Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 3 февраля 2000 г. N 3-ПП/1
Программа
государственной поддержки развития малого
предпринимательства в Мурманской области на
2000-2004 годы
Паспорт программы
государственной поддержки развития малого предпринимательства
в Мурманской области на 2000-2004 годы
Наименование Программы: Программа государственной поддержки развития
малого предпринимательства в Мурманской области
на 2000-2004 годы.
Основание разработки Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ
Программы: "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации";
Закон МО от 28 июня 1995 года N 14 "Об основах
государственной поддержки малого
предпринимательства в Мурманской области";
Постановление Губернатора Мурманской области
от 28 июня 1999 года N 262-ПГ "О подготовке
и реализации поддержки малого
предпринимательства в Мурманской области в
2000-2001 гг."
Государственный заказчик Комитет по экономической политике администрации
Программы: Мурманской области (координатор).
Основные разработчики Комитет по экономической политике администрации
Программы: Мурманской области;
Государственный фонд развития малого
Предпринимательства Мурманской области.
Цель Программы: Обеспечение условий для развития малого
предпринимательства в Мурманской области путем
повышения качества и эффективности мер
государственной поддержки на региональном
уровне.
Задачи Программы: Устранение нормативно-правовых,
административных и организационных барьеров,
препятствующих эффективному развитию и
функционированию малого бизнеса на территории
Мурманской области.
Обеспечение малых предприятий информационными,
консалтинговыми и обучающими услугами через
систему специализированных территориальных
структур поддержки малог предпринимательства.
Содействие развитию международного
сотрудничества малых предприятий и
региональной производственной кооперации.
Создание и развитие региональной системы
финансовой, имущественной и организационной
поддержки малого предпринимательства.
Сроки реализации 2000-2004 гг.
программы:
Ответственные за Органы государственной власти Мурманской
исполнение области;
основных программных Государственный фонд развития малого
мероприятий: предпринимательства Мурманской области;
Государственный комитет по охране окружающей
среды Мурманской области;
Департамент Федеральной службы занятости
населения по Мурманской области;
Мурманское территориальное управление
Министерства РФ по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства;
Союз промышленников и предпринимателей
Мурманской области;
Северная торгово-промышленная палата;
Институт экономических проблем КНЦ РАН;
Органы местного самоуправления;
Некоммерческое партнерство "Объединение
предприятий и предпринимателей Мурманской
области "Кольский север";
Северо-Западный научно-технический центр
"Экология и ресурсы";
Некоммерческая организация "Союз
рыбопромышленников севера";
Некоммерческое партнерство "Мурманская
Арбитражная гильдия";
Мурманский центр научно-технической информации
(ЦНТИ);
Мурманский государственный технический
университет.
Объем и источники Общий объем финансирования в 2000-2004 гг.
финансирования: Ежегодно в тыс. рублей:
- субсидии областного бюджета: 5000
- кредит областного бюджета: 5000
- гарантии областного бюджета: 10000
- собственные средства Государственного фонда
развития малого предпринимательства Мурманской
области: 500
- кредит Федерального фонда поддержки малого
предпринимательства: 5000
- иные источники: 6000
- собственные средства участников
Программы: 10400
Система управления и Координационный совет
контроля:
Содержание проблемы
и необходимость ее решения программными методами
Малое предпринимательство за последнее десятилетие стало неотъемлемой составной частью экономики Мурманской области. В 1999 году в городах и поселках области устойчиво работают 2890 малых предприятий. Малый бизнес осуществляет деятельность во всех отраслях экономики области и дает около 14 млн. рублей доходной части консолидированного бюджета Мурманской области. Предпринимательство позволило смягчить негативные последствия структурной перестройки градообразующих предприятий. Для многих населенных пунктов области предпринимательство оказалось практически единственной возможностью обеспечения занятости населения.
Вместе с тем, развитие малого предпринимательства в Мурманской области сдерживается как по объективным причинам, так и из - за недостаточного внимания государственных органов и органов местного самоуправления к этой сфере экономики.
