Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 10 октября 2003 г. N 267-ПП/13
Региональная целевая программа
"Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Паспорт Программы
Наименование - региональная целевая программа "Защита
Программы населения Мурманской области от туберкулеза" на
2004-2008 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения - постановление Правительства Мурманской области
о разработке от 05.08.2002 N 285-ПП "О разработке
Программы, региональных целевых программ"
дата ее утверждения
Основание для решения - постановление Правительства Российской
о разработке Федерации от 13.11.2001 N 790 "О федеральной
Программы целевой программе "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера (2002-2006)";
- постановление Правительства Российской
Федерации от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по
стабилизации и развитию здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации"
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской области
заказчик
Программы
Основные разработчики - комитет по здравоохранению Мурманской области;
Программы Мурманский областной противотуберкулезный
диспансер
Цели и задачи - стабилизация эпидемиологической ситуации,
Программы, связанной с туберкулезом на территории
показатели Мурманской области (своевременное выявление
заболеваемости и больных, стабилизация показателей
важнейшие целевые заболеваемости, смертности;
показатели - развитие материально - технической базы
противотуберкулезной службы;
- совершенствование методов ранней диагностики
туберкулеза;
- повышение эффективности лечения больных
туберкулезом;
- профилактика заболеваний туберкулезом
медицинского персонала;
- подготовка медицинских кадров по вопросам
профилактики, диагностики и лечения туберкулеза
Сроки и этапы - 2004-2008 г.г.
реализации Программы
Исполнители Программы - администрации городов и районов Мурманской
и основных области;
мероприятий - комитет по здравоохранению Мурманской области;
- областной противотуберкулезный диспансер;
- центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в Мурманской
области;
- УИН Минюста РФ по Мурманской области
Объемы и источники - общее финансирование:
финансирования 2004 год - 96 212 тыс.руб.
2005 год - 63 376 тыс.руб.
2006 год - 72 937 тыс.руб.
2007 год - 71 984 тыс.руб.
2008 год - 55 504 тыс.руб.
в том числе
- из областного бюджета:
2004 год - 41 750 тыс.руб.
2005 год - 29 271 тыс.руб.
2006 год - 34 532 тыс.руб.
2007 год - 34 312 тыс.руб.
2008 год - 34 012 тыс.руб.
- из бюджетов городов и районов Мурманской
области:
2004 год - 22 102 тыс.руб.
2005 год - 16 970 тыс.руб.
2006 год - 27 260 тыс.руб.
2007 год - 26 527 тыс.руб.
2008 год - 15 347 тыс.руб.
- из федерального бюджета:
2004 год - 32 360 тыс.руб.
2005 год - 17 135 тыс.руб.
2006 год - 11 145 тыс.руб.
2007 год - 11 145 тыс.руб.
2008 год - 6 145 тыс.руб.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно
уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых
возможностей.
Ожидаемые конечные - стабилизация эпидемиологической ситуации по
результаты реализации туберкулезу;
Программы - выявление при профилактических осмотрах не
менее 50% впервые заболевших туберкулезом
больных;
- увеличение показателя излечения впервые
выявленных больных;
- сокращение расходов на дорогостоящее
стационарное лечение;
- обеспечение безопасных условий труда сотрудников
противотуберкулезной службы
Система организации - контроль за реализацией программы осуществляет
контроля за исполнением заместитель Губернатора Мурманской области,
Программы курирующий здравоохранение
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Региональная целевая программа "Защита населения Мурманской области от туберкулеза" на 2004-2008 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства РФ от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)". Программа должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, лечения и реабилитации.
В Российской Федерации туберкулез остается одной из наиболее значимых и неотложных проблем здравоохранения. С 1991 года заболеваемость в стране возросла в 2,7 раза. В 2001 году показатель заболеваемости составил 88,2 на 100 000 населения, смертности от туберкулеза - 20,1 на 100000 населения.
