Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о Единой дежурно-диспетчерской службе - 01 Мурманской области
(утв. Постановлением Губернатора Мурманской области от 29 октября 2003 г. N 250-ПЗ)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, состав, условия функционирования Единой дежурно-диспетчерской службы - 01 Мурманской области (далее - ЕДДС-01);
1.2. ЕДДС-01 является органом повседневного управления Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и предназначена для приема сообщений об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях от населения и организаций, оперативного реагирования на них и управления поисково-спасательными, аварийно-спасательными и пожарными силами постоянной готовности, координации совместных действий ведомственных дежурнодиспетчерских служб (далее - ДДС) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
1.3. ЕДДС-01 создается в пределах имеющейся численности личного состава Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области (далее - ГУ по делам ГО и ЧС) и совмещает функции оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях ГУ по делам ГО и ЧС и центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС).
1.4. Создание и функционирование ЕДДС-01 не отменяет существовавшего до ее появления порядка приема дежурнодиспетчерскими службами сообщений от населения о происшествиях (по телефонам "01", "02", "03", "04" и др.).
1.5. Общее руководство ЕДДС-01 осуществляет начальник ГУ по делам ГО и ЧС области.
1.6. Непосредственное руководство деятельностью ЕДДС-01 осуществляет начальник Единой дежурно-диспетчерской службы- 01 Мурманской области.
1.7. ЕДДС-01 является вышестоящим органом для дежурнодиспетчерских служб организаций, входящих в областную подсистему РСЧС, по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС при угрозе или возникновении ЧС.
1.8. По вопросам службы дежурная смена ЕДДС-01 подчиняется дежурному офицеру центра управления в кризисных ситуациях ГУ по делам ГО и ЧС.
1.9. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС ЕДДС-01 руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Губернатора и Oравительства Мурманской области, решениями комиссии по чрезвычайным ситуациям области, приказами начальника ГУ по делам ГО и ЧС, а также настоящим положением.
2. Основные задачи и состав ЕДДС - 01
2.1. ЕДДС-01 включает:
- дежурно-диспетчерский персонал пункта управления ЕДДС-01;
- дежурно-диспетчерский персонал ЦППС;
- комплекс средств автоматизации и связи ЕДДС- 01.
2.2. ЕДДС-01 решает следующие основные задачи:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, включая пожары, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС и органов управления, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от ЕДДС муниципальных образований и взаимодействующих ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ними информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ее ликвидации;
- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС и сил, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования;
- своевременное направление подразделений ГПС и областной аварийно-спасательной службы на тушение пожаров или ликвидацию ЧС, а в необходимых случаях - обеспечение временной передислокации подразделений;
- информирование ЕДДС муниципальных образований, ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных им сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- доведение задач, поставленных КЧС области, до ЕДДС муниципальных образований, ДДС и подчиненных им сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- оперативное управление аварийно-спасательными и пожарными силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и других ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных полномочий);
- оповещение руководящего состава Мурманской территориальной подсистемы РСЧС, органов управления по делам ГО и ЧС;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка ранее разработанных планов и согласованных вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантов решений и действий по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;
- обобщение информации о ЧС, произошедших за сутки дежурства, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- обеспечение оперативно-диспетчерской связи между запасным пунктом управления Правительства Мурманской области, пунктом управления ЕДДС-01, ЦППС, оперативной группой ГУ по делам ГО и WQ, ДДС, ЕДДС муниципальных образований;
- разработка типовых планов ликвидации ЧС и алгоритмов действий оперативно-дежурной смены.
2.3. ЕДДС-01 области выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на пункте управления ЕДДС-01 и ЦППС составом оперативно-дежурной смены.
2.4. Оперативно-дежурная смена ЕДДС-01 области включает:
- оперативно-дежурную смену пункта управления ЕДДС-01;
- оперативно-дежурную смену ЦППС.