Снижение реальных доходов населения негативно отразилось на потребительском спросе на товары и услуги, производимые малыми предприятиями. Низкие доходы от коммерческой деятельности малых предприятий, явно выраженный фискальный характер налоговой политики и отсутствие у государства финансовой возможности компенсировать эти факторы льготным предоставлением заемного капитала не позволяют предпринимателям поддерживать свой бизнес на конкурентном уровне. Для того чтобы обеспечить существующие и создать новые предприятия, сохранить рабочие места и налоговые поступления, малым предприятиям необходимо постоянно оказывать организационно-техническую, финансовую и имущественную поддержку. Администрация Мурманской области, органы местного самоуправления должны принимать меры для предотвращения дальнейшего вытеснения с регионального рынка товаров местных товаропроизводителей.
На территории области недостаточно используется часть разведанных и подготовленных к эксплуатации природно-сырьевых ресурсов, простаивают и приходят в негодность незагруженные производственные мощности, не снижается безработица. Отсутствует системный подход к формированию и реализации механизма реструктуризации нерентабельных предприятий и создания на их базе или с ее использованием эффективных малых производств. Эта проблема может найти решение в различных формах производственной и сбытовой кооперации, в развитии субконтрактных отношений, в укреплении региональных, межрегиональных и международных связей.
В сложном положении находятся малые предприятия, оказывающие социально-значимые услуги. Они не могут существовать без государственной поддержки, предоставления дотаций, субсидий, гарантированных госзаказов на малорентабельную, но социально - важную продукцию или услуги. В особом внимании нуждаются "вынужденные предприниматели" - уволенные в запас военнослужащие, молодежь, женщины, безработные. Средства, вкладываемые в поддержку предпринимательства в этой среде, имеют большое значение для сохранения социальной активности и воспроизводства экономически активного населения.
В сложившихся условиях проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить только объединенными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, используя при этом программно-целевые методы.
Предлагаемая Программа разработана на основе анализа современного состояния малого предпринимательства Мурманской области с учетом тенденций развития государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации.
Основные цели и задачи Программы
Цель Программы: обеспечение условий для развития малого предпринимательства в Мурманской области путем повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне.
Для достижения цели поставлены следующие четыре задачи, позволяющие в условиях ограниченных ресурсов разрешить ключевые проблемы развития малого предпринимательства в Мурманской области:
- устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого бизнеса на территории Мурманской области;
- обеспечение малых предприятий информационными, консалтинговыми и обучающими услугами через специализированные государственные и негосударственные территориальные структуры поддержки малого предпринимательства;
- содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества малых предприятий и региональной производственной кооперации,
- создание региональной системы финансовой, имущественной и организационной поддержки малого предпринимательства.
Сроки и этапы реализации
Программа рассчитана на период 2000-2004 годы. Этапы выполнения Программы совпадают с формированием и исполнением ежегодного областного бюджета. Календарный план выполнения конкретных мероприятий для каждого этапа разрабатывает государственный заказчик (координатор).
Принципы и источники финансирования
В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости и добровольности, которые обеспечивают широкие возможности для участия в мероприятиях Программы всех заинтересованных юридических и физических лиц. В рамках своих полномочий территориальные представительства федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации принимают на себя обязательства осуществить целевые мероприятия программы преимущественно за счет собственных средств. Координационный совет согласует действия участников Программы и изыскивает дополнительные (в том числе иностранные) ресурсы для финансирования.
Администрация Мурманской области финансирует мероприятия Программы в объеме 0.5% суммы областного бюджета в соответствие с законом от 7 июня 1999 года N 150-01-ЗМО "О внесении изменений в закон Мурманской области "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области" и бюджетной заявкой, предоставляемой ежегодно государственным заказчиком. Расходование указанной суммы осуществляется в соответствие с разрабатываемым Правительством и утверждаемым Губернатором положением о финансировании мероприятий программы. Безвозвратное финансирование мероприятий программы, как правило, осуществляется Департаментом финансов администрации Мурманской области. Инвестиционные кредиты и краткосрочные займы субъектам малого предпринимательства уполномочен предоставлять государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства участвует в финансировании программы в соответствие с условиями Соглашения с Администрацией Мурманской области и Государственным фондом развития малого предпринимательства Мурманской области.
