Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Информирование избирателей
и предвыборная агитация
Статья 32. Информационное обеспечение выборов депутатов представительных органов
Информационное обеспечение выборов депутатов представительных органов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов депутатов представительных органов.
Статья 33. Информирование избирателей
1. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках.
2. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов.
3. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов, сроках и порядке совершения избирательных действий, законодательстве Российской Федерации о выборах депутатов представительных органов, кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, осуществляют избирательные комиссии.
4. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Законом.
5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям.
6. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов представительных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах депутатов представительных органов, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
7. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается публикация (обнародование) данных о результатах выборов депутатов представительных органов, в том числе размещение таких данных в информационнотелекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
Статья 34. Опросы общественного мнения
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов представительных органов, является разновидностью информирования избирателей. Несоблюдение требований федерального закона при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законом.
2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов представительных органов, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (обнародование), обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию (обнародование).
3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами депутатов представительных органов, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
Статья 35. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов представительных органов
1. Информационное обеспечение выборов депутатов представительных органов осуществляется муниципальными и негосударственными организациями телерадиовещания, а также редакциями муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.
2. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также материалы, освещающие деятельность кандидатов.
3. Под муниципальными организациями телерадиовещания и муниципальными периодическими печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются муниципальные органы и организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств местного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представительных органов имеется муниципальная доля.
4. Под негосударственными организациями телерадиовещания и негосударственными периодическими печатными изданиями в настоящем Законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под действие пункта 3 настоящей статьи и пункта 2 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
5. Перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, публикуется избирательной комиссией муниципального образования по представлению администрации муниципального образования.
Статья 36. Предвыборная агитация
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
2. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:
1) призывы голосовать за или против кандидата;
2) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, в частности указание на то, за кого из кандидатов будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат;
7) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов или против них, против всех кандидатов.
3. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.
4. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день проведения голосования.
5. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата в установленном настоящим Законом порядке. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.
6. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Мурманской области, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 17 настоящего Закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
7. Лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты представительных органов.
8. Использование изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке в агитационных материалах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в окружную избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 42 настоящего Закона, а в случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании - по требованию окружной избирательной комиссии. Данное ограничение не распространяется на использование кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в предвыборной агитации публично высказанных и опубликованных (обнародованных) мнений с указанием даты (периода времени) этого опубликования (обнародования) и наименования средства массовой информации, в котором было осуществлено это опубликование (обнародование). Ссылка в агитационных материалах на положительное высказывание о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке, общественном объединении, входящем в избирательный блок, физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это мнение было опубликовано (обнародовано) до официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов представительных органов, и должна содержать указание о дате (периоде времени) этого высказывания, опубликования (обнародования) и наименование средства массовой информации, в котором было осуществлено это опубликование (обнародование).
9. Политическая партия, в том числе входящая в избирательный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим избирательным блоком кандидата и последующей регистрации этого кандидата соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном периодическом печатном издании, а также в сети "Интернет". Такая публикация должна быть осуществлена в рамках использования бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии с настоящим Законом, либо оплачена из избирательного фонда кандидата. Политическая партия, входящая в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу в случае, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу.
Статья 37. Агитационный период
1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания его избирательного фонда, прекращается в ноль часов по московскому времени за сутки до дня голосования.
2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
3. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Статья 38. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
1. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ в порядке, установленном федеральным законом, настоящим Законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам за плату, а в случае и порядке, предусмотренных настоящим Законом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
2. Зарегистрированные кандидаты не вправе использовать предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов.
3. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях и организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на то соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях и организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий кандидат, выдвинутый одновременно на других выборах в этом же или ином муниципальном образовании, вправе получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в указанных муниципальных организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня.
4. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании избирательными объединениями, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь.
5. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями.
6. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и в этот же срок представлены в избирательную комиссию муниципального образования вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.
7. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом считается непредставление в избирательную комиссию муниципального образования уведомления, указанного в пункте 6 настоящей статьи, в установленный в указанном пункте срок.
8. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, по формам и в порядке, которые установлены Избирательной комиссией Мурманской области.
9. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить указанные в пункте 8 настоящей статьи учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня голосования.
10. Расходы муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
11. Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком до предоставления эфирного времени, печатной площади. Порядок и условия оформления указанных договоров устанавливается Избирательной комиссией Мурманской области.
Статья 39. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
1. Бесплатное эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
2. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
3. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных на количество зарегистрированных кандидатов.
4. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам исключительно для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий. Если на каждого зарегистрированного кандидата из общего объема бесплатного эфирного времени приходится менее пяти минут бесплатного эфирного времени, данное правило не применяется. В совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично.
