование технологии производства компонентов крови, а в итоге удовлетворение потребностей лечебных учреждений в компонентах крови и повышение устойчивости службы крови к функционированию при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Для достижения указанных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
- совершенствование агитационной пропаганды донорства крови и ее компонентов;
- обеспечение правовой и социальной защиты доноров;
- расширение номенклатуры компонентов крови;
- совершенствование технологического процесса производства компонентов крови;
- повышение изосерологической и инфекционной безопасности компонентов крови;
- совершенствование технологии хранения компонентов крови;
- повышение устойчивости службы крови к функционировании при развитии чрезвычайных ситуаций.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
N | Наименование | Годы | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
1 | Количество доноров на 1000 населения (в РФ в 2004 году - 14,5) |
13,5 |
13,6 |
15,8 |
18,3 |
18,5 |
2 | Количество заготовленной цельной крови на 1 жителя (в мл.) (в РФ в 2004 году - 11,8 мл.) |
16 |
16,9 |
18,0 |
18,5 |
18,6 |
3 | Переработка крови на компоненты для выдачи в ЛПУ (в %) (в РФ в 2004 году - 94%) |
93 |
96 |
97 |
98,5 |
99 |
4 | Объем одной кроводачи (в мл.) (в РФ в 2004 году 398,2 мл.) |
402 |
410 |
420 |
425 |
430 |
Программа является среднесрочной, рассчитана на четыре года и в 2006 году по существу будет завершающий этап.
В рамках Программы будет выполняться ряд взаимосвязанных и скоординированных во времени мероприятий, конечным результатом которых должно быть значительное повышение качества производимых компонентов крови и полное удовлетворение потребностей в них лечебных учреждений, а также окончательный перевод службы крови на качественно новый уровень при решении перспективных проблем, стоящих перед ней.
Принятие Закона Мурманской области от 02.12.2004 N 540-01-ЗМО потребовало увеличения суммы компенсационных выплат на обед донорам ориентировочно на 30%, что должно компенсироваться средствами областного бюджета.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122, статья 32, исключил из Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" возможность заготовки крови в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, что, безусловно, потребует увеличить число выездов в районы области выездной бригады ГУЗ "МОСПК".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка: номер Федерального закона от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует читать как "N 122-ФЗ"
С медицинскими аспектами донорства тесно перекликаются и изменения в демографической ситуации. Наряду со снижением численности населения в Мурманской области (миграционные процессы, снижение рождаемости, высокая смертность) наблюдается процесс старения населения. Из 2000 почетных доноров г. Мурманска 70% в возрасте старше 45 лет имеют противопоказания к донорству. Поэтому принципиально важной остается разъяснительная и агитационная работа на предприятиях, ВУЗах и учреждениях города.
Вовлечение новых кадров в донорство достигается за счет работы выездной бригады, заготавливающей 50% всей крови, в районах области. Бесперебойность и своевременность работы выездной бригады зависит от обеспеченности автотранспортом 2-х видов: для перевозки персонала и оснащения.
Исходя из современных требований трансфузионной терапии, очевидным является увеличение количества свежезамороженной донорской плазмы. С этой целью планируется оборудовать операционную стационара и автобус выездной бригады специальными аппаратами для проведения мембранного плазмафереза, позволяющими при одной плазмодаче в 2 раза увеличить дозу забираемой крови. При этом достигается экономия финансовых средств и донорских ресурсов.
Основополагающим вопросом работы службы крови является обеспечение качества и безопасности компонентов крови.
Компоненты эритроцитов, свободные от лейкоцитов и тромбоцитов, белков плазмы (отмытые, фильтрованные) необходимы для трансфузиозависимых, аллосенсибилизированных пациентов.
Эритроциты, консервированные замораживанием - надежный резерв в случаях невозможности обеспечения пациентов эритроцитсодержащими компонентами, хранимыми при положительных температурах. Очень важно иметь в замороженном состоянии эритроциты редких групп крови. Для криоконсервирования эритроцитов необходимы дополнительные морозильные емкости с t до -86°С и криопротекторы - растворы, защищающие эритроциты от разрушения при воздействии низких температур. К сожалению, отечественной промышленностью такие растворы не выпускаются.
Переработка (фракционирование) донорской крови неразрывно связана с наличием необходимого количества современных рефрижераторных высокоскоростных центрифуг, которые сейчас выпускаются в том числе, и отечественной промышленностью (в ГУЗ "МОСПК" в настоящее время в эксплуатации находятся 6 центрифуг РС-6, 80х годов производства, часто выходящих из строя и требующих срочной замены).
Переливание тромбоконцентрата стало обязательным в программной терапии опухолей системы крови, апластической анемии, при проведении курсов химиотерапии, особенно в педиатрической практики.
С целью предотвращения аллосенсибилизации и рефрактерности к переливаниям, тромбоконцентрат необходимо получать методом прерывистого тромбоцитафереза. При производстве такого ТК необходимо специальное оборудование, позволяющее обеспечить закрытый контур производства - стерильконнектор. В этом случае сроки хранения ТК увеличиваются с 6-ти часов до 5-ти суток.
Использование специальных лейкофильтров "Лейкосеп" отечественного производства позволяет получать из донорской крови одновременно два безлейкоцитных компонента: эритроциты и плазму, и является преимуществом перед раздельным фильтрованием и не влияет на сроки хранения указанных компонентов, обеспечивая значительную степень инфекционной безопасности.
Весьма важным звеном заготовки компонентов из донорской крови является ее скрининг на наличие естественных групповых антител. В связи со снижением иммунного статуса населения, за последние 5 лет не удается получать достаточно активные стандартные гемагглютинирующие сыворотки из донорской крови. Для обеспечения серологическими стандартами возникла необходимость в закупке сырья для производства моноклональных диагностичеких сывороток (цоликлонов).