2.5. Оперативно-дежурная смена пункта управления ЕДДС-01 обеспечивает:
- устойчивое управление силами и средствами, привлекаемыми для предотвращения и ликвидации ЧС во всех режимах функционирования ЕДДС-01;
- взаимодействие органов местного самоуправления, органов управления по делам ГО и ЧС с дежурно-диспетчерскими службами, принимающими участие в предотвращении или ликвидации ЧС;
- сбор от ЕДДС муниципальных образований, ДДС, населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС, а также информации за сутки дежурства по утвержденным формам и доведение ее до соответствующей ДДС по предназначению;
- анализ и оценку поступившей информации, доведение ее до руководства ГУ по делам ГО и ЧС, КЧС области, органов местного самоуправления;
- своевременное наращивание сил и средств ЕДДС-01 при переводе ее в высшие режимы функционирования;
- поддержание устойчивой непрерывной связи с Северо - Западным региональным центром МЧС России, дежурно-диспетчерскими службами, взаимодействующими с ЕДДС-01, ЦППС;
- поддержание автоматизированной системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему и передаче команд (сигналов) оповещения;
- оповещение дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС-01, сил РСЧС постоянной готовности;
- оповещение населения о возникновении ЧС по системе централизованного оповещения ГО и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.
2.6. Оперативно-дежурная смена центрального пункта пожарной связи обеспечивает:
- прием и переадресацию всех сообщений о происшествиях, предпосылках и фактах чрезвычайных ситуаций, пожарах и другой информации требующей совместных действий дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС-01 на оперативного дежурного пункта управления ЕДДС-01 или оперативного дежурного запасного пункта управления Правительства Мурманской области;
- оперативно-диспетчерскую связь с подразделениями пожарной охраны;
- своевременное направление подразделений на тушение пожаров или ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий;
- передачу и прием информации с места работы подразделений;
- оперативный учет пожарной техники гарнизона, находящейся в боевом расчете, в резерве, на выполнении заданий;
- прием сообщений и высылку на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних муниципальных образований;
- поддержание устойчивой непрерывной связи с дежурнодиспетчерскими службами, взаимодействующими с ЕДДС-01, запасным пунктом управления Правительства Мурманской области, пунктом управления ЕДДС-01;
- представление на пункт управления ЕДДС-01 суточной сводки о происшедших пожарах.
При организации и обеспечении работы подразделений по тушению пожаров дежурная смена центрального пункта пожарной связи руководствуется должностными инструкциями и подчиняется дежурному заместителю и помощнику начальника службы пожаротушения.
2.7. Комплекс средств автоматизации и связи (КСАС) ЕДДС-01 предназначен для информатизации и автоматизации выполнения персоналом ЕДДС-01 следующих управленческих функций:
- сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- организация связи при тушении пожаров;
- оценка, анализ и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображение на электронной карте территории области;
- накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных за область, областных органах управления, силах и средствах постоянной готовности, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
КСАС ЕДДС-01 должен сопрягаться с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящими объектами автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
2.8. Начальник смены - оперативный дежурный ЕДДС-01 имеет право самостоятельно принимать решение по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) взаимодействующим дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством ГУ по делам ГО и ЧС, Правительством Мурманской области или руководством областных служб.
Высылать подразделения пожарной охраны для ликвидации ЧС, не связанных с тушением пожара, путем согласования с ответственным по гарнизону.
2.9. О всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС начальник смены - оперативный дежурный ЕДДС-01 докладывает непосредственно начальнику ГУ по делам ГО и ЧС.
2.10. Начальник смены - оперативный дежурный ЕДДС-01 обязан, после получения данных об угрозе или возникновении ЧС, немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации и несет ответственность за своевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.
3. Порядок комплектования и подготовки кадров
3.1. Комплектование личным составом ЕДДС-01 области осуществляется под руководством начальника ГУ по делам ГО и ЧС и производится из специалистов, имеющих высшее техническое или среднетехническое образование, способных грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
3.2. Должностные лица ЕДДС-01 должны знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность (положения, наставления, инструкции, алгоритмы действий и др.), уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру области, особенности несения службы на подведомственных им участках.
3.3. Обучение должностных лиц ЕДДС-01 производится по программе утвержденной начальником ГУ по делам ГО и ЧС.
Основными формами обучения являются: тренировки дежурных смен, участие дежурных смен в мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, занятия в учебнометодическом центре по ГО и ЧС.
Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые совместно с взаимодействующими ДДС осуществляются в соответствии с планом утвержденным начальником ГУ по делам ГО и ЧС.