Программа предусматривает участие и долевое финансирование мероприятий и предпринимательских проектов, включенных в муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Система программных мероприятий
Программа состоит из следующих основных мероприятий (Приложение N 1):
1. Административно-организационная поддержка и нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3. Создание условий доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
4. Адресная поддержка приоритетных проектов малых предприятий.
5. Формирование социальных условий и благоприятного общественного мнения.
6. Обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства, методическое и аналитическое обеспечение.
Данная структура программных мероприятий обеспечивает преемственность развития всей системы государственной поддержки на федеральном, региональном и территориальном уровнях в интересах малого бизнеса. В каждом разделе предусматриваются свои относительно независимые цели и задачи, масштабность которых может варьироваться с учетом имеющихся ресурсов.
Раздел 1. Административно-организационная поддержка и
нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
Становление и развитие малого предпринимательства зависит от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления. В Мурманской области принято несколько нормативных актов, направленных на поддержку предпринимательской деятельности. К сожалению, по ряду причин не все положения этих документов реализуются на практике.
Программа предусматривает повышение организующей роли исполнительной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, совершенствование региональной нормативно-правовой базы и направлена на:
- уточнение действующей региональной нормативно-правовой базы и упрощение долговременных и дорогостоящих "разрешительных" процедур, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства (государственная регистрация, лицензирование и т.п.);
- создание новых льгот и стимулов для развития малого предпринимательства;
- повышение статуса и полномочий государственных и негосударственных структур, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства;
- сохранение преемственности с ранее изданными правовыми актами и недопущение положений, потенциально усложняющих или ухудшающих ситуацию для малого предпринимательства;
- предоставление малым предприятиям возможности получения государственных заказов на производство продукции, товаров и оказание услуг;
- организацию информационных баз о наличии технологического оборудования, сырьевых ресурсов, нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и развития его инфраструктуры;
- обеспечение защиты личности и собственности в сфере малого предпринимательства.
Предусматривается, что административно-организационная и нормативно-правовая поддержка малого предпринимательства будет осуществляться в соответствие с настоящей Программой, а также ведомственными и муниципальными программами.
Раздел 2. Развитие общедоступной инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства
Мероприятия настоящего раздела Программы направлены на повышение эффективности действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, и создание новых, прежде всего, системы инновационных, маркетинговых и информационно-консультационных услуг. Реализация предлагаемых мероприятий будет стимулировать предпринимательскую активность и и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса, что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных и экономических проблем. Все структуры, составляющие систему, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании предприятий малого бизнеса.
Предусматривается, что администрация Мурманской области, с помощью федеральных и международных организаций, при заинтересованности со стороны органов местного самоуправления создаст территориальную сеть учебно-деловых и информационно-маркетинговых центров, бизнес-инкубаторов и технопарков. Внедрение региональной системы дистанционного консалтинга для субъектов малого предпринимательства позволит оперативно отвечать на большинство запросов предпринимателей, осуществлять эффективный обмен информацией между консультантами и предпринимателями в рамках единого информационного пространства.
Осуществление запланированных взаимосвязанных проектов второго раздела Программы позволит сформировать стройную и эффективную систему взаимодействия малых предприятий Мурманской области с хозяйственными субъектами других регионов России и зарубежными партнерами, которая обеспечит:
- функционирование единого "прозрачного" информационного пространства о состоянии и возможностях регионального рынка;
- реализацию маркетинговых мероприятий по продвижению продукции и услуг малых предприятий Мурманской области, в том числе позволяющих многократно интенсифицировать процесс поиска партнера и упростить процедуры заключения сделок;
- условия для кооперации и субконтрактации между крупными промышленными предприятиями Мурманской области, Северо-запада России, Москвы, других регионов России межрегионального и международного товарообмена.
Проведение ежегодных выставок, "дней малого бизнеса в городах Мурманской области", конференций, форумов делового сотрудничества малых предприятий Мурманской области с партнерами из регионов России, стран СНГ, Евро-Арктического Баренцева региона и дальнего зарубежья обеспечат хорошие предпосылки для эффективного вовлечения предприятий малого бизнеса Мурманской области в межрегиональное и международное экономическое сотрудничество.
