Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 35. Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками
1. Избирательная комиссия Мурманской области проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, Избирательная комиссия Мурманской области проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия Мурманской области вправе в соответствии с настоящим Законом проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидата.
2. Избирательная комиссия Мурманской области вправе обратиться с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в срок, установленный Избирательной комиссией Мурманской области, сообщить Избирательной комиссии Мурманской области о результатах проверки.
3. Избирательная комиссия Мурманской области для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии Мурманской области, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания сведений, содержащихся в подписных листах, недостоверными. Для установления достоверности указанных сведений Избирательная комиссия Мурманской области вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
4. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
5. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется Избирательной комиссией Мурманской области. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
6. При проведении проверки достоверности подписей избирателей, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, политических партий, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О соответствующей проверке Избирательная комиссия Мурманской области извещает представивших установленное для регистрации кандидата количество подписей кандидата уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов.
7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в Избирательную комиссию Мурманской области, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в Избирательную комиссию Мурманской области.
8. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
10. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
11. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
12. Недействительными считаются:
1) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации уполномоченных представителей соответствующих политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых расположено за пределами территории Мурманской области;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, названными уполномоченными представителями, кандидатом;
9) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 4 и 5 к настоящему Закону.
13. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 9 и 11 пункта 12 настоящей статьи.
14. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 10 и 12 настоящей статьи.
15. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
16. Если количество выявленных при выборочной проверке недостоверных и недействительных подписей избирателей составит 25 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Избирательная комиссия Мурманской области принимает решение об отказе в регистрации кандидата.
17. Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
18. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом Избирательной комиссии Мурманской области с правом решающего голоса и представляется в Избирательную комиссию Мурманской области для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению Избирательной комиссии Мурманской области. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, не менее чем за двое суток до дня заседания Избирательной комиссии Мурманской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае, если количества достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 25 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидат, политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе получить в Избирательной комиссии Мурманской области одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.