Ежегодно для идентификации вирусов гепатитов и ВИЧ проводится 90000 исследований. Имеющиеся два ИФА-анализатора не позволяют своевременно апробировать донорскую кровь при экстренной заготовке. Возникают затруднения при проведении ежегодных плановых поверок одного из аппаратов или поломке. Приобретение автоматического комплекса для ИФА "Tecan"позволит повысить качество и сократить время на проведение исследований.
Сроки реализации Программы - 2003-3006 годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "2003-3006 годы" имеется в виду "2003-2006 годы"
3. Перечень программных мероприятий
Для решения задач и достижения поставленных целей Программой предусмотрен перечень мероприятий (приложение N 1) по следующим направлениям:
- совершенствование агитации и пропаганды донорства крови и ее компонентов (приложение N 1, п.1);
- обеспечение правовой и социальной защиты доноров (приложение N 1, п.2);
- совершенствование технологического процесса производства компонентов крови (приложение N 1, п.п. 3, 6);
- повышение изосерологической и инфекционной безопасности компонентов крови (приложение N 1, п.п. 4; 6.);
- совершенствование технологии хранения компонентов крови (приложение N 1, п. 5);
- повышение устойчивости службы крови к функционированию при развитии чрезвычайной ситуации.
Служба крови при чрезвычайных ситуациях является одной из составных частей всего комплекса мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Деятельность службы крови при различных чрезвычайных ситуациях, при выполнении задач медицинской службы гражданской обороны и в особый период должна соответствовать виду и объему помощи на этапах медицинской эвакуации.
Для устойчивого функционирования службы крови в первые двое суток при возникновении чрезвычайной ситуации содержится неснижаемый резерв компонентов и препаратов крови в количествах, необходимых для обеспечения лечебных учреждений:
свежезамороженная плазма - 150-160 л.;
раствор альбумина - 40-50 л. (в ГУЗ "МОСПК" не
производится, приобретается
за счет текущего финансирования);
эритроцитарная масса - 40-50 л;
гемостандарты - на 1000 исследований в течение
первых суток (50 комплектов
стандартных сывороток 2х серий)
плюс на 10000 исследований в
течение месяца (500 комплектов).
Кроме того, областная станция переливания крови должна иметь неснижаемый и постоянно обновляемый запас расходных материалов (пластикатные сдвоенные контейнеры "Гемакон", системы для переливания крови, марля, бинты, спирт 960 и т.д.) для экстренной заготовки донорской крови в количестве 5000 литров в месяц с целью выполнения мероприятий, связанных с обеспечением медицинской службы гражданской обороны и в особый период.
Управление службой крови при чрезвычайной ситуации должно быть непрерывным, результативным, соответствующим характеру обстановки и строиться на принципе единоначалия.
Расходы по выполнению настоящей задачи учтены в текущем финансировании.
Вышеперечисленные мероприятия по реализации Программы позволят более качественно производить компоненты крови, более рационально использовать их в клинической практике, что позволит уменьшить и общий объем заготовки донорской крови (приложение N 2).
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Ввиду того, что выполнение Программы направлено на обеспечение потребностей лечебных учреждений Мурманской области в компонентах донорской крови с целью решения задач жизнеобеспечения и безопасности населения, ее финансирование должно вестись за счет средств областного бюджета. Комитету по здравоохранению Мурманской области - государственному заказчику Программы для ее выполнения потребуется финансирование из областного бюджета:
Тыс. руб.
Источники и направления финансирования |
Годы реализации | ||||
2003-2008 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Всего областной бюджет |
28947 |
7098 |
8793 |
6514 |
6542 |
Увеличение стоимости основных средств |
8535 |
2040 |
3595 |
2100 |
800 |
Областной бюджет | 8535 | 2040 | 3595 | 2100 | 800 |
Прочие расходы | 20412 | 5058 | 5198 | 4414 | 5742 |
Областной бюджет | 20412 | 5058 | 5198 | 4414 | 5742 |
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются с учетом имеющихся финансовых возможностей.
5. Механизм реализации программы
Реализация Программы осуществляется путем совместной деятельности комитета по здравоохранению Мурманской области и Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная станция переливания крови".
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик Программы ежегодно согласовывает с департаментом экономического развития и департаментом финансов Мурманской области уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые государственным заказчиком при реализации Программы, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
Ежегодно до 1 февраля государственный заказчик Программы направляет в департамент экономического развития Мурманской области доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разработанных департаментом экономического развития Мурманской области.
По Программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, государственный заказчик подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в Правительство Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области и департамент финансов Мурманской области доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
6. Оценка социально-экономической эффективности программы
Мероприятия Программы имеют большое социальное и экономическое значение.
Реализация Программы позволит:
стабилизировать численность и структуру донорских кадров;
увеличить производство компонентов крови из плазмы с возможностью их хранения до 1 года при одновременном уменьшении общего объема заготовки донорской крови;
обеспечить практически достоверную инфекционную безопасность компонентов донорской крови;
повысить качество производимых компонентов крови;
полностью удовлетворить потребности лечебных учреждений в компонентах донорской крови;
повысить устойчивость службы крови, как структуры территориального здравоохранения, при возникновении чрезвычайной ситуации.
Реализация Программы к 2006 году создаст необходимые условия для устойчивого функционирования службы крови Мурманской области на качественно новом уровне, что в свою очередь позволит лечебным учреждениям повысить качество помощи населению области и снизить уровень смертности и инвалидности от несчастных случаев, острых хронических заболеваний.
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
<< Назад |
Приложение 1 >> к программе. Перечень мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 27 декабря 2002 г. N 447-ПП/14 "О региональной целевой программе "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.