В Мурманской области эпидемиологическое благополучие закончилось в 1990 году. Показатель заболеваемости постоянного населения к 2002 году увеличился в 3 раза и составил 45,9 на 100,0 тыс. населения против 15,7 в 1990 году. Регистрируются все более тяжелые острозаразные формы туберкулеза, протекающие по типу скоротечной чахотки. 75 % таких больных умирают в течение первых двух месяцев после выявления заболевания. Смертность от туберкулеза на территории области по сравнению с 1990 годом возросла в 9,5 раз (1990 г. - 1,2; 2002 г. - 11,5 на 100,0 тыс. населения), причем на долю умерших до 1 года наблюдения приходится более трети случаев. Ежегодно растет заболеваемость детей (1990 г. - 0,7; 2002 г. - 6,6 на 100,0 тыс. детского населения). В 2002 году впервые за последние десятилетия в области зарегистрирована детская смертность от туберкулеза.
Остается высокой заболеваемость туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы Мурманской области, несмотря на то, что в последние годы отмечается тенденция к стабилизации показателей (СИЗО - 2001 г. - 480,0; 2002 г. - 486,6 на 100 тыс. осужденных; тюрьмы - 2001 г. - 1861,2; 2002 г. - 1476,0 на 100 тыс. заключенных).
Особенностью современного периода является рост численности больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. По итогам 2000 года в Российской Федерации среди впервые выявленных бактериовыделителей множественная лекарственная устойчивость была зарегистрирована у 7,2 % пациентов. Начиная с 1991 г. в Мурманской области увеличилось количество пациентов с заразной формой туберкулеза с 280 до 660 человек. Ежегодно увеличивается удельный вес пациентов с лекарственно-устойчивыми формами (первичная устойчивость в 1991 г. - 15 %, 2002 г. - 44 %; вторичная устойчивость в 1991 г. - 57 %, 2002 г. - 84 %).
На низком уровне осуществляются мероприятия по раннему выявлению туберкулеза. Профилактическими флюорографическими обследованиями охвачено только 50 % населения, что приводит к недовыявлению 30 % больных ежегодно и ведет к утяжелению форм туберкулеза, длительной лекарственной терапии, повышению выхода на инвалидность, росту источников инфекции.
На современном этапе лечение больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза должно быть комплексным, включающим не менее пяти-шести противотуберкулезных препаратов, стоимость которых значительно превышает стоимость препаратов используемых при чувствительных формах туберкулеза.
Регулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью и их правильное использование - два ключевых момента, обеспечивающих успех лечения данной группы больных.
Курс лечения пациентов с множественной устойчивостью (согласно рекомендациям ВОЗ "Руководство по организации пилотных проектов, направленных на лечение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, 2002 г.") включает:
- минимум четыре препарата (а в некоторых случаях восемь), к которым сохранена чувствительность;
- высшие дозы из рекомендуемых;
- курс лечения от 18 до 24 месяцев.
Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" раздел II п.5 "Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом" режим химиотерапии - комбинация противотуберкулезных препаратов, длительность их приема, сроки и содержание контрольных обследований, а также организационные формы проведения лечения - определяются в зависимости от группы, к которой относится больной туберкулезом.
Так, режим IY (лечение больных с множественной лекарственной устойчивостью) включает минимум пять противотуберкулезных препаратов с длительностью фазы не менее шести месяцев и три противотуберкулезных препарата на фазе продолжения с длительностью фазы не менее 12 месяцев. При неэффективности терапии курс лечения удлиняется до 24 месяцев на различных фазах.
Федеральные поставки противотуберкулезных препаратов для лечения больных с устойчивыми формами туберкулеза осуществляются в недостаточном количестве, поэтому необходимо дополнительное финансирование из местного бюджета. В 2002 году потребность в препаратах резервного ряда была удовлетворена только на 15 %.
Значительный резервуар неизвестных источников инфекции сосредоточен в основном среди социально-неблагополучных категорий населения. В Мурманской области около 60 % впервые выявленных больных не имеют постоянного места работы, ежегодно растет число лиц без определенного места жительства, мигрантов.
Высока заболеваемость туберкулезом в тюрьмах, находящихся на территории Мурманской области (2001 г. - 1861,2 на 100,0 тыс. заключенных).