4. Порядок функционирования ЕДДС-01
4.1. ЕДДС-01 функционирует в трех режимах:
- повседневной деятельности;
- повышенной готовности;
- чрезвычайной ситуации.
4.2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС-01 осуществляет круглосуточное дежурство составом оперативно-дежурная смены, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В режиме повседневной деятельности ЕДДС-01 обеспечивает:
- прием от населения, организаций, дежурно-диспетчерских служб и ЕДДС-01 муниципальных образований сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС и пожаров;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению сил и средств постоянной готовности, средств связи и оповещения;
- сбор и внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС;
В режиме повседневной деятельности проводятся учебнотренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС-01 в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы или возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС-01, незамедлительно передаются дежурно-диспетчерской службе ответственной за ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий.
Получив сообщение об угрозе возникновения ЧС диспетчер ЦППС переключает корреспондента на оперативного дежурного ЕДДС-01.
Оперативный дежурный ЕДДС-01 уточняет информацию, оценивает обстановку и докладывает начальнику (первому заместителю начальника) ГУ по делам ГО и ЧС. Получив указания о привлечении сил и средств, порядке действий, оперативный дежурный ЕДДС-01 через оперативного дежурного пункта управления ГУ по делам ГО и ЧС информирует ДДС, в сферу ответственности которых входит ликвидация возникшей угрозы ЧС.
4.3. После доклада начальником ГУ по делам ГО и ЧС председателю КЧС области информации о возникшей угрозе ЧС и принятии им решения оперативный дежурный переводит ЕДДС-01 в режим повышенной готовности.
В режиме повышенной готовности ЕДДС-01 обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС, ГУ по делам ГО и ЧС, ЕДДС муниципальных образований, взаимодействующих ДДС, подчиненных сил и средств ГО и ЧС;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- оценку возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств, корректировку планов взаимодействия;
- подготовку и осуществление докладов по подчиненности;
- координацию действий ДДС, сил и средств РСЧС при принятии ими мер по предотвращению ЧС.
4.4. В случае, если произошедшее чрезвычайное происшествие, согласно классификации, попадает в разряд чрезвычайной ситуации, оперативный дежурный ЕДДС-01 по команде начальника ГУ по делам ГО и ЧС переводит ЕДДС-01 в режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС-01 выполняет задачи по:
- оповещению и передаче оперативной информации между органами управления, ДДС при организации ликвидации ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- обработке и анализу данных о ЧС, определению ее масштаба и уточнению состава ДДС и сил, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещению о переводе в высшие режимы функционирования;
- координации действий ДДС, сил и средств, привлекаемых для проведении работ по защите населения и территорий от ЧС;
- доведению задач, поставленных КЧС области, до ЕДДС муниципальных образований, ДДС и подчиненных им сил постоянной готовности, контролю их выполнения и организации взаимодействия;
- оперативному управлению аварийно-спасательными и пожарными силами и средствами постоянной готовности, постановке и доведению до них задач по локализации и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и других ЧС, принятию необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных полномочий);
- осуществлению контроля за выдвижением оперативных групп в район ЧС;
- контролю за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременному оповещению и информированию населения о складывающейся обстановке и опасностях;
- обобщению информации о ЧС, ходе работ по их ликвидации и представлению соответствующих докладов по подчиненности.
4.5. В режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между дежурно-диспетчерскими службами организаций осуществляется через ЕДДС-01 области. Для этого в ЕДДС-01 от взаимодействующих ДДС в обязательном первоочередном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС-01 до всех заинтересованных ДДС.
4.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС-01, обрабатывается и обобщается диспетчером (оперативным дежурным). В зависимости от содержания поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС01 информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям дежурно-диспетчерских служб доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
4.7. При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность КЧС области, ГУ по делам ГО и ЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС-01 обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС области собранной информации, подготовку донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств Мурманской территориальной подсистемы РСЧС.
4.8. Все сообщения передаются в ЕДДС-01 в формализованном виде.
Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС-01 и взаимодействующей дежурно-диспетчерской службой, утверждаемыми председателем КЧС Мурманской области.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации. При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой взаимодействующих ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
Начальник Главного управления
по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям по
Мурманской области |
В. Лишик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.