Раздел 3. Создание условий доступа малых предприятий к
финансовым ресурсам
Основным препятствием на пути малых предприятий при получении кредитов в коммерческих кредитно-финансовых учреждениях является отсутствие достаточного обеспечения возврата финансовых ресурсов при повышенной степени риска. Одним из способов решения проблемы может быть предоставление малым предприятиям частичных гарантий за счет бюджетных средств и создание системы взаимокредитования и страхования финансовых рисков малых предприятий. В этой связи предлагается:
- создание системы бюджетных гарантий для малого предпринимательства;
- создание условий для микрокредитования и самофинансирования малых предприятий, аккумулирование средств малых предприятий в специализированных структурах, деятельность которых осуществляется на принципах взаимности и субсидиарной ответственности участников;
- создание муниципальных фондов поддержки малых предприятий и формирование финансовых ресурсов в органах местного самоуправления для предоставления гарантий и кредитов малым предприятиям. Важнейшими и эффективными региональными инструментами имущественной поддержки малого предпринимательства станут: аренда, финансовый лизинг, франчайзинг.
Содействие в становлении региональных лизинговых компаний, а также в продвижение услуг лизинговых компаний Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России будет способствовать оснащению малых предприятий Мурманской области современным технологическим, офисным и коммуникационным оборудованием, имущественными комплексами, транспортными и другими средствами, необходимыми для развития их бизнеса.
Предприниматели должны получить доступ к информационным ресурсам Санкт-Петербургского и Московского межрегиональных лизинговых центров, на базе которых формируются специализированные базы данных об оборудовании для малого бизнеса (включая и вторичное), его производителях, поставщиках, лизингодателях и потенциальных потребителях.
Создание и развитие Мурманского лизингового центра позволит удовлетворить потребности малых предприятий в консультационных услугах в области лизинга, организовать обучение персонала лизинговых компаний и предпринимателей основам лизинговых правоотношений.
В Программе предусмотрена поддержка пилотных франчайзинговых проектов малых предприятий и популяризация франчайзинга как одного из эффективных механизмов поддержки предпринимательства.
Раздел 4. Адресная поддержка
приоритетных проектов малых предприятий
Многие проекты малых предприятий, имеющие особое социально-экономическое значение для Мурманской области, в том числе в области экологии, развития инфраструктуры туризма, инновационного и высокотехнологичного производства, зачастую не отвечают критериям коммерческого кредитования по срокам окупаемости и достаточности гарантий возврата кредитов. Одним из направлений решения проблемы должна явиться адресная поддержка проектов в виде льготного финансирования, предоставляемая на конкурсной и долевой основе из средств областного бюджета. Победители конкурса могут пользоваться и другими льготами: снижением размеров арендной платы за пользование областным (муниципальным, по согласованию) имуществом, отсрочками и рассрочками текущих платежей по обязательствам перед органами субъекта федерации и местного самоуправления.
Перспективным направлением имущественной поддержки является создание высокоэффективных малых предприятий на базе неликвидных основных фондов предприятий-банкротов.
Предполагается , что при выборе объектов для финансирования будут учитываться интересы смежных программ: экологических, занятости населения, развития туризма и других. Координация программ позволяет быстрее и с меньшими затратами достичь поставленных целей каждой из программ. Направлениями (отраслями) для адресной поддержки следует определить:
- проекты в области сбора, сортировки, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов, внедрения новых технологий и оборудования ресурсо- и энергосбережения;
- развитие инфраструктуры туризма;
- проекты малых предприятий в депрессивных зонах и населенных пунктах;
- поддержка малых предприятий в "Зонах экономического роста";
- создание малых предприятий при реструктуризации и диверсификации предприятий;
- развитие проектов малых предприятий в инновационной сфере и высоких технологиях;
- развитие народных промыслов и ремесел;
- сфера бытовых услуг и "челночный бизнес" (отработка механизмов взаимокредитования, улучшение социально-бытовых условий).