Большинство пациентов - бывшие заключенные, лица без определенного места жительства и работы, страдающие алкоголизмом. Около 40 % больных прерывают назначенное лечение по собственной инициативе. До 50 % досрочных выписок из стационара МОПТД обусловлены злостными нарушениями режима.
Остро стоит вопрос кадрового обеспечения.
Специальность врача-фтизиатра стала не престижной. Отсутствие средств индивидуальной защиты при работе с пациентами, несоблюдение санитарных норм и правил по размещению инфекционных больных ежегодно приводят к заболеванию сотрудников противотуберкулезной службы области.
Здания стационара не соответствуют "Санитарным правилам устройства, оборудования и эксплуатации больниц", в связи с чем ЦГСЭН в г. Мурманске неоднократно давал предписания о необходимости их реконструкции.
Условия стационара не позволяют разделить потоки больных с заразными и незаразными, чувствительными и нечувствительными к антибактериальным препаратам формами туберкулеза, что приводит к внутрибольничному инфицированию больных и персонала и увеличению числа пациентов с устойчивыми формами туберкулеза.
С 1997 года на территории области действует международная программа Мурманск-Финляндия "Противотуберкулезный проект по повышению эффективности профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области".
I этап - 1997-2001 годы
II этап - 2002-2004 годы
Цели проекта:
1. Повышение эффективности диагностики и безопасности лабораторий, исследующих биоматериал.
2. Развитие стратегий контроля и лечебных услуг.
3. Развитие системы поставок и снабжения лекарственными препаратами.
4. Обучение и обмен экспертами.
Проект финансируется в рамках финской двухсторонней Программы Сотрудничества с соседними областями Северо-Запада России и Балтийскими странами.
Проектный бюджет на 1997-2001 годы составил 582868 EURO (3465579 FIM), на 2002-2004 годы - 605473 EURO (3600000 FIM).
С 01.06.2001 года реализуется проект "Здоровые соседи. Больницы городов Мурманска и Киркенеса".
Основные области сотрудничества:
1. Приобретение медицинского оборудования.
2. Двустороннее обучение медицинского персонала.
3. Обмен опытом по внедрению экспертной оценки.
Проектный бюджет составляет 700000 NOK или 3100 тыс. рублей.
В 2002 году проведена значительная работа по улучшению материально-технического состояния областного противотуберкулезного диспансера: введен в строй после реконструкции пищеблок, закончен капитальный ремонт рентгенологического отделения и зубоврачебного кабинета. В 2003 году начата реконструкция стационара противотуберкулезного диспансера за счет средств областного бюджета и с привлечением денежных средств Королевства Норвегия.
В рамках действия международных программ производится закупка медицинского и лабораторного оборудования, компьютеров, лекарственных препаратов; проводится обучение сотрудников противотуберкулезной, лабораторной служб, общелечебной сети, системы УИН на национальных и международных курсах; осуществляется социальная поддержка больных туберкулезом.
Благодаря совместной работе противотуберкулезных служб области и УИН в 2002 году более 75 % освобожденных больных туберкулезом удалось привлечь к продолжению лечения.
Противотуберкулезная служба Мурманской области постоянно взаимодействует с Мурманским региональным отделением Российского Красного Креста.
На территории области с октября 1999 года реализуется программа "РОКК против туберкулеза и СПИДа в России" при финансовой поддержке Норвежского Красного Креста.
Основным направлением деятельности является медикосоциальная поддержка больных туберкулезом. За 2002 год сотрудники МРО РКК оказали 1450 медицинских и социально-бытовых услуг, было выделено 682473 руб. на приобретение белковых и гигиенических наборов, обеспечение горячего питания.
За время действия программы МРО РКК передало противотуберкулезной службе области и УИН 23 микроскопа, медицинское оборудование, расходные материалы на 20000 исследований для лаборатории.
Несмотря на проводимые в области мероприятия по профилактике туберкулеза, проблема остается одной из приоритетных и требует дальнейшего развития. Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем требующих неотложного решения: укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных туберкулезом с лекарственной устойчивостью; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из бюджетов всех уровней, общественных организаций, внебюджетных источников финансировани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.