5. Участие в совместных агитационных мероприятиях представителей зарегистрированного кандидата допускается только в следующих случаях:
1) если зарегистрированный кандидат болен, что подтверждено документом медицинского учреждения;
2) тяжелой болезни (смерти) близких родственников зарегистрированного кандидата или его (ее) супруги (супруга);
3) при наличии заявления о направлении представителя от кандидата, находящегося в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена администрацией учреждения, в котором содержится под стражей подозреваемый или обвиняемый).
6. Зарегистрированный кандидат вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом объем эфирного времени, отведенного для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник. Такому участнику по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной в результате деления объема эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников указанного агитационного мероприятия. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшемуся от участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированному кандидату.
7. Оставшаяся после предоставления для проведения совместных агитационных мероприятий часть бесплатного эфирного времени, выделяемого муниципальными организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях между всеми зарегистрированными кандидатами, подавшими заявки на участие в жеребьевке, указанной в пункте 8 настоящей статьи.
8. Жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир на бесплатной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, проводит избирательная комиссия муниципального образования с участием представителей соответствующей организации телерадиовещания по завершении регистрации кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 14 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в муниципальных периодических печатных изданиях.
9. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов.
10. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов на платной основе определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой соответствующей организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены избирательной комиссии муниципального образования, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 14 настоящего Закона.
11. Если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, он обязан не позднее чем за три дня до выхода в эфир сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению.
12. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 6 статьи 38 настоящего Закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях.
13. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов, а также рекламой товаров, работ и услуг.
14. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов представительных органов.
Статья 40. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях
1. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы депутатов представительных органов, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами.
2. Общий минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций муниципальных периодических печатных изданий бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема печатной площади соответствующего издания. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации, официально публикуется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов представительных органов и в этот же срок предоставляется в избирательную комиссию муниципального образования.
3. Общий объем бесплатной печатной площади распределяется между кандидатами, зарегистрированными по соответствующему избирательному округу, путем деления общего объема выделяемой печатной площади на число зарегистрированных кандидатов, подавших заявку на участие в жеребьевке распределения бесплатной печатной площади.
4. Бесплатные публикации агитационных материалов зарегистрированных кандидатов осуществляются по графику, составленному по результатам жеребьевки редакцией периодического печатного издания. Жеребьевку, в результате которой определяется дата бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, по завершении регистрации кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования проводит редакция муниципального периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии муниципального образования, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 14 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.
5. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
6. Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов.
7. Дата опубликования платных предвыборных агитационных материалов определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии муниципального образования, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 14 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.
8. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 6 статьи 38 настоящего Закона, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
9. Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком.
10. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
11. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
Статья 41. Условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий
1. Органы местного самоуправления обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.
2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями рассматриваются органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. По заявке зарегистрированного кандидата помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем на установленное избирательной комиссией муниципального образования время зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений, избирательных блоков для проведения встреч с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов при проведении массовых мероприятий. Если указанное помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов представительных органов, было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из указанных лиц, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому лицу из указанных лиц в предоставлении помещения на таких же условиях.
4. Кандидаты вправе на основе договора арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности, для проведения собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов и других массовых мероприятий.
5. Для агитационных целей не могут предоставляться здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
6. Предвыборная агитация и публичные выступления зарегистрированных кандидатов на мероприятии, финансируемом, организуемом или проводимом для населения органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями допускаются только в случае, если об этом мероприятии были извещены все зарегистрированные кандидаты по данному избирательному округу и им была предоставлена возможность выступить на этом мероприятии.
7. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части. Такое здание (помещение) выделяется для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии. Встречи зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц.
8. Обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборной агитации посредством массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 42. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 39 и 40 настоящего Закона, должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую окружную избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
4. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
5. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата и с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
6. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, статьей 43 настоящего Закона.
7. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей избирательной комиссии муниципального образования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится до сведения кандидатов соответствующими окружными избирательными комиссиями.
8. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов представительных органов, производится на равных условиях для всех кандидатов. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в муниципальной собственности, плата не взимается.
9. Организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам равные условия для размещения агитационных материалов.
10. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Статья 43. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации
1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выступления кандидатов, их доверенных лиц, иные агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.
3. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов местного самоуправления.
4. В период избирательной кампании выборы депутатов представительных органов и их результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр.
5. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами депутатов представительных органов деятельности кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных блоков, а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, доверенные лица кандидатов и иные лица и организации, указанные в пункте 5 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью и обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложением об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей и доверенных лиц, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.
7. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от опубликования (обнародования) агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно опубликовать (обнародовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предоставлении кандидату возможности бесплатно опубликовать (обнародовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была опубликована (обнародована) первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут, а при предоставлении печатной площади опровержение или иное разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме, который должен быть не меньше, чем объем первоначального компрометирующего текста. Непредоставление кандидату такой возможности до окончания агитационного периода является основанием для привлечения организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Установленные данным пунктом правила не распространяются на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
8. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, установленного настоящим Законом, соответствующая избирательная комиссия муниципального образования вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.