В процессе адресной поддержки предпринимательских проектов будут отрабатываться механизмы привлечения ресурсов коммерческих кредитно-финансовых учреждений и посткризисные технологии имущественной поддержки малого предпринимательства.
Раздел 5. Формирование благоприятных социальных условий и
общественного мнения
С целью формирования позитивного отношения к предпринимательской деятельности, укрепления социального статуса предпринимательства, содействия созданию новых и эффективному развития действующих субъектов малого предпринимательства планируется:
- проведение различных мероприятий для обеспечения оперативного взаимодействия предпринимательской общественности с органами власти и управления области и местного самоуправления, со средствами массовой информации, с общественными организациями и объединениями, с деятелями науки и культуры;
- содействие в организации профессиональных гильдий, партнерств, общественных объединений малого бизнеса;
- поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан, направленных на обеспечение их занятости;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей;
- содействие развитию молодежного и женского предпринимательства.
Оперативная информация в СМИ о деятельности государственных органов по поддержке предпринимательства, об опыте развития малых предприятий, о благотворительных акциях предпринимателей, проведение различных конкурсов среди предпринимателей и среди журналистов - все это будет способствовать активному вовлечению населения в предпринимательскую деятельность и формированию благоприятного общественного климата.
Раздел 6. Обучение и переподготовка кадров для малого
предпринимательства, методическое и аналитическое
обеспечение
Развитие малого предпринимательства в значительной степени сдерживается недостатком подготовленных специалистов в области малого бизнеса. В рамках настоящей Программы предполагается создать благоприятные условия для дальнейшего развития системы обучающих услуг для малого предпринимательства в Мурманской области и обеспечить подготовку и переподготовку кадров для малых предприятий; подготовку и переподготовку госслужащих в сфере малого бизнеса; подготовку и переподготовку консультантов городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
С целью прогнозирования и выработки политики в отношении к приоритетам развития малого предпринимательства предполагается проведение научно-исследовательских работ, социологических исследований, формирование информационно-статистических массивов.
Для предпринимателей и для служащих, занятых в сфере поддержки предпринимательства, будет продолжен выпуск справочных материалов и методических пособий.
Раздел 7. Организация управления, механизмы и контроль
реализации программы
Организация выполнения программы возлагается на Государственного заказчика (координатора). По отдельным направлениям программы Государственным заказчиком разрабатываются конкретные планы действий и мероприятий, которые утверждаются Губернатором.
Для обеспечения управления Программой предполагается также создание Координационного совета во главе с заместителем Губернатора Мурманской области. В состав Координационного совета входят представители Областной Думы, комитета по экономической политике, комитета по управлению государственным имуществом администрации Мурманской области, Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственного фонда развития малого предпринимательства Мурманской области, руководители проектных групп (проектов Программы). Положением о Координационном Совете и его состав утверждаются постановлением Губернатора Мурманской области. Координационный Совет наделяется правами и ресурсами, достаточными для осуществления координации, межведомственного взаимодействия и оперативного контроля над выполнением основных мероприятий Программы. Координационный Совет совместно с государственным заказчиком осуществляет конкурсный отбор исполнителей проектов (подрядчиков работ), финансируемых из средств областного бюджета, разрабатывает и реализует график организационно-технических мероприятий, ведет приемку выполненных работ, представляет Губернатору Мурманской области отчеты по результатам выполнения мероприятий Программы.
Раздел 8. Оценка эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность реализации Программы будет оцениваться исходя из изменения удельного веса и налоговых поступлений от предприятий малого бизнеса. Скоординированные действия всех участников Программы должны охватить мерами государственной поддержки большинство малых предприятий и обеспечить:
- рост общего количества устойчиво работающих предприятий на 6 - 8 % в год;
- достижение темпов экономического роста в секторе малого бизнеса на уровне не менее -10% в год;
- увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней на 12% в год;
- снижение социальной напряженности и отрицательных последствий высвобождения рабочей силы с крупных предприятий
- повышение уровня благосостояния населения.
В Мурманской области будет создана основа государственной поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Мурманской области от 3 февраля 2000 г. 3-ПП/1 "О Программе государственной поддержки малого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.